narcorik.ru



САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ. Статья 137


ГЛАВА 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ. Статья 137

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Конституция РФ
Раздел I
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Статья 137

1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

2

1. Изменения в статье 65 Конституции РФ, определяющей состав РФ, отличаются по юридической природе от поправок к Конституции РФ - такие изменения вносятся в упрощенном порядке. Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции РФ устанавливается статьями 65, 66, 108, 137 Конституции РФ, ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации". При этом упрощенный порядок изменения распространяется только на часть 1 статьи 65 Конституции РФ, и только на изменения, следующие из изменения состава РФ или из переименования субъектов РФ, иные изменения в статью 65 Конституции РФ могут быть внесены только путем принятия конституционных поправок.

2. Часть 1 статьи 65 Конституции РФ определяет состав РФ. В состав Российской Федерации входят 21 республика, 9 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Статус субъекта РФ определяется Конституцией РФ, конституцией и уставом субъекта РФ, он может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом. При этом статус субъекта РФ может быть изменен только в пределах перечня видов субъектов РФ, закрепленного статьей 5 Конституции РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа), выход или исключение субъекта из состава РФ противоречил бы конституционному принципу целостности и неприкосновенности территории РФ. Изменения в статью 65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса РФ. Такой федеральный конституционный закон должен содержать указание о включении соответствующих изменений и дополнений в статью 65 Конституции РФ. При этом часть 2 статьи 65, часть 5 статьи 66 и часть 1 статьи 137 во взаимосвязи содержат простор для толкования. Часть 2статьи66 ичасть5 статьи 67 содержат упоминания о федеральном конституционном законе (может быть, о двух или даже о трех федеральных конституционных законах, что, на мой взгляд, непринципиально), определяющем (определяющих) общие принципы и общий порядок принятия в РФ, образования в ее составе нового субъекта, изменения статуса субъекта РФ. В части 1 статьи 137 идет речь о федеральных конституционных законах, которые должны быть приняты в каждом конкретном случае принятия в РФ, образования в ее составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса РФ, эти федеральные конституционные законы выражают волю или согласие РФ на принятие в ее состав и на образование в ее составе нового субъекта, на изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ и являются основанием для внесения соответствующих изменений в статью 65 Конституции РФ. При этом часть 2 статьи 65 и часть 1 статьи 67 содержат небольшое противоречие: в статье 65 говорится о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта во множественном числе, как о двух различных юридических процедурах, в статье 137 принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта отождествляются, что может толковаться как невозможность образования нового субъекта РФ в действующих границах РФ. В любом случае границы субъекта РФ не могут быть изменены без его согласия. Для выхода автономного округа из состава края, области изменения статьи 65 Конституции РФ не требуется.

3. Согласно части 2 статьи 137 Конституции РФ в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включениювстатью65Конституции РФ. Конституционный Суд, рассматривая дело о толковании части 2 статьи 137 Конституции РФ, исходил из того, что изменение наименования субъектов РФ находится в ведении субъектов РФ. Согласно постановлению Конституционного Суда от 28 ноября 1995 г. 15-П "По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации" включение нового наименования субъекта РФ в статью 65 Конституции РФ осуществляется указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке (при условии, что переименование субъекта РФ не затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы РФ, других ее субъектов, других государств и не предполагает изменения состава РФ или конституционно-правового статуса ее субъекта). В 1996 г. были изданы два таких указа: Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. (в статью 65 включены наименования - Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия-Алания) и от 10 февраля 1996 г. (новое наименование субъекта РФ - Республика Калмыкия).

0

3

1. Основанием для внесения изменений в ч. 1 ст. 65, определяющую состав РФ и конституционно-правовой статус каждого субъекта РФ, является, согласно ст. 137 (ч. 1) Конституции, ФКЗ о принятии в состав РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, а также об изменении конституционно-правового статуса субъекта Федерации. Принятие ФКЗ по такому вопросу происходит не в общем законодательном процессе, а в специальном порядке. Круг субъектов законодательной инициативы для данного случая общий согласно ч. 1 ст. 104; не требуется и одобрения законодательными органами двух третей субъектов РФ.

Предложения об изменениях состава РФ исходили из различных соображений и целей: уменьшение "чрезмерного" количества субъектов РФ, более полное соответствие субъектов РФ существующим социально-экономическим и культурным связям между территориями РФ, укрупнение небольших по населению и уровню экономического развития субъектов РФ, включение экономически слабых и нуждающихся в федеральных дотациях субъектов РФ в состав смежных и более мощных субъектов РФ ("доноров" федерального бюджета), ограничение возможностей развития различных сепаратистов и т.п.

Некоторые предложения (объединение одной группы субъектов РФ в Уральскую Республику, другой группы - в Сибирскую, третьей группы - в Дальневосточную Республику) не встретили достаточной поддержки. Не было поддержано и предложение о восстановлении нарушенного в 30-х годах единства Бурятской автономии путем объединения Республики Бурятии, двух бурятских автономных округов и небольших разделяющих их территорий.

Так, в конце прошлого века в Санкт-Петербурге и Ленинградской области активно обсуждался, но так и не был решен вопрос об их объединении в один субъект РФ.

Было осуществлено образование новых субъектов РФ в результате разделения прежде существовавших (например, разделение Чечено-Ингушской Республики на две республики: Чеченскую и Ингушскую; объединение двух субъектов РФ (например, Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край); включения территорий некоторых автономных округов с их ликвидацией в состав тех субъектов РФ, в составе которых эти округа состояли до этого (Красноярский край, Иркутская, Читинская, Тюменская области и др.).

Вопрос об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ неоднократно возникал и решался тем или иным образом. Незадолго до принятия Конституции 1993 г. произошло преобразование некоторых автономных областей в республики в составе РФ (Адыгея, Алтай), подтвержденное Конституцией. Вопрос о своем преобразовании в республики ставился, например, в Чукотском автономном округе, в Свердловской области, но был решен отрицательно. В каждом случае положительного решения вопросов такого рода тоже требуется ФКЗ.

Вопрос о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта извне ее границ на практике не возникал. Иногда даже в отдельных субъектах Федерации (например, Чечня) возникал вопрос о выходе из состава РФ. Но Конституция, упоминая о возможности вступления в состав РФ нового субъекта, не предусматривает возможности отделения от нее.

Могут возникнуть и вопросы, связанные с нецелесообразностью сохранения шести (а фактически даже семи) предусмотренных в ст. 5 и 65 Конституции разных видов конституционно-правового статуса равноправных субъектов Федерации. Различий в правовом статусе краев и областей или автономной области и автономных округов практически нет; оправданно ли вообще сохранение номинально различных, но практически тождественных статусов? Не следует ли установить, при каких условиях (по составу населения и др.) субъект РФ может иметь статус этнической автономии? Ведь в одних случаях "титульный" этнос не составляет и 2-3 процентов, в других - до 20, а иногда и 75 процентов (например, в Туве)? В иных областях национальное меньшинство может составлять 15 процентов и более, но автономии нет. Во многих автономиях население в огромном большинстве является русским, эти субъекты РФ реально являются обыкновенно русскими региональными областями (или даже республиками) с высокой степенью гарантированности социально-экономических прав и законных интересов этнических меньшинств, которая несомненно должна быть значительно повышена.

2. Часть 2 ст. 137 устанавливает еще более упрощенный порядок внесения поправок в ч. 1 ст. 65 в случае изменения официального наименования субъекта РФ. Согласно ст. 71-73 Конституции, изменение наименования субъекта РФ относится к исключительной компетенции законодательной власти данного субъекта РФ. Включение нового наименования субъекта РФ рассматривалось как техническая операция, в связи с чем ее порядок не был никем точно определен.

В связи с этим, по мнению Государственной Думы, обнаружилась неопределенность в том, какой орган и каким правовым актом уполномочен решить вопрос о включении в ч. 1 ст. 65 нового наименования субъекта РФ. Дума обратилась по этому поводу в Конституционный Суд с запросом о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции.

Конституционный Суд Постановлением от 28 ноября 1995 г. N 15-П (СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 48-68) определил, что изменения наименования субъектов РФ включаются в текст ст. 65 Конституции указом Президента на основании решения субъекта Федерации, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях Президент использует полномочия, предоставленные ему частью 1 ст. 85 Конституции (согласительные процедуры и т.п.). Не является изменением наименования субъекта РФ в указанном смысле и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, РФ в целом либо интересы других государств, а также предполагает изменение состава РФ или конституционно-правового статуса ее субъекта.

0

4

1. Статья 65 Основного закона впервые в конституционной истории России определяет полный перечень субъектов Российской Федерации. В момент проведения референдума по Конституции Российской Федерации только два года прошло с момента распада СССР, и авторы Основного закона пытались сделать все возможное ради сохранения целостности России. Поэтому можно с уверенностью сказать, что это норма является дополнительной гарантией незыблемости федеративного устройства страны. Однако в результате конституционной реформы начала 90-х гг. XX в. Россия в сравнении с иными государствами мира стала федерацией с наибольшим числом субъектов. Хотя распад федеративных государств (СССР, ЧССР, СФРЮ), произошедший на рубеже XX-XXI вв., был вызван не размерами их территорий или числом субъектов, а крахом социалистического режима, тем не менее, очевидно, существует какое-то оптимальное число субъектов федерации, позволяющее обеспечить управляемость страны в целом.

Итак, часть 1 комментируемой статьи устанавливает три варианта изменения федеративного устройства России.

Принятие в ее состав нового субъекта Федерации, т.е. вхождение в состав Российской Федерации новой территории, находящейся за пределами ее государственных границ и в момент обращения к России с просьбой о вхождении в ее состав имеющей статус суверенного государства или его части. Очевидно, данная ситуация может возникнуть только в случае добровольного согласия самого суверенного государства на вхождение целиком или его части в состав Российской Федерации. В противном случае это будет нарушение принципа территориальной целостности, закрепленного Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.*(718) Видимо, такой способ изменения федеративного устройства включен в текст Конституции с расчетом на изменение политической ситуации на постсоветском пространстве. Однако авторы комментария полагают, что даже положительное решение о вхождении в состав России, принятое на референдуме в таких образованиях, как республики Южная Осетия, Абхазия и Приднестровье, не будет иметь законной силы.

Образование в составе России нового субъекта Федерации может произойти путем объединения граничащих между собой субъектов Федерации, либо путем разделения существующего ранее субъекта Федерации. Таким способом, правда еще до вступления в силу Конституции 1993 г., образовались Чеченская и Ингушская Республики после разделения Чечено-Ингушской АССР*(719), а также Пермский и Красноярский края и Камчатская область после слияния их с входившими в них автономными округами*(720). Думается, что с точки зрения объективности процесс укрупнения субъектов даст положительный результат, поскольку вхождение равноправных субъектов в состав друг друга, как отмечалось выше (см. комментарий к ст. 65), является юридическим нонсенсом.

Изменение конституционно-правового статуса субъекта Федерации означает преобразование субъекта из одной формы в другую. Как отмечалось выше (см. комментарий к ст. 5), Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Таким образом, например, преобразование области в край или республику будет рассматриваться как изменение конституционно-правового статуса субъекта Федерации. При этом остается спорным вопрос о преобразовании единственной в составе России автономной области - Еврейской, поскольку после ее преобразования будет навсегда утрачен один из типов субъектов Федерации, закрепленных практически неизменной главой первой Конституции России (см. комментарий к ст. 5).

Все перечисленные выше изменения федеративного устройства России осуществляются федеральными конституционными законами. Ныне действует единый Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Федерации", устанавливающий общий порядок изменения статуса субъекта и обязывающий Президента Российской Федерации на основании обращения к нему законодательных (представительных) органов государственной власти назначить на территории преобразуемого субъекта (субъектов) референдум по существу решаемого вопроса*(721). В случае принятия на референдуме положительного решения издается индивидуальный федеральный конституционный закон о порядке преобразования субъекта Федерации (см. комментарий к ст. 65). Первым подобным актом стал Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа"*(722). При этом выход автономного округа из состава области или края, в который он ранее входил, по образцу Чукотского автономного округа*(723), как способ изменения его конституционно-правового статуса без согласия федеральных органов государственной власти юридически запрещен Федеральным законом "О референдуме Российской Федерации"*(724).

2. Не все изменения федеративного устройства России могут носить столь глобальный характер, как это установлено ч. 1 комментируемой статьи. Некоторые из них могут касаться только изменения наименования субъекта Федерации. В таком случае решение об этом принимается законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а затем новое наименование вносится в текст Основного закона. Однако, после того как Республики Ингушетия, Северная Осетия-Алания и Калмыкия Хальмг Тангч, вернули себе свои исторические названия, встал вопрос о том, в обязанности какого органа государственной власти входит полномочие по внесению подобных изменений в Конституцию, поскольку ее авторами этот вопрос не был решен.

0

5

Статья 137

     1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую
состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного
закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового
субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса
субъекта Российской Федерации.

О толковании части второй статьи 137 настоящей Конституции см. Постановление
Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П

     2. В случае изменения наименования республики, края, области, города
федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование
субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской
Федерации.

     Комментарий к статье 137

     1. Основанием для внесения изменений в ч. 1 ст. 65 является федеральный
конституционный закон о принятии в состав Российской Федерации и (или) образовании
в ее составе нового субъекта федерации, а также об изменении конституционно-правового
статуса субъекта федерации. Принятие федерального конституционного закона
по данному вопросу происходит не в общем порядке законодательного процесса,
а в специальном порядке - внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции.
Круг субъектов законодательной инициативы для данного случая определен ч.
1 ст. 104; не требуется одобрения законодательными органами 2/3 субъектов
Российской Федерации.
     Вопросы об образовании в составе Российской Федерации ее новых субъектов
возникают на практике. Так, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области активно
обсуждается вопрос об их объединении в один субъект Российской Федерации.
Другим примером может служить выделение Ингушетии из состава Чечено-Ингушской
Республики и образование Ингушской Республики в составе Российской Федерации.
     Вопрос об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской
Федерации неоднократно возникал и решался тем или иным образом. Незадолго
до принятия Конституции 1993 г. произошло преобразование некоторых автономных
областей в республики в составе Российской Федерации (Адыгея, Алтай), подтвержденное
Конституцией. Вопрос о своем преобразовании в республики ставился, например,
в Чукотском автономном округе, в Свердловской области; вопрос был решен отрицательно.
В каждом случае положительного решения вопросов такого рода тоже требуется
федеральный конституционный закон.
     Вопрос о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта извне
границ ее состава на практике не возникал. Иногда политические организации,
деятели и даже государственные органы отдельных субъектов федерации (например,
Чечни) ставили вопрос в обратном смысле - о выходе из состава Российской Федерации.
Но Конституция Российской Федерации, упоминая о возможности вступления в состав
Российской Федерации нового субъекта, не предусматривает возможности отделения
от нее.
     Могут возникнуть и вопросы, связанные с нецелесообразностью сохранения
шести разных видов конституционно-правового статуса равноправных субъектов
Российской Федерации. Различий в правовом статусе краев и областей, автономных
областей и автономных округов практически не существует; оправданно ли сохранение
этих двух номинально различных, но практически тождественных статусов? Есть
всего одна автономная область; стоит ей изменить свой статус, и автономная
область (не как теоретическая разновидность возможного юридического статуса
субъекта Российской Федерации, а как реально существующий статус) прекращает
свое существование. В некоторых республиках (и автономиях) население в огромном
большинстве является русским, а "титульные" народы, составляя небольшое меньшинство,
пользуются значительными возможностями своего национально-культурного и социального
развития в условиях равноправия граждан независимо от расы, национальности,
языка, происхождения, отношения к религии и т.д. Такие республики реально
превращаются в региональные русские республики с высокой степенью гарантированности
всесторонних интересов "титульного" и других этнических меньшинств.

     2. Часть 2 ст. 137 устанавливает еще более упрощенный порядок внесения
поправок в ч. 1 ст. 65 в случае изменения официального наименования субъекта
Российской Федерации. Согласно ст. 71-73 Конституции изменение наименования
субъекта Российской Федерации относится к исключительной компетенции законодательной
власти данного субъекта Российской Федерации. Включение нового наименования
субъекта рассматривалось как чисто техническая операция, в связи с чем ее
порядок не регулировался законом, но и не был никем точно определен.
     В связи с этим, по мнению Государственной Думы, обнаружилась неопределенность
в том, какой орган и каким правовым актом уполномочен решить вопрос о включении
в ч. 1 ст. 65 нового наименования субъекта Российской Федерации. Дума обратилась
по этому поводу в Конституционный Суд с запросом о толковании ч. 2 ст. 137
Конституции.
     Конституционный Суд 28 ноября 1995 г., рассмотрев это дело, постановил,
что изменения наименования субъектов Российской Федерации включаются в текст
ст. 65 Конституции указом Президента Российской Федерации на основании решения
субъекта федерации, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях
Президент использует полномочия, предоставленные ему ч. 1 ст. 85 Конституции
(согласительные процедуры и т.п.).
     Не является изменением наименования субъекта Российской Федерации в указанном
смысле и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое
переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и
свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации,
Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающее
изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса
ее субъекта (ВКС, 1995, N 6, с. 37-41).

0

6

Статья 137

     1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую
состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного
закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового
субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса
субъекта Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П дано
толкование части второй статьи 137 настоящей Конституции

     2. В случае изменения наименования республики, края, области, города
федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование
субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской
Федерации.

     Комментарий к статье 137

     В ст. 137 закреплен особый порядок изменения ст. 65 Конституции в следующих
случаях: принятия в состав Российской Федерации и образования в ее составе
нового субъекта, изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской
Федерации, а также изменения его наименования. До настоящего времени ни в
законодательстве, ни на практике еще не определено, как должны решаться эти
вопросы, однако, по нашему мнению, принятию поправок к ст. 65 должно предшествовать
выполнение следующих условий, которые вытекают из смысла ст. 65, 66 и 137
Конституции.
     Принятие в Российскую Федерацию, а также образование в ее составе нового
субъекта должны осуществляться, как представляется, в каждом отдельном случае
федеральным конституционным законом в соответствии с теми общими требованиями,
которые будут установлены согласно ст. 65 федеральным конституционным законом
о порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового
субъекта.
     Иная ситуация возникает при изменении конституционно-правового статуса
субъекта Российской Федерации (например, при преобразовании края или области
в республику либо автономного округа в область). На наш взгляд, в каждом отдельном
случае должен приниматься федеральный конституционный закон, изменяющий статус
субъекта Российской Федерации, при условии взаимного, как предусмотрено ст.
66, согласия Российской Федерации и соответствующего субъекта.
     И наконец, упрощенный порядок установлен на случай изменения наименования
субъекта Российской Федерации. Инициатива в решении подобных вопросов может
принадлежать только субъектам Российской Федерации, причем Федеральное Собрание,
как явствует из ч. 1 ст. 137, не вправе отказать в принятии соответствующих
конституционных поправок.
     Во всех случаях, рассмотренных выше, изменения Конституции оформляются
в виде федеральных законов о внесении поправок к ст. 65, которые не подлежат,
в отличие от федеральных законов о внесении поправок к иным положениям гл.
3 - 8 Конституции, одобрению со стороны законодательных (представительных)
органов субъектов Российской Федерации.

                           

0

7

Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П
по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации

Именем Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.А.Туманова, судей Э.М.Аметистова, М.В.Баглая, Н.Т.Ведерникова, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, А.Л.Кононова, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,

с участием В.Б.Исакова - представителя Государственной Думы Федерального Собрания, направившей запрос в Конституционный Суд Российской Федерации,

руководствуясь статьей 125 (часть 5) Конституции Российской Федерации, пунктом 4 части первой, частями второй и третьей статьи 3, пунктом 2 части второй статьи 21, статьями 36 и 105 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

рассмотрел в открытом пленарном заседании дело о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации.

Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы Федерального Собрания о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, в связи с чем Государственная Дума ходатайствует о толковании этой конституционной нормы относительно того, какой орган и каким правовым актом уполномочен решить вопрос о включении в статью 65 Конституции Российской Федерации нового наименования субъекта Российской Федерации.

Заслушав выступление судьи-докладчика А.Л.Кононова, объяснения представителя Государственной Думы, изучив представленные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:

1. Государственная Дума Федерального Собрания в своем запросе исходит из того, что Конституция Российской Федерации не определяет, кто и каким образом осуществляет включение нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации. Представитель заявителя полагает, что указанное изменение может вноситься актом Президента Российской Федерации; в случае же возникновения разногласий по этому вопросу Президент Российской Федерации вправе использовать свои полномочия в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации.

2. Статьи 71 и 72 Конституции Российской Федерации не относят вопрос об изменении наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, в силу статьи 73 Конституции Российской Федерации решение вопроса об изменении своего наименования относится к исключительному ведению субъектов Российской Федерации. Такое решение, принятое в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, является правовым основанием для внесения нового наименования в статью 65 Конституции Российской Федерации.

3. Статья 137 Конституции Российской Федерации предусматривает особые случаи внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации. Из сопоставления частей 1 и 2 статьи 137 и части 5 статьи 66 Конституции Российской Федерации следует, что только такие изменения статьи 65, которые связаны с принятием в Российскую Федерацию и образованием в ее составе нового субъекта, с изменением конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона. Для включения в Конституцию Российской Федерации лишь нового наименования субъекта Российской Федерации принятие федерального конституционного закона не требуется.

Не является необходимой в данном случае и процедура, предусмотренная статьей 136 Конституции Российской Федерации, которая в соответствии с толкованием, данным в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года, завершается принятием специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона.

4. Анализ норм главы 9 Конституции Российской Федерации, регулирующих процедуру пересмотра Конституции и внесения конституционных поправок, показывает, что предусмотренный частью 2 статьи 137 упрощенный порядок включения в статью 65 нового наименования субъекта Российской Федерации допустим только в тех случаях, если переименование не связано с возможными отступлениями от смысла иных конституционных норм и потому не требует применения процедур, перечисленных в статьях 135, 136 и 137 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Новое наименование субъекта Российской Федерации, по смыслу части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации подлежащее включению в статью 65 Конституции Российской Федерации в упрощенном порядке, не может затрагивать основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом и интересы других государств, а также предполагать изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта. В частности, оно не должно содержать указания на иную форму правления, чем предусмотренная Конституцией Российской Федерации, затрагивать ее государственную целостность, подразумевать или инициировать какие-либо территориальные претензии, противоречить светскому характеру государства и принципу отделения церкви от государства, ущемлять свободу совести, включать противоречащие Конституции Российской Федерации идеологические и иные общественно-политические оценки, игнорировать исторические или этнические традиции.

5. Президент Российской Федерации на основании статьи 80 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации является главой государства и гарантом Конституции Российской Федерации. Из этого вытекает и его обязанность обеспечивать включение в конституционный текст поправок и изменений посредством официального опубликования актов, принятых в порядке статей 136 и 137 Конституции Российской Федерации.

Президент Российской Федерации не обладает правом отклонения принятых поправок и изменений - он обязан обнародовать (промульгировать) их, как и в случаях, предусмотренных статьями 107 (часть 3) и 108 (часть 2) Конституции Российской Федерации, возлагающими на него полномочие совершать определенные действия по подготовке принятых актов к опубликованию.

При возникновении споров между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами либо между субъектами Российской Федерации по поводу внесения нового наименования в статью 65 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры и другие полномочия, предусмотренные статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Таким образом, новое наименование субъекта Российской Федерации включается в статью 65 Конституции Российской Федерации указом Президента Российской Федерации о приведении наименования субъекта Российской Федерации в тексте Конституции Российской Федерации в соответствие с решением субъекта Российской Федерации. Это не противоречит содержанию и смыслу Конституции Российской Федерации и не исключает возможности дополнительного урегулирования порядка применения части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации федеральным законом.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 72, 74 и 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в соответствии с частью 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации включаются в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях Президент Российской Федерации использует полномочия, предусмотренные статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Не является изменением наименования субъекта Российской Федерации в смысле части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.

2. Согласно статье 106 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" данное Конституционным Судом Российской Федерации толкование является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

3. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

4. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете", иных официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации. Постановление должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Конституционный Суд

Российской Федерации

N 15-П

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ. Статья 137