narcorik.ru



САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ГЛАВА 5. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ. Статья 100

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Конституция РФ
Раздел I
Глава 5. Федеральное Собрание
Статья 100

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

2

Статья 100

1. Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает и значительную самостоятельность палат, что проявилось в их компетенции и в том, что они заседают раздельно (часть 1 статьи 100). Порядок раздельных заседаний Совета Федерации и Государственной Думы устанавливается регламентами палат. Первостепенным при этом является вопрос о кворуме, обеспечивающем легитимность заседаний палат, т.е. о количестве депутатов, присутствие которых делает Совет Федерации и Государственную Думу правомочными осуществлять свою деятельность (открывать заседания, определять повестку дня, обсуждать законопроекты, проводить парламентские слушания, принимать решения и т.д.).

2. Часть 2 статьи 100 Конституции провозглашает принцип открытости заседаний палат как общее правило. Исключение из этого правила может быть сделано по решению самой палаты большинством голосов для каждого отдельного заседания, причем необходимость сохранения конфиденциальности должна быть серьезно мотивирована. Принцип открытости является общим правилом практически для всех парламентов мира. Реальное воплощение этого принципа в жизнь в палатах Федерального Собрания весьма затруднительно, так как нет даже трибун для публики. Однако отчасти открытость обеспечивается путем прямой трансляции заседаний на мониторы, расположенные в том числе и в помещении, куда имеют доступ все имеющие пропуск (хотя бы одноразовый) в здание соответствующей палаты парламента. Впрочем, для "публики с улицы" проблематичным является и получение пропуска в здание палаты.

3. Конституция (часть 3 статьи 100) предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться для совместных заседаний (да и то не обязаны): во-первых, для заслушивания посланий Президента РФ, во-вторых, с целью заслушивания посланий Конституционного Суда, в-третьих, для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

0

3

Статья 100

1. Положение о раздельном проведении заседаний палатами Федерального Собрания было включено в Конституцию, чтобы преодолеть существовавшую в советские времена традицию преимущественно совместных заседаний палат Верховного Совета СССР и позднее также РСФСР (первоначально Верховный Совет РСФСР был однопалатным). Поскольку каждая из палат предназначена для представительства различных интересов (преимущественно социально-политических - Государственная Дума и преимущественно региональных - Совет Федерации), целесообразно, чтобы проекты решений Федерального Собрания оценивались каждой палатой самостоятельно, без влияния другой палаты. Для лучшего осуществления указанного в комментируемой части принципа палаты занимают даже разные здания. Это не исключает проведения совместных заседаний в случаях, установленных Конституцией РФ (см. комм. к ч. 3 данной статьи).

2. Предусмотренная в Конституции РФ открытость заседаний палат Федерального Собрания должна была стать одним из проявлений демократичности российского парламента. По идее, граждане должны иметь возможность лично наблюдать за работой своих избранников, когда они обсуждают государственные дела и принимают законодательные и иные важные государственные решения. Однако помещения, в которых работают палаты, не снабжены галереями для публики, какие имеются в ряде зарубежных парламентов (например, в Конгрессе США). В начале демократических преобразований в России заседания законодательного органа транслировались по телевидению, однако затем эта практика прекратилась (возможно, потому, что поведение законодателей являло собой отнюдь не привлекательное зрелище, но ведь известно, что на зеркало пенять не стоит). Сегодня гражданину, интересующемуся деятельностью парламентариев, приходится довольствоваться тем, о чем сочтут нужным сообщить СМИ. Соответственно толкование принципа открытых заседаний, даваемое самими палатами в их регламентах, носит весьма ограничительный характер, конституционность которого не бесспорна.

Порядок проведения открытых и закрытых заседаний палат Федерального Собрания урегулирован в их регламентах.

2.1. Так, в ст. 38 Регламента Совета Федерации от 30 января 2002 г. (СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 635; с изм. и доп.) сказано, что заседания Совета Федерации проводятся открыто, на гласной основе и освещаются СМИ. Однако Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, председательствующим на заседании палаты, комитетом, комиссией Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее 25 человек. Такое решение принимается большинством голосов числа членов Совета Федерации, участвовавших в голосовании, но не менее чем 46 голосами. Содержание закрытого заседания Совета Федерации, сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, могут быть использованы членами Совета Федерации только для их деятельности в Совете Федерации. В случае принятия решения о проведении закрытого заседания палаты председательствующий объявляет дополнительный перерыв на 30 минут.

В открытом и закрытом заседаниях Совета Федерации вправе принимать участие Президент РФ, Председатель и члены Правительства РФ, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель, Уполномоченный по правам человека в РФ, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии РФ, полномочные представители в Совете Федерации: Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы. Присутствовать на открытом и закрытом заседаниях Совета Федерации вправе депутаты Государственной Думы, судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, аудиторы Счетной палаты, руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, а также члены Общественной палаты РФ, уполномоченные ее советом, при соблюдении требований законодательства РФ о государственной тайне. По решению Совета Федерации на заседания палаты приглашаются представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, ученые и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Советом Федерации вопросам.

Представители СМИ могут присутствовать на открытых заседаниях палаты при условии их аккредитации в Совете Федерации. Другие лица, не являющиеся членами Совета Федерации, могут присутствовать на заседаниях палаты только по специальному приглашению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Федерации. Вот так понимается Советом Федерации открытость его заседаний.

На заседаниях Совета Федерации запрещается использование средств телефонной связи и радиосвязи.

На закрытом заседании палаты запрещается использование фото-, кино- и видеотехники, средств телефонной связи и радиосвязи, а также средств звукозаписи и обработки информации. Присутствовать на закрытом заседании Совета Федерации могут работники Аппарата Совета Федерации в соответствии со списком, утверждаемым Председателем Совета Федерации. Председательствующий на закрытом заседании палаты информирует членов Совета Федерации и других присутствующих на заседании лиц о правилах проведения закрытого заседания и запрете распространения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Порядок обеспечения проведения открытых и закрытых заседаний Совета Федерации утверждается Председателем Совета Федерации.

Согласно ст. 39 Регламента, лица, не являющиеся членами Совета Федерации и принимающие участие в его заседании, имеют право участвовать в прениях, делать замечания, вносить предложения и поправки по существу обсуждаемых вопросов, задавать вопросы, давать справки в рамках установленных Регламентом нормативов времени. По решению Совета Федерации этим лицам может быть предоставлено слово для выступления.

На заседании Совета Федерации ведутся протокол и стенограмма (ст. 40 Регламента). Протокол заседания подписывается председательствующим на заседании. Стенограмма открытого заседания Совета Федерации подлежит опубликованию в "Бюллетене заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и "Стенографическом отчете заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", причем член Совета Федерации вправе ознакомиться со стенограммой своего выступления до ее опубликования. Стенограмма закрытого заседания палаты хранится в соответствующем структурном подразделении Аппарата Совета Федерации на правах секретного документа.

2.2. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания от 22 января 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801; с изм. и доп.) содержит по рассматриваемому вопросу в ст. 37-39 ряд норм, аналогичных нормам Регламента Совета Федерации или сходных с ними.

Так, установлено, что заседания Государственной Думы проводятся открыто, гласно и освещаются в СМИ. По решению палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Государственной Думой законопроектам и иным вопросам. Представители СМИ могут присутствовать на открытых заседаниях палаты при условии их аккредитации в Государственной Думе.

Государственная Дума может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено председательствующим на заседании Государственной Думы, Советом Государственной Думы, Президентом РФ, комитетом Государственной Думы или депутатским объединением, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства РФ. Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством голосов числа депутатов Государственной Думы, участвовавших в голосовании. Закрытое заседание назначается, как правило, не менее чем за один час до планируемого времени его проведения. Запрещается проносить на закрытое заседание Государственной Думы и использовать в ходе такого заседания фото-, кино- и видеотехнику, средства телефонной связи и радиосвязи, а также средства звукозаписи и обработки информации. Представители СМИ на закрытые заседания не допускаются. Сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну и обсуждаемые на закрытом заседании Государственной Думы, разглашению и распространению не подлежат.

Председательствующий на закрытом заседании палаты в начале указанного заседания уведомляет депутатов Государственной Думы и приглашенных лиц об основных правилах проведения закрытого заседания, о степени секретности обсуждаемых на нем сведений и предупреждает об ответственности за разглашение и распространение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну. Стенограмма закрытого заседания Государственной Думы, а также документы, имеющие отношение к рассматриваемым на указанном заседании вопросам, учетные данные электронной системы о регистрации депутатов Государственной Думы и результаты их голосования, в том числе поименного, хранятся в структурном подразделении по защите государственной тайны Аппарата Государственной Думы в режиме секретного документа. Ознакомление депутатов Государственной Думы со стенограммой закрытого заседания Государственной Думы и с приобщенными к ней материалами производится в указанном подразделении Аппарата под расписку. Порядок организационно-технического обеспечения закрытых заседаний Государственной Думы, закрытых парламентских слушаний, закрытых заседаний комитетов и комиссий Государственной Думы устанавливается положением, утверждаемым распоряжением Председателя Государственной Думы по согласованию с Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

Президент РФ, его полномочный представитель в Государственной Думе, Председатель и члены Совета Федерации, Председатель и члены Правительства РФ, его полномочный представитель в Государственной Думе, члены Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Счетной палаты РФ, его заместители и аудиторы Счетной палаты, Уполномоченный по правам человека в РФ, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии РФ вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты. Члены Общественной палаты, уполномоченные ее советом, могут присутствовать на открытых заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, являвшихся объектом экспертизы Общественной палаты. Руководители федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных министров) и их заместители могут присутствовать на открытых заседаниях Государственной Думы, а на закрытых заседаниях палаты только при наличии специальных пропусков, оформляемых по письменному разрешению Председателя Государственной Думы или - по его поручению - одного из его заместителей. Такие специальные пропуска требуются для присутствия на закрытых заседаниях палаты также других лиц.

Государственная Дума по предложению депутатов Государственной Думы, депутатских объединений, комитетов и комиссий Государственной Думы вправе пригласить на свое заседание в целях получения информации по вопросам, носящим чрезвычайный характер, Председателя Правительства РФ, его заместителя, Генерального прокурора РФ, Председателя Центрального банка РФ, Председателя ЦИК РФ, иных должностных лиц. В постановлении о приглашении Государственная Дума указывает дату заседания и время, на которое приглашается должностное лицо, а также определяет содержание рассматриваемого вопроса. Принятое Государственной Думой постановление по этому вопросу, а также приглашение Председателя Государственной Думы направляются приглашенному должностному лицу не позднее чем за пять дней до заседания Государственной Думы, на которое приглашено должностное лицо. Процедура рассмотрения вопроса с участием указанных должностных лиц вносится Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы по поручению ее Совета и принимается на заседании палаты. Как правило, процедурой предусматриваются заслушивание приглашенного должностного лица и его ответы на вопросы депутатов. Допускаются выступления представителей депутатских объединений и представителя профильного комитета.

На заседаниях Государственной Думы ведутся протоколы и стенограммы. Протокол подписывается председательствующим на заседании. Стенограммы заседаний Государственной Думы, за исключением стенограмм закрытых заседаний, подлежат опубликованию, а также размещаются в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы. Депутат Государственной Думы вправе ознакомиться со стенограммой своего выступления до ее опубликования. В отличие от Регламента Совета Федерации Регламент Государственной Думы не указывает, где публикуются стенограммы.

2.3. Открытость, а строго говоря, гласность работы палат Федерального Собрания в определенной мере обеспечивается СМИ, прежде всего государственными.

13 января 1995 г. Президент РФ подписал ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" (СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 170; с изм. и доп.). Согласно ст. 4 этого ФЗ, пресс-службы федеральных органов государственной власти ведут аудио- и видеозапись, в частности, всех заседаний Совета Федерации и Государственной Думы. Для таких записей устанавливается бессрочный режим хранения. Записи закрытых мероприятий производятся и хранятся в соответствии с требованиями законодательства РФ. Журналисты СМИ имеют право знакомиться с записями и снимать копии с них, кроме записей закрытых мероприятий. ФЗ не ограничивает право аккредитованных журналистов производить собственную аудио- и видеозапись на заседаниях, совещаниях и иных открытых официальных мероприятиях.

Как указано в ст. 5 этого ФЗ, государственные федеральные аудиовизуальные СМИ обязаны обеспечивать распространение в числе прочих следующих теле- и радиопрограмм в полном объеме не менее чем по одному общероссийскому телеканалу и одному общероссийскому радиоканалу в удобное для телезрителей и радиослушателей время, но не позднее чем через 24 часа с момента совершения соответствующих событий, к числу которых, в частности, относятся:

- обращения и заявления Совета Федерации и Государственной Думы, трансляция которых предусмотрена этими органами;

- открытие первого заседания Совета Федерации;

- открытие первого заседания Государственной Думы.

Государственные аудиовизуальные СМИ включают в информационные программы в день, когда состоялось соответствующее событие, сообщения о решениях и действиях:

- Совета Федерации в случаях рассмотрения им вопросов об отрешении от должности Президента РФ, об утверждении изменения границ между субъектами Федерации, об утверждении указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения, о возможности использования российских Вооруженных Сил за пределами территории России, о назначении выборов Президента РФ;

- Государственной Думы в случаях рассмотрения ею вопросов о даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, о доверии Правительству РФ, об объявлении амнистии, о выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Кроме того, государственные федеральные аудиовизуальные СМИ включают в информационные программы в день, когда состоялось соответствующее событие, сообщения:

- о решениях и действиях Совета Федерации, когда он производит назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначения на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов, голосование федерального закона и участвует в создании согласительной комиссии для преодоления разногласий с Государственной Думой;

- о решениях и действиях Государственной Думы, когда она производит назначения на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, принимает федеральные законы и повторно голосует федеральные законы, отклоненные Советом Федерации;

- о заявлениях и об обращениях Совета Федерации и Государственной Думы;

- о выступлениях Председателя Правительства РФ на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы;

- о пресс-конференциях Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы;

- об иных общественно значимых фактах деятельности Федерального Собрания и его палат.

Наконец, государственные федеральные аудиовизуальные СМИ должны обеспечивать оперативное информирование телезрителей и радиослушателей, в частности, об официальных визитах за рубеж делегаций Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 6 ФЗ).

Согласно ст. 7 ФЗ, государственные федеральные аудиовизуальные СМИ должны еженедельно, за исключением времени, когда заседания Совета Федерации и Государственной Думы не проводятся, выпускать в эфир по одному из общероссийских телеканалов и по одному из общероссийских радиоканалов обзорные информационно-просветительские программы продолжительностью не менее 45 минут об итогах работы Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе, о проведении парламентских слушаний, об истории и практике российского и зарубежного парламентаризма. Порядок вещания разрабатывается руководством редакций соответствующих СМИ по представлению пресс-служб обеих палат. Прием этих программ телезрителями и радиослушателями подлежит обеспечению государственными федеральными аудиовизуальными СМИ на территориях всех субъектов Федерации.

В ст. 8 ФЗ требует, чтобы в информационных программах государственных аудиовизуальных СМИ сообщения о заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, как правило, передавались отдельным блоком и сопровождались видеорядом данного заседания, если видеосюжет технически подготовлен к передаче в эфир.

Согласно ст. 9-12 ФЗ, государственные региональные СМИ должны по просьбе представляющего соответствующий субъект Федерации члена Совета Федерации либо депутата Государственной Думы, которому данный регион определен для работы его депутатским объединением в Государственной Думе, предоставлять им возможность выступления один раз в два месяца по телеканалу и один раз в месяц по радиоканалу.

Государственные федеральные аудиовизуальные СМИ должны не реже одного раза в месяц выпускать в эфир по одному из общероссийских телеканалов и по одному из общероссийских радиоканалов программы дебатов представителей депутатских объединений в Государственной Думе.

ФЗ обязывает государственные аудиовизуальные СМИ при формировании программной политики предусматривать в иных публицистических, информационных и информационно-аналитических программах всестороннее и объективное информирование телезрителей и радиослушателей, в частности, о позиции депутатских объединений в Государственной Думе, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Обеспечению открытости (точнее, гласности) заседаний палат Федерального Собрания служат и приводимые ниже некоторые положения Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" (Ведомости РФ. 1992. N 7. Ст. 300; с изм. и доп.), в частности нормы ст. 47 о правах журналиста.

3. Совместные заседания палат Федерального Собрания могут иметь место только в трех указанных в Конституции случаях: а) при заслушивании посланий Президента РФ; б) при заслушивании посланий Конституционного Суда РФ; в) при заслушивании выступлений руководителей иностранных государств.

В отношении посланий обоих федеральных органов государственной власти нормативных предписаний немного. Тематика посланий Президента определена пунктом "е" ст. 84 Конституции, который также предусмотрел, что послания являются ежегодными, а в отношении посланий Конституционного Суда в п. 4 ч. 2 ст. 21 ФКЗ от 12 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; с изм. и доп.) установлено, что они принимаются только на пленарных заседаниях Суда. Периодичность посланий Конституционного Суда не установлена. Возможно, поэтому они и не практикуются, хотя оснований к тому немало.

Процедура совместных заседаний палат Федерального Собрания специально не урегулирована. На этих заседаниях никакие обсуждения не проводятся, вопросы не задаются и решения не принимаются. Однако в последующем на раздельных заседаниях палат такие обсуждения возможны. Например, регламенты обеих палат предусматривают, что послания и обращения Президента рассматриваются на заседаниях палат в первую очередь.

Очевидно, что инициатива выступления с посланием Федеральному Собранию принадлежит управомоченному Конституцией автору послания.

Порядок организации выступлений перед Федеральным Собранием руководителей иностранных государств также не урегулирован. Очевидно, что вопрос этот решается по согласованию по крайней мере с председателями обеих палат. Это косвенным путем выводится из регулирования, содержащегося в регламентах палат. Так, в соответствии со ст. 203 Регламента Государственной Думы руководителям парламентов, главам государств и правительств, руководителям парламентских делегаций других государств по их желанию может быть предоставлена возможность выступить на заседании Государственной Думы. Совет Государственной Думы по письменному представлению принимающего парламентскую делегацию ее комитета или депутатского объединения вносит в порядок работы Государственной Думы предложение о таком выступлении. В предложении должны быть указаны день, время, продолжительность выступления. Как правило, такие предложения рассматриваются на заседании Совета Государственной Думы не позднее чем за два дня до предполагаемой даты выступления. Согласно ч. 3 ст. 205 Регламента Совета Федерации, руководителям парламентов иностранных государств, руководителям иностранных государств, посещающим Совет Федерации, по их желанию может быть предоставлена возможность выступить на заседании Совета Федерации. По предложению Председателя Совета Федерации, а также Комитета Совета Федерации по международным делам или Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств Совет палаты включает этот вопрос в проект повестки дня заседания.

0

4

Статья 100

1. В конце 1993 г. впервые было введено раздельное попалатное формирование федерального представительного и законодательного органа государственной власти - Федерального Собрания Российской Федерации. Использовалась смешанная избирательная система при выборах депутатов нижней палаты - Государственной Думы и мажоритарная избирательная система относительного большинства при выборах членов верхней палаты - Совета Федерации*(524).

Раздельное заседание палат парламента соответствует мировой практике. Принцип раздельного заседания палат Федерального Собрания РФ обусловлен федеративным государственным устройством России. Совет Федерации представляет субъекты РФ. Государственная Дума является палатой общенародного представительства. Отчасти поэтому у палат различная компетенция, они относительно независимы друг от друга, самостоятельно осуществляют свои законодательные полномочия и определяют внутренний порядок деятельности, принимая каждая свой регламент.

Раздельная попалатная организация деятельности парламента целесообразна во многих отношениях, и, в частности, это обеспечивает лучшее качество принимаемых законов ввиду того, что каждая палата оценивает законопроект независимо. Для того чтобы обеспечить полное изолирование палат, они занимают разные здания.

Однако в некоторых случаях палаты могут собираться совместно, например для заслушивания посланий Президента РФ, образовывать на паритетной основе согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.

2. Заседания Государственной Думы и Совета Федерации проводятся открыто, на гласной основе и освещаются средствами массовой информации. По решению палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым палатой законопроектам и иным вопросам. Кроме того, на заседаниях палат парламента ведутся протоколы и стенограммы, которые подлежат опубликованию, а также размещаются в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы (для Государственной Думы) и в Бюллетене заседания Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Стенографическом отчете заседания Совета Федерации Федерального Собрания РФ (для Совета Федерации).

Кроме того, Федеральным законом от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" предусмотрена обязанность государственных федеральных аудиовизуальных средств массовой информации обеспечивать распространение обращений и заявлений Совета Федерации и Государственной Думы, открытия первого заседания Совета Федерации, открытия первого заседания Государственной Думы в теле- и радиопрограммах в полном объеме не менее чем по одному общероссийскому телеканалу и одному общероссийскому радиоканалу в удобное для телезрителей и радиослушателей время, но не позднее чем через 24 часа с момента совершения событий. Также государственные аудиовизуальные средства массовой информации должны:

включать в информационные программы в день, когда состоялось событие, сообщения о решениях и действиях: Совета Федерации - в отношении отрешения Президента РФ от должности, утверждения изменения границ субъектами РФ, утверждения Указа Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения и др.; Государственной Думы - в отношении дачи согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решения вопроса о доверии Правительству РФ и др.;

еженедельно, за исключением времени, когда заседания Совета Федерации и Государственной Думы не проводятся, выпускать в эфир по одному из общероссийских теле- и радиоканалов обзорные информационно-просветительские программы продолжительностью не менее 45 минут об итогах работы совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе, о проведении парламентских слушаний, об истории и о практике российского и зарубежного парламентаризма, об укреплении российской государственности, о содержании и применении основных положений Конституции РФ, законов и иных правовых актов, принимаемых в Российской Федерации;

по просьбе избранного по территориальному избирательному округу депутата Совета Федерации, либо депутата Государственной Думы, либо депутата Государственной Думы, которому данный регион определен для работы его депутатским объединением в Государственной Думе, предоставлять им возможность выступления по месту их избрания один раз в два месяца по телеканалу и один раз в месяц по радиоканалу;

не реже одного раза в месяц выпускать в эфир по одному из общероссийских теле- и радиоканалов программы дебатов представителей депутатских объединений в Государственной Думе;

при формировании программной политики предусматривать в иных публицистических информационных и информационно-аналитических программах всестороннее и объективное информирование телезрителей и радиослушателей о работе федеральных органов государственной власти, о позиции депутатских объединений в Государственной Думе, депутатов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, разрешении дел и споров судами*(525).

Гласность и открытость в деятельности законодательных органов признаются фундаментальными принципами осуществления законодательной власти. Их следует рассматривать как одни из основополагающих принципов демократии, от практической реализации которых в России во многом зависит успех процесса демократизации.

Открытость заседаний палат Федерального Собрания есть одно из проявлений демократичности российского парламента. Народ должен иметь полную возможность следить за работой своих избранников, когда они принимают законодательные и иные важные государственные решения*(526).

Принцип открытости является общим правилом практически для всех парламентов мира. Во Франции, например, каждый гражданин может сесть в ложу и наблюдать, как идет заседание парламента. В Германии любое заседание суда открытое. Однако толкование этого принципа, даваемое самими палатами в их регламентах, весьма затруднительно, так как отсутствуют места для посетителей. Здания, где размещены палаты парламента, не приспособлены для этого. Конечно, отчасти открытость обеспечивается путем прямой трансляции заседаний на мониторы, расположенные, в том числе, в помещении, доступном всем имеющим пропуск (хотя бы одноразовый) в здание соответствующей палаты парламента. Впрочем, для обычного человека проблематичным является и получение пропуска в здание палаты*(527).

Таким образом, открытость и прозрачность не только правовой принцип, но и цель, которую парламент должен достичь в либеральном, демократическом обществе.

Палаты парламента могут принять решение о проведении закрытого заседания. Такая возможность закреплена в их регламентах.

Предложения о проведении закрытого заседания вправе вносить Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председательствующий на заседании палат, комитеты палат, Советом Государственной Думы, депутатское объединение, Председатель Государственной Думы, комиссия Совета Федерации, группа членов Совета Федерации. Для Совета Федерации устанавливается ограничение на численность присутствующих на закрытом заседании - не менее 25 человек.

Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании, и большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем 46 голосами.

На открытом и закрытых заседаниях палат парламента вправе принимать участие Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Правительства РФ, Председатель Счетной палаты РФ, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, заместитель Председателя Счетной палаты РФ, члены Общественной палаты РФ, уполномоченные советом Общественной палаты РФ. На заседании в государственной Думе также могут принимать участие полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе, Председатель Совета Федерации, члены совета Федерации, полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе, члены Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, аудиторы счетной палаты РФ. На заседании в Совете Федерации - Председатель Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации, полномочный представитель Правительства РФ в Совете Федерации, полномочный представитель Государственной Думы в Совете Федерации.

Закрытое заседание Государственной Думы назначается, как правило, не менее чем за один час до планируемого времени проведения открытого заседания.

3. Палаты Федерального Собрания могут собираться на совместные заседания.

В ряде парламентов зарубежных государств допускается совместное заседание только для решения или обсуждения вопросов, входящих в их общую компетенцию. Например, совместные заседания в Швейцарии проводятся в таких случаях, как избрание ряда должностных лиц, разрешение споров о компетенции между высшими федеральными органами власти, принятие решения о помиловании, принятие заявлений и доведение их до сведения Федерального совета*(528).

Согласно комментируемой статье, палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента. Президент РФ в соответствии с п. "е" ст. 84 Конституции РФ обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (см. комментарий к ст. 84). Так, с момента принятия Конституции РФ Федеральным Собранием было заслушано 14 посланий Президента РФ: 24 февраля 1994 г., 16 февраля 1995 г., 23 февраля 1996 г., 6 марта 1997 г., 17 февраля 1998 г., 31 марта 1999 г., 8 июля 2000 г., 3 апреля 2001 г., 18 апреля 2002 г., 16 мая 2003 г., 26 мая 2004 г., 25 апреля 2005 г., 10 мая 2006 г., 26 апреля 2007 г.

Процедура совместных заседаний палат Федерального Собрания специально не урегулирована. Во время совместного заседания не используются традиционные формы парламентской работы: не проводятся обсуждения, не задаются вопросы выступающему, не принимаются никакие решения. Для данного мероприятия не требуется кворума. Порядок проведения подобных заседаний устанавливается президентской стороной по согласованию с руководством палат парламента. Для этого Президент РФ издает распоряжение, в котором предлагает председателям палат Федерального Собрания РФ собрать палаты в указанное им время. Как правило, подобное мероприятие проходит в Мраморном зале Московского Кремля. Обсуждение вопросов, заслушиваемых на таких заседаниях, а также принятие по ним решений возможно в последующем на раздельных заседаниях Федерального Собрания. Так, вопрос об обсуждении посланий и обращений Президента РФ подлежит внеочередному рассмотрению в палатах парламента.

Послание Конституционного Суда РФ Федеральному Собранию является одной из форм взаимодействия судебной и законодательной властей. Важность посланий Конституционного Суда РФ определяется его ролью в обеспечении законности, толковании Конституции РФ, предупреждении ее нарушений в правотворческой и правоприменительной деятельности*(529).

В зарубежной практике закреплена обязанность судебного органа направить послание законодательному органу. Например, Конституционный Суд Республики Беларусь согласно законодательству обязан ежегодно принимать и направлять послание в адрес Президента Республики Беларусь, а также Палаты Представителей и Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.

Последним основанием для совместного сбора палат комментируемой статьей называется необходимость заслушивания выступлений руководителей иностранных государств, но, несмотря на это, практика совместного заседания Федерального Собрания по поводу заслушивания выступлений руководителей иностранных государств пока не сложилась. В Регламенте Совета Федерации закреплено, что руководители парламентов иностранных государств, руководители иностранных государств, посещающие Совет Федерации, могут выступить на заседании Совета Федерации. Решения о приеме делегаций иностранных государств и международных организаций в Совете Федерации принимаются Председателем Совета Федерации*(530). В Регламенте Государственной Думы указано, что эта палата утверждает согласованный с ней единый порядок протокольного, финансового и организационно-технического обеспечения парламентских делегаций иностранных государств и международных парламентских организаций в Российской Федерации*(531).

0

5

Статья 100

     1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
     2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.
В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые
заседания.
     3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента
Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации,
выступлений руководителей иностранных государств.

     Комментарий к статье 100

     1. Положение о раздельном проведении заседаний палатами Федерального
Собрания было включено в Конституцию, чтобы преодолеть существовавшую в советские
времена традицию преимущественно совместных заседаний палат Верховных Советов
СССР и РСФСР. Поскольку каждая из палат предназначена для представительства
различных интересов (преимущественно социально-политических - Государственная
Дума и преимущественно региональных - Совет Федерации), целесообразно, чтобы
проекты решений Федерального Собрания оценивались каждой палатой самостоятельно,
без влияния другой палаты. Для лучшего осуществления указанного в комментируемой
части принципа палаты занимают даже разные здания.

     2. Открытость заседаний палат Федерального Собрания есть одно из проявлений
демократичности российского парламента. Народ должен иметь полную возможность
следить за работой своих избранников, когда они принимают законодательные
и иные важные государственные решения. Однако толкование этого принципа, даваемое
самими палатами в их регламентах, носит весьма ограничительный характер, конституционность
которого не бесспорна.
     Так, в ч. 3-5 ст. 51 Регламента Совета Федерации, утвержденного Постановлением
Совета от 6 февраля 1996 г. N 42-СФ (СЗ РФ, 1996, N 7, ст. 655), определен
круг лиц, которые могут присутствовать на открытом заседании Совета Федерации.
Вправе присутствовать на заседании депутаты Государственной Думы. Совет Федерации
может пригласить на свое заседание представителей государственных органов,
общественных объединений, научных учреждений, а также независимых экспертов,
ученых и других специалистов для предоставления необходимых сведений и заключений
по рассматриваемым вопросам. Присутствие представителей средств массовой информации
регулируется пресс-службой Совета. Другие же лица, не являющиеся членами Совета
Федерации, могут присутствовать на открытых заседаниях только по специальному
разрешению, выдаваемому за подписью Председателя Совета или руководителя аппарата
Совета. Стенограмма открытого заседания Совета Федерации публикуется в Бюллетене
заседания Совета.
     Регламент Государственной Думы Федерального Собрания - парламента Российской
Федерации, утвержденный постановлением Думы от 25 марта 1994 г. (ВФС, 1994,
N 3, ст. 160), установил в ст. 35, что заседания Думы проводятся открыто,
гласно и освещаются средствами массовой информации. На них вправе присутствовать
члены Совета Федерации; в качестве возможных приглашенных палатой Регламент
называет те же категории лиц, которые указаны и Регламентом Совета Федерации;
представители же средств массовой информации могут присутствовать только при
условии аккредитации в Государственной Думе. Присутствие других лиц вообще
не предусмотрено.
     Кроме того, в ст. 36 Регламента Государственной Думы сказано, что на
любом открытом или закрытом заседании палаты вправе присутствовать Президент
Российской Федерации или его полномочный представитель в Федеральном Собрании
(ныне, как известно, Президент имеет своих полномочных представителей в каждой
палате Федерального Собрания), Председатель и члены Правительства Российской
Федерации, члены Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда
Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председатель
Счетной палаты и его заместитель, Уполномоченный по правам человека, Генеральный
прокурор Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии.
     Возможность проведения закрытых заседаний палат Федерального Собрания
представляет собой исключение из правила. Хотя решение вопроса о проведении
закрытых заседаний отдано на усмотрение палат, от них требуется урегулировать
в своих регламентах случаи проведения заседаний при закрытых дверях. Отсюда
следует, что палаты могут установить случаи, когда заседание обязательно должно
быть закрытым, а также случаи, когда оно может быть закрытым, если так специально
решит палата, т.е. регулирование может носить как обязательный, так и факультативный
характер.
     Условия и порядок проведения закрытых заседаний Совета Федерации урегулированы
ч. 6-10 ст. 51 и ст. 52 его Регламента.
     Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания
по предложению Президента Российской Федерации, Председателя Правительства
Российской Федерации, председательствующего на заседании палаты, своего комитета
или комиссии или группы своих членов численностью не менее 30 человек. Из
формулировки Регламента следует, что инициатива перечисленных субъектов обязывает
Совет Федерации рассмотреть вопрос о проведении закрытого заседания, но не
обязывает его такое заседание проводить. Решает сама палата большинством голосов
присутствующих членов Совета Федерации.
     Содержание закрытого заседания, сведения, составляющие государственную,
служебную или иную охраняемую законом тайну, могут быть использованы членами
Совета Федерации только для их деятельности в палате. На закрытом заседании
запрещается использование электронных средств приема, передачи и накопления
информации (звукозаписывающей и вычислительной техники, теле- и радиоприемников,
приемо-передающей аппаратуры и т.п.). Все устройства, применяемые в зале заседаний
при проведении закрытого заседания, закрепляются за соответствующими работниками
аппарата Совета и службой, обеспечивающей сохранение информации, составляющей
государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну. Председательствующий
на заседании информирует членов Совета Федерации и других присутствующих лиц
о правилах проведения закрытого заседания и о запрете распространения информации,
составляющей государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Стенограмма закрытого заседания хранится в аппарате Совета на правах секретного
документа. Говоря о законе, Регламент имеет в виду прежде всего федеральный
закон.
     Помимо членов Совета Федерации, как в открытом, так и в закрытом заседании
палаты могут принимать участие Президент Российской Федерации и его полномочный
представитель, Председатели и члены Правительства Российской Федерации, Конституционного
Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации, Председатель Счетной палаты Российской Федерации
и его заместитель, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор
Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации. Другие лица, не являющиеся членами Совета Федерации, могут присутствовать
на закрытом заседании только по специальному приглашению, выдаваемому за подписью
Председателя Совета или руководителя аппарата Совета.
     Регламент Государственной Думы регулирует условия и порядок проведения
закрытых заседаний несколько иначе и короче. Решение Думы о проведении закрытого
заседания может быть принято по предложению Председателя Думы или иного депутата,
председательствующего на ее заседании, а также Президента Российской Федерации,
комитета или депутатского объединения Думы, Председателя Правительства Российской
Федерации большинством голосов депутатов, принявших участие в голосовании.
     Сведения о содержании закрытых заседаний Государственной Думы не подлежат
разглашению и могут быть использованы депутатами только для их деятельности
в Федеральном Собрании.
     Перечень лиц, не являющихся депутатами, которые вправе присутствовать
на любых заседаниях Думы, включая закрытые, приведен выше. Кроме них, на закрытых
заседаниях могут присутствовать другие лица, не являющиеся депутатами, если
они имеют специальное приглашение за подписью Председателя Думы или по его
поручению одного из его заместителей. Руководитель аппарата Думы такие приглашения
выдавать не вправе.

     3. Совместные заседания палат Федерального Собрания могут иметь место
только в трех указанных в Конституции случаях: а) при заслушивании посланий
Президента Российской Федерации; б) при заслушивании посланий Конституционного
Суда Российской Федерации; в) при заслушивании выступлений руководителей иностранных
государств.
     В отношении посланий обоих федеральных органов государственной власти
нормативных предписаний немного. Тематика посланий Президента Российской Федерации
определена п. "е" ст. 84 Конституции, который также предусмотрел, что послания
являются ежегодными, а в отношении посланий Конституционного Суда Российской
Федерации в п. 4 ч. 2 ст. 21 Федерального конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации" от 12 июля 1994 г. (СЗ РФ, 1994, N 13, ст. 1447)
установлено, что они принимаются только на пленарных заседаниях Суда.
     Процедура совместных заседаний палат Федерального Собрания специально
не урегулирована. На этих заседаниях никакие обсуждения не проводятся, вопросы
не задаются и решения не принимаются. Однако в последующем на раздельных заседаниях
палат такие обсуждения возможны. Например, согласно п. "а" ч. 1 ст. 65 Регламента
Совета Федерации вопрос об обсуждении посланий и обращений Президента Российской
Федерации включается в повестку дня без обсуждения и голосования и в первую
очередь. В ч. 1 ст. 46 Регламента Государственной Думы также установлено,
что послания и обращения Президента Российской Федерации подлежат внеочередному
рассмотрению на заседании палаты.
     Очевидно, что инициатива выступления с посланием Федеральному Собранию
принадлежит управомоченному Конституцией автору послания.
     Порядок организации выступлений перед Федеральным Собранием руководителей
иностранных государств также не урегулирован. Очевидно, что вопрос этот решается
по согласованию по крайней мере с Председателями обеих палат. Следует отметить,
что в соответствии с ч. 2 ст. 183 Регламента Государственной Думы руководителям
парламентов других государств, главам государств и правительств, руководителям
парламентских делегаций может быть предоставлена возможность выступить на
заседании Думы по решению ее Совета. Регламент Совета Федерации подобной нормы
не содержит.

0

6

Статья 100

     1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
     2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.
В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые
заседания.
     3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента
Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации,
выступлений руководителей иностранных государств.

     Комментарий к статье 100

     Проведение раздельных заседаний Совета Федерации и Государственной Думы
связано с различным содержанием компетенции палат Федерального Собрания. Данное
конституционное положение означает, что палаты самостоятельно решают вопросы,
отнесенные к их ведению Конституцией России (см. комментарии к ст. 102 и 103).
     Порядок раздельных заседаний Совета Федерации и Государственной Думы
устанавливается Регламентами палат. Первостепенным при этом является вопрос
о кворуме, обеспечивающем легитимность заседаний палат, т. е. о количестве
депутатов, присутствие которых делает Совет Федерации и Государственную Думу
правомочными осуществлять свою деятельность (открывать заседания, определять
повестку дня, обсуждать законопроекты, проводить парламентские слушания, принимать
решения и т. д.)
     В парламентской практике зарубежных стран различают кворум, необходимый
для открытия заседаний парламента, его палат, и кворум, необходимый для принятия
решений. В большинстве стран кворум для открытия парламентских заседаний составляет
относительное большинство депутатов. Для принятия решений достаточно простого
большинства голосов депутатов, присутствующих и принимающих участие в голосовании,
т. е. кворум равен половине общего числа депутатов плюс один человек. При
этом некоторые регламенты (например, Регламент Палаты депутатов итальянского
парламента) в число присутствующих включают депутатов, выполняющих парламентские
функции вне стен парламента, а также депутатов - членов правительства, занятых
на соответствующей государственной службе.
     Количество голосов, составляющих большинство, всегда зависит от числа
присутствующих. Поэтому в регламенте обычно закрепляется требование присутствия
на парламентских заседаниях определенного числа депутатов (особенно во время
голосования). В парламенте Индии, например, кворум для ведения заседаний палат
(Народная палата - 525 депутатов, Сенат штатов - 231 депутат) составляет 1/10
общего числа избранных депутатов. В Ирландии Палата представителей состоит
из 144 депутатов, Сенат - из 60 депутатов, кворум для обеих палат составляет
20 человек. В Англии Палата общин (около 670 членов) для кворума требует присутствия
всего лишь 40 членов, а Палата лордов (около 450 членов) считает возможным
проводить заседание, если на нем присутствуют хотя бы три члена палаты.
     В Российской Федерации количество депутатов, избранных 12 декабря 1993
г. в Государственную Думу (444), оказалось меньше, чем предусмотрено Конституцией
(450). Заседания Государственной Думы правомочны, если на них присутствует
большинство от общего числа депутатов, избранных в палату. Случаи, когда для
принятия решений требуется квалифицированное большинство, особо оговариваются
в Конституции и Регламенте палаты. Заседания Совета Федерации считаются правомочными,
если на них присутствуют не менее 2/3 от числа избранных депутатов палаты.
Это положение закреплено Регламентом Совета Федерации первого созыва.
     Кроме очередных заседаний палаты Федерального Собрания могут назначить
и внеочередные. Государственная Дума может проводить такие заседания по требованию
Президента Российской Федерации или депутатских объединений палаты. Внеочередные
заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента, Председателя
Совета Федерации, Правительства России, субъекта Федерации в лице его законодательного
(представительного) органа государственной власти, комитетов палаты либо по
требованию, поддержанному не менее чем 1/5 от общего числа депутатов Совета
Федерации.
     В открытых заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы реализуется
принцип гласности, характерный для представительных учреждений в демократическом
государстве. В соответствии с Регламентами Совета Федерации и Государственной
Думы на заседания палат по их решению приглашаются представители государственных
органов, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты.
На открытых заседаниях палат могут присутствовать также представители средств
массовой информации.
     По предложению Президента, Председателя Правительства Российской Федерации,
а также по требованию не менее чем 1/5 от числа депутатов, принявших участие
в голосовании, Государственная Дума вправе проводить закрытые заседания по
специальному решению палаты. Такие заседания стенографируются.
     Согласно Регламенту Совета Федерации первого созыва Совет Федерации может
принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом
внесено Президентом России, Председателем Правительства России, председательствующим
на заседании Совета Федерации, комитетом палаты или не менее чем десятью депутатами
палаты.
     В парламентской практике зарубежных стран при организации совместных
заседаний палат парламента (если они предусмотрены Конституцией) применяется
либо специально для этих случаев выработанный регламент, принимаемый совместным
решением палат, либо регламент одной из палат (как правило, той, которая избрана
прямым голосованием).
     В Конституции России дан перечень оснований для проведения совместных
заседаний Совета Федерации и Государственной Думы. Особое значение имеет обсуждение
на совместных заседаниях палат посланий Президента России, содержащих законодательную
программу или законодательные предложения. На совместных заседаниях заслушиваются
послания Президента о положении в стране, об основных направлениях внутренней
и внешней политики государства.
     Основанием для проведения совместных заседаний являются также послания
Конституционного Суда Российской Федерации и выступления руководителей иностранных
государств. Важность посланий Конституционного Суда определяется его ролью
в обеспечении законности, толковании Конституции, предупреждении нарушений
Конституции в правотворческой и правоприменительной деятельности.

0

7

На сегодняшний день не найдены дополнительные материалы к статье 100 Конституции Российской Федерации. При наличии дополнительных материалов к статье 100 Конституции РФ прошу регистрироваться на форуме сайта и предлагать материалы для размещения администратору форума. Таким образом есть шанс собрать наиболее полную и полезную каждому правовую базу по каждой статье Конституции РФ. Всем спасибо.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»