narcorik.ru



САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРОКУРАТУРА ≤25≥. Статья 118


ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРОКУРАТУРА ≤25≥. Статья 118

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

<25> Редакция наименования главы 7 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 6 февраля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (wwwpravo.gov.ru), 2014, 6 февраля, N 0001201402060001).

Конституция РФ
Раздел I
Глава 7. Судебная власть и прокуратура
Статья 118

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

2

Глава 7. Судебная власть

В Конституции РФ (статья 10) определено: "Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Судебная власть представляет собой в соответствии с теорией разделения властей систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции РФ. Назначением судебной власти является защита прав и свобод граждан, конституционного строя РФ, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов. Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти (статья 18 Конституции). Именно этим предопределено особое положение судов в государственном механизме.

Судебная власть осуществляется специальными государственными органами-судами (статья 11 Конституции). В целях успешного осуществления судебной власти Конституция наделяет суды всеми необходимыми и достаточными полномочиями. Судебная власть в России принадлежит судам, образующим единую судебную систему. В основе ее организации лежат положения Конституции РФ, которая предусматривает порядок назначения судей высших судебных органов Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также судей федеральных судов и определяет, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и Федеральным законом "О судоустройстве". Единство судебной системы находит свое выражение в общности задач всех судов по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав и свобод граждан и других социальных ценностей; единстве принципов организации и деятельности; в применении судами одних и тех же материальных и процессуальных законов; в единстве правового статуса судей; в инстанционных и иных взаимосвязях ниже- и вышестоящих судов; в порядке финансирования органов судебной власти за счет федерального бюджета. Социальное назначение судов - обеспечение надлежащего правового режима во всех областях общественной жизни. По своим задачам суды - правоохранительные органы, и им принадлежит ведущее место среди других органов государства, деятельность которых направлена на укрепление законности и правопорядка.

Статья 118

1. Статья 118 Конституции закрепляет исключительное право суда осуществлять правосудие и не допускает переложения данной функции ни на один внесудебный орган государства, в частности на прокуратуру. Согласно статье 1 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Исключительное право суда осуществлять правосудие исходит из того, что деятельность суда протекает в особом правовом порядке, который создает такие преимущества в рассмотрении и разрешении дел, которыми не располагает ни одна иная форма государственной деятельности. Этот порядок заключает в себе наибольшие гарантии для вынесения по делу законного и справедливого решения.

2. Принцип осуществления правосудия только судом не ограничивается судебным разбирательством в суде первой инстанции, а характеризует все судебные стадии. В каждой из них правосудие осуществляется в тех формах, какие соответствуют характеру и назначению решаемых в данной стадии задач. Этот принцип определяет такой правовой режим, при котором отмена или изменение судебных решений допускается не иначе как вышестоящим судом и в порядке осуществления правосудия. Ни одно судебное решение не может быть отменено или изменено каким бы то ни было государственным органом, в т. ч. и высшей государственной властью.

3. В соответствии с частью 2 статьи 118 Конституции судопроизводство подразделяется на конституционное, гражданское, административное и уголовное. Конституционное судопроизводство регулируется ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", гражданское судопроизводство определяется Гражданским процессуальным кодексом, уголовное - Уголовно-процессуальным кодексом. Административным производством, в том смысле, которое вкладывается в это понятие в теории, можно назвать деятельность Административной коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ, а также деятельность судов общей юрисдикции в рамках Закона РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", хотя в настоящее время эта деятельность урегулирована Гражданским процессуальным кодексом. Процессуальные формы и сама процедура разбирательства арбитражными судами подведомственных им дел определены Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Система арбитражных судов установлена ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Но, несмотря на то что существуют арбитражные суды и есть Кодекс, определяющий их деятельность, нельзя говорить о существовании некоего арбитражного судопроизводства уже хотя бы потому, что это противоречит части 2 статьи 118 Конституции. По сути, оно складывается из разновидностей гражданского и административного судопроизводства.

4. Правосудие в РФ может осуществляться только судами, учрежденными в соответствии с законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. Практика создания таких судов, ранее имевшая место, несовместима с законностью. Чрезвычайные суды создавались за пределами конституционной судебной системы, игнорировали демократические принципы организации судопроизводства. Их деятельность не имела ничего общего с правосудием. Вместе с тем Конституция не исключает возможности создания судов специальной юрисдикции (специализированных судов), для которых характерно либо рассмотрение дел, судопроизводство по которым имеет свою специфику, либо наличие особенностей в организации (например, суды по делам несовершеннолетних, суды административной юстиции, специализированные арбитражные суды).

0

3

Статья 118

1. Правосудие - вид государственной деятельности, связанной с разрешением различных споров о действительном или предполагаемом нарушении норм права. Оно осуществляется от имени государства судами путем рассмотрения в судебном заседании гражданских, уголовных и иных дел в установленных законом процессуальных формах при соблюдении порядка, правил и принципов судопроизводства.

Правосудие - коллегиальная деятельность суда или единолично судьи в суде первой инстанции, коллегиальная - в вышестоящих судах и при рассмотрении дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Суды, в соответствии со ст. 11 Конституции, олицетворяют судебную власть, являющуюся, в соответствии со ст. 10 Конституции, одной из трех ветвей государственной власти.

В ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" (СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1) содержание ч. 1 комментируемой статьи конкретизируется положением, согласно которому правосудие осуществляется "только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом". В этой же статье Закона сказано, что в России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

К осуществлению правосудия в порядке, установленном законом, могут также привлекаться присяжные и арбитражные заседатели.

Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия, если даже в их наименовании фигурирует термин "суд", например "суд чести" или "товарищеский суд".

Важнейшей задачей судов является защита конституционных и иных прав и свобод граждан. На это указывается во многих статьях Конституции. В частности, в ст. 18 указывается, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Этой конституционной норме корреспондирует содержание ст. 46 Конституции, закрепившей неограниченное право на судебную защиту, действующую даже в условиях чрезвычайного положения (см. комм. к ст. 18, 46 и 56).

В годы советской власти суды рассматривались как инструмент, проводник линии партии, действовали по ее указке. Во исполнение партийных решений принимались постановления, директивы и циркуляры высших судебных инстанций и органов юстиции о задачах судов в связи с проведением различных политических кампаний. В этих документах суды ориентировались на усиление борьбы с теми или иными преступлениями, которые, по мнению политического руководства, в данный момент были более опасны, на применение строгих уголовных наказаний. Осуждался либеральный подход, что исключало индивидуализацию наказаний.

От судов требовалось не принятие решений на основе полного, всестороннего и объективного исследования доказательств, а совсем другое - быстрое оформление материалов следствия и немедленное вынесение и исполнение жестоких обвинительных приговоров. Процессуальное законодательство и различного рода инструкции оставляли следствию простор для применения незаконных мер воздействия на обвиняемого, призванных получить от него признание, которое приобрело значение "царицы доказательств". У судов при таких процессуальных "правилах" оставалось мало возможностей для маневра. Конечно, и на этом фоне многие судьи стремились выносить справедливые решения, но в целом условия работы судов этому явно не благоприятствовали.

Суды действовали прежде всего как карательные органы и воспринимались населением именно как таковые. И хотя научная доктрина и пропаганда утверждали, что интересы государства и личности не противопоставимы, а гармонично сочетаются, это было далеко не так. И суд, и другие карательные органы государства выступали не как беспристрастные арбитры, осуществляющие государственную власть, а как инструмент в чужих руках, как орудие партийной политики и партийного давления.

О судебной власти в цивилизованном понимании этого понятия нельзя было говорить и потому, что параллельно с судами действовали многочисленные внесудебные органы, которые жесточайшим образом расправлялись с так называемыми вражескими элементами.

В качестве органов, осуществлявших судебные функции, в разное время действовали ВЧК, ГПУ, ОГПУ, УНКВД, НКВД, МГБ, МВД, прокуратура и ее коллегии, комиссии, особые совещания, "двойки", "тройки" и другие подобные репрессивные органы. Эти внесудебные органы имели полномочия осуждать людей к расстрелу, направлению в лагеря, применять другие жестокие репрессивные меры. Различные административные органы подвергали граждан в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иным ограничениям.

Все это свидетельствует о том, что при формулировании ч. 1 комментируемой статьи был учтен печальный урок истории суда в России. Это подчеркивает значение конституционного требования, чтобы правосудие осуществлялось только судом.

2. Содержащееся в ч. 2 настоящей статьи указание на осуществление судебной власти посредством определенных видов судопроизводства подчеркивает, что деятельность судов, в отличие от всех других органов государственной власти, строго регламентирована процессуальными правилами, определяющими, как должно совершаться каждое действие суда. Судопроизводством является осуществляемое в установленном законом порядке рассмотрение и разрешение дел. Различия в его видах зависят от назначения соответствующего суда и характера рассматриваемых дел.

Конституционный Суд посредством конституционного судопроизводства реализует функцию конституционного контроля и рассматривает дела, отнесенные к его ведению статьей 125 Конституции и статьей 3 ФКЗ от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447). Конституционный Суд при осуществлении своих полномочий руководствуется Конституцией и названным ФКЗ.

Гражданское, уголовное и административное судопроизводство осуществляются судами общей юрисдикции, в том числе военными судами, а также мировыми судьями, рассматривающими гражданские, уголовные и административные дела. Соответственно различаются гражданский процессуальный, уголовно-процессуальный и административно-процессуальный порядки производства по делам, закрепляемые в ГПК, УПК и КоАП.

Согласно ст. 22 ГПК о подведомственности гражданских дел судам, суды рассматривают и разрешают: 1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений; 2) дела по указанным в ст. 122 настоящего Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства; 3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 настоящего Кодекса; 4) дела особого производства, указанные в ст. 262 настоящего Кодекса; 5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов; 6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Из ст. 118 (ч. 3) и 127 Конституции можно вывести, что особой формой судопроизводства, во многом сходной с гражданским, является производство по разрешению экономических споров арбитражными судами. Арбитражные суды являются судебными органами в сфере гражданской юрисдикции, они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в сфере как частных, так и публичных правоотношений.

В соответствии с ч. 3 ст. 128 Конституции полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. К числу таких законов относятся ФКЗ от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" и ФКЗ от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации". В настоящее время действует Арбитражный процессуальный кодекс 2002 г.

Уголовное судопроизводство регламентируется УПК РФ 2001 г.

Все перечисленное процессуальное законодательство (гражданское, арбитражное, уголовное) относится к исключительному ведению Российской Федерации (п. "о" ст. 71 Конституции), и поэтому соответствующие правила судопроизводства регламентируются только федеральными законами.

Регулирование административного судопроизводства, в соответствии с п. "к" ст. 72 Конституции, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. С 1 июля 2002 г. действует Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. (с изм. и доп.).

Важным обстоятельством обеспечения законности в деятельности судов является применение ими законов, конституционность которых не вызывает сомнений. В связи с этим необходимо отметить, что по вопросам, касающимся соответствия Конституции норм процессуального судопроизводства, принято много постановлений Конституционного Суда. Они позволили оперативно защитить права участников судопроизводства и в то же время сыграли неоценимое значение в деле формирования подготавливаемых процессуальных кодексов и других законов, статьи которых теперь будут соответствовать требованиям Конституции.

Каждый из перечисленных в Конституции и Законе видов судопроизводства имеет свои специфические особенности, нередко весьма существенные. Но их главная и общая характеристика состоит в том, что, как указывается в самой комментируемой норме, посредством судопроизводства осуществляется судебная власть.

Сочетание властных полномочий судов, выносящих общеобязательные решения, с обязательными же для всех участников судопроизводства правилами процедуры создает специфику правосудия, представляющего собой особый род деятельности, характерный только для судов. Правосудию во всех видах судопроизводства свойственны определенные общие сущностные черты и принципы. К ним относятся закрепленные в Конституции (ст. 120 и 123) положения о независимости судов и судей, подчинении их только Конституции и закону, об открытом разбирательстве дел в судебных заседаниях с участием заинтересованных сторон на основе состязательности и равноправия (см. комм. к указанным статьям).

3. В Конституции в соответствии с содержанием ч. 3 комментируемой статьи устанавливаются основные положения, относящиеся к построению судебной системы Российской Федерации. Это касается формирования судейского корпуса, полномочий, порядка организации и деятельности судов, и прежде всего Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Эти положения воспроизводятся, конкретизируются и развиваются в ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". В нем есть нормы, посвященные судебной власти, лицам, полномочным ее осуществлять, единству судебной системы, раскрывается содержание принципов судопроизводства: самостоятельность судов, независимость судей, участие граждан в осуществлении правосудия, равенство всех перед законом и судом, язык судопроизводства и делопроизводства.

Ряд статей указанного ФКЗ посвящен основам статуса судей, порядку создания и упразднения судов, органам судейского сообщества, обеспечения деятельности судов, аппарату суда, порядку введения Закона в действие. В Законе (ст. 11) установлено, что судьями являются лица, наделенные, в соответствии с Конституцией и настоящим Законом, полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

В развитие ст. 123 (ч. 3) и 32 Конституции в Законе установлено, что к осуществлению правосудия в установленном порядке могут привлекаться как присяжные заседатели, на что прямо указывается в Конституции, так и арбитражные заседатели. Они, таким образом, также осуществляют судебную власть. Указывается на факторы, обеспечивающие единство судебной системы; в их числе: соблюдение всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства, признание общеобязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу, финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета. В Законе воспроизведено конституционное положение о недопустимости создания чрезвычайных судов, что имело место в прошлом. Это положение дополняется правилом о недопустимости создания судов, не предусмотренных данным ФКЗ. При этом в ст. 4 приводится перечень федеральных судов и судов субъектов Федерации (см. комм. к ч. 1). Значительное место в Законе уделяется обеспечению самостоятельности судов и независимости судей.

В Законе развито положение ст. 19 Конституции о равенстве всех перед законом и судом, включено правило (ст. 7), по которому суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам и участвующим в процессе сторонам.

Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Судей других федеральных судов назначает Президент в порядке, установленном федеральным законом (см. комм. к ст. 128). Подробно этот порядок регламентирован ФКЗ в "О судебной системе Российской Федерации". Установлено, в частности, что мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов Федерации назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов Федерации.

Отдельной нормой в названном Законе (ч. 5 ст. 13) сформулировано правило о том, что отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.

В Законе (ст. 12) отмечается, что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. В то же время подчеркивается, что особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, также и законами субъектов Федерации. В ст. 2 Закона РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" (Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792; с изм. и доп.) содержится указание о том, что особенности правового положения судей Конституционного Суда определяются федеральным конституционным законом. Таким законом является ФКЗ от 21 июля 1994 г. о Конституционном Суде, гл. 2 которого предусматривает требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда, порядок его назначения, срок полномочий, гарантии независимости и неприкосновенности, присягу судьи.

Значительное место в ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" уделяется порядку создания и упразднения судов, регламентации полномочий судов судебной системы.

В заключительные положения Закона включены нормы об органах судейского сообщества, обеспечении деятельности судов, о Судебном департаменте при Верховном Суде, об аппарате судов и о финансировании судов, символах государственной власти в судах.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. отмечалось, что проблемы формирования судебной системы в значительной части решены. В то же время Президент предложил ряд новаций в данной сфере: о возможной передаче на федеральный уровень вопросов деятельности мировых судей, что позволит завершить формирование стройной вертикали судебной власти; о сокращении сроков рассмотрения гражданских дел и введении дополнительных мер ответственности за создание препятствий, ведущих к затягиванию судопроизводства; об установлении механизма возмещения ущерба, причиненного гражданам при нарушении их прав на судопроизводство в разумные сроки, на полное и своевременное исполнение судебных решений; о принятии закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" и др. Такие изменения предполагают введение ясных и понятных для граждан правил и процедур и призваны в конечном счете способствовать усилению национального механизма применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

0

4

Глава 7. Судебная власть

Проблема рационального устройства судебной системы и ее органов существует столько же времени, сколько существует государство как форма организации общества. Проблемы судебной системы сродни проблемам государственного устройства.

Основополагающий принцип правового демократического государства заключается в том, что его органы, должностные лица и граждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения и действия с правом. В реальной жизни столкновение разных интересов и оценок действующих норм законодательства неизбежно порождает правовые конфликты. Задачу по их предотвращению и разрешению, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя особое положение в системе органов государственной власти и специфические средства воздействия, ему присущие*(639).

Государственная власть в современном ее понимании едина, и все ее ветви, с учетом специфики их функций, выполняют свои задачи, обеспечивающие решение общих проблем государства*(640).

Судебная власть, охраняя права и свободы человека, защищая законные интересы государства, становится, по существу, участником осуществления всех функций государства. Ее роль в условиях динамично развивающегося российского общества, функционирования рыночного хозяйства, безусловно, возрастает. И это важно, поскольку в демократически организованном обществе разрешение возникающих конфликтов должно происходить без произвола и насилия, на основе известных всем правовых установлений, что должно в идеале обеспечиваться судебной властью.

Таким образом, судебная власть представляет собой самостоятельную ветвь государственной власти Российской Федерации, осуществляемой независимым судом в сотрудничестве с другими институтами государства и общества.

Статья 118

1. Комментируемое положение вытекает из принципа разделения властей, закрепленного в ст. 10 Конституции РФ. Термин "правосудие" определяется в русском языке как "деятельность правовых, судебных органов"*(641), т.е. в прямом смысле как суждение (в нашем случае - суда) о правах, обязанностях и ответственности кого-либо на основе применения закона, в конечном итоге как способ реализации судебной власти.

Правосудие - это деятельность независимого суда, основанная на соблюдении демократических принципов судопроизводства в рамках установленного законом процессуального порядка и применения на этой основе в необходимых случаях мер государственного воздействия*(642).

Существует мнение, что судебная власть и правосудие выражают одно и то же понятие. Так, например, утверждается, что судебная власть - это система органов, осуществляющих данную власть, а правосудие, понимаемое как форма разрешения споров о нарушениях норм права, выступает содержанием судебной власти*(643). Следует согласиться с В.В. Черниковым в том, что данная позиция нуждается в уточнении*(644). Дело в том, что судебная власть как разновидность власти государственной есть прежде всего соответствующая деятельность государства, а государственные органы - лишь один, хотя и важнейший, элемент механизма государственной власти*(645). В то же время правосудие, выражая сущностную характеристику судебной власти, ее не исчерпывает. Судебная власть распространяется и на другие области жизнедеятельности общества, не связанные с разрешением социально-правовых конфликтов.

Суд является единственным легитимным органом, осуществляющим судебную власть в стране. Создание "параллельных", или "дополняющих" судебную систему России инстанций будет считаться (с учетом весьма категоричной формулировки комментируемой нормы) неконституционным.

Именно правосудие обеспечивает выполнение правовой социальной функции судебной власти как эффективного средства правовой защиты. Это согласуется с тем, что права и свободы человека обеспечиваются правосудием и каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 18, 46 Конституции РФ). Соответственно названным целям правосудия в ст. 6 Конвенции о защите прав и основных свобод предусмотрено, что каждый имеет право при определении его прав и обязанностей на справедливое разбирательство дела независимым, беспристрастным и созданным на основании закона судом.

Указанные конституционные и международно-правовые предписания не допускают возложения правосудия на какие-либо другие органы, кроме судов, которым как органам судебной власти принадлежит, таким образом, монополия на его осуществление*(646). Не отождествляя понятие "суд" с органом судебной власти, подчеркнем, что судебная власть - это государственная функция, а не сам орган или должностное лицо, ее осуществляющие. Особенности функций, выполняемых судом, предопределяют и подходы к формированию состава суда и обеспечению его деятельности*(647).

Помимо Конституции РФ, деятельность российских судов регулируют следующие нормативные правовые акты:

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"*(648);

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации";

Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации";

Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"*(649);

Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 30-ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации";

Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и др.

Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, подзаконность, исключительность и полнота.

В силу принципа самостоятельности (судебная власть осуществляется только судом) суд не делит свои функции с иными государственными органами, являясь автономной и независимой ветвью государственной власти*(650). Характеризуя самостоятельность судебной власти, принято выделять внешние и внутренние влияния на деятельность суда.

Подзаконность судебной власти находит свое выражение, во-первых, в том, что суды (судьи) действуют в точном соответствии с законом, подчиняясь только Конституции и действующим законам, и, во-вторых, они не вправе в своей деятельности отступать от требований закона по мотивам так называемой целесообразности, с учетом особых обстоятельств рассматриваемого дела.

Исключительность судебной власти заключается в том, что, во-первых, никакой другой орган (должностное лицо) не вправе осуществлять функцию правосудия и использовать принудительные полномочия суда. И, во-вторых, не допускается возможность вторичного рассмотрения и разрешения дела кем бы то ни было после вступления в силу судебного акта и применения использованных судом мер принуждения до тех пор, пока ранее принятое решение не отменено судом в установленном порядке.

Полнота судебной власти - это безусловное и обязательное исполнение всех судебных актов на территории России государственными органами и должностными лицами, т.е. применение мер государственного принуждения и иных способов воздействия, определенных судом в соответствии с представленными ему полномочиями*(651).

Не следует путать понятия "осуществление правосудия" и "участие в осуществлении правосудия"; последнее применимо к присяжным заседателям, которые лишь способствуют (сопутствуют и помогают) судам в осуществлении их деятельности, но сами правосудие не вершат.

Конституционные основы правосудия имеют непосредственное отношение к проблеме его эффективности. Это связано с тем, что в конституционных целях судопроизводства находят отражение основные и объективно существующие потребности и интересы общества в равной для всех и оптимальной процедуре рассмотрения и разрешения судебных дел.

2. Судебная власть в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Перечисление в Основном законе используемых видов судопроизводства (а также их дублирование в ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации") особо подчеркивает, что деятельность судов, в отличие от всех других органов государственной власти, строго регламентирована установленными законом процессуальными правилами, определяющими, как должно совершаться каждое действие суда при рассмотрении и разрешении дел. Различия в формах судопроизводства обусловлены характером рассматриваемых дел и назначением соответствующего суда.

Конституционное судопроизводство охватывает рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ федерального и регионального законодательства, разрешение споров между органами власти, проверку жалоб граждан о нарушении конституционных прав и толкование Конституции РФ. Процедура конституционного судопроизводства определяется как самой Конституцией РФ (ст. 125), так и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". Конституционное судопроизводство осуществляют также конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Порядок гражданского судопроизводства определяется Гражданским процессуальным кодексом РФ, принятым 15 ноября 2002 г. и введенным в действие с 1 февраля 2003 г.; порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи регулируется также Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации". Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права)*(652).

Административное судопроизводство связано с решениями суда по проступкам, посягающим на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, если такого рода умышленные или неосторожные действия предусмотрены законом об административной ответственности и по своему характеру не влекут за собой уголовного наказания.

Уголовное судопроизводство - это рассмотрение дел о готовящихся или совершенных преступлениях, под которыми понимаются общественно опасные деяния, запрещенные Уголовным кодексом под угрозой уголовного наказания.

Первым актом, нормативно закрепившим положение о судебной власти, был Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. "О Конституционном Суде РСФСР", который определялся как высший судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства. 26 июня 1992 г. был принят Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации", законодательно закрепивший важнейшее положение о том, что судебная власть принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых к осуществлению правосудия представителей народа (ч. 1 ст. 1). Кроме того, в ч. 2 ст. 1 этого Закона было указано: "Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти". Тем самым указанный Закон определил статус судебной власти, который был подтвержден и развит в конституционных нормах комментируемой главы.

Гражданское, административное и уголовное судопроизводство осуществляется судами общей юрисдикции, в том числе специализированными военными судами, а также мировыми судьями, рассматривающими соответственно гражданские, уголовные и административные дела. Однако все эти суды осуществляют судопроизводство в гражданском процессуальном, уголовно-процессуальном и административно-процессуальном порядке, который устанавливается в зависимости от вида дел, а не судов и закрепляется соответственно в Гражданском процессуальном, Уголовно-процессуальном кодексах и Кодексе РФ об административных правонарушениях. Следовательно, все суды общей юрисдикции пользуются одними и теми же кодифицированными правилами.

3. Российская судебная система представляет собой установленную Конституцией РФ и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны. Конституционные положения, устанавливая роль и место высших судебных органов страны (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ), тем самым предопределяют основные параметры судебной системы.

Судебная система России складывается из следующих элементов:

1) Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

2) Федеральные суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ;

верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального назначения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судам соответствующих субъектов Федерации;

районные суды, являющиеся непосредственно вышестоящими инстанциями по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района;

военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где предусмотрена военная служба;

специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, учреждаемые путем внесения изменений и дополнений в Закон РФ "О судебной системе Российской Федерации";

3) Федеральные арбитражные суды:

Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, который является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ;

федеральные арбитражные суды округов действуют на территориях соответствующих судебных округов*(653);

арбитражные суды субъектов РФ образуются в каждом субъекте Федерации и являются основным звеном системы арбитражных судов.

4) Суды субъекта Российской Федерации:

конституционный (уставный) суд субъекта РФ, который может создаваться субъектом РФ для рассмотрения соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, а также толкования конституции (устава) субъекта РФ. Решения конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом;

мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

0

5

Глава 7. Судебная власть

                               Статья 118

     1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
     2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного судопроизводства.
     3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией
Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных
судов не допускается.

О судебной системе Российской Федерации см. Федеральный конституционный закон
от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ

     Комментарий к статье 118

     1. Правосудие - особый вид юридической деятельности, возлагаемый обществом
и государством на судебную власть. Понятия "правосудие" и "судебная власть"
не тождественны, хотя они выражают сущностные характеристики одной и той же
государственной функции, которая заключается в том, чтобы рассматривать и
разрешать различные споры и конфликты, связанные с действительным или предполагаемым
нарушением норм права. Правосудие осуществляется именем и властью государства
в установленных законом процессуальных формах путем рассмотрения исковых требований,
заявлений, ходатайств, других материалов (обвинительный акт прокурора и т.д.)
в условиях, обеспечивающих равенство прав сторон. При этом соблюдается ряд
конституционно закрепленных процессуальных принципов.
     В демократических обществах именно на правосудие возложена миссия защиты
конституционных прав и свобод граждан; в этом смысле суды всех видов выполняют
две важнейшие и взаимосвязанные функции - правозащитную и правовосстановительную,
которые не могут быть выполнены в полном объеме другими правоприменяющими
органами.
     Положение ч. 1 комментируемой статьи об осуществлении правосудия только
судом означает, что в России нет и не должно быть иных, кроме судов, государственных
или общественных органов, которые имели бы право разрешать гражданские, уголовные
и иные дела. Носителями судебной власти и, следовательно, уполномоченными
законом на отправление правосудия могут быть только судьи, а также присяжные
и народные заседатели в случаях, установленных законом (см. п. 1 ст. 1 Закона
Российской Федерации от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации"
- ВВС, 1992, N 30, ст. 1792). Согласно п. 3 ст. 1 этого Закона, судьями "являются
лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие
и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе".
     Судья не издает общезначимых правил поведения, он "подводит" определенные
нормы закона под индивидуальный случай и выносит решение, являющееся актом
применения права. Он призван разрешать конкретные дела, стремясь восстановить
нарушенное право, в максимально возможной мере обеспечить возмещение материального
и морального ущерба, справедливо разрешить спор, наказать виновного в преступлении
или ином правонарушении.
     Длительное время в условиях бывшего СССР суды и судьи находились под
опекой партийной и государственной номенклатуры. Отбор судей, их назначение
на должность, продвижение по службе, стиль работы и даже содержание и характер
выносимых решений предопределялись официальным политическим курсом, отражаемым
в соответствующих партийных документах. В таких условиях нельзя было и помышлять
о независимом и авторитетном правосудии; органы правосудия становились придатком
административно-командной системы и, по существу, обслуживали карательные
акции советской власти, ее руководящего ядра. Создавались и внесудебные органы
с расширенной компетенцией. Так, согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от
5 ноября 1934 г. при Народном коммисариате внутренних дел было учреждено Особое
совещание с правом применять высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовых
лагерях на срок до пяти лет и высылку за пределы СССР. Наряду с Особым совещанием
на местах, в областных, краевых и республиканских центрах создавались пресловутые
"тройки", возглавляемые начальниками территориальных управлений НКВД. В их
состав входили руководители партийных, советских органов и представители прокуратуры.
"Тройки" принимали решения о расстрелах, о лишении свободы на длительные сроки
и других внесудебных мерах расправы с неугодными властям людьми. В правовом
государстве, каким провозглашена Российская Федерация по Конституции 1993
г., на судебную власть возлагается особая миссия по развитию в обществе принципов
демократии и начал справедливости. Для этого создается соответствующая нормативная
база.
     Судьи обязаны основывать свои решения исключительно на законе, руководствуясь
при этом внутренним убеждением. Это означает, что они объективно оценивают
представленные сторонами доказательства и самостоятельно принимают решения,
не поддаваясь постороннему влиянию.
     Конституционное закрепление правосудия как отдельной, самостоятельной
и независимой государственной власти впервые было осуществлено в Конституции
РСФСР 1978 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными в 1989-1992 гг.).
Глава IX этой Конституции называлась "Правосудие и прокурорский надзор". В
новой Конституции Российской Федерации 1993 г. в полном соответствии с принципом
разделения властей идея обособления функций правосудия от функций законодательной
и исполнительной властей нашла отражение в отдельной главе 7 ("Судебная власть"),
идущей вслед за главами 4 ("Президент Российской Федерации"), 5 ("Федеральное
Собрание") и 6 ("Правительство Российской Федерации").
     Одним из направлений осуществляемой ныне в России судебной реформы должно
стать расширение масштабов юрисдикционного контроля со стороны судебной власти
с распространением его на все обжалуемые акты и действия исполнительно-распорядительных
органов власти в центре и на местах.
     В настоящее время контроль за противозаконными действиями должностных
лиц государственного аппарата управления осуществляется лишь эпизодически,
при рассмотрении ими конкретных дел; он недостаточно емок и эффективен, учитывая
ресурсную перенапряженность судебной системы, отсутствие соответствующей специализации
у многих судей и распространенность правового нигилизма среди подавляющей
части граждан, предпочитающих терпеть факты беззакония и произвола, нежели
испытывать свои силы и терпение в неравном противоборстве с чиновниками, злоупотребляющими
своими прерогативами.
     Другая важная цель судебной реформы заключается в повышении качества
правосудия, в том числе путем сокращения числа необоснованных или плохо аргументированных
решений. Наиболее эффективно эта задача может быть выполнена в рамках апелляционного
обжалования. Подача жалобы в апелляционный суд дает возможность повторного
рассмотрения дел, решенных по существу в низших судах, но уже на более высоком
профессиональном уровне (в составе коллегии из трех судей), что одновременно
повышает уровень правовой защиты законных прав и интересов сторон и авторитет
самого решения.
     В нынешних условиях целесообразно восстановить трехинстанционную судебную
систему, учрежденную еще в ходе судебной реформы 1864 г. в виде: судов первой
инстанции (мировых судей и окружных судов), апелляционных судов второй инстанции,
при сохранении существующей - третьей (кассационной) инстанции в лице Верховного
Суда Российской Федерации. При этом должен быть учтен положительный опыт апелляционного
судопроизводства в системе арбитражных судов России.

     2. Перечисленные в п. 2 комментируемой ст. 118 четыре формы осуществления
судебной власти - конституционное, гражданское, административное и уголовное
судопроизводство - являются равными по своему юридическому статусу и значению
формами осуществления судебной власти и, несмотря на специфику каждой из них,
базируются на единых принципах. Этот вид власти отличается от законодательной
и исполнительной властей в трех аспектах.
     Во-первых, любая из ветвей судебной власти по своей природе консервативна
и инертна; если законодательная и исполнительная власти могут действовать
по собственной инициативе, то судебная власть проявляет свою "инициативу"
опосредованно, а именно: она действует только "в ответ" на поступившие на
ее рассмотрение заявления, жалобы, ходатайства, материалы уголовных дел.
     Право на возбуждение судебного процесса принадлежит обладателю нарушенных
прав или государству в лице прокурора. Это условие обязательно для того, чтобы
дать ход любому делу, от гражданского до конституционного.
     Во-вторых, судебная деятельность подчинена более жестким правилам, чем
законодательная и исполнительно-распорядительная деятельность. Судьи обязаны
действовать в строгом соответствии с процедурой, установленной в соответствующих
процессуальных кодексах и регламентах. Нарушение процедурных правил не только
означает нарушение нормального хода судебного разбирательства, но и в ряде
случаев может повлечь нарушение законных прав и интересов участников процесса.
Судебное решение может быть по этой причине (в ряду других) обжаловано в вышестоящие
судебные инстанции, которые при наличии веских и убедительных доказательств
вправе их изменить или отменить.
     В-третьих, окончательное, вступившее в законную силу судебное решение
имеет авторитет постановления, обязательного для исполнения всеми гражданами,
учреждениями и должностными лицами любого уровня, которых оно так или иначе
затрагивает. Решения же законодательной или исполнительной власти, как правило,
периодически пересматриваются и обновляются.
     С 1992 г. в России получило четкую законодательную базу арбитражное судопроизводство
в качестве особой формы судебной деятельности.
     В соответствии со ст. 127 Конституции Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах осуществляет
судебный надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов. Эти процессуальные
формы, как и сама процедура разбирательства арбитражными судами экономических
споров и иных дел, определены Арбитражным процессуальным кодексом Российской
Федерации.
     По Федеральному конституционному закону от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных
судах в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 18, ст. 1589) в системе арбитражного
судопроизводства функционируют федеральные арбитражные суды округов, обладающие
правом рассмотрения жалоб на решения нижестоящих арбитражных судов. Исходя
из принципа двухступенчатой юрисдикции, на региональном уровне в 1995 г. создано
десять апелляционных региональных судов с правом пересмотра решений нижестоящих
арбитражных судов, включая правовую и фактическую оценки существа спора. Таким
образом, наряду с кассацией, существующей в уголовном и гражданском судопроизводстве,
в России в сфере арбитражного судопроизводства действует институт апелляции.
Что же касается конституционного судопроизводства, то решения Конституционного
Суда Российской Федерации имеют окончательную силу и обжалованию и пересмотру
не подлежат (см. комментарий к ст. 125).

     3. В России действуют Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации. Действуют также другие федеральные суды (см. комментарии
к ст. 83, 125-127). Судебная система Российской Федерации устанавливается
Конституцией и федеральным конституционным законом.
     В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством
(см., например, Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР") правосудие
по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений,
осуществляют суды общей юрисдикции: Верховный Суд Российской Федерации, верховные
суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суды
автономной области, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские
суды, районные (городские) народные суды. Военные суды, входящие в федеральную
судебную систему, рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц,
приравненных к ним по закону (служащих вневедомственной охраны, пожарных и
др.). В своей деятельности военные суды руководствуются тем же законодательством,
что и другие суды, действующие на территории Российской Федерации. Военные
суды учреждаются в гарнизонах, армиях, флотилиях, воинских соединениях, военных
округах, группах войск, флотах, видах Вооруженных Сил.
     Споры, возникающие в процессе предпринимательской деятельности и вытекающие
из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правонарушений
в сфере управления, рассматривают Высший Арбитражный Суд Российской Федерации,
региональные апелляционные арбитражные суды, арбитражные суды краев, областей,
автономной области, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские
арбитражные суды.
     Проектом Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской
Федерации" предусмотрено создание и других судов федерального уровня. Кроме
того, согласно ч. 2 ст. 5 Конституции свое законодательство имеют: республика,
край, область, город федерального значения, автономная область, автономный
округ. На этом уровне возможно образование так называемых местных судов, которые
в своей деятельности руководствуются не только федеральными законами, но и
местными (региональными) нормативными актами.
     В настоящее время в рамках концепции судебной реформы, указ о разработке
которой был подписан Президентом 6 июля 1995 г., осуществляются следующие
меры: 1) подготовлен проект Федерального конституционного закона "О судебной
власти", который должен определить природу и назначение судебной власти в
правовом государстве; структуру органов, входящих в судебную систему; формы
взаимодействия судов с органами законодательной и исполнительной властей,
органами предварительного расследования, прокуратурой и Министерством юстиции;
2) предусматривается расширение доступа граждан к правосудию, что будет достигаться
двумя путями: во-первых, созданием системы мировых судей и окружных судов
на местном уровне, а во-вторых, упрощением судебных процедур по малозначительным
делам и по спорам, в отношении которых стороны достигнут полюбовного соглашения
на основе согласительной процедуры. Такая практика хорошо себя зарекомендовала
в зарубежных странах.
     В качестве одного из вариантов предполагаются два звена местных судов:
мировые судьи, действующие единолично, и окружные суды, действующие в качестве
судов первой инстанции в судебных участках и судебных округах. Мировые судьи
могут единолично рассматривать уголовные дела о преступлениях, по которым
возможны минимальные сроки лишения свободы либо наказания, не связанные с
лишением свободы, значительную часть гражданских дел, административные дела.
Мировые суды будут действовать в судебных участках.
     Окружные суды будут действовать в судебных округах, как правило, не совпадающих
с административно-территориальным делением. В качестве суда первой инстанции
они могут рассматривать более сложные уголовные и гражданские дела. Кроме
того, им отводится роль суда второй инстанции, осуществляющего апелляционное
судопроизводство.
     Законопроектом "О судебной системе Российской Федерации" предусмотрено
не только расширение системы судебных органов за счет создания судов специальной
юрисдикции (например, судов по делам несовершеннолетних), но и ряд мер по
укреплению авторитета судебной власти.
     Конституцией запрещено образование чрезвычайных судов (ч. 3 комментируемой
статьи). Практика создания таких судов, имевшая место ранее (например, "тройки"),
несовместима с законностью. Чрезвычайные суды создавались за пределами судебной
системы, проводили репрессивную, карательную политику государства, игнорируя
гарантии защиты прав личности, предусмотренные законом. Именно поэтому они
неприемлемы в условиях правового государства.
     Запрет на создание чрезвычайных судов служит дополнительной гарантией
того, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде
и судьей, к ведению которых оно отнесено законом (см. комментарий к ч. 1 ст.
47).

0

6

Глава 7. Судебная власть

     Комментарий к главе 7

     В главе утверждается понятие правового института судебной власти в действующем
законодательстве. Глава характеризуется новым, нетрадиционным подходом к раскрытию
сущности названной политико-юридической категории. За органами судебной власти
признаются самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей
власти (ст. 10).
     Используемая Конституцией формула "судебная власть" представляет собой
краткое выражение политико-правовой доктрины, вытекающей из концепции разделения
властей в правовом государстве и устанавливающей место органов правосудия
в системе государственного механизма. В то же время Конституция прямо указывает,
что суды Российской Федерации осуществляют именно государственную власть (ст.
11).
     Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной
компетенции, дистанцированных от органов представительной и исполнительной
власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми
полномочиями по контролю за законностью выполнения отдельных функций субъектами
иных ветвей власти. Сказанное не означает, что особое положение судебных органов
в правоохранительной системе Российской Федерации исключает взаимодействие
установленных Конституцией ветвей власти по ряду направлений.
     Закрепление в конституционных нормах и федеральном законодательстве судебной
власти как государственно-правового института позволяет выделить его специфические
признаки, отметить необходимость утверждения системы гарантий, позволяющих
судебной власти осуществлять свои функции и решать поставленные перед ней
законом государственные задачи.
     Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность,
подзаконность и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции
Российской Федерации.
     Назначение судебной власти - защита прав и свобод граждан, конституционного
строя Российской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной
и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости
при исполнении и применении законов, а также иных нормативных актов. Обеспечение
реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина
составляет основное содержание деятельности органов судебной власти (ст. 18
Конституции). Судебная власть имеет прямое отношение к гарантированным каждому
правам на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища,
тайну переписки, телефонных, почтовых и иных сообщений. Возрастание роли суда
в охране прав и свобод граждан прямо вытекает из положений гл. 2 (см. комментарии
к ст. 20, 22, 23, 25, 32, 35, 46, 47, 52).
     Исключительность судебной власти заключается в том, что никакой иной
орган государственной власти или управления не вправе принимать на себя функции
и полномочия, составляющие компетенцию судов. Государство доверяет именно
суду право использовать принудительные полномочия государственной власти:
в установленном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления,
назначить уголовное наказание.
     Система федеральных органов судебной власти, определение порядка их организации
и деятельности относятся к ведению Российской Федерации. В систему этих судов
включаются Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, иные
федеральные суды.
     Конституция не конкретизирует структуру всей судебной системы, предоставляя
решение этого вопроса федеральному конституционному закону, который должен
установить соподчиненность звеньев судебной системы, перечень федеральных
судов, виды местных судов, их полномочия и структуру.
     Полностью исключая возможность создания чрезвычайных судов, федеральное
законодательство о судоустройстве допускает известную дифференциацию судебных
органов для рассмотрения различных категорий дел, т. е. определяет возможность
некоторой специализации судов. Они будут различаться своей предметной подсудностью
и процедурой судопроизводства.
     Новым для установления пределов судебной власти и ее внутреннего построения
является включение Конституцией в структуру судебной власти прокуратуры Российской
Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается Советом Федерации
Федерального Собрания и возглавляет всю систему органов прокурорского надзора.
Осуществление органами прокуратуры уголовного преследования и поддержание
государственного обвинения в судебном разбирательстве - важный элемент функционирования
органов правосудия.
     Подзаконность судебной власти проявляется не только в том, что судебные
органы и судьи действуют на основе закона, подчиняются только Конституции
и федеральным законам, но и в том, что ее носители не вправе отступать в своей
деятельности от требований закона.
     Законодательной основой функционирования судебной власти являются Конституция,
федеральный конституционный закон о судебной системе, федеральные законы о
высших судебных органах Российской Федерации и иных федеральных судах, устанавливающие
компетенцию, порядок образования, структуру и основные функции, а также материально-техническое
и организационное обеспечение этих судов.
     Федеральные законы регулируют различные стороны организации органов судебной
власти: судоустройство, деятельность прокуратуры, уголовное, уголовно-процессуальное
и уголовно-исполнительное законодательство, гражданское, гражданско-процессуальное
и арбитражно-процессуальное законодательство.
     Отдельными федеральными законами регулируются статус судей, особенности
деятельности некоторых видов судов (например, военных), различные вопросы
обеспечения деятельности судебной власти. Таким образом, единство судебной
власти в Российской Федерации обеспечивается совокупностью актов федерального
законодательства о судоустройстве и судопроизводстве, единообразным применением
их судами (в том числе федерального гражданско-процессуального, уголовно-процессуального,
арбитражно-процессуального законодательства) на всей территории России, финансированием
судов из федерального бюджета, единым статусом судей.
     Стабилизирующее значение для формирования системы судебной власти имеет
установление Конституцией единых требований к судебным органам и судьям и
соблюдение правовых гарантий в отношении судей. Состояние и качество судейского
корпуса впервые регулируются на конституционном уровне. Унификация требований
к кандидатам на судебные должности на территории всей России приобретает особое
значение при известном отделении судов от системы правоохранительных органов
и отнесении вопросов работы с кадрами судебных органов к совместному ведению
Российской Федерации и ее субъектов (п. "л" ст. 72).
     Федеральным законом установлен единый статус судей Российской Федерации,
который не может умаляться, а гарантии деятельности судей подвергаться изъятиям
под влиянием местных условий. Жизнь, достоинство, имущество судей и членов
их семей должны находиться под особой защитой государства. Конституция утверждает
независимость, несменяемость, неприкосновенность носителей судебной власти
(ст. 120, 121, 122). Только судам Конституция предоставляет право при рассмотрении
дела отказаться от применения актов государственных органов, если они, по
их мнению, не соответствуют закону (ч. 2 ст. 120).
     Укреплению авторитета носителей судебной власти служит установленный
Конституцией порядок назначения на должность судей Конституционного Суда Российской
Федерации, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
Советом Федерации по представлению Президента (п. "ж" ч. 1 ст. 102 Конституции)
и назначения судей других федеральных судов Президентом Российской Федерации
(ч. 2 ст. 128). Укрепление гарантий служебного положения судей в немалой степени
зависит от активности органов судейского сообщества, которым федеральным законом
предоставлены широкие полномочия в формировании судейского корпуса.
     Полнота судебной власти определяется ее объемом, окончательностью решений,
принимаемых судебной властью, их обязательностью. Вступившие в законную силу
решения судов, а также предусмотренные законом судебные распоряжения, требования,
поручения и другие судебные акты должны быть обязательны для всех без исключения
органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий,
должностных лиц, граждан и их объединений и подлежат безусловному исполнению
на всей территории Российской Федерации.
     Неисполнение вступивших в законную силу актов судебной власти, требований
и распоряжений судей, вмешательство в законную деятельность судей и аппарата
суда (судебных исполнителей), проявление неуважения к суду или судьям влекут
установленную законом ответственность (ст. 176-1, 176-2, 176-3, 188-2 УК).

                               Статья 118

     1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
     2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного судопроизводства.
     3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией
Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных
судов не допускается.

     Комментарий к статье 118

     Согласно Конституции суд является единственным органом, уполномоченным
осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти. Целью осуществления
правосудия является защита конституционного строя Российской Федерации, прав
и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций.
     Как специфическое направление реализации государственной власти правосудие
отличается от иных функций государственных правоохранительных органов рядом
признаков: оно является основной формой осуществления судебной власти и не
совпадает с судопроизводством.
     Правосудие вправе осуществлять только указанные в Конституции и в федеральном
конституционном законе судебные органы, что должно исключить возможность присвоения
функции правосудия иными государственными органами и общественными образованиями.
Отличительным признаком правосудия является то, что этот вид государственной
деятельности может осуществляться только с соблюдением особого порядка, который
определен Конституцией и детально установлен процессуальным законодательством,
и только определенными законом способами, а именно путем рассмотрения и разрешения
в судебных заседаниях в установленном процессуальным законом порядке гражданских
и уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях.
     Содержанием правосудия по гражданским делам является рассмотрение и разрешение
споров, связанных с защитой прав и интересов граждан, предприятий и учреждений.
В рассмотрении в судебных заседаниях уголовных дел и применении установленных
законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступлений, либо оправдании
невиновных состоит сущность правосудия по уголовным делам. Виновность обвиняемого
в совершении уголовного преступления может быть установлена только вступившим
в законную силу приговором суда.
     Рассмотрение и разрешение уголовных и гражданских дел основано на конституционных
принципах равенства граждан перед законом и судом, независимости судей и их
подчинения только Конституции и федеральному конституционному закону, гласности
судебного разбирательства, осуществления судопроизводства на основе состязательности
и равноправия сторон участия в нем представителей населения, обеспечения обвиняемому
юридической помощи.
     Осуществление правосудия в точном соответствии с законом также является
характерной чертой правосудия. Подзаконность судебной деятельности означает,
что суд проводит судебное разбирательство в установленном законом порядке
и разрешает дела на основе закона, а не создает своим решением новые нормы
права, не порождает субъективные права и обязанности конкретных лиц.
     Именно принципы организации и деятельности суда как компетентного государственного
органа, процессуальный порядок судебного разбирательства являются важными
гарантиями правильного разрешения дел, защиты прав и интересов граждан, законности,
обоснованности, объективности и справедливости судебных решений.
     Как средство осуществления судебной власти Конституция рассматривает
конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.
Правосудие не исчерпывает всего объема судебной деятельности.
     Действующим законодательством в понятие судопроизводства включаются не
только рассмотрение и разрешение судом дела по существу, но и досудебное производство,
производство по делу во всех стадиях уголовного и гражданского процесса, разрешение
вопросов исполнения приговоров и решений по уголовным и гражданским делам.
     Суды различной компетенции руководствуются правилами судопроизводства,
предусмотренными процессуальными нормами, содержащимися в различных источниках
права. Так, Конституционный Суд применяет нормы, сформулированные в Законе
о Конституционном Суде. Суды общей юрисдикции, рассматривая гражданские, уголовные
и административные дела, руководствуются соответствующими кодексами - ГПК,
УПК, КоАП, а арбитражные суды - АПК.
     Действующее законодательство наиболее полно регулирует судопроизводство
по уголовным делам. Оно устанавливает, что порядок судопроизводства по уголовным
делам на всей территории Российской Федерации определяется УПК независимо
от места совершения преступления. Установленный УПК порядок судопроизводства
является единым и обязательным по всем уголовным делам и для всех судов, органов
прокуратуры, предварительного следствия и дознания. Указанный Кодекс определяет
задачи уголовного судопроизводства, его принципы, полномочия суда, прокурора,
органов следствия и дознания, называет участников судопроизводства, устанавливает
их права и обязанности, излагает основные положения, характеризующие все стадии
процесса и сопутствующие правосудию процессуальные действия. Аналогичные нормы
по организации порядка рассмотрения гражданских дел содержатся в ГПК. Арбитражные
суды при рассмотрении экономических споров руководствуются АПК.
     Правовая регламентация судопроизводства не исчерпывается процессуальным
законодательством. Целый ряд организационных институтов, судебных действий,
входящих в круг судебной деятельности и обеспечивающих отправление правосудия,
регулируется также подзаконными актами: Положением о порядке исполнения судебных
решений, инструкциями по делопроизводству, инструкциями о порядке сохранения
доказательств и др.
     Основной Закон страны устанавливает высшие органы судебной системы Российской
Федерации: Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд. Структура
судебной системы в целом должна быть определена федеральным конституционным
законом о судебной системе (ч. 3 ст. 118).
     Согласно п. "о" ст. 71 Конституции вопросы судоустройства, в том числе
определение в полном объеме структуры судебной системы, находятся в ведении
Российской Федерации. Это означает, что субъекты Федерации не могут по своему
усмотрению учреждать виды судов, не предусмотренные федеральным законом о
судоустройстве.
     В отличие от существующей судебной системы предполагается образование
федеральных и местных судов.
     Федеральные суды могли бы рассматривать, например, дела о преступлениях,
совершенных на территориях разных республик, и споры, возникающие между республиками
(о подсудности и месте рассмотрения дела, нарушении прав и интересов одной
республики приговором и решением, принятыми в другой республике). Возможно
образование межрегиональных федеральных судов.
     По своему статусу к федеральным судам относятся: Конституционный Суд,
Высший Арбитражный Суд, Верховный Суд. Федеральным конституционным законом,
возможно, будет предусмотрено создание и других судов федерального уровня.
     Согласно ч. 2 ст. 5 Конституции свое законодательство имеют: республика,
край, область, город федерального значения, автономная область, автономный
округ. На этом уровне возможно образование так называемых местных судов, которые
в своей деятельности руководствуются не только федеральными законами, но и
местными (региональными) нормативными актами.
     В качестве одного из вариантов предполагается два звена местных судов:
мировые и окружные суды, действующие в качестве судов первой инстанции в судебных
участках и судебных округах.
     Мировые судьи могут единолично рассматривать уголовные дела о преступлениях,
по которым возможны минимальные сроки лишения свободы либо наказания, не связанные
с лишением свободы, значительную часть гражданских дел, административные дела
и будут действовать в судебных участках. Окружные суды будут действовать в
судебных округах, как правило, не совпадающих с административно-территориальным
делением. В качестве суда первой инстанции они могут рассматривать более сложные
уголовные и гражданские дела. Кроме того, им отводится роль суда второй инстанции,
осуществляющего апелляционное судопроизводство.
     Предполагается выделение судов общей и специальной юрисдикции. В переходный
период сохраняется ныне действующая судебная система: Верховный Суд Российской
Федерации, Верховные суды республик в составе Федерации, краевые, областные,
городские суды, суды автономных областей и автономных округов, районные (городские)
народные суды, военные суды. Все они, кроме военных судов, относятся к судам
общей юрисдикции.
     Для судов специальной юрисдикции (специализированных судов) характерно
либо рассмотрение дел, судопроизводство по которым имеет свою специфику, либо
наличие особенностей в организации (например, суды по делам несовершеннолетних,
военные суды). Однако до принятия нового закона о судоустройстве Российской
Федерации продолжает существовать указанная выше судебная система.
     Конституцией запрещено образование чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118).
Практика создания таких судов, ранее имевшая место (например, "тройки"), не
совместима с законностью. Чрезвычайные суды создавались за пределами судебной
системы, проводили репрессивную карательную политику государства, игнорируя
гарантии защиты прав личности, предусматриваемые законом, поэтому чрезвычайные
суды отождествляются с репрессивным аппаратом и неприемлемы в условиях правового
государства.
     Запрет на создание чрезвычайных судов означает, что никто не может быть
лишен права на рассмотрение его дела в суде и судьей, к ведению которых оно
отнесено законом (ч. 1 ст. 47 Конституции).

0

7

На сегодняшний день не найдены дополнительные материалы к статье 118 Конституции Российской Федерации. При наличии дополнительных материалов к статье 118 Конституции РФ прошу регистрироваться на форуме сайта и предлагать материалы для размещения администратору форума. Таким образом есть шанс собрать наиболее полную и полезную каждому правовую базу по каждой статье Конституции РФ. Всем спасибо.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРОКУРАТУРА ≤25≥. Статья 118