narcorik.ru



САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ГЛАВА 3. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО. Статья 79

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Конституция РФ
Раздел I
Глава 3 Федеративное устройство
Статья 79

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

2

Статья 79

В соответствии со статьей 79 Конституции Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ (в том числе суверенитету РФ). Российская Федерация входит в состав таких межгосударственных объединений, как Содружество Независимых Государств (с 1991 г.), Совет Европы (с 1996 г.), Союзное государство (с 1999 г., с 1997 г. - Союз Беларуси и России, с 1996 г. - Сообщество России и Белоруссии) и другие объединения.

0

3

Статья 79

Данная статья говорит о праве РФ принимать участие в межгосударственных объединениях. В определенном смысле законодатель следует примеру некоторых конституционных актов европейских государств. Между тем само по себе право на участие в международных институциях не связано напрямую с закреплением такого права в конституционном законе. Подтверждением является то очевидное обстоятельство, что РФ стала членом ряда международных образований вне зависимости от даты принятия действующей Конституции. Условия вступления государства в международное объединение зависят от согласованных его членами положений учредительного акта о порядке принятия в состав его членов.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 7 Устава Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г. членом Содружества может стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.

Комментируемая статья говорит об участии РФ в международных объединениях практически без указания каких-либо юридических и других признаков, т.е. говорит о международных образованиях в самом широком смысле. Исходя из этого, под международными объединениями допустимо подразумевать международные политические, военные и экономические объединения и союзы государств, межправительственные универсальные и региональные международные организации, компетентные в области международной политики и экономики международных отношений, науки и культуры и т.д.

Анализ содержания ст. 79 Конституции позволяет сделать вывод о том, что РФ вправе вступать как в международные объединения, компетенция которых по вопросам сотрудничества ее членов ограничена принятием рекомендательных норм, так и в объединения, наделенные правом принимать нормативные документы и решения, юридически обязательные для участвующих в них государств. Участие в международном объединении означает, что РФ пользуется уставными правами и выполняет обязательства по учредительному договору и решения, принимаемые международным органом в соответствии с его компетенцией.

Комментируемая статья вне зависимости от характера международного объединения, его целей, задач и компетенции устанавливает два условия, при наличии которых РФ может вступить в члены того или иного международного органа.

Анализируемая статья различает участие РФ в международных органах, учредительные акты которых не требуют передачи им полномочий, и членство в международных объединениях, договоры о создании которых содержат положения о передаче им соответствующих полномочий. Под передачей полномочий в данном случае можно понимать добровольный отказ России от части своих суверенных прав, относящихся к определенной сфере международного сотрудничества, и передачу их органам международного объединения на основе соглашения между государствами - участниками международного договора о создании такого объединения.

Передача полномочий различного юридического значения осуществляется международными актами о создании международных организаций. Это относится как к организациям с надгосударственными полномочиями, органы которых вправе принимать в соответствии с уставными постановлениями обязательные для государств-членов решения, так к организациям, не обладающим правом принимать юридически обязательные решения для государств-членов.

Комментируемая статья содержит два важных ограничения на вступление России в международное объединение, требующее по международному договору передачи принадлежащих РФ полномочий. Во-первых, передача полномочий недопустима, если бы это имело своим следствием ограничение прав и свобод человека и гражданина. Во-вторых, участие в международном объединении не должно каким-либо образом противоречить основам конституционного строя РФ.

Следовательно, данное положение не только вводит определенные требования к учредительным актам международных объединений, но и служит дополнительной гарантией защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя РФ.

Что касается практики применения данной статьи, то в качестве примера передачи Россией юрисдикционных полномочий можно сослаться на Протокол о введении в действие Положения о Главном командовании Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств от 9 октября 1992 г. (Бюллетень МД. 1994. N 4).

Согласно данному Протоколу, Главное командование уполномочивалось принимать нормативные акты, обязательные для государств-участников (п. 4.1), применять нормы международного права и устанавливать факты несоответствия внутригосударственных нормативных актов нормам международного права, толковать национальное право государств-участников (п. 4.2).

Установленное распределение голосов для принятия решений квалифицированным большинством с учетом экономического потенциала государств по конкретным экономическим вопросам, закрепленное в п. 10 Положения о Межгосударственном экономическом комитете Экономического союза (Бюллетень МД. 1995. N 1) дает некоторые основания для признания наличия отдельных черт надгосударственного характера.

Конституция Российской Федерации не устанавливает специального порядка введения таких договоров в силу.

Согласно п. "д" ст. 15 ФЗ о международных договорах, международные соглашения об участии РФ в международных союзах, международных организациях и иных международных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий государства или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для РФ, подлежат ратификации. При этом упоминание в данном контексте признания юридической обязательности решений международных органов не расширяет содержания ст. 79 Конституции, а скорее уточняет его.

0

4

Статья 79

Данная статья говорит о праве Российской Федерации принимать участие в межгосударственных объединениях. В определенном смысле законодатель следует примеру некоторых конституционных актов европейских государств. Между тем само право на участие в международных институционных образованиях не связано напрямую с закреплением такого права в конституционном законе. Подтверждением тому является то очевидное обстоятельство, что Российская Федерация приобрела членство во многих международных образованиях в качестве правопреемницы советского Союза, т.е. до принятия настоящей Конституции. Основное значение для вступления государства в международное объединение имеют согласованные его членами положения учредительного акта о порядке принятия в состав его членов.

Конституция относит к ведению Федерации международные договоры России (п. "к" ст. 71), не конкретизируя их содержания. В то же время из текста самой Конституции очевидно, что воздействие норм международного права на право нашей страны может быть весьма значительным. Из части 4 ст. 15 Конституции, в частности, вытекает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В части 1 ст. 17 Конституции определено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

Включая в свою Конституцию право вступать в межгосударственные объединения и передавать им часть своих полномочий, Российская Федерация исходит из того, что она, как и другие государства, является полноправным членом международного сообщества, в котором становится все более тесным сотрудничество в области безопасности, экономики, науки и техники, окружающей среды и т.д.

Важным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее право участвовать в межгосударственных объединениях.

Межгосударственное объединение - один из видов международных организаций, которые создаются и действуют на основе договоров, соглашений между государствами, а объем их правосубъектности определяется их уставами. В данном случае межгосударственное объединение означает межправительственную организацию, являющуюся, в отличие от международных объединений неправительственного характера, одной из форм сотрудничества между государствами. При этом Российская Федерация самостоятельно решает вопрос о своем участии или неучастии в межгосударственных объединениях, исходя из своих национальных интересов. Межгосударственные объединения - субъекты международного права. По составу они могут быть всемирными (универсальными), в которых участвуют все или почти все государства мира (например, ООН), и региональными, участниками которых являются государства определенного географического региона (например, Совет Европы).

Из содержания комментируемой статьи следует, что независимо от характера межгосударственного объединения Российская Федерация может участвовать только в таких объединениях, которые созданы на основе международного договора. Вступая в межгосударственные объединения, Российская Федерация может передавать ему часть своих полномочий, т.е. добровольно отказаться от некоторых своих прав и передать их, согласно международному договору, органам межгосударственного объединения.

Конституция ставит два условия для ограничения этого права.

Во-первых, Россия не может вступить в межгосударственное объединение и, следовательно, передать ему часть своих полномочий, если в результате последует ограничение прав и свобод человека и гражданина. Здесь имеются в виду прежде всего права и свободы, установленные Конституцией РФ.

Во-вторых, вступление Российской Федерации в межгосударственное объединение не должно противоречить основам конституционного строя Российской Федерации, т.е. любому из положений, закрепленных в гл. 1 Конституции РФ. Важнейшими среди этих положений являются принципы народовластия, государственного суверенитета, целостности и неприкосновенности территории страны, идеологического и политического многообразия. Устанавливая такие ограничения, комментируемая статья становится дополнительной гарантией прав и свобод человека и гражданина и конституционного строя России.

Более подробно участие Российской Федерации в межгосударственных объединениях и порядок заключения международных договоров определяются в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"*(405).

Этот Закон устанавливает, что международные договоры об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации, подлежат ратификации.

Не вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, признанные Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению.

Процедура на первый взгляд может показаться сложной, но эта сложность оправданна: вхождение в межгосударственное объединение требует большой осмотрительности, поскольку многие из таких объединений затем получают возможность оказывать серьезное воздействие на политику вступивших в них государств.

В числе таких межгосударственных организаций:

Организация Объединенных Наций, а также основные органы системы: Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея и специализированные учреждения - Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный валютный фонд (МВФ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Фонд ООН по народонаселению (ЮНФПА), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и пр.;

"Группа восьми" ("Большая восьмерка") - форум лидеров ведущих индустриальных демократических государств мира: России, США, Великобритании, Франции, Японии, Германии, Канады, Италии и (с ограниченным статусом) Евросоюза;

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);

Совет Европы (СЕ);

Содружество Независимых Государств (СНГ);

Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС);

Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

Международные валютный фонд (МВФ);

Международный олимпийский комитет (МОК);

Международная федерация красного креста и полумесяца (МФКК).

Кроме международных организаций, в которых Российская Федерация является членом, огромное влияние на развитие политики, экономики, культуры и других областей оказывают и иные международные организации, с которыми Российская Федерация поддерживает отношения, не будучи постоянным членом:

Европейский союз (ЕС);

Организация Североатлантического договора (НАТО);

Ассоциация стран юго-Восточной Азии (АСЕАН);

Организация исламская конференция (ОИК);

Лига арабских государств (ЛАГ);

Организация африканского единства (ОАЕ);

Восточно-Африканское Сообщество (ВАС);

Сообщество развития Юга Африки (САДК);

Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА);

Организация американских государств (ОАГ);

Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР);

Ассоциация карибских государств (КАРИКОМ);

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА);

Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК);

Организация за запрещение ядерного оружия в Латинской Америке (ОПАНАЛ);

Европейское Космическое Агентство (ЕКА).

0

5

Статья 79

     Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях
и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами,
если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит
основам конституционного строя Российской Федерации.

     Комментарий к статье 79

     Подтверждая право Российской Федерации участвовать в международных объединениях
и передавать им часть своих полномочий, комментируемая статья закрепляет положение,
весьма характерное для конституционных актов европейских государств. Само
по себе право на участие в международных объединениях существует у каждого
государства, и его реализация в принципе не зависит от закрепления в основном
законе. Вместе с тем данное положение означает предоставление Российской Федерации
права вступать в международные объединения и передавать им полномочия, когда
этого требуют интересы международного сотрудничества, но с соблюдением определенных
условий и ограничений.
     Комментируемая статья говорит о международных объединениях, что позволяет
под этим понимать широкий круг международных образований, включая: международные
союзы, конфедерации, межправительственные универсальные и региональные организации,
неправительственные международные организации, международные комиссии и комитеты.
Вне зависимости от характера международного объединения, его целей, задач
и компетенции Российская Федерации может участвовать только в тех из них,
которые созданы и действуют на основе международного договора, участником
которого является Российская Федерация. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 7 Устава
Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г. членом Содружества
может стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает
на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с
согласия всех государств-членов.
     Анализ содержания ст. 79 Конституции позволяет сделать вывод о том, что
Российская Федерация вправе вступать как в международные объединения, юрисдикционная
компетенция которых по вопросам сотрудничества ограничена принятием рекомендательных
норм, так и в объединения, обладающие элементами надгосударственности; международные
объединения, выполняющие координационные функции по отношению к своим членам,
не нуждаются в делегировании полномочий, точнее - суверенных прав, входящих
во внутреннюю компетенцию государств-членов.
     Под передачей полномочий в данном случае можно понимать добровольный
отказ России от части своих суверенных прав и передачу их органам международного
объединения на основе соглашения между государствами-участниками международного
договора о создании такого объединения.
     В п. "д" ст. 15 Федерального закона "О международных договорах" от 15
июля 1995 г. говорится об участии Российской Федерации в международных союзах,
международных организациях и иных международных объединениях, которым она
передает часть своих полномочий, признавая юридическую обязательность решений
их органов для Российской Федерации. Признание юридической обязательности
решений не расширяет содержание полномочий по ст. 79 Конституции, а скорее
уточняет их.
     Конституция Российской Федерации не устанавливает порядок введения таких
договоров в силу. Однако упомянутым Законом о международных договорах договоры,
предусматривающие передачу части полномочий Российской Федерации международному
объединению, подлежат ратификации.
     Комментируемая статья содержит два важных ограничения на вступление России
в международное объединение и передачу полномочий. Во-первых, передача полномочий
недопустима, если это имело бы своим следствием ограничение прав и свобод
человека и гражданина. Во-вторых, участие в международном объединении не должно
каким-либо образом противоречить основам конституционного строя Российской
Федерации.
     Таким образом, данная норма не только устанавливает определенные требования
к заключаемым Российской Федерацией договорам, но и выступает дополнительной
гарантией прав человека и гражданина и основ конституционного устройства Российской
Федерации, составляющих содержание гл. 1 и 2 Конституции.
     Нельзя не упомянуть о практике заключения международных соглашений, предусматривающих
передачу полномочий стран-членов СНГ. Так, протоколом о введении в действие
Положения о Главном командовании Объединенных Вооруженных Сил Содружества
Независимых Государств от 9 октября 1992 г. (БМД, 1994, N 4, с. 3). Главное
командование уполномочено принимать нормативные акты, обязательные для участников
(п. 4.1), применять нормы международного права и устанавливать факты несоответствия
внутригосударственных нормативных актов нормам международного права, толковать
национальное право государств-участников (п. 4.2). Таким образом, Российская
Федерация передала Главному командованию, т. е. международному органу, важные
юрисдикционные полномочия по вопросам обороны и использования вооруженных
сил наряду с другими участниками Протокола.
     Российская Федерация в качестве правопреемницы Союза ССР унаследовала
членство в международных организациях, входящих в "семью" ООН, и в других
межправительственных объединениях.

0

6

Статья 79

     Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях
и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами,
если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит
основам конституционного строя Российской Федерации.

     Комментарий к статье 79

     Конституция относит к ведению Федерации международные договоры России
(п. "к" ст. 71), не конкретизируя их содержания. В то же время из текста самой
Конституции очевидно, что воздействие норм международного права на право нашей
страны может быть весьма значительным. Из ч. 4 ст. 15 Конституции, в частности,
вытекает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные
договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила,
чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В ч. 1 ст. 17 Конституции определено, что в Российской Федерации признаются
и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.
     Сказанное выше подчеркивает значение положений ст. 79 для международных
отношений Российской Федерации. Здесь указано, что Российская Федерация может
участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих
полномочий в соответствии с международными договорами.
     В то же время следует обратить внимание на то, что участие в межгосударственных
объединениях и передача им части полномочий могут быть реализованы только
международным договором Российской Федерации. Сама же форма реализации - заключение
международного договора - требует соблюдения установленных в Конституции Российской
Федерации правил. В соответствии с ними ведет переговоры и подписывает международные
договоры Президент Российской Федерации (п. "б" ст. 86); ратификация и денонсация
международных договоров осуществляются федеральным законом в соответствии
с установленной процедурой. После принятия закона о ратификации или денонсации
Государственной Думой он подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации
(ст. 106). Ратификационная грамота подписывается Президентом Российской Федерации.
     Процедура на первый взгляд может показаться сложной, но эта сложность
оправданна: вхождение в межгосударственное объединение требует большой осмотрительности,
поскольку многие из таких объединений затем получают возможность оказывать
серьезное воздействие на политику вступивших в них государств. В числе таких
межгосударственных объединений (организаций) не только, скажем, Организация
Объединенных Наций и Содружество Независимых Государств, но и ряд других,
в числе которых так называемые специализированные учреждения (Международная
организация труда, Всемирная организация здравоохранения, Организация Объединенных
Наций по вопросам образования, науки и культуры, Международный валютный фонд,
Международная организация гражданской авиации и др.).
     Российская Федерация самостоятельно решает вопрос о ее участии в межгосударственных
организациях, исходя при этом из своих интересов.
     Российская Федерация, как следует из ст. 79 Конституции, не может участвовать
в межгосударственных объединениях и, соответственно, заключать международные
договоры об участии в них, если это влечет ограничение прав и свобод человека
и гражданина, как они определены общепризнанными принципами и нормами международного
права и Конституцией Российской Федерации - прежде всего статьями, включенными
в гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина", а также если участие в межгосударственных
объединениях противоречит основам конституционного строя Российской Федерации,
установленным в гл. 1 Конституции. При этом особо надо отметить приоритет
прав и свобод человека, единство и суверенитет Российской Федерации, целостность
и неприкосновенность ее территории и осуществление власти народом.
     Включая в свою Конституцию право вступать в межгосударственные объединения
и передавать им часть своих полномочий, Российская Федерация исходит из того,
что она, как и другие государства, является полноправным членом международного
сообщества, в котором установилось и становится все более тесным сотрудничество
в области безопасности, экономики, науки и техники, окружающей среды, гуманитарной
и ряде других.
     Надо отметить, что право на международное сотрудничество и вхождение
в межгосударственные (международные) объединения закреплено в конституциях
многих зарубежных государств. В ряде конституций установлены и условия реализации
этого права. Так, в ст. 24 Основного Закона ФРГ сказано, что государство "соглашается
на ограничение своей верховной власти, которое должно привести к установлению
и обеспечению мирного и длительного порядка в Европе и между народами всего
мира". Статья 93 Конституции Испании предусматривает, что закон "может разрешать
заключения договоров, предоставляющих право для участия в международных организациях,
или учреждение организаций для осуществления функций, вытекающих из положений
Конституции".

0

7

На сегодняшний день не найдены дополнительные материалы к статье 79 Конституции Российской Федерации. При наличии дополнительных материалов к статье 79 Конституции РФ прошу регистрироваться на форуме сайта и предлагать материалы для размещения администратору форума. Таким образом есть шанс собрать наиболее полную и полезную каждому правовую базу по каждой статье Конституции РФ. Всем спасибо.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»