narcorik.ru



САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ. Статья 134


ГЛАВА 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ. Статья 134

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Конституция РФ
Раздел I
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Статья 134

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

2

1. Статьей 134 Конституции РФ установлен перечень субъектов инициативы о конституционных поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Этот перечень уже, чем перечень субъектов законодательной инициативы, в него входят Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. 2-П "По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации" здесь и далее "общее число членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы" следует толковать как конституционно установленную численность палат: 178 членов Совета Федерации и 450 депутатов Государственной Думы; в данной норме 1/5 от общего числа - это соответственно 36 членов Совета Федерации или 90 депутатов Государственной Думы.

2. Конституционная инициатива органов государственной власти оформляется в виде соответствующих актов (например, постановлений Государственной Думы, постановлений Правительства и т.д.). Эти акты должны приниматься с соблюдением установленных процедур и правил. В частности, акты конституционной инициативы законодательных (представительных) органов субъектов РФ должны отвечать тем формальным требованиям, которые установлены в конституциях (уставах) субъектов РФ и регламентах их законодательных (представительных) органов

0

3

Вопросы о конституционных поправках и пересмотре Конституции, которым посвящена ее гл. 9 (ст. 134-137), как и в большинстве демократических правовых государств с более или менее жесткой конституцией, относятся к компетенции учредительной власти, наделенной особыми полномочиями для внесения поправок в конституцию и для ее пересмотра, т.е. для принятия новой конституции. Демократическая учредительная власть в РФ осуществляется либо высшими органами законодательной власти, но в особом порядке, либо также в расширенном составе, с участием региональных органов законодательной власти и т.п., а на заключительном этапе таких процедур - специально избранными с данной целью учредительными органами (конституционными собраниями) либо даже всенародными голосованиями (референдумами).

Потребность в конституционных изменениях (реформах) может возникать в связи со всесторонним развитием общества, из борьбы за то или иное решение актуальных проблем жизни народа, из стремления восполнять пробелы, исправлять недостатки текста Конституции, повышать эффективность конституционного регулирования, обеспечивать все более строгое соблюдение ее положений о правах и свободах граждан, обязанностях государства, его органов публичной власти, их должностных лиц и т.д.

Особый порядок осуществления конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ необходим, так как она, в отличие от иных законов и правовых актов, имеет высшую юридическую силу и прямое действие, применяется на всей территории России, ей не должны противоречить законы и иные правовые акты в РФ, а соблюдать ее обязаны органы публичной власти, должностные лица, граждане и их объединения (см. комм. к ч. 1 и 2 ст. 15).

Вместе с тем очень важно обеспечивать стабильность Конституции РФ, используя для этого все предусмотренные ею возможности (толкование Конституции Конституционным Судом, издание федеральных конституционных законов и т.д.), даже внося в нее необходимые изменения. Именно поэтому Конституция устанавливает ряд гарантий своей стабильности. Одной из них является предусмотренный главой 9 довольно сложный порядок внесения поправок в Конституцию и тем более ее пересмотра.

Прежде всего это выражает статья 134, определяющая первый этап рассматриваемого процесса. Она устанавливает по сравнению с правом законодательной инициативы (см. комм. к ч. 1 ст. 104) более узкий по составу и закрытый перечень субъектов права конституционной (учредительной) инициативы, т.е. права вносить предложения, подлежащие обязательному рассмотрению компетентными органами в установленной процедуре. Согласно закрытому перечню субъектов этого права, оно принадлежит только: Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также группам численностью не менее одной пятой полного законного состава каждой из палат Федерального Собрания.

В их числе нет судов РФ, членов палат Федерального Собрания. Не имеет этого права исполняющий обязанности Президента РФ (ст. 92). Не предусмотрена и существующая в ряде стран народная инициатива, поддерживаемая десятками или сотнями тысяч граждан. Предложения о конституционных изменениях, исходящие извне круга субъектов данного права, могут быть отклонены без рассмотрения по существу и без прохождения последующих этапов этой процедуры.

Некоторые особенности круга субъектов права конституционной инициативы, по-видимому, отражают своеобразие переживаемого этапа развития страны, стремление укрепить единство России, обеспечить соблюдение государством его обязанностей, защиту прав человека и гражданина, обеспечить оптимальное вертикальное соотношение тенденций централизации и децентрализации властных полномочий и т.п., в частности по сравнению с конституциями других стран.

Так, Президент РФ, как и главы некоторых других государств (например, Франции), имеет право конституционной инициативы в отличие от глав других государств, которые (президенты США, Италии, король Испании и др.) такого права не имеют. С другой стороны, признание народа осуществляющим свою власть не только через его представителей, через органы публичной власти, но и непосредственно (через референдум и свободные выборы) не исключает возможности допущения Конституцией, законом народной конституционной инициативы.

Статья 134 вовсе не означает полного лишения граждан возможности выдвигать, обсуждать и представлять свои предложения субъектам права конституционной инициативы для официального внесения ими в качестве их собственных предложений. Граждане РФ могут выдвигать свои предложения о конституционных изменениях через своих представителей (парламентариев), через свои общественные объединения, митинги, демонстрации, свободные СМИ, индивидуальные или коллективные обращения к органам публичной власти (см. комм. к ст. 3, 30-33 и др.).

Конституция устанавливает не единый по степени жесткости или гибкости порядок внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ, а три различных порядка в зависимости от сравнительной юридической силы пересматриваемых, поправляемых, изменяемых и включаемых при этом в текст Конституции новых положений (см. комм. к ст. 135-137).

0

4

Комментируемая статья вводит в практический оборот новые для отечественной правовой системы термины, требующие пояснения.

Поправки, вносимые в Конституцию, - это дополнения, изменения или изъятия из текста Основного закона отдельных статей (части статьи) тех глав Конституции, которые могут быть подвергнуты изменениям в соответствии со ст. 136 (см. комментарий), существенно не меняющие ее текст. К сожалению, гл. 9 не определяет порядка внесения в Конституцию дополнительных глав, но поскольку она не содержит и прямого запрета подобных действий, включение дополнительных глав, не противоречащих основам конституционного строя, также можно отнести к числу поправок.

Пересмотр положений Конституции - это способ принятия нового Основного закона. Поскольку ст. 135 устанавливает перечень глав Конституции, обладающих повышенной юридической защитой (см. комментарий), внесение в их статьи даже отдельных, технических изменений требует принятия новой Конституции в порядке, установленном названной статьей. Однако сам термин "пересмотр", очевидно, не предполагает принятия текста Основного закона, кардинально отличающегося от действующей Конституции. Таким образом, авторы действующей Конституции впервые попытались установить историческую и юридическую преемственность в конституционном строительстве, ранее отсутствовавшую в нашей стране. Необходимо обратить внимание на различие в терминах, регламентирующих законодательные процедуры в Государственной Думе и в вопросах изменения и пересмотра Конституции. Если ст. 104 содержит императивное (обязательное) веление законодательной инициативы, то в ст. 134 использован осторожный оборот "могут вносить", предполагающий выбор поведения, включая бездействие.

Также комментируемая статья определяет перечень субъектов (инициаторов) законодательной инициативы, обладающих юридическим правом предлагать изменения Конституции. В отличие от перечня субъектов, обладающих законодательной инициативой по отношению к федеральным и федеральным конституционным законам (см. комментарий к ст. 104), этот перечень существенно уже. В него не вошли в индивидуальном порядке члены совета Федерации и депутаты Государственной Думы (это право принадлежит только коллективу в количестве не менее 1/5 от общего состава каждой из палат) и высшие федеральные суды. Также не обладает правом внесения предложений об изменении Конституции исполняющий обязанности Президента России (см. комментарий к ст. 92).

При этом необходимо отметить, что не только избиратели, но и их представители в лице членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы лишены возможности непосредственно влиять на результаты изменения или пересмотра Конституции. В сумме перечисленные условия образуют дополнительные гарантии обеспечения стабильности основного закона страны.

0

5

Конституция является важнейшим законом общества и государства. Она определяет правовой статус государства, правовой статус человека и гражданина, систему государственной власти. Поскольку нормы Конституции имеют базовый, основополагающий характер, она не должна быть подвержена постоянным изменениям. Стабильность Конституции является важнейшим условием режима законности, устойчивости правовой системы и государственного механизма, фактором определенности в отношениях между личностью и государством.

Стабильность является одной из характерных черт Конституции РФ. Стабильность Конституции выражается в особом, усложненном порядке принятия и пересмотра Конституции РФ, принятия конституционных поправок.

Вместе с тем стабильность Конституции не означает ее неизменности. Конституция должна отражать изменения в тех отношениях, которые она регулирует. Сочетание стабильности и динамизма, своевременное принятие конституционных поправок позволяют сохранить реальность Конституции.

По способу изменения Конституция РФ жесткая (гибкие изменяются по правилам обыкновенного закона) и постоянная, т.е. принятая без указания сроков или событий, прекращающих их действие. Глава 9 Конституции РФ предусматривает две основные юридические процедуры изменения конституционных норм: пересмотр Конституции и внесение конституционных поправок. Эти юридические процедуры значительно сложнее, чем процедуры принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов, что и характеризует Конституцию РФ как "жесткую".

Конституция Российской Федерации значительно более жесткая и, следовательно, более стабильная, чем Конституция - Основной Закон РСФСР 1978 г. Право принятия новой Конституции и поправок к прежней Конституции было предоставлено высшим представительным органам - Верховному Совету, Съезду народных депутатов, что отражало полновластие Советов. В последние годы существования Конституции 1978 г., в период широкомасштабных реформ во всех сферах государственной и общественной жизни, в том числе и в конституционно-правовой сфере, в нее часто вносились многочисленные изменения. Конституционные нормы стали противоречить друг другу (например, был введен принцип разделения властей, но не было отменено полновластие Советов), Конституция превратилась в юридический лабиринт. Кроме того, она стала орудием политической борьбы. Нестабильность Конституции, которая была следствием ее чрезмерной "гибкости", явилась одной из причин конституционного кризиса 1992-1993 гг. В новой Конституции этот недостаток устранен.

Конституции большинства государств мира предполагают более строгий порядок изменения по сравнению с принятием обычным законов. Обычно конституционные положения изменяются квалифицированным большинством в парламенте, конституционные поправки принимаются особым видом законов или особым видом правовых актов. Конституционная практика зарубежных стран предусматривает самые различные юридические процедуры рассмотрения конституционных поправок: референдум, рассмотрение поправок представительными органами субъектов федерации, специальными органами - конвентами, двухкратное рассмотрение парламентом. Во многих конституциях имеется дифференциация различных конституционных норм по порядку изменения. Некоторые нормы (например, о республиканской форме правления Франции) пересмотру не подлежат, некоторые нормы пересматриваются в упрощенном порядке. В большинстве государств конституционные поправки вносятся непосредственно в текст Конституции, но есть и исключения (поправки к Конституции США не вносятся в ее текст, а как бы дописываются к ней).

В соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что конституции республик в составе РФ и поправки к ним принимаются законодательным (представительным) органом республики в составе РФ, если иное непредусмотрено конституцией республики в составе РФ, уставы иных субъектов РФ принимаются законодательным (представительным) органом субъекта РФ. Конституции, уставы субъектов РФ принимаются большинством не менее 2/3 от установленного числа депутатов, в то время как законы субъектов РФ - большинством от установленного числа депутатов. Конституциями республик в составе РФ может быть предусмотрен иной порядок принятия Конституции и поправок к ней, например принятие специальным учредительным органом или всенародным голосованием. Конституция РФ устанавливает, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом субъекта РФ (в отношении республик такого ограничения нет), но эта норма не препятствует обусловить вступление в силу принятого законодательным (представительным) органом устава субъекта РФ его одобрением на последующем всенародном голосовании (референдуме).

0

6

Глава 9.
Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Как известно, право по отношению к регулируемым им общественным отношениям носит вторичный характер, т.е. сначала возникают новые общественные отношения, а позднее создаются юридические нормы, их регулирующие. В связи с этим в любой стране происходит непрерывный процесс совершенствования правовых норм, вызванный переменами в ее общественной жизни. Россия не является в этой части исключением, скорее наоборот: длительное ее отставание на протяжении почти всего XX в. от общих темпов развития иных экономически развитых государствах мира породило ускоренный процесс реформ в XXI столетии. Тем не менее в правовой системе любого государства есть нормативный акт, обеспечивающий относительную стабильность всей правовой системы, - конституция. Это обусловлено тем, что нормы Основного закона устанавливают наиболее общие правила поведения всех участников правовых отношений, в связи с чем они в наименьшей степени нуждаются в изменениях. Более того, дабы избежать поспешных, конъюнктурных изменений ее положений, нормы конституции обеспечиваются повышенной правовой защитой. Однако необходимость изменения конституции, замена ее устаревших положений более современными рано или поздно неизбежно возникает. Это естественный процесс, и относиться к нему необходимо объективно и взвешенно.

Конституции большинства цивилизованных государств мира содержат специальный раздел или главу, посвященную регулированию вопросов дополнения, изменения, порядка отмены конституции и принятия нового Основного закона. Правда, в прежних Конституциях СССР и РСФСР подобный раздел отсутствовал либо содержал характерную для авторитарных государств абстрактную норму о том, что вопросы изменения конституции решаются Верховным Советом страны (высшим представительным органом государственной власти) квалифицированным большинством голосов. Конституция Российской Федерации 1993 г. впервые квалифицированно, на должном процедурном уровне решила вопрос о внесении изменений в Основной закон, а также об основаниях и условиях принятия новой Конституции.

0

7

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

                               Статья 134

     Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской
Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная
Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные)
органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее
одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

     Комментарий к статье 134

     Вопрос о конституционных поправках и пересмотре Конституции занимает
существенное место практически во всех Конституциях. Это объясняется ускоряющимся
темпом политического, правового, социально-экономического развития государства,
борьбой общественных сил вокруг актуальных проблем жизни и деятельности своего
народа, необходимостью восполнять пробелы, исправлять недостатки, устранять
погрешности в тексте Конституции и т.п.
     В России ряд политических движений заявляют о своем намерении конституционным
(или даже неконституционным) образом добиваться изменения системы государственных
органов, ограничения полномочий Президента Российской Федерации или даже ликвидации
этого звена в аппарате государственной власти, изменения социально-экономических
предписаний Конституции, ограничения или даже отмены положений о частной собственности
и т.д. Обсуждаются предложения о внесении изменений в федеративное устройство
России (уменьшение числа субъектов Российской Федерации, в частности путем
их укрупнения, например путем слияния города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области в один субъект федерации; расширение полномочий федеральных или региональных
органов государственной власти и др.). Возникла и потребность включить в Конституцию
ряд положений, более полно регулирующих организацию гражданского общества.
     Наряду с этим существует и необходимость в обеспечении стабильности Конституции,
в том, чтобы, насколько возможно, решать возникающие проблемы этого рода с
помощью толкования Конституции, издания конституционных и текущих федеральных
законов и т.д. Именно поэтому Конституция Российской Федерации 1993 г. устанавливает
ряд гарантий конституционной стабильности. Она предусматривает довольно сложный
порядок внесения поправок в Конституцию и тем более ее пересмотра.
     Прежде всего это выражается в ограничении круга субъектов права вносить
предложения о поправках и пересмотре положений Конституции. Это Президент
Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство
Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 полного законного
состава одной из палат Федерального Собрания.
     Это не значит, что граждане совершенно отстранены от возможности постановки
этого вопроса. Они могут ее осуществить через своих представителей в Совете
Федерации и Государственной Думе, через Президента и Правительство, осуществляя
свое конституционное право (ст. 33) обращаться индивидуально и коллективно
в государственные органы. Но даже отдельные депутаты не обладают правом такой
специальной законодательной инициативы: его имеют только группы в составе
не менее 20 процентов состава одной из палат (т.е. 36 членов Совета Федерации,
90 депутатов Государственной Думы). Этого права не имеет и исполняющий обязанности
Президента Российской Федерации; ему это запрещает (наряду с некоторыми другими
действиями) ст. 92 Конституции Российской Федерации.

0

8

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
     Комментарий к главе 9
     В гл. 9 регламентируется порядок изменения действующей и принятия новой
Конституции, призванный обеспечить стабильность конституционного строя и вместе
с тем динамику его развития с учетом постоянно меняющихся общественных потребностей.
В этой главе можно выделить три модели решения вопроса об изменении Конституции.
     1. Положения гл. 1, 2 и 9 не подлежат изменению. Необходимость их изменения
влечет за собой принятие новой Конституции (ст. 135).
     2. Поправки к положениям гл. 3 - 8 Конституции, за исключением ст. 65,
вносятся в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных
законов, после их одобрения законодательными (представительными) органами
не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации (ст. 136). Как показывает
практика зарубежного конституционного развития, подобный усложненный порядок
внесения поправок существенно ограничивает возможности конституционного пересмотра.
Для сравнения укажем, что в Соединенных Штатах Америки при сходном усложненном
порядке принятия конституционных поправок в текст Конституции за 200 лет ее
существования было внесено только 27 поправок.
     3. Особый порядок установлен на случай изменения ст. 65 Конституции,
определяющей состав Российской Федерации. Соответствующие федеральные законы
также принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных
законов, но не подлежат одобрению со стороны законодательных (представительных)
органов субъектов Российской Федерации (ст. 137).

                               Статья 134
     Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской
Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная
Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные)
органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее
одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
     Комментарий к статье 134
     Данная статья определяет круг субъектов конституционной инициативы, которым
дано право ставить вопрос об изменении или пересмотре положений Конституции.
Следует подчеркнуть, что в их число входят не только органы государственной
власти (Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные
органы субъектов Российской Федерации), но и группы депутатов обеих палат
Федерального Собрания.
     Конституционная инициатива органов государственной власти оформляется
в виде соответствующих актов (например, постановлений Государственной Думы,
постановлений Правительства и т. д.). Эти акты должны приниматься с соблюдением
установленных процедур и правил, в частности акты конституционной инициативы
законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации
должны отвечать тем формальным требованиям, которые установлены в конституциях
(уставах) субъектов Российской Федерации и регламентах их законодательных
(представительных) органов.
     Конституционная инициатива групп депутатов Федерального Собрания оформляется
в виде законопроекта или предложения о конституционном пересмотре, которые
подписываются не менее чем 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной
Думы.
     Предложения о пересмотре Конституции должны быть оформлены в соответствии
с требованиями, которые установлены Регламентами Совета Федерации и Государственной
Думы. Так, например, в Государственной Думе необходимыми условиями внесения
законопроекта являются: представление текста законопроекта; обоснование необходимости
его принятия, включающее развернутую характеристику законопроекта, его целей,
основных положений, места в системе действующего законодательства, а также
прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия; справки
о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования; перечень
законов и иных нормативных актов, отмены, изменения, дополнения или издания
которых потребует принятие данного законопроекта; предложения о разработке
нормативных правовых актов, которые необходимо принять для реализации данного
закона; финансово-экономическое обоснование, если реализация законопроекта
потребует дополнительных материальных и иных затрат (ст. 96 Регламента Государственной
Думы). В случае, если не выполнены указанные требования либо форма представленного
проекта не соответствует установленным нормам, законопроект может быть возвращен
Советом Государственной Думы его инициаторам (ст. 99 Регламента Государственной
Думы).
См. новый Регламент ГД, принятый постановлением Государственной Думы Федерального
Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД

0

9

На сегодняшний день не найдены дополнительные материалы к статье 134 Конституции Российской Федерации. При наличии дополнительных материалов к статье 134 Конституции РФ прошу регистрироваться на форуме сайта и предлагать материалы для размещения администратору форума. Таким образом есть шанс собрать наиболее полную и полезную каждому правовую базу по каждой статье Конституции РФ. Всем спасибо.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ. Статья 134