narcorik.ru



САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ. Статья 136


ГЛАВА 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ. Статья 136

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Конституция РФ
Раздел I
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Статья 136

Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

2

1. Статья 136 Конституции РФ, а также ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" определяют порядок принятия и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции РФ. Субъекты инициативы предложения о принятии поправки к Конституции РФ установлены статьей 134 Конституции РФ и рассмотрены в комментарии к данной статье. Конституционные поправки принимаются Федеральным Собранием в том же порядке, который предусмотрен для принятия федеральных конституционных законов, и вступают в силу после одобрения органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов РФ (60 из 86).

2. Конституционные поправки принимаются в форме закона РФ о поправке к Конституции РФ. Форма нормативного правового акта о поправке к Конституции РФ была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ (постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. 12-П "По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации"), на котором было установлено, что поправка к Конституции РФ по своей юридической природе отличается от федерального конституционного закона и должна приниматься в форме особого правового акта. Под поправкой к Конституции РФ понимается исключение, дополнение, новая редакция какого-либо положения глав 3-8 Конституции РФ. Одним законом о поправке охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста. Закон РФ о поправке получает наименование, отражающее суть данной поправки.

3. Предложения о поправках к Конституции РФ вносятся в Государственную Думу субъектами этого права в виде проекта закона. Поступившее предложение рассматривается соответствующим комитетом Государственной Думы. Проект закона рассматривается Государственной Думой в соответствии с Регламентом Государственной Думы в трех чтениях. Проект закона считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов (300 депутатов).

4. Одобренный Государственной Думой проект закона в течение пяти дней направляется в Совет Федерации и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии с Регламентом Совета Федерации. Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации (134 члена Совета Федерации).

5. Председатель Совета Федерации в течение пяти дней опубликовывает уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения палатами Федерального Собрания, и направляет закон в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для его рассмотрения.

6. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ обязаны рассмотреть закон в течение года со дня его принятия. Соответствующие постановления направляются в течение четырнадцати дней в Совет Федерации. Предложение о поправке к Конституции РФ, не получившей одобрение 2/3 законодательных (представительных) органов субъектов РФ, может быть повторно внесено не ранее чем через год после установления результатов рассмотрения.

7. Совет Федерации ведет учет данных о рассмотрении закона и на очередном заседании после истечения срока рассмотрения устанавливает результаты этого рассмотрения. Президент РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение семи дней вправе обжаловать постановление Совета Федерации в Верховный Суд РФ, немедленно известив Президента РФ и Совет Федерации. Верховный Суд РФ рассматривает такие дела в порядке гражданского судопроизводства. Рассмотрение таких дел в порядке гражданского, а не конституционного судопроизводства не совсем понятно, тем более что конституционность федеральных законов и иных нормативных актов, которые имеют меньшую юридическую силу, чем Конституция РФ и конституционные поправки, по порядку их принятия, проверяется Конституционным Судом РФ в порядке конституционного судопроизводства.

8. Одобренный законодательными (представительными) органами субъектов РФ закон в течение семи дней после установления итогов рассмотрения, а в случае подачи жалобы - после вступления в силу решения Верховного Суда РФ или после повторного рассмотрения направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и опубликования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает закон и осуществляет его официальное опубликование с указанием дат одобрения палатами Федерального Собрания, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, даты подписания и регистрационного номера. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, если иная дата не установлена самим законом. Президент РФ в течение месяца со дня вступления в силу закона вносит принятую поправку в текст Конституции РФ и осуществляет ее официальное опубликование с внесенными поправками и указанием даты их вступления в силу.

9. Действующая Конституция Российской Федерации в отличие от Конституции РСФСР 1978 г. не предусматривает принятия законов, в том числе конституционных поправок, на референдуме. Однако Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" предусматривает вынесение законопроектов на референдум РФ. Решение, принятое на референдуме, не может служить правовым основанием для немедленного внесения соответствующих изменений в Конституцию РФ, но из Федерального конституционного закона следует, что, если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание нормативного правового акта, федеральный орган государственной власти, в компетенцию которого входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки этого нормативного правового акта, который не должен превышать три месяца со дня принятия решения на референдуме.

0

3

Конституционные поправки, не требующие пересмотра Конституции, относятся к гл. 3-8. Поскольку в общей форме многие предписания этих глав основаны на статьях гл. 1 или вытекают из содержания статей гл. 2 и 9, изменение таких положений гл. 3-8 может потребовать соответствующих поправок в гл. 1, 2 и 9. Это требует, в соответствии со ст. 135, разработки и принятия в установленном ею порядке новой Конституции. Поэтому установленный в ст. 136 порядок внесения поправок в гл. 3-8 Конституции относится только к таким поправкам, которые не затрагивают текст гл. 1, 2 и 9.

Государственная Дума, обнаружив неопределенность в понимании ст. 136, обратилась в Конституционный Суд с запросом о ее толковании относительно наименования и правовой формы закона о поправках к гл. 3-8 Конституции.

Конституционный Суд в Постановлении от 31 октября 1995 г. N 12-П (СЗ РФ. 1955, N 45. Ст. 4408) установил, что в соответствии с рядом статей Конституции поправки к гл. 3-8 принимаются законом РФ о поправках к Конституции РФ, принимаемым в особом порядке, который отчасти совпадает с процедурой принятия ФКЗ. Право законодательной инициативы принадлежит в этом случае ограниченному кругу субъектов согласно ст. 134. Порядок принятия этого закона в Федеральном Собрании тот же, что и порядок принятия ФКЗ, установленный в ч. 2 ст. 108 Конституции, в частности большинством не менее чем в три четверти голосов общего числа членов Совета Федерации и 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Особым условием для вступления в силу этого закона и предусмотренных им поправок является их одобрение органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. После этого закон о поправках к Конституции вступает в силу и подлежит обнародованию, ибо он, как и ФКЗ, не может быть отклонен Президентом. Конституционный Суд также постановил, что законодатель вправе урегулировать: порядок направления принятых Федеральным Собранием поправок к гл. 3-8 Конституции для их рассмотрения органами законодательной власти субъектов РФ; порядок проверки соблюдения необходимых процедур одобрения этих поправок; вопрос о том, каким способом одобренная поправка учитывается в конституционном тексте.

ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ" был принят 4 марта 1998 г. В нем соблюдены относящиеся к его предмету предписания Конституции (напр., ст. 108, 134 и 136) и Постановления Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. N 12-П. Закон определил, что такие предложения должны содержать предлагаемый новый или измененный текст статьи, ее части или пункта либо положение об их исключении из Конституции. Поступившее в Государственную Думу предложение направляется в ее комитет, ведающий вопросами конституционного законодательства, для проверки соответствия этого предложения Конституции и упомянутому ФЗ. Проект закона РФ о поправке к Конституции рассматривается Государственной Думой в трех чтениях; он считается одобренным, если "за" проголосовало не менее двух третей общего состава Думы. Одобренный Думой проект направляется на обязательное рассмотрение в Совет Федерации, где он может быть одобрен голосами не менее трех четвертей общего состава членов Совета. Предусмотрена и возможность в случае отклонения проекта Советом Федерации создать согласительную комиссию палат Федерального Собрания. Урегулирована и процедура опубликования принятого проекта Председателем Совета Федерации и рассмотрения проекта в законодательных органах субъектов РФ. Одобренный такими органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон о поправке направляется Президенту и не позднее чем через 14 дней подписывается им, официально публикуется и вносится в текст Конституции.

За 15 лет действия Конституции было принято в соответствии со ст. 136 лишь два закона о поправке к Конституции: "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации" и "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" (см. комм. к ст. 81, 96, 103 и 114), не считая внесения в соответствии со ст. 137 Конституции поправок к ст. 65, касающихся изменения состава субъектов РФ и официального наименования некоторых из них.

Статья 136 учитывает мировой опыт демократического конституционного права. Так, для внесения поправок в Конституцию США необходимо одобрение поправки двумя третями голосов в каждой палате Конгресса и таким же большинством в каждой палате законодательных собраний трех четвертей штатов. Это подчеркивает действие принципа федерализма.

Следует, по-видимому, признать, что установленное в ст. 76 деление законов РФ на две группы - ФКЗ и ФЗ - могло бы быть дополнено третьей, промежуточной группой - законами о поправках к гл. 3-8 Конституции. Впрочем, она могла бы быть включена в качестве особой подгруппы в группу конституционных законов. В этом случае, не меняя указанное деление законов России на две группы, эти особые законы назывались бы ФКЗ, а не ФЗ о поправках к гл. 3-8 Конституции. Это согласовалось бы с содержанием ст. 1 упомянутого ФЗ о порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции. Ограничив в ч. 1 предмет его регулирования поправками к гл. 3-8, этот ФЗ в ч. 2 и 3 установил ряд требований к ФКЗ о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 и к ФКЗ о внесении изменений в ст. 65; но, согласно ст. 76 (ч. 3) Конституции (см. комм. к ней), ФЗ не может противоречить ФКЗ. А не наоборот.

Остался нерешенным вопрос о том, могут ли такие законы о поправках к гл. 3-8 Конституции быть предметом конституционного контроля, если возникает вопрос об их противоречии основам конституционного строя РФ (т.е. гл. 1 Конституции), которое, согласно ч. 2 ст. 16, недопустимо.

0

4

Как отмечалось выше, поправки - это дополнения, изменения или изъятия из текста Основного закона отдельных статей (части статьи) тех глав Конституции, которые могут быть подвергнуты изменениям в соответствии с комментируемой статьей. К этому перечню отнесены гл. 3-8, определяющие статус, порядок формирования и работы, компетенцию федеральных органов государственной власти, а также федеративное устройство страны. Очевидно, эта сфера общественной жизни более динамична и потенциально подвержена изменениям, чем регулируемая рассмотренными выше гл. 1, 2 и 9 Конституции. В связи с этим авторы Конституции установили менее сложный порядок изменения этих глав. В соответствии с Конституцией этот порядок включает три этапа. Первый - реализация законодательной инициативы субъектами, перечисленными в ст. 134 (см. комментарий). Эти предложения в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 1998 г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" вносятся в Государственную Думу*(713).

Второй этап - рассмотрение предложений в палатах Федерального Собрания. В соответствии с указанным Федеральным законом (ст. 4) и Регламентом Государственной Думы (ст. 139)*(714) предложение о поправках вместе с обоснованием направляется Советом Государственной Думы в Комитеты по государственному строительству и по законодательству для совместного рассмотрения. Принятое по этому вопросу решение направляется в Совет Государственной Думы для включения в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой. Рассмотрению в Государственной Думе подлежит проект специального акта, который Федеральным законом от 4 марта 1998 г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" назван "законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации" (ст. 2). Содержание этого проекта также определено названным Законом: текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи), либо предложение об исключении статьи (части или пункта статьи) из Конституции (ст. 3). Как и любой другой закон, проект рассматривается Думой в трех чтениях, однако, поскольку ст. 136 Конституции определяет, что проект закона о поправке должен быть принят в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, для одобрения его в окончательном виде необходимо, чтобы за него проголосовали не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае принятия положительного решения проект закона о поправке к Конституции направляется в Совет Федерации.

В верхней палате парламента в соответствии со ст. 131 Регламента Совета Федерации проект поступает в комитет по конституционному законодательству, который обобщает все предложения комитетов и комиссий Совета Федерации и принимает одно из следующих решений: рекомендовать Совету Федерации одобрить проект закона или отклонить его*(715). Проект закона о поправках вместе с обоснованием и рекомендацией названного комитета поступает для обсуждения в Совет Федерации. С появлением в нашей стране такого негосударственного органа, как Общественная палата Российской Федерации*(716), подготовленное ею заключение по результатам общественной экспертизы проекта закона о поправке к Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению на заседании Совета Федерации*(717). После обсуждения проект закона принимается квалифицированным большинством голосов - не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. В случае отклонения верхней палатой парламента проекта закона она совместно с Государственной Думой может создать согласительную комиссию.

Третий этап - контрасигнатура (от лат. contra - против; signare - подписывать); в данном контексте - одобрение решения вышестоящего органа государственной власти субъектами Российской Федерации. Не позднее пяти дней с момента принятия закона Советом Федерации его Председатель направляет закон о поправке к Конституции в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения (ст. 135 Регламента СФ). Одобрение субъектами Федерации изменений Конституции России необходимо с целью оградить их население от возможного ущемления его прав, свобод и законных интересов. В данном случае контрасигнатура региональных парламентов заменяет собой более дорогостоящую процедуру общероссийского референдума. При этом на рассмотрение вопроса законодательным органам субъектов Федерации Федеральный закон от 4 марта 1998 г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" отводит не более одного года со дня принятия закона Советом Федерации (ст. 9), а ст. 136 Конституции определяет число субъектов Федерации, необходимое для одобрения проекта, - не менее 2/3 (59).

Далее следует факультативный этап, служащий дополнительной гарантией справедливости, законности и объективности конституционных перемен: обращение в Верховный Суд Российской Федерации, правом на которое, согласно ст. 11 Федерального закона "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации", в течение 7 дней с момента принятия закона Советом Федерации обладает Президент Российской Федерации и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Решение Суд принимает в порядке, определенном гражданско-процессуальным законодательством, и в случае удовлетворения иска требует повторного рассмотрения Советом Федерации.

Как и любой другой закон, закон о поправке к Конституции подписывается Президентом России в семидневный срок и подлежит официальному опубликованию. Как и в отношении любого другого закона, принятого в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, Президент не имеет права вето на данный Закон.

В различных странах приняты разные способы кодификации текста измененной конституции. В России, как следует из текста Федерального закона "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации", принятые поправки инкорпорируются (от лат. incorporare), т.е. включаются в основной текст Конституции, с указанием даты вступления в силу. Номера исключенных из текста статей сохраняются, общая нумерация статей и глав не меняется.

0

5

Статья 136

О толковании статьи 136 Конституции РФ см. постановление Конституционного
Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П

     Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются
в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона,
и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее
чем двух третей субъектов Российской Федерации.

     Комментарий к статье 136

     Вторая группа конституционных поправок относится к гл. 3-8 Конституции.
Поскольку в общей форме многие предписания этих глав опираются на статьи гл.
1 или согласуются с содержанием статей гл. 2, изменение таких предписаний
гл. 3-8 невозможно без соответствующих поправок в гл. 1 и 2. Это требует,
в соответствии со ст. 135, разработки и принятия в установленном ею порядке
новой Конституции России. Поэтому установленный ст. 136 порядок внесения поправок
в гл. 3-8 Конституции относится только к таким поправкам, которые не затрагивают
текст гл. 1, 2 и 9 и поэтому не требуют пересмотра всей Конституции.
     Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации обнаружила
неопределенность в понимании ст. 136, в связи с чем обратилась в Конституционный
Суд Российской Федерации с запросом о ее толковании.
     Конституционный Суд постановил, что в соответствии с рядом статей Конституции
поправки к гл. 3-8 принимаются путем издания особого правового акта - закона
Российской Федерации о поправках к ее Конституции. Он принимается в особом
порядке, который лишь отчасти совпадает с процедурой принятия федерального
конституционного закона. Право законодательной инициативы принадлежит в этом
случае ограниченному кругу субъектов, предусмотренному ст. 134. Порядок принятия
этого закона в Федеральном Собрании - тот же, что и порядок принятия федерального
конституционного закона, установленный ч. 2 ст. 108 Конституции, в частности
требуется большинство не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации
и 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Особым условием для
вступления в силу этого закона и предусмотренных им поправок является их одобрение
органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации.
Только после этого вступивший в силу федеральный закон о поправках к Конституции
подлежит подписанию Президентом и обнародованию.
     Кроме того, Конституционный Суд постановил, что законодатель вправе урегулировать:
порядок направления принятых Федеральным Собранием поправок к гл. 3-8 Конституции
для их рассмотрения органами законодательной власти субъектов Российской Федерации;
порядок проверки соблюдения необходимых процедур одобрения этих поправок;
вопрос о том, каким способом одобренная поправка учитывается в конституционном
тексте.
     Закон по этим вопросам пока не издан.
     Статья 136 учитывает мировой опыт демократического конституционного права.
Так, важным требованием процедуры внесения поправок в Конституцию США является
необходимость одобрения поправки, принятой Конгрессом 2/3 голосов в каждой
его палате, тем же квалифицированным большинством в каждой палате законодательных
собраний 3/4 штатов. Это подчеркивает действие принципа федерализма.
     Исходя из текста Конституции Российской Федерации и упомянутого постановления
Конституционного Суда, следует, по-видимому, признать, что установленное в
ст. 76 деление законов Российской Федерации на две группы - федеральные конституционные
законы и федеральные законы - должно быть дополнено третьей группой - законами
о поправках к гл. 3-8 Конституции. Впрочем, она могла бы быть включена в качестве
особой подгруппы в группу конституционных законов. В этом случае, не меняя
указанное деление законов России на две группы, рассматриваемые особые законы
назывались бы конституционными законами о поправках к гл. 3-8 Конституции.
     Остался нерешенным вопрос о том, могут ли такие законы о поправках к
гл. 3-8 Конституции быть предметом конституционного контроля, если возникает
вопрос об их противоречии основам конституционного строя Российской Федерации
(т.е. гл. 1 Конституции), которое, согласно ч. 2 ст. 16, недопустимо.

0

6

Статья 136

     Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются
в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона,
и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее
чем двух третей субъектов Российской Федерации.

     Комментарий к статье 136

     Поправки к положениям гл. 3 - 8 Конституции могут предлагать субъекты
конституционной инициативы, указанные в ст. 134 Конституции. Это не влечет
постановки вопроса о пересмотре Конституции в целом. Проекты федеральных законов
о внесении поправок в гл. 3 - 8 Конституции вносятся в Государственную Думу
и принимаются Федеральным Собранием в порядке, предусмотренном для федеральных
конституционных законов, большинством не менее 3/4 голосов от общего числа
членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной
Думы (ст. 108). Следует подчеркнуть, что в данной статье речь идет не о федеральных
конституционных законах, исчерпывающий перечень которых содержится в самом
тексте Конституции, а о федеральных законах, которые принимаются в порядке,
предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов. По этой
причине в комментарии к главе они именуются не федеральными конституционными
законами, а федеральными законами о внесении поправок к положениям гл. 3 -
8 Конституции.
     Регламент Государственной Думы устанавливает следующий порядок рассмотрения
проектов федеральных законов о внесении поправок к гл. 3-8 Конституции. Проект,
поступивший в палату в порядке осуществления права законодательной инициативы,
передается Советом Государственной Думы на заключение Комитета по законодательству
и судебно-правовой реформе. Комитет проводит предварительное рассмотрение
законопроекта с участием его инициатора, представителя Президента России,
представителя Правительства России, а также членов других комитетов палаты.
Заключение комитета и подготовленный к рассмотрению проект федерального закона
направляются в Совет Государственной Думы для включения его в календарь рассмотрения
вопросов.
     Государственная Дума рассматривает законопроект о внесении поправок в
трех чтениях. В ходе рассмотрения законопроекта заслушиваются доклад инициатора
проекта закона, содоклад Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе,
выступления представителей Президента, Правительства России, фракций и депутатских
групп, а также экспертов и иных лиц, приглашенных по решению палаты для участия
в обсуждении.
     Каждая поправка к проекту обсуждается и ставится на голосование отдельно.
Для принятия поправки необходимо, чтобы за нее проголосовало не менее 2/3
от общего числа депутатов Государственной Думы.
     После постатейного обсуждения и голосования поправок, проверки текста
проекта и устранения имеющихся в нем противоречий Государственная Дума принимает
федеральный закон о внесении изменений в гл. 3 - 8 Конституции в целом, если
за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы (ст. 130
- 133 Регламента Государственной Думы).

См. новый Регламент ГД, принятый постановлением Государственной Думы Федерального
Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД

     Федеральный закон о внесении поправок к положениям гл. 3 - 8 Конституции,
принятый Государственной Думой большинством в 2/3 голосов от общего числа
ее депутатов, передается в течение пяти дней на рассмотрение Совета Федерации.
     Для принятия закона в Совете Федерации необходимо, чтобы за него проголосовало
не менее 3/4 от общего числа его депутатов. Если Совет Федерации отклоняет
представленный закон либо намерен принять его в ином виде, то для преодоления
возникших разногласий создается согласительная комиссия, порядок деятельности
которой устанавливается Регламентами палат Федерального Собрания.
     Федеральный закон о внесении поправок к положениям гл. 3 - 8 Конституции,
принятый Советом Федерации и Государственной Думой, подлежит подписанию Президентом
Российской Федерации и обнародованию в течение 14 дней.
     Федеральный закон о внесении поправок к положениям гл. 3 - 8 Конституции
вступает в силу после его одобрения законодательными (представительными) органами
не менее 2/3 субъектов Российской Федерации. Процедура одобрения указанных
законов устанавливается конституциями (уставами) и регламентами законодательных
(представительных) органов субъектов Российской Федерации.
     Требование об одобрении конституционных поправок в законодательных органах
субъектов федерации в целом характерно для большей части федеративных государств.
Так, в Соединенных Штатах Америки конституционные поправки, принятые большинством
в 2/3 голосов членов обеих палат Конгресса, подлежат ратификации законодательными
собраниями или конвентами 3/4 штатов (ст. V Конституции США).

0

7

Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П
по делу о толковании статьи 136 Конституции РФ

Именем Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.А. Туманова, судей М.В. Баглая, Н.Т. Ведерникова, Н.В. Витрука, Ю.М. Данилова, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева, с участием представителей Государственной Думы Федерального Собрания, направившей запрос в Конституционный Суд Российской Федерации, В.Б. Исакова и О.О.Миронова, а также приглашенного в заседание представителя Президента Российской Федерации - В.М. Савицкого;

руководствуясь статьей 125 (часть 5) Конституции Российской Федерации, пунктом 4 части первой, частями второй и третьей статьи 3, пунктом 2 части второй статьи 21 и статьей 105 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

рассмотрел в открытом пленарном заседании дело о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации.

Поводом к рассмотрению дела, согласно части первой статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", явился запрос Государственной Думы Федерального Собрания о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации.

Основанием к рассмотрению дела, согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании статьи 136 Конституции Российской Федерации, в связи с чем Государственная Дума ходатайствует о толковании этой конституционной нормы относительно наименования и правовой формы документа, содержащего поправку к Конституции Российской Федерации.

Заслушав выступления судьи-докладчика В.Г. Стрекозова, представителей Государственной Думы и представителя Президента Российской Федерации, изучив представленные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:

1. Конституция Российской Федерации, регламентируя порядок внесения поправок в Конституцию Российской Федерации, определяет в статье 136, что поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Порядок принятия федерального конституционного закона установлен статьей 108 (часть 2) Конституции Российской Федерации, которая закрепляет необходимость одобрения такого закона большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

2. Вместе с тем процедура принятия поправок к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации существенно отличается от процедуры принятия федерального конституционного закона.

Во-первых, круг субъектов, наделенных правом внесения предложений о поправках к Конституции Российской Федерации, установленный статьей 134 Конституции Российской Федерации, не совпадает с кругом субъектов права законодательной инициативы, установленным статьей 104 Конституции Российской Федерации.

Во-вторых, согласно статье 136 Конституции Российской Федерации для вступления поправок в силу требуется их одобрение органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

3. Согласно статье 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральный закон не может быть формой принятия конституционной поправки, так как в силу прямого указания статей 136 и 108 Конституции Российской Федерации для внесения поправок требуется процедура более сложная по сравнению с установленной для принятия федеральных законов. Кроме того, в отношении федерального закона Президент Российской Федерации наделен правом его отклонения, чего не предусматривает порядок принятия федерального конституционного закона, распространенный статьей 136 Конституции Российской Федерации на процедуру принятия поправок.

В то же время поправки к Конституции Российской Федерации не могут приниматься и в форме федерального конституционного закона, так как статья 108 (часть 1) Конституции Российской Федерации прямо указывает, что федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Использование формы федерального конституционного закона сделало бы невозможным внесения в главы 3 - 8 Конституции Российской Федерации поправок, не относящихся по своему содержанию к тому кругу вопросов, которые должны быть регламентированы федеральными конституционными законами. Кроме того, в отличие от поправок федеральный конституционный закон по своей юридической природе принимается во исполнение Конституции Российской Федерации, не может изменять ее положений, а также не может стать ее составной частью.

4. Глава 9, в том числе статья 136, Конституции Российской Федерации предусматривает специальное регулирование по вопросу о поправках, дополняющее установленные статьей 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации формы реализации законодательных полномочий в сфере ведения Российской Федерации.

Таким образом, положения статьи 136 Конституции Российской Федерации могут быть реализованы только в форме специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона.

5. Законодатель вправе на основе и в рамках Конституции Российской Федерации урегулировать порядок направления поправок для их рассмотрения органами законодательной власти субъектов Российской Федерации и проверки соблюдения необходимых процедур одобрения поправок, а также другие вопросы, связанные с порядком принятия поправок.

Вопрос о том, каким способом те или иные поправки учитываются в тексте Конституции Российской Федерации, также решается законодателем исходя из характера и содержания поправок.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 72, 74, 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Из установленной Конституцией Российской Федерации процедуры принятия поправок к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации вытекает, что поправки в смысле статьи 136 Конституции Российской Федерации принимаются в форме особого правового акта - закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Положение статьи 136 Конституции Российской Федерации о том, что поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, означает распространение на процедуру принятия поправок требований статьи 108 (часть 2) Конституции Российской Федерации об одобрении данного акта большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу, а именно необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации; кроме того, должно быть соблюдено положение статьи 134 Конституции Российской Федерации, устанавливающей круг субъектов, обладающих правом внесения предложений о поправках к Конституции Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"

2. Законодатель вправе урегулировать порядок направления принятых поправок для их рассмотрения органами законодательной власти субъектов Российской Федерации, порядок проверки соблюдения необходимых процедур одобрения поправок, а также вопрос о том, каким способом одобренная поправка учитывается в конституционном тексте.

3. Вступивший в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов Российской Федерации закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

4. Согласно статье 106 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" данное Конституционным Судом Российской Федерации толкование является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

5. Согласно статье 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

6. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете", иных официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации. Постановление должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Конституционный Суд

Российской Федерации

N 12-П

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ. Статья 136