narcorik.ru



САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ГЛАВА 5. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ. Статья 96

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Конституция РФ
Раздел I
Глава 5. Федеральное Собрание
Статья 96

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет <19>.
2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
--------------------------------
<19> Редакция части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря). Применяется в отношении Государственной Думы, избранной после вступления в силу названного Закона.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

2

Статья 96

1. Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" срок полномочий Государственной Думы увеличен до пяти лет (ранее Конституцией был установлен четырехлетний срок).

Вызывает вопросы "разведение" сроков полномочий Президента и Думы (см. комментарий к части 1 статьи 81 Конституции). Одной из причин такого "разведения" сроков законодатель указывает цель "развести" избирательные кампании и не держать наше население, экономику, страну целый год в состоянии избирательных гонок. Также это повысит статус законодательного органа. До сих пор выборы в Государственную Думу воспринимались как репетиция перед президентскими. Теперь это исключено.

С другой стороны, синхронность выборов придавала устойчивость и рациональность политической системе. Одновременно приходил новый Президент, новое правительство и новая Государственная Дума. "Разведение" сроков полномочий может привести к так называемой разделенной демократии, варианту, при котором Президент и Государственная Дума будут представлять разные политические силы.

Данное положение Конституции в части срока полномочий применяется в отношении Государственной Думы, которая избрана после его вступления в силу.

2. Часть 2 статьи 96 Конституции ссылается на федеральные законы, где процесс формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы рассматривается детально.

3. Согласно ФЗ от 5 августа 2000 г. "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Член Совета Федерации - представитель от законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа (в двухпалатных органах - на срок полномочий палаты), а при формировании законодательного органа субъекта РФ путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий.

4. За короткую историю российского парламентаризма процедура формирования Совета Федерации претерпела несколько кардинальных изменений. Первый его состав был сформирован на основании Указа Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 г. 1626 "О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания" путем выборов двух депутатов от каждого субъекта РФ по мажоритарной системе по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ соответствующих субъектов РФ. По истечении двухгодичного срока первого созыва Совета Федерации, установленного Переходными положениями Конституции РФ, вновь встал вопрос о принципе его формирования. Вокруг этой проблемы развернулась острая политическая борьба. В результате буквально в последние дни истекающих полномочий Государственной Думы был принят Федеральный закон от 5 декабря 1995 г. "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", в котором предусматривалось, что членами Совета Федерации являются по должности руководитель законодательного и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. В рамках программы по углублению конституционной реформы Президент РФ В.В. Путин внес новый Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации", который был принят Государственной Думой 19 июля 2000 г., одобрен Советом Федерации 26 июля 2000 г., подписан Президентом РФ 5 августа 2000 г.

5. Порядок выборов депутатов Государственной Думы регулируется Федеральным законом от 18 мая 2005 г. 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Этот Закон установил пропорциональную избирательную систему, в соответствии с которой все депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов. Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Именно такая избирательная система установлена для проведения выборов депутатов Государственной Думы пятого созыва.

Предыдущим законодательством была предусмотрена смешанная избирательная система, которая соединяла два принципа избрания депутатов: во-первых, принцип большинства (мажоритарности) для кандидатов, баллотирующихся по одномандатным избирательным округам, во-вторых, принцип пропорциональности, применяющийся для кандидатов, входящих в федеральные списки кандидатов. 225 депутатов Государственной Думы избирались по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных в федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками. Другая половина избиралась по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образованным на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ.

0

3

Статья 96

1. Конституция 1993 г. определила четырехлетний срок полномочий Государственной Думы. Такой срок установлен для парламентов или нижних палат во многих зарубежных странах (Германия, Австрия, Швеция, Польша, Болгария и др.), хотя в ряде демократических стран действует и пятилетний срок (Соединенное Королевство, Франция, Италия и др.). Периодические перевыборы Государственной Думы приспосабливают ее состав к изменяющимся социально-политическим отношениям в обществе, позволяют отразить в депутатском корпусе умонастроения, политические симпатии и антипатии избирателей.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. было предложено увеличить срок полномочий Государственной Думы до пяти лет, чтобы избранный всенародно высший институт государственной власти, как и Президент, срок полномочий которого увеличивается до шести лет (см. комм. к ч. 1 ст. 81), имели достаточно времени, чтобы все заявленное в предвыборных обещаниях провести в жизнь, и результаты своей работы реально показать народу, отчитаться за них перед избирателями, перед страной. В ноябре-декабре 2008 г. внесенный Президентом проект закона о поправке к Конституции РФ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" рассматривался в соответствии со ст. 136 Конституции Государственной Думой, Советом Федерации, а затем законодательными органами субъектов РФ и поправка была одобрена ими. Новые сроки полномочий распространяются на Государственную Думу, как и на Президента, которые будут избраны после вступления данного Закона в силу.

Согласно ст. 6 ФЗ от 18 мая 2005 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1919; с изм. и доп.), проведение выборов депутатов Государственной Думы в сроки, установленные Конституцией РФ и настоящим ФЗ, является обязательным. Конституционный срок, на который избрана Государственная Дума, начинается со дня ее избрания. Этим днем считается день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе (см. комм. к ч. 3 ст. 95). Указанный ФЗ в ч. 10 ст. 83 устанавливает меры на случай, если в результате выборов Государственная Дума окажется в неправомочном составе. Такие меры не предусматривают проведения повторных или дополнительных выборов. Депутатские мандаты, оказавшиеся нераспределенными из-за того, что в допущенных к распределению федеральных списках оказалось недостаточно кандидатов, подлежат передаче федеральным спискам кандидатов, которые получили меньше 7 процентов голосов и потому не были допущены к распределению депутатских мандатов, но больше первого избирательного частного (частного от деления суммы голосов, полученных федеральными списками кандидатов, каждому из которых было отдано более 7 процентов голосов, на 450), причем передача нераспределенных мандатов таким федеральным спискам кандидатов производится пропорционально числу полученных ими голосов.

Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Кроме того, Конституция в п. "б" ст. 84, ст. 109, ч. 4 ст. 111 и ч. 3 и 4 ст. 117 предусматривает возможность досрочного роспуска Государственной Думы Президентом. При роспуске Государственной Думы Президент одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Если Президент не назначит выборы депутатов Государственной Думы в срок, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией РФ и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок полномочий Государственной Думы предыдущего созыва. А если Президент, распустив Государственную Думу, не назначит досрочные выборы, их назначит Центральная избирательная комиссия на последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы.

Согласно ч. 2 ст. 99 Конституции, Государственная Дума собирается на первое свое заседание на 30-й день после избрания, если Президент не созовет ее раньше. Однако получается, что в период между днем избрания Государственной Думы нового созыва (практически днем установления результатов выборов) и днем ее первого заседания действуют полномочия и новоизбранной Государственной Думы, существующей пока что фактически виртуально, и Государственной Думы прежнего созыва, которая в этот период еще может проводить свои заседания, поскольку ее полномочия, согласно ч. 4 указанной статьи, прекращаются лишь с началом работы Государственной Думы нового созыва. Вероятно, правильнее было бы установить, что течение срока полномочий Государственной Думы и ее депутатов начинается с момента открытия первого ее заседания, когда она конституируется и становится работоспособной.

В связи с тем что референдум по принятию Конституции и первые выборы в соответствии с ней проводились 12 декабря 1993 г. в весьма сложной политической обстановке, часть 7 разд. второго Конституции предусмотрела, что Государственная Дума и Совет Федерации первого созыва избираются сроком на два года. Государственная Дума последующих созывов избирается на полный - четырехлетний срок.

2. В комментируемой части Конституция говорит о порядке формирования Совета Федерации и о порядке выборов депутатов Государственной Думы. Отсюда следует, что комплектование палат может осуществляться различными способами.

Если в отношении Государственной Думы способ формирования - выборы - прямо предписывается, то в отношении Совета Федерации он оставлен на усмотрение законодателя, который должен при этом соблюсти установленные Конституцией условия, обеспечив прежде всего представительство каждого субъекта Федерации двумя членами Совета Федерации - по одному от его представительного и исполнительного органов государственной власти. Представляется также, что при этом следует принять во внимание и положения ч. 7 и 9 (абз. 2) разд. второго Конституции.

2.1. Первый состав Совета Федерации был сформирован сроком на два года, что предусматривалось частью 7 разд. второго Конституции. Формирование состоялось посредством прямых выборов, проведенных на основании Положения о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 г., утвержденного Указом Президента РФ от 11 октября 1993 г. N 1626 с изм. от 6 ноября 1993 г. (САПП РФ. 1993. N 42. Ст. 3994; N 45. Ст. 4333).

Первый ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" N 192-ФЗ был подписан Президентом 5 декабря 1995 г. (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4869) и предусмотрел замещение мест в Совете Федерации по должности главами законодательных (представительных) и главами исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Существенный недостаток этого ФЗ заключался в том, что члены Совета Федерации, будучи весьма обременены обязанностями по своей основной должности в субъектах Федерации, физически не могли уделять необходимое время работе в палате (см. также комм. к ч. 2 ст. 95).

5 августа 2000 г. Президент подписал второй ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" N 113-ФЗ (СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3336), который и действует в настоящее время с последующими изменениями, внесенными федеральными законами от 16 декабря 2004 г. N 160-ФЗ, от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ и от 21 июля 2007 г. N 189-ФЗ.

Закон в нынешней редакции устанавливает в ч. 2 ст. 1, что членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, достигший возраста 30 лет, проживший не менее 10 лет в совокупности на территории субъекта Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации, и обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Выделенное шрифтом положение введено в текст Закона в 2006 г., однако конституционность этой новеллы вызывает сомнения: хотя законодатель и управомочен устанавливать порядок формирования Совета Федерации, но вряд ли он вправе при этом ограничивать пассивное избирательное право граждан, гарантированное частью 2 ст. 32 Конституции, выходя за пределы ограничения, предусмотренного в ч. 3 этой статьи и в ч. 2 ст. 62.

Согласно ст. 2, 3 и ч. первой ст. 5 ФЗ член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации избирается соответствующим законодательным органом на срок полномочий этого органа, а если законодательный орган формируется путем ротации (т.е. переизбирается не целиком, а по частям - по половинам, по третям и т.д.), то на срок полномочий, установленный для однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Федерации, представляющий двухпалатный законодательный орган, избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

В 2004 г. было установлено, что член Совета Федерации, представляющий однопалатный законодательный орган, должен быть избран не позднее трех месяцев со дня первого заседания в правомочном составе этого органа нового созыва, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий предыдущего созыва, а член Совета Федерации, представляющий двухпалатный законодательный орган или законодательный орган, формируемый путем ротации, - со дня истечения срока, на который был избран предыдущий представитель соответствующего органа. В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации, представляющего законодательный орган субъекта Федерации, новый член Совета Федерации - представитель этого органа должен быть избран в срок, не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного органа субъекта Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем. В двухпалатном законодательном органе кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации вносятся на рассмотрение данного органа поочередно председателями палат. Группа депутатов численностью не менее трети общего числа депутатов может внести альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации. Решение об избрании принимается тайным голосованием и оформляется постановлением законодательного органа, а если он двухпалатный, то совместным постановлением обеих его палат.

Согласно ст. 4 и ч. 2 ст. 5 ФЗ, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа) на срок его полномочий. Его решение о назначении представителя в Совете Федерации оформляется указом (постановлением), который (которое) в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации и вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа две трети общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя. Член Совета Федерации - представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации должен быть назначен в срок не позднее трех месяцев со дня вступления в должность высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации), включая случай досрочного прекращения полномочий предыдущего высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа), а в случае досрочной вакантности соответствующего мандата - не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.

Статья 7 ФЗ требует от кандидатов в члены Совета Федерации представить соответственно в законодательный (представительный) орган государственной власти или высшему должностному лицу субъекта Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) сведения о размере и об источниках доходов кандидата за год, предшествующий году избрания (назначения), и сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.

О содержании решений об избрании (назначении) членов Совета Федерации принявшие их органы государственной власти субъектов Федерации уведомляют Совет Федерации на следующий день, а сами решения направляются в Совет Федерации в срок не позднее пяти дней после вступления в силу. В тот же срок избранный (назначенный) член Совета Федерации должен представить в Совет Федерации копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации, либо копию документа, удостоверяющего, что им в течение трех дней после избрания (назначения) было подано заявление об освобождении от таких обязанностей (ст. 8 ФЗ).

В соответствии со ст. 9 ФЗ полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения об их подтверждении и прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации - представителя того же органа государственной власти субъекта Федерации.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 4 ФЗ от 8 мая 1994 г. "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3466; с изм. и доп.), полномочия члена Совета Федерации прекращаются досрочно в случаях, установленных данным ФЗ (см. комм. к ч. 1 ст. 98).

Кроме того, по представлению Председателя Совета Федерации полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение). Однако орган государственной власти субъекта Федерации вправе не рассматривать поступившее такое представление Председателя Совета Федерации.

Таков действовавший на конец 2008 г. порядок формирования Совета Федерации. В своем Послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. Президент РФ предложил внести в этот порядок ряд существенных изменений исходя из цели дальнейшего повышения уровня и качества народного представительства во власти. Предлагается формировать Совет Федерации только из числа лиц, избранных в представительные органы власти, и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта РФ; отменить так называемый "ценз оседлости", предписывающий члену Совета Федерации проживать в соответствующем регионе определенное количество лет.

2.2. Что касается порядка формирования Государственной Думы, то Конституция не устанавливает, какими должны быть выборы - прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы. Все это отдано на усмотрение законодателя. Требование всеобщности выборов можно вывести из положений ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции, а требование равных выборов - из принципа равноправия, записанного в ее ст. 19. Принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, добровольного участия в выборах сформулированы с соответствующей нормативной конкретизацией в ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253; с изм. и доп.), заменившем одноименный ФЗ от 19 сентября 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 38. Ст. 4339; с изм. и доп.), а применительно к выборам в Государственную Думу - в ФЗ от 18 мая 2005 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1919; с изм. и доп), заменившем одноименный ФЗ от 20 декабря 2002 г. (СЗ РФ. 2002. N 51. Ст. 4982; с изм. и доп.). Основная масса норм ФЗ от 20 декабря 2002 г. утратила силу в 2005-2006 гг., а окончательно этот ФЗ перестанет действовать с прекращением полномочий Государственной Думы четвертого созыва. Если она не будет распущена досрочно, очередные выборы в Государственную Думу пятого созыва должны состояться 2 декабря 2007 г.

Наиболее существенное изменение, внесенное новым ФЗ в порядок выборов депутатов Государственной Думы, - это замена прежней смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы на исключительно пропорциональную и повышение процентного барьера для участия федеральных списков кандидатов в распределении депутатских мандатов с 5 до 7 процентов числа поданных голосов, а также исключение права партий создавать избирательные блоки.

Согласно ст. 5 этого ФЗ, гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы, участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, в предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном данным ФЗ, иными федеральными законами. Нельзя не отметить, что в перечисленных избирательных действиях, за исключением предвыборной агитации и голосования, отчасти выдвижения федеральных списков кандидатов, может участвовать отнюдь не каждый гражданин, а только специально на то уполномоченный и, во всяком случае, находящийся на свободе.

Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной Думы, говорится в указанной статье, но опять же, конечно, далеко не каждый, а только тот, чья кандидатура будет выдвинута в установленном порядке. Гражданин, проживающий или находящийся за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации избирательными правами на выборах депутатов Государственной Думы. Российские дипломатические представительства и консульские учреждения обязаны оказывать гражданину России содействие в реализации его избирательных прав.

Конституция в ч. 3 ст. 32 установила, что не имеет права избирать и быть избранным гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. ФЗ запретил таким гражданам участвовать в осуществлении также других избирательных действий, что можно считать следствием, вытекающим из конституционного запрета, однако такая позиция будет все же спорной (см. комм. к ч. 1 ст. 97). Но вот конституционность запрета, введенного ФЗ от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ, вызывает большие сомнения. Согласно этому ФЗ, включившему в ст. 5 ФЗ о выборах ч. 4.1, не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание этого гражданина на территории иностранного государства. Законодатель здесь явно вышел за пределы конституционного ограничения пассивного избирательного права. И если недопущение в число законодателей лиц с двойным или множественным гражданством может быть обосновано оговоркой, содержащейся в ч. 2 ст. 62 Конституции и позволяющей законодателю умалять права таких граждан, то почему эта мера должна применяться к гражданину, имеющему только российское гражданство и надолго выехавшему за границу для учебы или работы по контракту? Ведь, согласно ч. 2 ст. 19 Конституции, государство гарантирует гражданам равенство прав и свобод независимо, среди прочего, от места жительства.

Сомнительна конституционность положений, содержащихся в ч. 4.2 ст. 5 ФЗ о выборах, включенная ФЗ от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ. Эта часть установила, что не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации:

1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление. Судя по контексту, получается, что этот запрет распространяется и на граждан, находящихся на свободе (отбывших наказание или осужденных условно);

2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного УК РФ, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление. Здесь явно имеются в виду граждане, находящиеся на свободе;

3) подвергнутый административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 КоАП РФ, т.е. за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, если голосование на выборах депутатов Государственной Думы состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Такой гражданин, даже если находится под административным арестом до 15 суток, не считается лишенным свободы, поскольку лишение свободы есть уголовное, а не административное наказание;

4) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения запретов таких деяний, как предвыборная агитация экстремистского характера, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляется пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения, если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий четырех лет до дня голосования, но не ранее 7 декабря 2006 г. Это относится и к кандидатам, выдвинутым избирательным объединением, которое нарушило указанные запреты.

ФЗ о выборах далее устанавливает, что гражданин, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Государственной Думы, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока. И здесь найти конституционное обоснование ограничению пассивного избирательного права весьма непросто, если не невозможно.

Согласно ст. 7 ФЗ, кандидаты в депутаты выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов политическими партиями, имеющими в соответствии с ФЗ от 11 июля 2001 г. "О политических партиях" (СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950; с изм. и доп.) право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.

Политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии, причем такие граждане, согласно ч. 6 ст. 36 ФЗ о выборах, могут составлять не более 50 процентов федерального списка кандидатов, причем не допускается включение в список членов иных партий. Тем не менее монополия политических партий на выдвижение кандидатов также представляет собой существенное ограничение пассивного избирательного права, равно как и лишает основную массу избирателей права выдвигать кандидатов, которым они располагали согласно предыдущим законам.

Явная несправедливость этой ситуации побудила законодателя урегулировать в 2006 г. в ст. 37 ФЗ гипотетическую возможность для беспартийных осуществить свое конституционное право баллотироваться на выборах. Согласно этой статье, каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом и не являющийся членом политической партии, вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем 10 членами политической партии она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии. Кандидатура, поддержанная конференцией (общим собранием) регионального отделения политической партии, подлежит рассмотрению на съезде политической партии при решении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в федеральный список кандидатов. Отсутствие такого рода обращений не препятствует принятию политической партией по собственной инициативе и в соответствии с ее уставом решения о включении гражданина РФ, не являющегося членом данной или иной политической партии, в выдвигаемый ею федеральный список кандидатов при наличии письменного заявления этого гражданина о согласии баллотироваться в составе федерального списка кандидатов.

Политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, ФЗ о выборах (ч. 4 ст. 10) гарантирует равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана, согласно ст. 11 ФЗ, создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании.

В соответствии со ст. 36 ФЗ решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов и порядок проведения тайного голосования определяются ее уставом. Федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Федерации, группе субъектов Федерации, части территории субъекта Федерации. Число региональных групп кандидатов не может быть менее 80. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты Федерации. В общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более трех кандидатов. Кандидат может упоминаться в федеральном списке кандидатов только один раз. Общее число кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов, не может превышать 500 человек.

В ст. 39 предусматривается, что выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы либо обеспечено избирательным залогом, внесенным политической партией. Политическая партия, федеральный список кандидатов которой был допущен к распределению депутатских мандатов на последних предшествующих данным выборах депутатов Государственной Думы, вправе не собирать подписи избирателей и не вносить избирательный залог для регистрации выдвинутого ею федерального списка кандидатов.

Если политическая партия собирает в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов подписи избирателей, она обязана собрать не менее 200 тыс. подписей, при этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 10 тыс. подписей избирателей, место жительства которых находится на его территории. Если сбор подписей осуществляется среди избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может составлять более 10 тыс. В случае досрочных выборов депутатов Государственной Думы соответствующие цифры сокращаются вдвое. Избирательный залог, согласно ч. 3 ст. 66 ФЗ, составляет 15 процентов предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда, установленной этим Законом.

При определении результатов выборов Центральная избирательная комиссия в соответствии со ст. 82 ФЗ о выборах признает выборы несостоявшимися, если ни один федеральный список кандидатов не собрал 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, или если все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы признаются недействительными:

1) если допущенные при проведении голосования или подведении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

2) если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включали не менее 25 процентов общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;

3) по решению суда.

К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил не менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются. Если же за федеральные списки кандидатов, получившие каждый не менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, подано в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные списки, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей федеральные списки кандидатов, получившие менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, пока общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допускаемые к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 60 процентов числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если за один федеральный список кандидатов подано более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 7 процентов % голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускается указанный федеральный список кандидатов, а также следующий по числу полученных голосов федеральный список кандидатов.

Методика распределения депутатских мандатов, установленная статьей 83 ФЗ, предусматривает, что это распределение осуществляет Центральная избирательная комиссия РФ, которая суммирует число голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, и делит их на число депутатов, т.е. на 450, получая первое избирательное частное (на Западе именуется квотой Т. Хэра). Затем число голосов, полученных каждым федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное, и целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения. Если после этого остались нераспределенные депутатские мандаты, они передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказались самые большие остатки голосов, а при равенстве остатков преимущество отдается списку, за который подано больше голосов избирателей (это так называемое правило наибольшего остатка).

Депутатские мандаты, полученные федеральным списком кандидатов, переходят в первую очередь к кандидатам, включенным в общефедеральную часть списка кандидатов, а оставшиеся мандаты - к кандидатам, включенным в региональные группы кандидатов каждого данного списка. Для этого сумма поданных за федеральный список голосов делится на число положенных ему нераспределенных мандатов, и таким образом получается второе избирательное частное. Затем проводится распределение депутатских мандатов между региональными группами кандидатов по процедуре, аналогичной распределению мандатов между федеральными списками. Если у региональной группы окажется меньше кандидатов, чем ей положено мандатов, излишние мандаты в определенном порядке передаются другим группам. Если же список получил больше мандатов, чем в него включено кандидатов, излишние мандаты передаются федеральным спискам, получившим менее 7 процентов голосов, но более первого избирательного частного. Остальные нераспределенные мандаты остаются вакантными.

В случае признания выборов несостоявшимися или недействительными повторные выборы, согласно ст. 84 ФЗ, проводятся в течение четырех месяцев, причем сроки избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на треть.

Важные меры по дальнейшему совершенствованию порядка выборов в Государственную Думу с целью обеспечения большей включенности граждан в политическую жизнь изложены в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. Предлагается дать гарантии представительства избирателям, проголосовавшим за так называемые "малые партии": партиям, получившим от 5 до 7 процентов голосов, предоставлять 1-2 депутатских мандата. При этом учитывается, что хотя за партии, прошедшие в Государственную Думу в 2007 г., проголосовали более 90 процентов избирателей, однако почти 5 млн. избирателей отдали голоса партиям, которые в Государственную Думу не прошли, и эти граждане не получили непосредственного представительства на федеральном уровне. В то же время пока не планируется снижение барьера прохождения в Государственную Думу, установленного законом для депутатов. Среди других предлагаемых мер - возможное поэтапное снижение количества подписей избирателей, собираемых для участия в выборах в Государственную Думу; освобождение от сбора подписей партий, которые в ходе следующих выборов в Государственную Думу смогут набрать более 5 процентов голосов, либо создавших фракции в более чем трети региональных парламентов (в настоящее время такой привилегией обладают лишь партии, имеющие фракции в Государственной Думе); отмена использования залога на выборах всех уровней и др.

0

4

Статья 96

1. Вплоть до недавнего времени срок избрания депутатов составлял четыре года. Однако с вступлением в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы"*(475) этот срок увеличен до пяти лет.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации применяется в отношении Государственной Думы, которая избрана после его вступления в силу. Иными словами, срок полномочий депутатов действующей ныне Государственной Думы 5 созыва (2008-2011 гг.) составляет четыре года (по прежней редакции комментируемой статьи). А депутатский корпус будущей Государственной Думы шестого созыва будет работать уже не четыре, а пять лет.

Депутаты Государственной Думы избираются посредством выборов на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Такой срок установления депутатских полномочий не случаен, он соответствует мировой практике. Депутаты нижней палаты и однопалатного парламента избираются обычно на четыре года или пять лет.

В нашей стране была практика установления срока полномочий Государственной Думы до двух лет. Речь идет о первом созыве Государственной Думы в 1993 г., который принимался в сложной для России политической ситуации. Двухлетний срок избрания депутатов Государственной Думы был закреплен в п. 7 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции РФ: "Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избираются сроком на два года". Второй и последующие созывы Государственной Думы избирались уже на четыре года. Срока в два года недостаточно, так как депутаты, которые впервые были избраны, не могут освоить основы парламентской деятельности, а затем использовать полученный опыт в течение продолжительного времени*(476).

Однако в 2003 г. депутатом Государственной Думы первого созыва Э. Пащенко был предложен проект федерального конституционного закона "О поправке к статье 96 Конституции Российской Федерации" в отношении сокращения срока полномочий Государственной Думы с четырех до двух лет*(477). Как представляется, столь частая ротация депутатского корпуса не приведет к повышению качества отечественного парламентаризма, а "все только и будут заниматься тем, что готовиться к выборам"*(478). В результате, учитывая поправки в комментируемую статью, самый разумный срок полномочий депутатов Государственной Думы российская власть определила в пять лет.

2. В качестве способа формирования Федерального Собрания РФ Конституция РФ позиционирует избрание по отношению к Государственной Думе и собственно - формирование по отношению к Совету Федерации.

Сама же процедура формирования урегулирована в настоящее время двумя федеральными законами: Федеральным законом от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

Федеральный закон от 5 августа 2000 N 113-ФЗ был внесен Президентом РФ В.В. Путиным в рамках программы по углублению конституционной реформы в Российской Федерации. Согласно данному Федеральному закону член Совета Федерации - представитель законодательного (представительного) органа государственной власти избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа (в двухпалатных органах - на срок полномочий палаты). Член Совета Федерации - представитель исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, назначается высшим должностным лицом (руководителем исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, однако указ о назначении может быть отменен соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти (не менее чем 2/3 голосов депутатов).

Вопрос о способе формирования Совета Федерации остается открытым. Вызывает сомнение легитимность верхней палаты парламента нового состава. Речь, конечно, идет не о формальной легитимности: все новые члены избраны в соответствии с процедурой, установленной федеральным законом, а о реальной легитимности палаты в целом. Вместе с тем Совет Федерации не может быть копией Государственной Думы ни в плане осуществления представительской функции, ни с точки зрения приемов комплектования обеих палат.

Существующий в настоящее время принцип формирования Совета Федерации оценивается крайне неоднозначно. С одной стороны, отмечается, что сделан важный шаг к формированию постоянно действующей, профессиональной верхней палаты российского парламента, что чрезвычайно важно с точки зрения становления и дальнейшего развития российского парламентаризма. С другой - справедливо говорится, что предложенный принцип формирования Совета Федерации неизбежно повлечет за собой снижение политического веса и влияния Совета Федерации на общественную и государственную жизнь (особенно если учесть, что параллельно создан совещательный орган глав регионов при Президенте Российской Федерации - Государственный Совет)*(479).

Представляется, что действующий принцип формирования Совета Федерации носит временный, промежуточный характер. Причем можно с известной долей уверенности предположить, что Российская Федерация рано или поздно вернется к наиболее предпочтительному с точки зрения общих закономерностей и тенденций парламентаризма выборному принципу формирования Совета Федерации. Для этого можно взять на вооружение уже использованную в переходный период схему, когда Совет Федерации формировался путем выборов по двухмандатным региональным округам, для чего необходимо принять новый федеральный закон "О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания".

Порядок выборов депутатов Государственной Думы с 2002 г. устанавливался Федеральным законом от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". В соответствии с ним 225 депутатов Государственной Думы избирались по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства (мажоритарная система); 225 депутатов Государственной Думы избирались по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками (пропорциональная система). Таким образом, в России действовала смешанная система выборов: одна половина депутатов избирается по пропорциональной системе, другая - по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным округам.

В настоящее время процедура избрания Государственной Думы Федерального Собрания РФ коренным образом изменилась.

Были внесены изменения в ст. 36 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", в соответствии с которыми политические партии зафиксированы в качестве единственного вида общественного объединения, обладающего правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти*(480).

18 мая 2005 г. был принят Федеральный закон N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", который вступил в силу 7 декабря 2006 г. Основной новацией данного нормативно-правового акта является переход от смешанной системы выборов в Государственную Думу к полностью пропорциональной избирательной системе, т.е. по партийным спискам в едином общефедеральном избирательном округе. Избирательный барьер поднимается с 5% до 7%. 2 декабря 2007 г. состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва уже по новому Закону.

Подобные изменения избирательной системы допускает Конституция РФ, так как в ее тексте отсутствует глава об избирательной системе. Ее авторы в 1993 г. не могли предположить, какая правовая, политическая и избирательная система сложится в России, поэтому в Конституции РФ отсутствует глава об избирательной системе. Однако, например, в Конституции СССР 1936 г. была глава об избирательной системе, которая посвящалась принципам участия граждан СССР в выборах в Советы депутатов трудящихся. Получили юридическое закрепление все демократические принципы, лежащие в основе новой системы выборов: всеобщее, прямое, равное избирательное право при тайном голосовании. Избирательное право было предоставлено только гражданам СССР*(481).

Следует отметить, что, в отличие от Конституции Российской Федерации, многие региональные конституции и уставы содержат разделы об избирательной системе, что по всеобщему признанию значительно повышает гарантированность избирательных прав граждан на уровне субъектов Российской Федерации, эффективность правоприменительной деятельности. В ряде конституций и уставов субъектов Российской Федерации содержатся специальные главы - избирательная система или формы непосредственной демократии, в которых в общей форме формулируются принципы проведения выборов на территории субъекта Российской Федерации. В них закреплены формы (организация системы) государственной власти, отражены признаки свободных выборов (наряду с референдумом) высшим непосредственным выражением власти народа, провозглашено право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, регулируются принципиальные вопросы проведения выборов главы исполнительной власти, депутатов законодательных органов, органов местного самоуправления*(482).

Представляется, что в Конституции Российской Федерации должно быть найдено место главе "Избирательная система", которая закрепит принципы всеобщности и равенства избирательных прав граждан РФ, прямого избирательного права и тайного голосования на выборах и референдумах, систему избирательных комиссий, их основные полномочия и обязанности по организации выборов. Это послужит залогом создания в нашей стране гражданского общества*(483).

Новый порядок формирования Государственной Думы Федерального Собрания получил неоднозначную оценку в обществе.

Так, Т.Я. Хабриева полагает, что предлагаемый переход к полностью пропорциональной системе выборов Государственной Думы РФ (избиратели будут голосовать за партийные списки) самым положительным образом скажется на формировании в России современной партийной системы, поскольку такой переход повысит роль политических партий в политической системе современной России, а также упростит избирательную механику*(484). Н.А. Михалева, напротив, считает, что такой переход преждевременен. Процесс оживления политической жизни, активизация партийного строительства должны идти снизу. Он предопределен не выборами, а улучшением материального благосостояния народа. Голодный, малообеспеченный человек далек от политики. Он озабочен лишь добыванием пищи себе и своей семье. По ее мнению, для России оптимальна существующая система выборов в федеральный парламент, при которой сочетается личная инициатива граждан в форме самовыдвижения и активность политических партий и инициативных блоков*(485). В.Е. Чиркин же находит переход на пропорциональную систему определенным шагом вперед. При всех своих недостатках*(486) такая система более справедлива. Она позволяет более точно учесть интересы различных слоев избирателей, голосующих за разные партии, объединения. Однако, на его взгляд, необходим переход не просто к пропорциональной системе, а к преференциальной пропорциональной системе. Ее суть заключается в том, что избиратель при голосовании отмечает в партийном списке того кандидата, которому отдает предпочтение. Поэтому последний в списке кандидат может получить больше голосов, чем первый. Как показывает опыт выборов в других странах (в частности, американских выборов, где обычно сразу избирается множество должностных лиц в штатах), с таким количеством фамилий избиратель справляется, может оценить достоинства и недостатки кандидатов. Получив бюллетень с названиями партий и их кандидатами, избиратель должен сначала определить свои партийно-политические предпочтения: отметить партию, за которую он голосует. Отметив партию, избиратель при преференциальной системе имеет одну преференцию, которую он использует для того, чтобы отметить того кандидата, избрание которого от данной партии он считает наиболее желательным для себя. Таким образом, у избирателя появляется возможность выбрать не только партию, но и личность, человека, которому он наиболее доверяет, чьи деловые качества он считает наиболее подходящими для работы в парламенте*(487). Н.А. Михалева не согласна с данной позицией, так как считает, что пропорциональная избирательная система с преференциальным вотумом приемлема для небольших государств с малочисленными парламентами (например, Дания, Швеция, Финляндия). В нашей стране каждая партия на парламентских выборах может представить список численностью до 270 кандидатов. Поскольку в предстоящих выборах будут участвовать около 15-20 партий и каждая представит список в 250-270 кандидатов, избирательный бюллетень превращается в трудно читаемую книгу. Поэтому настоящий вариант формирования Государственной Думы для России совершенно неприемлем*(488).

Анализируя высказанные точки зрения, следует согласиться с позицией Н.А. Михалевой о преждевременности перехода к полностью пропорциональной системе выборов Государственной Думы РФ.

Во-первых, то, что от применения подобной системы отказались многие демократические государства*(489), свидетельствует о снижении ее эффективности в современных условиях. Во-вторых, в сочетании с изменением законодательства о политических партиях и принудительным снижением их числа путем искусственного увеличения минимального числа членов до 50 тысяч это приведет к тому, что в Государственную Думу пройдут лишь лояльные власти политические партии или поддержанные ее административным ресурсом. Запрет на образование избирательных блоков и повышение заградительного барьера на выборах 2012 г. не даст ни одного шанса оппозиционным партиям попасть в Государственную Думу. В-третьих, как показывает опыт деятельности нижней палаты предшествующих и действующего составов, депутаты не имеют практического опыта внутрифракционной деятельности в парламенте. В Регламенте Государственной Думы отсутствуют нормы, устанавливающие внутрифракционную дисциплину, механизмы обсуждения и лоббирования партийных проектов, ответственность депутатов за корпоративное голосование и многое другое, что присуще парламентам стран с развитой партийной системой, а такое положение, на взгляд авторов настоящего Комментария, сведет на нет даже тот небольшой положительный эффект, который будет получен от формирования Государственной Думы по партийному принципу*(490).

Если говорить о том, какая же система предпочтительна для России, то речь пойдет о смешанной избирательной системе, которая доказала свою жизнеспособность. Так, три первых состава Государственной Думы, сформированные на основе последней, позволили создать довольно эффективно действующий законодательный орган.

0

5

Статья 96

     1. Государственная Дума избирается сроком на четыре года.
     2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов
Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

     Комментарий к статье 96

     1. Четырехлетний срок полномочий Государственной Думы представляется
оптимальным: он позволяет депутатам не только набрать необходимый опыт работы,
но и использовать его в течение значительного времени. В то же время его не
следует считать слишком длительным. Такой срок установлен для парламентов
или нижних палат во многих зарубежных странах (Германия, Австрия, Швеция,
Польша, Болгария и др.), хотя в ряде демократических стран действует и пятилетний
срок (Великобритания, Франция, Италия и др.). Периодические перевыборы Государственной
Думы приспосабливают ее состав к изменяющимся социально-политическим отношениям
в обществе, позволяют отразить в депутатском корпусе умонастроения, политические
симпатии и антипатии избирателей.
     Не очень ясны границы во времени срока полномочий Государственной Думы.
Во всяком случае, ни в Конституции, ни в федеральных законах они не определены.
Очевидно, что начало полномочий Государственной Думы как органа не совпадает
с началом полномочий ее депутатов. В соответствии с ч. 2 ст. 99 Конституции
Государственная Дума собирается на 30-й день после избрания, если не созвана
ранее Президентом Российской Федерации, и с этого момента, согласно ч. 4 указанной
статьи, прекращаются полномочия Государственной Думы прежнего созыва и, следовательно,
полномочия ее депутатов. А согласно ст. 3 Федерального закона "О статусе депутата
Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы" от 8 мая 1994 г.
(СЗ РФ, 1994, N 2, ст. 74) срок полномочий депутата Государственной Думы начинается
со дня избрания депутата и прекращается с момента начала работы Государственной
Думы нового созыва, если не прекратился досрочно. Поэтому моментом начала
полномочий Государственной Думы нового созыва следует считать момент начала
ее работы, ибо до этого, не имея своей структуры (председателя, комитетов
и т.п.), она функционировать не может.
     Получается, что в период между днем избрания Государственной Думы нового
созыва и днем ее первого заседания действуют полномочия и ее депутатов, и
депутатов Государственной Думы прежнего созыва, которая в этот период еще
может проводить свои заседания.
     Четырехлетний срок полномочий Государственной Думы может быть прерван
ее досрочным роспуском на основании ч. 1 ст. 109, ч. 4 ст. 111 и ч. 3 и 4
ст. 117 Конституции (см. комментарий к ним).
     В связи с тем что референдум по принятию Конституции и первые выборы
в соответствии с ней проводились 12 декабря 1993 г. в весьма сложной политической
обстановке, ч. 7 раздела второго Конституции предусмотрела, что Государственная
Дума (как и Совет Федерации) первого созыва избираются сроком на два года.
Ныне действующая Государственная Дума избрана 17 декабря 1995 г. на полный
- четырехлетний - срок.

     2. В комментируемой части Конституция говорит о порядке формирования
Совета Федерации и о порядке выборов депутатов Государственной Думы. Отсюда
следует, что формирование палат может осуществляться различными способами.
     Если в отношении Государственной Думы способ формирования - выборы -
прямо предписывается, то в отношении Совета Федерации он оставлен на усмотрение
законодателя, который должен при этом соблюсти установленные Конституцией
условия, обеспечив прежде всего представительство каждого субъекта Российской
Федерации двумя членами Совета Федерации - по одному от представительного
и исполнительного органов государственной власти. Представляется также, что
при этом следует принять во внимание и положения ч. 7 и 9 (абзац второй) раздела
второго Конституции.
     Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации" от 5 декабря 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 50, ст.
4869) содержит всего четыре статьи и предусматривает замещение мест в Совете
Федерации по должности главами законодательных (представительных) и главами
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку в настоящее время в значительной части субъектов федерации исполнительная
власть возглавляется назначенными Президентом Российской Федерации губернаторами
и главами администраций, федеральный закон предусмотрел, что выборы глав исполнительных
органов государственной власти должны быть завершены не позднее декабря 1996
г.
     Что касается порядка формирования Государственной Думы, то Конституция
не устанавливает, какими должны быть выборы - прямыми или косвенными, открытыми
или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы.
Все это отдано на усмотрение законодателя. Требование всеобщности выборов
можно вывести из положений ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции, а требование равных
выборов - из принципа равноправия, записанного в ее ст. 19. Принципы всеобщего,
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, добровольного
участия в выборах сформулированы с соответствующей нормативной конкретизацией
в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской
Федерации" от 6 декабря 1994 г. (СЗ РФ, 1994, N 33, ст. 3406), а применительно
к выборам в Государственную Думу - в Федеральном законе "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 21 июня
1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 26, ст. 2398). В этом последнем законе подробно урегулирован
порядок выборов депутатов Государственной Думы.
     В соответствии с ним депутаты избираются по смешанной системе. Половина
депутатов избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной
системе относительного большинства, согласно которой избранными считаются
депутаты, получившие наибольшее число голосов по округу. Другая половина депутатов
избирается в федеральном избирательном округе, охватывающем всю территорию
Российской Федерации, по системе пропорционального представительства, согласно
которой каждое избирательное объединение получает число депутатских мандатов,
пропорциональное числу голосов, поданных за федеральный список кандидатов
этого объединения. При этом установлен заградительный пункт: в распределении
депутатских мандатов по федеральному избирательному округу участвуют только
те избирательные объединения, за чьи федеральные списки кандидатов подано
не менее 5% голосов. Для признания выборов состоявшимися необходимо участие
в голосовании не менее 25% избирателей данного избирательного округа.

0

6

Статья 96

     1. Государственная Дума избирается сроком на четыре года.
     2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов
Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

     Комментарий к статье 96

     В данной статье устанавливается срок полномочий Государственной Думы.
Он составляет четыре года. Согласно ч. 7 раздела второго Конституции "Заключительные
и переходные положения" Государственная Дума первого созыва избирается сроком
на два года.
     Проведение периодических выборов в представительные органы государственной
власти является гарантией прав граждан на участие в управлении делами государства;
на этих выборах реализуются избирательные права граждан Российской Федерации,
закрепленные ст. 32 Конституции.
     В зарубежных демократических государствах срок полномочий парламентов
составляет, как правило, четыре года или пять лет. Периодическое переизбрание
парламента позволяет обновить его состав с учетом воли избирателей. При переизбрании
депутатского корпуса избирателями дается оценка политическим партиям, движениям
и отдельным депутатам, представленным в прежнем парламенте. Партии, движения
и депутаты, не выражающие интересов избирателей, могут не получить числа голосов,
достаточного для прохождения в парламент. Тем самым непосредственно проявляется
правовая и политическая зависимость депутатов от избирателей.
     По истечении срока полномочий Думы Президент России назначает выборы
Государственной Думы нового созыва (ст. 84).
     В Конституции предусмотрена возможность роспуска Государственной Думы
до окончания четырехлетнего срока ее полномочий. Она связана с двумя обстоятельствами:
трехкратным отклонением Думой кандидатур Председателя Правительства Российской
Федерации, предложенных Президентом России (ст. 111), и выражением Думой недоверия
Правительству (ст. 117).
     Порядок формирования Совета Федерации и выборов депутатов Государственной
Думы устанавливается федеральными законами. Применительно к Совету Федерации
речь идет о формировании, а не избрании, так как эта палата может формироваться
как путем избрания, так и назначения представителей от представительных и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации
(см. комментарий к ст. 95).
     Государственная Дума состоит из депутатов, избираемых гражданами Российской
Федерации в соответствии с федеральным законом. В законе о выборах депутатов
Государственной Думы должны быть закреплены демократические принципы избирательного
права: всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании
и свободном волеизъявлении. Выборы депутатов Государственной Думы первого
созыва проводились по смешанной системе, когда одна половина депутатов (225
депутатов) избиралась по мажоритарной системе, а другая - на основе системы
пропорционального представительства. Предпочтение той или иной избирательной
системе в федеральном законе, по которому пройдут следующие выборы Государственной
Думы, будет отдано в зависимости от уровня развития политической системы общества
и проблем, стоящих перед государством.
     Мажоритарная система (от французского слова majorite - большинство) представляет
собой избирательную систему, в соответствии с которой избранными считаются
кандидаты, получившие большинство голосов избирателей. Необходимое большинство
голосов исчисляется либо как превышение половины общего числа голосов избирателей
(абсолютное большинство), либо как превышение количества голосов избирателей,
собранных одним кандидатом, над количеством голосов, поданных за других кандидатов
в отдельности (относительное большинство). Мажоритарная система является наиболее
традиционной при формировании парламентов и получила широкое распространение.
По данной системе формируются законодательные органы в США, Франции, Англии
и многих других странах. По мажоритарной системе были избраны народные депутаты
Российской Федерации в 1990 г.
     Избирательная система, которая предусматривает, что количество депутатских
мандатов, получаемых политической партией (движением, блоком), пропорционально
числу голосов, поданных за партию в масштабах всей страны либо в рамках многомандатного
избирательного округа, называется пропорциональной системой. Данная система
используется при выборах в парламенты Испании, ФРГ, Израиля и ряда других
стран в сочетании с мажоритарной системой либо в чистом виде. Как известно,
по пропорциональной системе было избрано Учредительное собрание в России в
1917 г.
     Исторически движение в поддержку пропорциональной избирательной системы
отталкивалось от критики реальных недостатков мажоритарной системы. Основной
аргумент состоял в том, что мажоритарная система не учитывает голосов избирателей,
которые по тем или иным причинам (в том числе и вследствие определенной "нарезки"
избирательных округов) оказываются в меньшинстве по результатам голосования
в избирательном округе. Данное меньшинство в масштабах всей страны может представлять
значительное количество избирателей, голоса которых не учитываются. Применение
пропорциональной системы позволяет успешно решать эту проблему. Небольшие
политические партии, не доминирующие в какой-либо части страны, но суммарно
собравшие в различных регионах определенное число голосов, получают парламентское
представительство.
     Таким образом удается более точно отразить соотношение политических сил
в стране, однако этот вывод можно считать верным, если сопроводить его некоторым
комментарием. Дело в том, что само по себе использование той или иной избирательной
системы способно оказывать весьма заметное воздействие на политическую обстановку
в стране. Политические партии и движения всегда соизмеряют свою стратегию
и тактику с действующим законодательством о выборах. Мировой опыт выявил здесь
определенные закономерности. В частности, применение мажоритарной избирательной
системы способствует формированию в стране крупных политических партий (при
этом часто возникают двухпартийные системы), что само по себе означает относительно
высокую стабильность функционирования политической системы.
     Существует точка зрения, что только пропорциональная система обеспечивает
партийное представительство в парламенте. Это неверно. Такое представительство
обеспечивается и при мажоритарной системе, при которой политические партии
выдвигают собственных кандидатов и обеспечивают им поддержку в предвыборной
борьбе. Пропорциональная система лишь дает серьезные преимущества политическим
партиям и движениям за счет независимых кандидатов.
     Мировой практике проведения выборов известны определенные рецепты, позволяющие
сгладить некоторые острые углы каждой из избирательных систем. Одним из радикальных
средств является проведение выборов одной части депутатов парламента по пропорциональной,
а другой - по мажоритарной системе. Такая система выборов называется смешанной.
     Выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации в 1993 г.
проводились по смешанной избирательной системе, когда одна половина депутатов
избиралась по мажоритарной избирательной системе, а другая - по пропорциональной.

0

7

На сегодняшний день не найдены дополнительные материалы к статье 96 Конституции Российской Федерации. При наличии дополнительных материалов к статье 96 Конституции РФ прошу регистрироваться на форуме сайта и предлагать материалы для размещения администратору форума. Таким образом есть шанс собрать наиболее полную и полезную каждому правовую базу по каждой статье Конституции РФ. Всем спасибо.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»