narcorik.ru



САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ГЛАВА 5. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ. Статья 99

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Конституция РФ
Раздел I
Глава 5. Федеральное Собрание
Статья 99

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

2

Статья 99

1. Согласно части 1 статьи 99 Конституции Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Его деятельность регулируется Регламентами, принимаемыми каждой палатой отдельно.

2. Периодическое переизбрание Государственной Думы потребовало специального указания, в какие сроки собирается вновь избранная Дума на свое первое заседание и кто его открывает (части 2 и 3 статьи 99 Конституции). Состав Совета Федерации, как уже указывалось, обновляется постепенно, по мере смены лиц на должностях глав исполнительной и законодательной власти субъектов РФ. Для Совета Федерации поэтому важность представляет открытие лишь самого первого заседания. Прерывистость работы палат Федерального Собрания проявляется в сессионности их работы. Государственная Дума проводит две сессии: весеннюю - с 11 января до конца июля и осеннюю - с начала октября по конец декабря каждого года. Совет Федерации с середины сентября до середины июля следующего года должен собираться не реже одного раза в три месяца. На деле Совет Федерации заседает ежемесячно. В рамках сессии Государственная Дума проводит по 2-3 пленарных заседания в неделю. В остальное время работают различные внутренние органы и подразделения палат российского парламента.

3. Что касается Государственной Думы, то прерывистость ее работы заложена уже в ее периодическом переизбрании. Поэтому, чтобы в какой-то мере избежать негативных последствий этой прерывистости и появления периодов безвластия, в части 4 статьи 99 Конституции указывается, что только "с момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются".

0

3

Статья 99

1. Характеристика Федерального Собрания как постоянно действующего органа означает, что на протяжении всего созыва оно вправе в любое время само принимать решения в сфере своей компетенции. Не существует для этого никаких особых периодов - сессий (в изначальном, включая советское, их понимании), вне пределов которых Федеральное Собрание было бы неправомочно и вместо него могли бы действовать какие-либо иные государственные органы. Парламентские каникулы, равно как и перерывы в заседаниях палат Федерального Собрания, не означают перехода его полномочий к какому бы то ни было иному государственному органу, даже если бы он был образован самим Федеральным Собранием.

Правда, Регламент Государственной Думы, утвержденный 22 января 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801; с изм. и доп.), и Регламент Совета Федерации, утвержденный 30 января 2002 г. (СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 635; с изм. и доп.), предусматривают сессии, однако они, в отличие от советского времени и от опыта ряда современных государств, не представляют собой временного ограничения компетенции палат Федерального Собрания и всего Федерального Собрания. Это просто период, когда парламентарии в сборе и палаты и их органы заседают и принимают решения. Это не значит, что заседания проводятся каждый день, но во время сессии они в принципе могут проводиться в любое время. В период сессии проходят пленарные заседания самой палаты, заседания ее Совета, комитетов и комиссий, парламентские слушания. Депутаты Государственной Думы работают, кроме того, во фракциях и в депутатских группах, а также с избирателями. Во время сессии Совета Федерации проводятся Дни Совета Федерации в субъектах Федерации, члены Совета Федерации работают в субъектах Федерации.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 11 ноября 1999 г. N 15-П по делу о толковании ст. 84 (п. "б"), 99 (ч. 1, 2 и 4) и 109 (ч. 1) Конституции РФ (СЗ РФ. 1999. N 47. Ст. 5758) отметил в п. 3 мотивировочной части, что статус Федерального Собрания как постоянно действующего органа гарантируется:

- обязанностью Президента РФ одновременно с роспуском Государственной Думы назначить и дату выборов, с тем чтобы вновь избранная Государственная Дума во всяком случае собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска;

- осуществлением всех избирательных действий и созыва вновь избранной Государственной Думы на первое заседание в указанные Конституцией сроки, возможностью законодательно установить в этих целях также необходимые дополнительные требования, касающиеся сроков выборов и избирательных процедур;

- правом Президента РФ созвать заседание вновь избранной Государственной Думы ранее, чем на 30-й день после ее избрания;

- невозможностью роспуска Совета Федерации;

- установленными частью 2 ст. 92 и статьей 109 Конституции Российской Федерации запретами роспуска Государственной Думы при определенных обстоятельствах (см. комм. к указанным статьям).

1.1. Согласно ст. 40-42 Регламента Государственной Думы, она собирается на весеннюю и осеннюю сессии в соответствии с распорядком работы депутатов Государственной Думы на соответствующую сессию, утверждаемым постановлением Государственной Думы. Это постановление принимается на одном из последних заседаний предыдущей сессии палаты. До июня 2005 г. Регламент предусматривал фиксированные сроки проведения сессий, что, безусловно, в какой-то мере сковывало Государственную Думу. Нынешняя редакция Регламента лучше соответствует смыслу комментируемой части ст. 99 Конституции. Однако эта редакция таит и серьезную опасность того, что Государственная Дума злоупотребит обретенной свободой и будет чрезмерно увеличивать свои каникулы. О реальности такой опасности свидетельствует тот позорный факт, что на заседаниях Государственной Думы зачастую присутствует меньшинство депутатов, которые голосуют не только от своего имени, но и от имени своих отсутствующих коллег. В результате многие решения палаты по существу нелегитимны.

Заседания Государственной Думы проходят по средам и пятницам. Она может также назначить дополнительное или внеочередное заседание.

На заседаниях по средам после утверждения порядка работы проводится "час голосования". По решению Совета Государственной Думы либо по решению палаты, принятому большинством голосов общего числа депутатов, может быть определен иной день и иное время проведения "часа голосования". На "час голосования" выносятся только те законы, законопроекты и проекты постановлений, которые уже были предметом обсуждения палаты:

а) законопроекты, рассматриваемые в третьем чтении;

б) законопроекты о федеральном бюджете на очередной год (итоговое голосование при рассмотрении в четвертом чтении); ныне рассматривается федеральный бюджет на трехлетний период;

в) законопроекты о ратификации международных договоров РФ;

г) законы, отклоненные Советом Федерации;

д) законы, отклоненные Президентом РФ;

е) проекты постановлений Государственной Думы по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Государственной Думы.

Во время "часа голосования" не допускается внесение в законы, законопроекты и проекты постановлений поправок и возвращение к обсуждению в целом либо обсуждение отдельных разделов, глав, статей, частей, пунктов.

Совет Государственной Думы собирается регулярно. Очередные его заседания проходят по вторникам и четвергам, за исключением дней работы депутатов в избирательных округах. Начало заседаний - в 10 часов.

Комитеты и комиссии Государственной Думы заседают по понедельникам и четвергам. Вторник отводится для работы депутатов во фракциях и в депутатских группах, четверг - для работы депутатов в комитетах и комиссиях, во фракциях и в депутатских группах.

Парламентские слушания проводятся в дни и время, определенные Советом Государственной Думы. Проведение парламентских слушаний во время заседаний Государственной Думы не допускается, если Государственная Дума не примет иное решение.

Как правило, одна неделя каждого месяца во время сессии предназначается для работы депутатов с избирателями. В период проведения выборов депутатов нового созыва (со дня назначения выборов до дня выборов) для работы депутатов с избирателями предназначаются две недели каждого месяца, при этом заседания Государственной Думы проходят по вторникам, средам и пятницам, а заседания Совета Государственной Думы - по понедельникам и четвергам. Периоды работы депутатов Государственной Думы с избирателями устанавливаются распорядком работы депутатов Государственной Думы на текущую сессию.

В порядке работы Государственной Думы предусматривается время для ответов должностных лиц на вопросы депутатов - "правительственный час". Он проводится, как правило, два раза в месяц. Государственная Дума вправе пригласить на "правительственный час" федеральных министров, иных должностных лиц в соответствии с рассматриваемыми блоками вопросов, относящихся к сфере деятельности исполнительных органов государственной власти.

в соответствии с планом проведения "правительственного часа" на текущую сессию Совет Государственной Думы включает в проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц конкретные блоки вопросов с указанием даты их рассмотрения.

По пятницам может проводиться "час заявлений". Выступления представителей депутатских объединений, комитетов, комиссий и депутатов во время "часа заявлений" не могут превышать пяти минут. По решению палаты время выступления может быть продлено.

Согласно ст. 14 и 43 Регламента, внеочередные заседания Государственной Думы созываются Советом Государственной Думы по предложению Президента РФ, по требованию депутатского объединения, поддержанному не менее чем одной пятой голосов общего числа депутатов Государственной Думы, или по предложению Председателя Государственной Думы. Внеочередные заседания могут проводиться как во время сессии Государственной Думы, так и в период между сессиями.

Если проведения внеочередного заседания палаты требует депутатское объединение, оно должно внести в Совет Государственной Думы соответствующие проекты постановлений палаты. На него же возлагается подготовка проекта порядка работы внеочередного заседания Государственной Думы.

В случае одобрения Советом Государственной Думы порядка работы внеочередного заседания палаты Совет вносит его на рассмотрение Государственной Думы для принятия или отклонения, причем внесение Советом дополнений и изменений в данный порядок при его принятии не допускается. Если Государственная Дума отклонит порядок работы внеочередного заседания палаты, проводимого во время очередной сессии, Совет предлагает новый проект порядка работы, а в случае отклонения Государственной Думой порядка работы внеочередного заседания палаты, проводимого в период между сессиями, Совет Государственной Думы может предложить иной проект порядка работы Государственной Думы.

1.2. До 2002 г. Совет Федерации ни в своем Регламенте, ни при опубликовании стенографических отчетов о своих заседаниях термином "сессия" не пользовался. Согласно же ч. 1 и 2 ст. 41 действующего Регламента, Совет Федерации собирается на сессии, как правило: на весеннюю - с 25 января по 15 июля, на осеннюю - с 16 сентября по 31 декабря. Несомненно, это обусловлено изменением порядка формирования Совета Федерации, члены которого теперь обладают мандатом в палате не в силу того, что занимают должность главы законодательной или исполнительной власти субъекта Федерации, а потому, что избраны или назначены в качестве постоянно работающих представителей этих ветвей власти. Приведенные сроки сессий в основном сориентированы на регулирование, содержавшееся до июня 2005 г. в Регламенте Государственной Думы. Но фактически, как и в случае Государственной Думы, в межсессионные периоды Совет Федерации никем не подменяется, и при необходимости собирается на внеочередные заседания для решения неотложных вопросов своей компетенции.

Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседание Совета Федерации проводится в один день или в течение нескольких дней подряд. Членам Совета Федерации ежемесячно предоставляется до 10 дней для работы в субъектах Федерации, представителями от которых они являются, без учета времени, затраченного на проезд туда и обратно.

Совет Федерации заседает в городе Москве, но может вынести постановление о проведении заседания в другом месте (ст. 35 Регламента).

Согласно ст. 43 Регламента внеочередное заседание Совета Федерации может созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Совета палаты, комитета, комиссии Совета Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению, либо по предложению не менее чем трети общего числа членов Совета Федерации. Предложение комитета, комиссии Совета Федерации должно быть поддержано не менее чем одной пятой общего числа членов Совета Федерации. Инициаторы предложения о созыве внеочередного заседания Совета Федерации должны представить в Совет Федерации следующие материалы: обоснование необходимости созыва внеочередного заседания палаты; проект повестки дня внеочередного заседания палаты; проекты актов Совета Федерации и пояснительные записки к ним; списки предполагаемых докладчиков и приглашенных лиц. Материалы, представленные инициаторами предложения о созыве внеочередного заседания Совета Федерации, направляются Председателем палаты для подготовки заключения в соответствующие ее комитеты, комиссии, которые обязаны дать заключения по представленным материалам не позднее чем за 24 часа до начала внеочередного заседания Совета Федерации. Отсутствие заключения не препятствует проведению внеочередного заседания палаты. Дату и порядок проведения внеочередного заседания палаты Председатель Совета Федерации согласовывает с Советом палаты.

Заседание Совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствует более половины общего числа членов Совета Федерации (ч. 3 ст. 44 Регламента). Согласно ст. 48, оно ведется на русском языке. Член Совета Федерации, желающий выступить на ином языке народов РФ, не менее чем за сутки уведомляет об этом Председателя Совета Федерации. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.

2. Конституция подчеркивает самостоятельность Государственной Думы тем, что предписывает ей собираться на первое заседание по собственному праву на 30-й день после избрания. Государственная Дума, таким образом, в принципе не нуждается в том, чтобы кто-либо ее созывал. Практика Государственной Думы показала, что днем ее избрания считается день всеобщего голосования на выборах: Государственная Дума первого созыва, избранная 12 декабря 1993 г., собралась на первое заседание 11 января 1994 г., Государственная Дума второго созыва, избранная 17 декабря 1995 г., первое свое заседание провела 16 января 1996 г., Государственная Дума третьего созыва, избранная 19 декабря 1999 г., собралась впервые 18 января 2000 г., а Государственная Дума четвертого созыва, избранная 7 декабря 2003 г., заседала впервые 29 декабря того же года, поскольку 30-й день после выборов пришелся на посленовогодний нерабочий период.

Вопрос об определении места и часа первого заседания Государственной Думы юридически не урегулирован. Местом ее собрания, естественно, является зал заседаний в ее собственном здании. Относительно же часа еще с советских времен сложилась традиция, в соответствии с которой утренние заседания коллегиального законодательного органа начинаются в 10 часов. В ст. 55 Регламента Государственной Думы указано это время с тем уточнением, что заседания палаты должны проводиться в рабочие дни, хотя палата может принять решение и об ином времени проведения заседания.

В то же время Конституция предоставляет главе государства - Президенту РФ право созвать Государственную Думу ранее указанного срока. Это право логически вытекает из возложенной на него функции обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (см. комм. к ч. 2 ст. 80). Практически такой созыв может иметь место, конечно, не ранее, чем избирательные комиссии огласят свои решения о признании избранными определенных баллотировавшихся кандидатов.

Конституция не установила минимального числа депутатов, необходимого для признания Государственной Думы правомочной. Поскольку для принятия ряда ее решений требуются голоса не менее двух третей общего числа депутатов, т.е. 300, это число, видимо, и следовало бы считать таким минимумом. Однако часть 2 ст. 44 Регламента Государственной Думы признает правомочным такое ее заседание, на котором присутствует большинство общего числа депутатов, т.е. 226. Следовательно, Президент может созвать Государственную Думу досрочно при условии, что установлено избрание хотя бы такого минимального числа депутатов.

Применительно к Совету Федерации Конституция не содержит нормы, относящейся к созыву его первого заседания. Первое заседание Совета Федерации, в соответствии с ч. 8 разд. второго Конституции, состоялось также на 30-й день после его избрания. Первое заседание Совета Федерации, сформированного на основании ФЗ от 5 декабря 1995 г. "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4869), было назначено на 23 января 1996 г. Указом Президента РФ от 5 января 1996 г. N 8 "О созыве Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (СЗ РФ. 1996. N 2. Ст. 69). В этом Указе законодательным и исполнительным органам субъектов Федерации предлагалось до 10 января 1996 г. представить Президенту сведения о членах Совета Федерации, а список их подлежал опубликованию в "Российской газете", что и было сделано в день открытия первого заседания Совета Федерации.

В дальнейшем говорить о первом заседании Совета Федерации не приходится, так как срок полномочий каждому его члену определяется индивидуально в зависимости от обновления законодательных и исполнительных органов в конкретном субъекте Федерации. Это не изменилось и со вступлением в силу действующего ФЗ о порядке формирования Совета Федерации.

3. Опираясь на мировую и отечественную практику, комментируемая часть предусмотрела такой порядок открытия первого заседания Государственной Думы, который не создает преимуществ для какой-либо из представленных в ней политических сил и никого из них не ущемляет. Регламент Государственной Думы в ч. 2 ст. 32 устанавливает, что первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат, а в дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы или его заместителя заседания Государственной Думы могут вести поочередно представители депутатских объединений по согласованию между ними.

Регламент палаты не установил порядка определения старейшего депутата. Очевидно, это делает Центральная избирательная комиссия РФ "в рабочем порядке", поскольку согласно ФЗ от 18 мая 2005 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (СФ РФ, 2005. N 21. Ст. 1919; с изм. и доп.) в ее обязанности не входит установление старейшего депутата; она лишь опубликовывает, и то в течение двух месяцев, когда первое заседание Государственной Думы давно открылось, биографические и иные сведения об избранных депутатах в определяемом ею объеме (ч. 5 ст. 86). По идее, биографические сведения должны включать дату рождения, но ведь можно ограничиться и указанием лишь года рождения, и таким образом процесс определения старейшего депутата остается закрытым для избирателей, если старейших одногодков два или более. Вряд ли правильно с точки зрения реализации принципов народного представительства оставлять определение объема публикуемых сведений о депутатах на усмотрение ЦИК: этот объем следовало бы определить в федеральном законе. Неплохо было бы использовать опыт тех парламентов, в которых депутат, выйдя на трибуну, чтобы открыть заседание в качестве старейшего, прежде всего объявляет дату своего рождения и спрашивает, нет ли в зале депутатов с более ранней датой рождения. Ведь при всей тщательности работы ЦИК все же нельзя исключить возможность ошибки.

В отношении Совета Федерации комментируемая статья соответствующего регулирования не содержит. Согласно ч. 8 разд. второго Конституции, первое заседание Совета Федерации первого созыва открывалось Президентом РФ. В упомянутом выше Указе Президента РФ о созыве Совета Федерации предусматривалось, что первое заседание палаты открывается Президентом, а затем вплоть до избрания Председателя Совета Федерации ведется старейшим членом Совета. В соответствии со ст. 15 Регламента Председатель Совета Федерации избирается на срок своего пребывания в Совете.

4. Выше уже обращалось внимание на то, что в период между днем выборов (точнее, днем опубликования их результатов) и днем первого заседания новоизбранной Государственной Думы действуют полномочия депутатов обоих созывов (см. комм. к ч. 1 ст. 98). В этот период еще правомочна Государственная Дума прежнего созыва, которая может собираться и принимать решения. Относительно масштабности и серьезности таких решений никаких юридических ограничений не существует, однако политическая этика должна подсказать, что лучше бы Государственной Думе прежнего созыва решений в такой период вообще не принимать, а если обойтись без них нельзя, то решения эти по своему значению должны быть минимальными, продиктованными лишь срочной необходимостью. Впрочем, более целесообразно в таких ситуациях было бы использование Президентом РФ своего права на досрочный созыв новоизбранной Государственной Думы.

Как вытекает из упомянутого выше Постановления Конституционного Суда от 11 ноября 1999 г. N 15-П (п. 4 мотивировочной части и п. 1 резолютивной части), комментируемая часть статьи относится только к случаям, когда Государственная Дума нового созыва избирается в силу истечения срока полномочий Государственной Думы предыдущего созыва. Если же Государственная Дума распущена, то ее полномочия прекращаются с момента назначения новых выборов, которое имеет место одновременно с решением о роспуске (см. комм. к ч. 2 ст. 109). Соответственно измененная в июле 1999 г. статья 3 ФЗ от 8 мая 1994 г. "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в ред. от 5 июля 1999 г. (СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3466; с изм.) предусматривает, что срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания депутата и прекращается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва, если не прекратился досрочно. А согласно ч. 5 ст. 4 этого ФЗ, в случае роспуска Государственной Думы прекращаются со дня назначения новых выборов полномочия депутатов, касающиеся принятия Государственной Думой федеральных законов, а также осуществления ею иных конституционных полномочий, реализуемых путем принятия решений на заседаниях палаты. Стало быть, личный их статус, включая его гарантии, продолжает действовать до момента, когда соберется новоизбранная Государственная Дума.

0

4

Статья 99

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом власти. При этом члены совета Федерации и депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, однако организуются и функционируют по-разному.

В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий. В том же порядке, в каком он назначен, член Совета Федерации может быть отозван. Таким образом, в Совете Федерации идет непрерывное изменение состава, вызываемое избранием (назначением) его новых членов. При этом Конституция РФ не предусматривает случаев роспуска или приостановления деятельности Совета Федерации*(518).

Совет Федерации собирается на весеннюю сессию (с 25 января по 15 июля) и осеннюю сессию (с 16 сентября по 31 декабря). Во время сессии Совета Федерации проводятся заседания палаты, Совета палаты, комитетов и комиссий Совета Федерации, парламентские слушания. Кроме того, комитет, комиссия Совета Федерации могут проводить в субъектах Российской Федерации выездные заседания, парламентские слушания, "круглые столы", конференции, семинары и иные мероприятия. Также в Совете Федерации могут проводиться пресс-конференции Председателя Совета Федерации и его заместителей, создаваться рабочие группы с привлечением членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, а также ученых и других специалистов с правом их выезда в субъекты Российской Федерации, экспертные советы на общественных началах, консультативные советы из числа членов Совета Федерации.

Государственная Дума избирается сроком на четыре года (ч. 1 ст. 96 Конституции РФ). Днем голосования является первое воскресенье месяца, когда истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе (Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"). Таким образом, деятельность Государственной Думы с избранием новой Думы не прекращается ни на один день.

Государственная Дума может быть распущена. Чтобы гарантировать конституционный статус Федерального Собрания как постоянно действующего органа, на Президента РФ возлагается обязанность одновременно с роспуском Государственной Думы (а в случае, предусмотренном ст. 111 Конституции РФ, одновременно с назначением Председателя Правительства РФ) назначить и дату выборов, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска, как это предусмотрено ч. 2 ст. 109 Конституции РФ*(519).

Государственная Дума собирается на весеннюю сессию (с 12 января по 20 июня) и осеннюю сессию (с 1 сентября по 25 декабря). Однако может обсуждаться вопрос о продлении весенней сессии на две недели. Во время сессии Государственной Думы проводятся заседания палаты, Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, парламентские слушания, идет работа депутатов Государственной Думы в комитетах и комиссиях, во фракциях и в депутатских группах, а также с избирателями. Кроме того, по инициативе комитета, комиссии, депутатского объединения в Государственной Думе в помещениях Государственной Думы, не закрепленных за комитетами, комиссиями и депутатскими объединениями, и в Парламентском центре могут проводиться совещания, "круглые столы", семинары, конференции и другие мероприятия, связанные с законодательной деятельностью Государственной Думы.

Работа депутатов с избирателями проводится в каждую последнюю неделю месяца во время сессии, а также в период с 26 декабря по 11 января, с 21 июня до дня начала ежегодного оплачиваемого отпуска депутата Государственной Думы и в период со дня, следующего за днем окончания ежегодного оплачиваемого отпуска депутата Государственной Думы, по 31 августа. Депутату Государственной Думы, как и члену Совета Федерации, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня (Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

2. Государственная Дума нового созыва собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Месячный срок необходим для завершения работы избирательных комиссий, оформления документации, связанной с избранием депутатов. В этот период между фракциями, представленными в парламенте, проходят интенсивные консультации по кандидатуре Председателя Государственной Думы, его заместителей, председателей комитетов, согласуются повестка дня и регламент первых заседаний Государственной Думы*(520).

Однако существует возможность созвать первое заседание Государственной Думы раньше указанного выше срока. Этим правом обладает Президент РФ. Так, например, Указом от 20 декабря 2003 г. N 1498 он постановил "созвать первое заседание Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва 29 декабря 2003 г. в 12 часов"*(521). Таким образом, Государственная Дума четвертого созыва собралась на первое заседание через 21 день после ее избрания, 7 декабря 2003 г.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат, который руководит заседанием до избрания Председателя Государственной Думы или его заместителя. Например, первое заседание Государственной Думы четвертого созыва 29 декабря 2003 г. открыл 80-летний депутат В. Варенников (представитель избирательного блока "Родина"), старейший депутат Государственной Думы.

После открытия Государственной Думы до избрания Председателя Государственной Думы или его заместителя заседания Государственной Думы могут вести поочередно представители депутатских объединений по согласованию между ними*(522). Такая норма в Регламенте Государственной Думы необходима вследствие того, что старшему депутату, возможно, сложно будет провести заседание от начала и до конца по причине возрастных особенностей. В связи с этим и появилось положение, закрепляющее возможность помощи ему. Если старейший по возрасту депутат Государственной Думы не может выполнять на первом ее заседании функции председательствующего по состоянию здоровья или другим причинам, председательствует следующий за ним по возрасту депутат.

Парламентская традиция открытия первого заседания Государственной Думы нового созыва старейшим депутатом существует во многих странах. В частности, она существовала в Верховных Советах СССР и РСФСР и сохранилась в Государственной Думе. Выдвижение на первый план общечеловеческого признака - возраста депутата - свидетельствует об уважении к парламентским традициям, подчеркивает единство депутатского корпуса и отчасти смягчает острую политическую борьбу, которая разворачивается на первых заседаниях парламента нового созыва*(523).

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются. Моментом начала работы Государственной Думы является ее первое заседание в новом составе. Такое заседание начинается на 30-й день после избрания Государственной Думы, если Президент РФ не созовет заседание ранее этого срока. Таким образом, до открытия первого заседания Государственной Думы нового созыва депутаты Государственной Думы прежнего созыва вправе заседать и принимать решения. Данное положение обеспечивает непрерывность полномочий Государственной Думы как постоянно действующего органа.

Однако существует исключение, по которому полномочия депутатов Государственной Думы прекращаются со дня роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов. В этом случае первое заседание Государственной Думы должно состояться не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Таким образом, в период роспуска Государственной Думы продолжает действовать только Совет Федерации (см. комментарий к ст. 109).

0

5

Статья 99

     1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
     2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день
после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной
Думы ранее этого срока.
     3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту
депутат.
     4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия
Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

     Комментарий к статье 99

     1. Характеристика Федерального Собрания как постоянно действующего органа
означает, что на протяжении всего созыва оно вправе в любое время само принимать
решения в сфере своей компетенции. Не существует для этого никаких особых
периодов сессий (в прежнем их понимании), вне пределов которых Федеральное
Собрание было бы неправомочно и вместо него могли бы действовать какие-либо
иные государственные органы. Парламентские каникулы, равно как и перерывы
в заседаниях палат Федерального Собрания, не означают перехода его полномочий
к какому бы то ни было иному государственному органу, даже если бы он был
образован самим Федеральным Собранием.
     В ч. 1 и 2 ст. 38 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания
- парламента Российской Федерации, утвержденного постановлением Государственной
Думы от 25 марта 1994 г. N 80-I ГД (ВФС, 1994, N 3, ст. 160), установлено,
что Государственная Дума собирается на сессии, как правило: весеннюю - с 12
января по 20 июля; осеннюю - с 1 октября по 25 декабря. Во время сессии проводятся
заседания палаты, заседания Совета Думы, заседания ее комитетов и комиссий,
парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях
и депутатских группах, а также с избирателями.
     Получается, что в остальное время (в общей сложности на три месяца) деятельность
Государственной Думы замирает и она сама в целом и ее структуры и депутаты
не могут функционировать. Такое самоограничение не соответствует смыслу ч.
1 комментируемой статьи. Из нее вытекает, напротив, что палаты, в том числе
Государственная Дума, в любое время могут прервать каникулы, чтобы возобновить
рассмотрение вопросов своей компетенции или рассмотреть новые такие вопросы.
     Правда, ст. 14 и 40 Регламента предусматривают возможность созыва Советом
Государственной Думы внеочередного заседания палаты, если это предлагают Президент
Российской Федерации или Правительство либо требует депутатское объединение,
поддержанное не менее чем 1/5 голосов от общего числа депутатов. Остается,
однако, открытым вопрос о том, возможно ли такое внеочередное заседание в
период между сессиями. Из общего контекста гл. 6 Регламента Думы ответ напрашивается
отрицательный, однако из смысла ч. 1 комментируемой статьи следует только
положительный ответ.
     Совет Федерации ни в своем Регламенте, ни при опубликовании стенографических
отчетов о своих заседаниях термином "сессия" не пользовался и не пользуется.
Так, согласно ч. 1 ст. 50 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Федерации от 6 февраля
1996 г. N 42-СФ (СЗ РФ, 1996, N 7, ст. 655), заседания Совета проводятся в
период с 1 октября по 31 июля. Формулировка, возможно, слишком категорична,
однако ст. 53 Регламента, предусматривающая возможность проведения внеочередных
заседаний Совета, вполне может быть истолкована и так, что внеочередные заседания
допустимы и в период с 1 августа по 30 сентября, что соответствовало бы смыслу
ч. 1 комментируемой статьи.

     2. Конституция подчеркивает самостоятельность Государственной Думы тем,
что предписывает ей собираться на первое заседание по собственному праву на
30-й день после избрания. Государственная Дума, таким образом, в принципе
не нуждается в том, чтобы кто-либо ее созывал. Практика Государственной Думы
первых двух созывов показала, что днем ее избрания считается день всеобщего
голосования на выборах: Государственная Дума первого созыва, избранная 12
декабря 1993 г., собралась на первое заседание 11 января 1994 г., а Государственная
Дума второго созыва, избранная 17 декабря 1995 г., первое свое заседание провела
16 января 1996 г.
     Вопрос об определении места и часа юридически не урегулирован. Местом
ее собрания, естественно, является зал заседаний в ее собственном здании.
Относительно же часа еще с советских времен сложилась традиция, в соответствии
с которой утренние заседания коллегиального законодательного органа начинаются
в 10 часов.
     В то же время Конституция предоставляет главе государства Президенту
Российской Федерации право созвать Государственную Думу ранее указанного срока.
Это право логически вытекает из возложенной на него функции обеспечивать согласованное
функционирование и взаимодействие органов государственной власти (см. комментарий
к ст. 80 (2)). Практически такой созыв может иметь место, конечно, не ранее,
чем избирательные комиссии огласят свои решения о признании избранными определенных
баллотировавшихся кандидатов.
     Конституция не установила минимального числа депутатов, необходимого
для признания Государственной Думы правомочной. Поскольку для принятия ряда
ее решений требуются голоса не менее двух третей общего числа депутатов, т.е.
300, это число, видимо, и следовало бы считать таким минимумом. Однако ч.
2 ст. 41 Регламента Государственной Думы признает правомочным такое ее заседание,
на котором присутствует большинство общего числа депутатов, т.е. 226.
     Применительно к Совету Федерации Конституция не содержит нормы, относящейся
к созыву его первого заседания. Первое заседание Совета Федерации, в соответствии
с ч. 8 раздела второго Конституции, состоялось также на 30-й день после его
избрания. Первое заседание Совета Федерации, сформированного на основании
Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации" от 5 декабря 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 50, ст.
4869), было назначено на 23 января 1996 г. Указом Президента Российской Федерации
от 5 января 1996 г. N 8 "О созыве Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации" (СЗ РФ, 1996, N 2, ст. 69). В этом Указе законодательным и исполнительным
органам субъектов Российской Федерации предлагалось до 10 января 1996 г. представить
Президенту сведения о членах Совета Федерации, а список их подлежал опубликованию
в "Российской газете", что и было сделано в день открытия первого заседания
Совета Федерации.

     3. Опираясь на мировую и отечественную практику, комментируемая часть
предусмотрела такой порядок открытия первого заседания Государственной Думы,
который не создает преимуществ какой-либо из представленных в ней политических
сил и никого из них не ущемляет. Регламент Государственной Думы в ч. 2 ст.
30 установил, что первое заседание Государственной Думы открывает старейший
по возрасту депутат, а в дальнейшем до избрания Председателя Думы или его
заместителя на заседаниях Думы поочередно председательствуют представители
всех избирательных объединений (имеются в виду те избирательные объединения,
списки кандидатов которых, баллотировавшиеся по федеральному избирательному
округу, получили представительство в Думе). Соответственно, на первом заседании
Государственной Думы второго созыва 16 января 1996 г. в президиуме заняли
места старейшие депутаты из четырех избирательных объединений, получивших
в Думе представительство.
     В отношении Совета Федерации комментируемая статья соответствующего регулирования
не содержит. Согласно ч. 8 раздела второго Конституции первое заседание Совета
Федерации первого созыва открывалось Президентом Российской Федерации. В упомянутом
выше Указе Президента Российской Федерации "О созыве Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации" предусматривалось, что первое заседание Совета
Федерации открывается Президентом, а затем вплоть до избрания Председателя
Совета Федерации ведется старейшим членом Совета. Вопрос о сроке, на который
избирается Председатель Совета, остался открытым. Если не будет никакого иного
решения, таким сроком, очевидно, станет срок полномочий соответствующего члена
Совета Федерации, в данном случае главы администрации Орловской области Е.С.
Строева. Решить надо будет и вопрос о том, продлевается ли автоматически срок
его полномочий как Председателя Совета Федерации в случае его переизбрания
на должность главы администрации области или выборы Председателя должны проводиться
заново.

     4. Выше уже обращалось внимание на то, что в период между днем выборов
(точнее - днем оглашения их результатов) и днем первого заседания новоизбранной
Государственной Думы действуют полномочия депутатов обоих созывов (см. комментарий
к ст. 98 (1)). В этот период еще правомочна Государственная Дума прежнего
созыва, которая может собираться и принимать решения. Относительно масштабности
и серьезности таких решений никаких юридических ограничений не существует,
однако политическая этика должна подсказать, что лучше бы Государственной
Думе прежнего созыва решений в такой период вообще не принимать, а если обойтись
без них нельзя, то решения эти по своему значению должны быть минимальными,
продиктованными лишь срочной необходимостью. Впрочем, более целесообразно
в таких ситуациях было бы использование Президентом Российской Федерации своего
полномочия, указанного в ч. 2 комментируемой статьи.

0

6

Статья 99

     1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
     2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день
после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной
Думы ранее этого срока.
     3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту
депутат.
     4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия
Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

     Комментарий к статье 99

     Принцип постоянного действия Федерального Собрания обусловлен той важной
ролью, которую оно выполняет как представительный и законодательный орган
Российской Федерации, и предполагает возможность проводить заседания Федерального
Собрания в течение длительного периода времени.
     В зарубежных странах периоды, в течение которых парламент собирается
на сессию, определяются обычно в самой Конституции или конституционном законе.
Открываются и закрываются сессии в строго определенное время. Парламент Дании,
например, в соответствии с конституционным предписанием созывается ежегодно
в первый вторник октября, и сессия его длится до летних каникул (четыре месяца).
В Нидерландах парламентская сессия официально открывается в третий вторник
сентября и закрывается в субботу, предшествующую третьему вторнику сентября
следующего года. Каждая палата парламента сама решает, в какие именно дни
указанного периода она будет проводить свои заседания. Во Франции проводятся
две парламентские сессии в год, одна из которых длится 244 дня, другая - 90
дней. В Швеции первая сессия парламента открывается 10 января и закрывается
31 мая, вторая длится с 15 октября по 15 декабря. Сессия Конгресса США, проходящая
с 3 января по 31 июля, при необходимости может быть продлена.
     Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации согласно
своему Регламенту проводит две сессии в год: весеннюю (с 12 января по 20 июля)
и осеннюю (с 1 октября по 25 декабря). Во время парламентских каникул могут
быть созваны внеочередные заседания Государственной Думы, которые назначаются
Советом палаты по требованию Президента Российской Федерации, а также по требованию
фракции или группы депутатов, поддержанному не менее чем 1/5 от числа депутатов
палаты, принявших участие в голосовании по данному вопросу.
     Заседания Совета Федерации проводятся в период с 15 сентября по 15 июля
не реже одного раза в любые три следующие друг за другом недели.
     Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению
Президента России, Председателя Совета Федерации, федерального Правительства,
субъекта Федерации в лице его законодательного (представительного) органа
государственной власти, комитетов Совета Федерации либо по требованию, поддержанному
не менее чем 1/5 общего числа депутатов Совета Федерации.
     Срок, предусмотренный ч. 2 ст. 99 для первого заседания Государственной
Думы после ее избрания, обусловлен различными организационными факторами:
определением места пребывания палаты, жилищно-бытовым обустройством депутатов,
разработкой повестки дня первого заседания палаты, подготовкой необходимых
документов для депутатов, их рассылкой и т. д.
     В случае каких-либо чрезвычайных обстоятельств Президент Российской Федерации
может предложить Государственной Думе собраться на заседание в более ранние
сроки.
     По установившейся мировой парламентской традиции первое заседание парламента
или его палаты, как правило, открывает старейший по возрасту депутат, который
руководит заседанием до избрания спикера парламента (палаты). Этот процедурный
принцип закреплен и в Конституции Российской Федерации. В случае, если старейший
по возрасту депутат Государственной Думы не может выполнять на первом ее заседании
функции председательствующего по состоянию здоровья или другим причинам, председательствует
следующий за ним по возрасту депутат.
     Первое заседание Совета Федерации первого созыва открыл Президент Российской
Федерации, а затем заседание палаты вел старейший по возрасту депутат до тех
пор, пока не был избран и не приступил к исполнению своих обязанностей Председатель
Совета Федерации.
     Парламент как представительное учреждение вправе осуществлять свои полномочия
в течение срока, на который он избран. По истечении этого срока палаты сохраняют
свои полномочия до открытия первого заседания вновь избранного Совета Федерации
и первого заседания вновь избранной Государственной Думы Федерального Собрания.
Соответственно полномочия парламента прежнего созыва с момента начала работы
парламента нового созыва прекращаются, никакие решения принимать он не вправе.

0

7

Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1999 N 15-П "По делу о толковании статей 84 (пункт "б"), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 1999 г. N 15-П

ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ
СТАТЕЙ 84 (ПУНКТ "Б"), 99 (ЧАСТИ 1, 2 И 4)
И 109 (ЧАСТЬ 1) КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.Т. Ведерникова, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

с участием представителей Государственной Думы, направившей запрос в Конституционный Суд Российской Федерации, - депутата Государственной Думы С.А. Попова и адвоката Ю.А. Костанова,

руководствуясь статьей 125 (часть 5) Конституции Российской Федерации, пунктом 4 части первой, частями второй и третьей статьи 3, пунктом 2 части второй статьи 21, статьями 36, 74 и 105 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

рассмотрел в открытом заседании дело о толковании статей 84 (пункт "б"), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы о толковании указанных положений Конституции Российской Федерации.

Заслушав сообщение судьи - докладчика Н.В. Витрука, объяснения представителей Государственной Думы, показания свидетеля Б.А. Моисеева, выступление приглашенного в заседание полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.А. Митюкова, Конституционный Суд Российской Федерации

установил:

1. Согласно статье 84 (пункт "б") Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации распускает Государственную Думу в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Статья 99 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Федеральное Собрание является постоянно действующим органом (часть 1); Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока (часть 2); с момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются (часть 4).

В соответствии со статьей 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации, а именно: после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации (статья 111, часть 4), при повторном в течение трех месяцев выражении Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации, если Президент Российской Федерации не объявляет об отставке Правительства Российской Федерации (статья 117, часть 3), в случае отказа Государственной Думы в доверии Правительству Российской Федерации, если Президент Российской Федерации при этом не принимает решения о его отставке (статья 117, часть 4).

Государственная Дума усматривает неопределенность в понимании приведенных положений Конституции Российской Федерации в части, касающейся момента прекращения полномочий Государственной Думы в случае ее роспуска Президентом Российской Федерации. По мнению заявителя, полномочия Государственной Думы в таком случае прекращаются с момента начала работы Государственной Думы нового созыва, поскольку Конституция Российской Федерации не устанавливает какого-либо иного момента прекращения полномочий Государственной Думы, кроме названного в статье 99 (часть 4) Конституции Российской Федерации.

В подтверждение своей позиции заявитель ссылается на положения Конституции Российской Федерации о Федеральном Собрании как постоянно действующем органе (статья 99, часть 1) и о моменте прекращения полномочий Государственной Думы прежнего созыва (статья 99, часть 4). Заявитель считает, что и в период после роспуска Государственная Дума обязана рассмотреть представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства в соответствии со статьей 111 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации; Государственная Дума в силу статьи 88 Конституции Российской Федерации должна быть незамедлительно информирована Президентом Российской Федерации о введении им на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения.

Таким образом, согласно позиции заявителя, Государственная Дума после роспуска Президентом Российской Федерации продолжает осуществлять свои полномочия до момента начала работы Государственной Думы нового созыва.

2. По буквальному смыслу пункта "б" статьи 84 Конституции Российской Федерации, случаи и порядок роспуска Государственной Думы Президентом Российской Федерации устанавливаются самой Конституцией Российской Федерации. Данное правомочие Президента Российской Федерации конкретизировано в статьях 109 (часть 1), 111 (часть 4) и 117 (части 3 и 4) Конституции Российской Федерации. В силу Конституции Российской Федерации никакой другой орган государственной власти не вправе распускать Государственную Думу. Исходя из этого, Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 года "О референдуме Российской Федерации" запрещает выносить на референдум вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Государственной Думы (пункт 2 части второй статьи 3).

Роспуск Государственной Думы как конституционно - правовой способ разрешения возможных конфликтов между Президентом Российской Федерации и Государственной Думой при формировании Правительства Российской Федерации (статья 111, часть 4, Конституции Российской Федерации), а также между Государственной Думой и Правительством Российской Федерации при выражении ею недоверия Правительству Российской Федерации или отказе последнему в доверии (статья 117, части 3 и 4, Конституции Российской Федерации) преследует конституционную цель обеспечить своевременное формирование Правительства Российской Федерации или соответственно продолжение функционирования Правительства Российской Федерации, поддерживаемого Президентом Российской Федерации вопреки недоверию, выраженному Правительству Российской Федерации Государственной Думой.

3. Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, определяется в статье 99 (часть 1) Конституции Российской Федерации как постоянно действующий орган. Чтобы гарантировать этот конституционный статус Федерального Собрания, на Президента Российской Федерации возлагается обязанность одновременно с роспуском Государственной Думы (а в случае, предусмотренном статьей 111 Конституции Российской Федерации, также одновременно с назначением Председателя Правительства Российской Федерации) назначить и дату выборов, с тем чтобы вновь избранная Государственная Дума во всяком случае собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска, как это предусмотрено статьей 109 (часть 2) Конституции Российской Федерации. Таким образом, момент роспуска Государственной Думы совпадает с назначением даты новых выборов, а все избирательные действия и созыв вновь избранной Государственной Думы на первое заседание должны быть осуществлены в указанные в данной конституционной норме сроки. В этих целях законодатель может установить также необходимые дополнительные требования, касающиеся сроков выборов и избирательных процедур. Президент Российской Федерации в свою очередь вправе созвать заседание вновь избранной Государственной Думы ранее, чем на тридцатый день после ее избрания (статья 99, часть 2, Конституции Российской Федерации).

Статус Федерального Собрания как постоянно действующего органа гарантируется, кроме того, невозможностью роспуска Совета Федерации, а также установленными статьей 109 Конституции Российской Федерации запретами на роспуск Государственной Думы - в течение года после ее избрания по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации (часть 3); с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (часть 4); в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения и в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (часть 5). Государственная Дума не может быть распущена исполняющим обязанности Президента Российской Федерации (статья 92, часть 3, Конституции Российской Федерации).

4. По смыслу Конституции Российской Федерации, ее статей 84 (пункт "б"), 109 (части 1 и 2), 111 (часть 4), 117 (части 3 и 4), конституционно значимые правовые последствия роспуска Государственной Думы заключаются в том, что с момента роспуска Государственная Дума не может принимать законы, а также осуществлять в заседаниях палаты иные полномочия.

Такие конституционно - правовые последствия соответствуют цели роспуска Государственной Думы и обусловлены тем, что приведший к нему конфликт подлежит разрешению путем избрания нового состава Государственной Думы на основе свободных выборов как высшего непосредственного выражения власти народа (статья 3 Конституции Российской Федерации), а следовательно, акты, принятые прежней Государственной Думой после решения о ее роспуске и назначении новых выборов, не имели бы легитимного характера. Именно этим конституционные последствия предусмотренного статьей 109 Конституции Российской Федерации роспуска Государственной Думы отличаются от последствий, наступающих в связи с истечением установленного в статье 96 (часть 1) Конституции Российской Федерации срока полномочий Государственной Думы, которые согласно статье 99 (часть 4) Конституции Российской Федерации не прекращаются вплоть до начала работы Государственной Думы нового созыва. Другие возникающие в связи с роспуском Государственной Думы отношения, в том числе касающиеся статуса депутатов, которые не нашли непосредственного разрешения в Конституции Российской Федерации, могут быть урегулированы законодателем.

В силу статей 10 и 11 Конституции Российской Федерации и исходя из установленной ею системы сдержек и противовесов, никакие органы государственной власти не вправе осуществлять, а тем более присваивать не принадлежащие им конституционные полномочия. В случае роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов, как это предусмотрено статьями 84 (пункт "б"), 109 (части 1 и 2), 111 (часть 4) и 117 (части 3 и 4) Конституции Российской Федерации, конституционные полномочия, принадлежащие Государственной Думе, не могут осуществляться ни Президентом Российской Федерации, ни другой палатой Федерального Собрания - Советом Федерации.

Превентивное значение названных конституционно - правовых последствий возможного роспуска Государственной Думы заключается в том, что они призваны удерживать Президента Российской Федерации и Государственную Думу от необоснованных конфликтов, препятствующих согласованному функционированию и взаимодействию органов государственной власти.

Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 74, 75 и 106 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

постановил:

1. Из положений статей 84 (пункт "б"), 109 (части 1 и 2), 111 (часть 4) и 117 (части 3 и 4) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 99 (части 1, 2 и 4), а также другими положениями Конституции Российской Федерации следует, что роспуск Государственной Думы Президентом Российской Федерации означает прекращение, начиная с момента назначения даты новых выборов, осуществления Государственной Думой предусмотренных Конституцией Российской Федерации полномочий по принятию законов, а также иных ее конституционных полномочий, которые реализуются путем принятия решений на заседаниях палаты. При этом исключается осуществление указанных полномочий Государственной Думы Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, другими органами государственной власти.

2. Согласно статье 106 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" толкование, данное Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, является официальным и общеобязательным.

3. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

4. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Российской газете". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Конституционный Суд
Российской Федерации

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»