narcorik.ru



САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ГЛАВА 3. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО. Статья 69

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Конституция РФ
Раздел I
Глава 3 Федеративное устройство
Статья 69

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

2

Статья 69

1. В 1989 г. была принята Конвенция МОТ о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни (N 169), разработанная при участии всех международных учреждений системы ООН. В ней развиваются принципы и положения более раннего документа от 1957 г. Эти два документа являются единственными на сегодняшний день документами международного права, непосредственно формулирующими права коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни. В Конвенции N 169 в качестве основополагающей характеристики коренных народов указывается, что их "положение регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями, или специальным законодательством". Возможность учета обычаев и традиций этих народов провозглашена и в федеральном законодательстве РФ последних лет, а именно положение коренных малочисленных народов в РФ регулируется ФЗ от 30 апреля 1999 г. "О гарантиях прав коренных малочисленных народов".

2. Коренные малочисленные народы РФ - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (статья 1 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов"). Единый перечень коренных малочисленных народов РФ утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

3. Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ обеспечивают права малочисленных народов на самобытное социально-экономическое и культурное развитие, защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования. Организации всех форм собственности, общественные объединения и физические лица вправе оказывать содействие малочисленным народам в осуществлении их прав на самобытное социально-экономическое и культурное развитие в порядке, определяемом федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

0

3

Статья 69

Комментируемая статья определяет основы отношений государства с коренными малочисленными народами. К таковым, согласно ФЗ от 30 апреля 1999 г. "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 18. ст. 2208), относятся народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (п. 1 ст. 1). Этот статус обретается ими не автоматически при наличии названных признаков, а только после включения соответствующего народа по представлению органа государственной власти субъекта Федерации, на территории которого он проживает, в Единый перечень коренных малочисленных народов, утвержденный Правительством РФ. Первично в него вошло 45 народов, в том числе 40 народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (ненцы, ханты, манси, долганы, коряки и др.) (Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов РФ".//СЗ РФ. 2000. N 4. ст. 1493; Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-Р//СЗ РФ. 2006. N 17. ч. 2. ст. 1905). Предполагается, что изменения и дополнения в Перечень будут вноситься Правительством РФ на основании представлений органов государственной власти соответствующих субъектов Федерации (п. 3 Постановления).

Коренные малочисленные народы можно рассматривать в качестве разновидности национальных меньшинств. Выделяющая их особенность состоит в образе жизни и культуре, для которых характерна неразрывная связь с землей и занятие традиционными промыслами: оленеводством, рыболовством, охотой, сбором дикоросов. Это, в свою очередь, обуславливает специфику притязаний и правового положения коренных малочисленных народов.

Рассматриваемая норма - новелла в Конституции. Ее появление согласуется с конституционной характеристикой Российского государства как демократического, федеративного, правового и социального (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7), где человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2). Включение же данной нормы в главу Конституции "Федеративное устройство" подчеркивает, что вопросы, связанные с указанными народами, составляют важный элемент национальной и региональной политики России. Такой подход достаточно типичен для государств, где проживают подобные этнические общности (Канада, Норвегия, Финляндия, Дания), и отвечает требованиям Конвенции N 169 "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах", принятой Генеральной конференцией Международной организации труда 26 июня 1989 г., которая определяет: "Правительства несут ответственность за проведение, с участием соответствующих народов, согласованной и систематической деятельности по защите прав этих народов и установлению гарантий уважения их целостности" (ст. 2).

Комментируемая статья закрепляет наиболее существенные элементы статуса коренных малочисленных народов. Из нее следует, что эти этнические общности официально выделяются в специальную группу в составе многонационального народа России, именуемую "коренные малочисленные народы"; признается их своеобразие, право на традиционный образ жизни, а также необходимость особого государственно-правового регулирования; допускается наличие специфических прав (статуса) данных народов, в том числе быть субъектом права; государство берет на себя постоянную обязанность гарантировать их права; в решении указанного вопроса Российская Федерация ориентируется на общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России (т.е. на права, заключенные в названных нормах), намерена руководствоваться ими при принятии необходимых законов и в правоприменительной практике; коренные малочисленные народы и их объединения вправе требовать от органов государственной власти и местного самоуправления действий, соответствующих международно-правовым нормам.

Малочисленные этносы находятся как бы в трех ипостасях: они и народы, и национальные меньшинства, и особые этнические общности. Сообразно с этим на них распространяются три группы международно-правовых норм, содержащих разные по своему юридическому значению положения (гарантии):

- общие нормы, относящиеся ко всем народам мира (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; международные пакты 1966 г. об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах);

- нормы, на которые ориентируется мировое сообщество применительно к национальным меньшинствам (см. комм. к п. "в" ст. 71);

- нормы, учитывающие специфику жизнедеятельности коренных народов. Это, например, Конвенция 1992 г. о биологическом разнообразии (ратифицирована ФЗ от 17 февраля 1995 г.//СЗ РФ. 1995. N 8. ст. 601), которая признает большую и традиционную зависимость коренного населения от биологических ресурсов и роль их знаний и практики для сохранения биологического разнообразия.

Полнее всего гарантии прав коренных малочисленных народов отражает упомянутая Конвенция МОТ N 169; она пока не ратифицирована, хотя данный вопрос в феврале 1992 г. уже включался в повестку дня сессии Верховного Совета РФ (Ведомости РФ. 1992. N 11. ст. 533). В частности, Конвенция декларирует право указанных народов выбирать собственные приоритеты развития, а также право на традиционно занимаемые земли, пользование и управление природными ресурсами, находящимися на этих землях, получение компенсации за убытки и ущерб, наносимый в связи с использованием данных земель, права в области найма и условий занятости, профессиональной подготовки, кустарных промыслов и сельских ремесел, социального обеспечения и здравоохранения, образования и средств общения, судебно-правовой защиты с учетом обычаев названных народов и особенностей их экономического, социального и культурного положения.

В июне 2006 г. на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН внесена Декларация о правах коренных народов.

Международно-правовые нормы, касающиеся коренных народов, развиваются во внутрироссийском праве, и прежде всего на федеральном уровне. Комплексно их статус определен ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". В нем разграничиваются предметы ведения и полномочия Федерации и ее субъектов по защите прав малочисленных народов, называются соответствующие правомочия органов местного самоуправления, закрепляются коллективные и индивидуальные права, в том числе право на территориальное общественное самоуправление, создание общин, замену военной службы альтернативной гражданской службой.

Отдельные стороны жизнедеятельности коренных малочисленных народов (в дополнение к нормам, относящимся ко всем национальным меньшинствам, о языке, культуре, образовании, национально-культурной автономии; см. комм. к п. "в" ст. 71 Конституции) получают отражение в специальных федеральных законах. В частности, им гарантируются:

- условия (за счет допущения отклонения до 40 процентов от средней нормы представительства избирателей по округам в местах компактного проживания малочисленных народов), при которых они способны полнее реализовать свои избирательные права (ст. 18 ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"//СЗ РФ. 2002. N 24. ст. 2253);

- право на создание общин (ФЗ от 20 июля 2000 г. "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"//СЗ РФ. 2000. N 30. ст. 3122);

- учет этнических интересов, компенсации при пользовании недрами в районах проживания малочисленных народов (п. 10 ст. 4 ФЗ от 21 февраля 1992 г. "О недрах"//СЗ РФ. 1995. N 10. ст. 823; ч. 3 ст. 2, ч. 1 ст. 6, ч. 3 ст. 7 ФЗ от 30 декабря 1995 г. "О соглашениях о разделе продукции"//СЗ РФ. 1996. N 1. ст. 18);

- эксклюзивные права на пользование землями, лесным фондом, особо охраняемыми территориями, животным миром, биоресурсами, водными объектами (ст. 7, 31, 68, 78, 82, 95, 97 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г.//СЗ РФ. 2001. N 44. ст. 4147; ст. 4 Закона РФ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды"//СЗ РФ. 2002. N 7. ст. 133; ст. 9, 48 Лесного кодекса РФ от 4 декабря 2006 г.//СЗ РФ. 2006. N 50. ст. 5278; ст. 9, 15, 24 ФЗ от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых территориях"//СЗ РФ. 1995. N 12. ст. 1024; ст. 48, 49 ФЗ от 24 апреля 1995 г. "О животном мире"//СЗ РФ. 1995. N 17. ст. 1462; ст. 21 ФЗ от 31 июля 1998 г. "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"//СЗ РФ. 1998. N 31. ст. 3833; ст. 11 ФЗ от 30 ноября 1995 г. "О континентальном шельфе в Российской Федерации"//СЗ РФ. 1995. N 49. ст. 4694; ст. 9 ФЗ от 17 декабря 1998 г. "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"//СЗ РФ. 1998. N 51. ст. 6273; ФЗ от 7 мая 2001 г. "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.//СЗ РФ. 2001. N 20. ст. 1972; ст. 10 ФЗ от 24 июля 2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"//СЗ РФ. 2002. N 30. ст. 3018; ст. 1-3, 16, 18, 25, 30, 31, 39, 40 ФЗ от 20 декабря 2004 г. "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"//СЗ РФ. 2004. N 52. ч. 1. ст. 5270; ст. 3, 54 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 г.//СЗ РФ. 2006. N 23. ст. 2381);

- право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (ст. 2, 4, 5 ФЗ от 25 июля 2002 г. "Об альтернативной гражданской службе"//СЗ РФ. 2002. N 30. ст. 3030);

- государственная поддержка традиционной хозяйственной деятельности и культуры, что обеспечивается особым отношением государства к культурам малочисленных этнических общностей (ст. 22 Основ законодательства РФ о культуре//Ведомости РФ. 1992. N 46. ст. 2615), принятием федеральных программ экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, финансируемых за счет средств федерального бюджета (Постановление Правительства РФ от 27 июля 2001 г. N 564//СЗ РФ. 2001. N 32. ст. 3257), установлением специальных социальных, финансовых и налоговых мер (ст. 5 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации"//СЗ РФ. 1996. N 17. ст. 1915; ст. 217, 238, 333.2, 395 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г.//СЗ РФ. 2001. N 1. ч. 2. ст. 18).

Права и гарантии коренных малочисленных народов дополняются и развиваются на уровне субъектов Федерации. Например, приняты законы: в Республике Саха (Якутия) - о правовом статусе коренных малочисленных народов Севера (от 31 марта 2005 г.), об оленеводстве (от 25 июня 1997 г.), о статусе языков коренных малочисленных народов Севера (от 20 февраля 2004 г.), о статусе национального административно-территориального образования в местностях (на территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера (от 27 января 2005 г.); в Хабаровском крае - об уполномоченном представителе коренных малочисленных народов (от 27 ноября 2001 г.); в Сахалинской области - о сохранении и развитии народных художественных промыслов коренных малочисленных народов Севера (от 12 сентября 2000 г.); в Ханты-Мансийском автономном округе - о традиционных видах деятельности коренных малочисленных народов Севера (от 4 декабря 2001 г.), о фольклоре коренных малочисленных народов Севера (от 18 июня 2003 г.), о святилищах коренных малочисленных народов Севера (от 8 ноября 2005 г.), о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения (от 28 декабря 2006 г.); в Чукотском автономном округе - о защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера (от 21 июня 2002 г.); в Ямало-Ненецком автономном округе - о регулировании земельных отношений в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера (от 14 октября 1997 г.), о рыболовстве (от 18 июня 1998 г.), об оленеводстве (от 2 ноября 1998 г.).

Гарантирование прав коренных малочисленных народов - это не только их нормативное закрепление, но и последовательное осуществление как обязанность всех органов государственной власти и местного самоуправления. Вместе с тем в системе органов публичной власти есть такие, для которых данная обязанность является профилирующей. К ним, например, относится Министерство регионального развития РФ (п. 1, подпункты "ж"-"и" п. 2. Вопросы Министерства: Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2004 г. N 501//СЗ РФ. 2004. N 40. ст. 3956).

Признание Российской Федерацией международно-правовых стандартов в области прав коренных малочисленных народов (национальных меньшинств) обуславливает возможность каждого обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если, как записано в Конституции (ч. 3 ст. 46), исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

0

4

Статья 69

Рассматриваемая норма - новелла в Конституции. Ее появление согласуется с конституционной характеристикой российского государства как демократического, федеративного, правового и социального, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Включение же данной нормы в главу Конституции "Федеративное устройство" подчеркивает, что вопросы, связанные с указанными народами, составляют важный элемент национальной и региональной политики России.

Национальное меньшинство отличается от национальности, давшей имя государству или национально-государственному образованию, на территории которого проживает это меньшинство, национальными, языковыми и другими признаками.

Полиэтничность российского общества уникальна. Его своеобразие заключается не только в наличии более 140 наций, национальностей, но и в большой "амплитуде" их социально-экономического развития, необычайно сложном расселении этносов и этногрупп.

Коренные малочисленные народы можно рассматривать в качестве разновидности национальных меньшинств. Они, как и любые из этих меньшинств, численно значительно уступают иным группам населения, не доминируют в обществе, имеют отличия в культуре, языке, религии, обычаях и стремятся к сохранению своей самобытности. Однако выделяющая их особенность состоит в образе жизни и культуре, для которых характерна неразрывная связь с землей и занятие традиционными промыслами - оленеводством, рыболовством, охотой, сбором дикоросов. Это, в свою очередь, обусловливает специфику притязаний и правового положения коренных малочисленных народов.

В отличие от иных национальных меньшинств, коренные малочисленные народы не имеют государственных образований за пределами Российской Федерации или не имеют их вообще; издревле проживают на территориях своих предков в инонациональной среде, но сохраняют самобытность языка, культуры, хозяйственной деятельности и в целом образа жизни, несущего на себе отпечаток природных условий и исторического пути развития.

Комментируемая статья определяет основы отношений государства с коренными малочисленными народами - народами, проживающими на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющими традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающими в России менее 50 тыс. чел. и осознающими себя самостоятельными этническими общностями. Количественный рубеж в 50 тыс. чел. является наиболее целесообразным. Он относительно стабилен, и народы, насчитывающие менее 50 тыс. чел., не смогут его преодолеть в результате естественного воспроизводства в течение длительного времени. Самые крупные из этих народов в настоящее время не достигли и 35 тыс. человек.

Таким образом, коренной малочисленный народ должен соответствовать следующим критериям:

1) осознавать себя национальным меньшинством, т.е. самоидентифицироваться в качестве таковой;

2) характеризоваться историческим единством;

3) обладать самобытной культурой, т.е. ярко выраженными культурными характеристиками;

4) иметь общий родной язык, т.е. культурно-лингвистическое единство;

5) иметь специфическую среду обитания, национальные промыслы, т.е. особое экономическое пространство;

6) характеризоваться социально-психологической общностью, т.е. способностью к проявлению общей воли во взаимодействии с институтами власти и другими этническим группами, стремлением к учреждению собственных национальных институтов власти;

7) иметь численность населения менее 50 тыс. человек.

Этот статус обретается не автоматически при наличии названных признаков, а только после включения соответствующего народа по представлению органа государственной власти субъекта Федерации, на территории которого он проживает, в Единый перечень коренных малочисленных народов, утвержденный Правительством РФ*(365), принятый во исполнение Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 83-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"*(366).

В него вошли 45 коренных малочисленных народов Российской Федерации: в Корякском автономном округе (алеуты, алюторцы, ительмены, камчадалы, коряки, чукчи, эскимосы, эвены), Хабаровском крае (неги-дальцы, орочи, удэгейцы, ульчи, нанайцы, нивхи, эвенки, эвены), Красноярском крае (долганы, кеты, нганасаны, селькупы чулымцы эвенки) проживает большинство народностей.

Комментируемая статья закрепляет наиболее существенные элементы статуса коренных малочисленных народов. Из нее следует, что эти этнические общности официально выделяются в специальную группу в составе многонационального народа России, именуемую "коренные малочисленные народы"; признается их своеобразие, право на традиционный образ жизни, а также необходимость особого государственно-правового регулирования; допускается наличие специфических прав (статуса) данных народов, в том числе быть субъектом права; государство берет на себя постоянную обязанность гарантировать их права; в решении указанного вопроса Российская Федерация ориентируется на общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России, намерена руководствоваться ими при принятии необходимых законов и в правоприменительной практике; коренные малочисленные народы и их объединения вправе требовать от органов государственной власти и местного самоуправления действий, соответствующих международно-правовым нормам.

Малочисленные этносы находятся как бы в трех ипостасях: они и народы, и национальные меньшинства, и особые этнические общности. Сообразно с этим на них распространяются три группы международно-правовых норм, содержащих разные по своему юридическому значению положения (гарантии).

Российская Федерация, регулируя правовой статус коренных малочисленных народов, обязалась исходить из принципов и норм, содержащихся в международном праве, и заключенных ею международных договоров. В основе международно-правовых актов, регулирующих права народов, лежат распространяющиеся и на коренные малочисленные народы принципы равноправия и самоопределения народов, право каждого человека обладать всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Отечественное законодательство о статусе и защите прав национальных меньшинств базируется на международных нормах, соглашениях в рамках СНГ и межгосударственных договорах России о правах человека и защите прав национальных меньшинств. Это Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), признанная мировым сообществом эталоном демократизма; Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.); Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него (1948 г.); Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.); Международная конвенция о пресечении преступлений апартеида и наказании за него (1973 г.); Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств (1995 г.).

Такой подход типичен для государств, где проживают подобные этнические общности (Канада, Норвегия, Финляндия, Дания), и отвечает требованиям Конвенции N 169 "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах", принятой Генеральной конференцией Международной организации труда 26 июня 1989 г.*(367) Обращая внимание на то, что эти народы беспрепятственно и без дискриминации пользуются правами человека и основными свободами, Конвенция содержит положения о специальных мерах охраны лиц, принадлежащих к коренным народам, с целью смягчения переживаемых ими трудностей. Декларируется право указанных народов выбирать собственные приоритеты развития, а также право на традиционно занимаемые земли, пользование и управление природными ресурсами, находящимися на этих землях, получение компенсации за убытки и ущерб, наносимый в связи с использованием данных земель. Правительствам предлагается вырабатывать специальные меры, защищающие права и интересы коренных народов в области найма и условий занятости, профессиональной подготовки, кустарных промыслов и сельских ремесел, социального обеспечения и здравоохранения, образования и средств общения, судебно-правовой защиты, где будут приниматься во внимание обычаи названных народов и особенности их экономического, социального и культурного положения. Подчеркивается, что при определении характера и масштаба мер, которые следует предпринимать в целях применения Конвенции, проявляется гибкость с учетом условий, характерных для каждой страны.

Детально определенные стороны жизни таких народов регламентируют Конвенция 1992 г. о биологическом разнообразии*(368), которая признает большую и традиционную зависимость коренного населения от биологических ресурсов и роль их знаний и практики для сохранения биологического разнообразия, а также Конвенция 1946 г. по регулированию китобойного промысла*(369), предусматривающая добычу китов для нужд аборигенов (в России это затрагивает интересы чукчей).

0

5

Статья 69

     Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов
в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права
и международными договорами Российской Федерации.

     Комментарий к статье 69

     Комментируемая статья определяет основы отношений государства с коренными
малочисленными народами. В России таковыми признаются, в частности, ханты,
манси, ненцы, эвенки, чукчи, саами и т. д. Они представляют собой малочисленные
этнические общности (от нескольких сотен до 40 тыс.), постоянно проживающие
на территориях своих предков (для большинства из них таковыми являются более
100 районов Севера, входящих в состав 28 субъектов Российской Федерации) и
сохраняющие самобытность языка, культуры, традиционную систему жизнеобеспечения
благодаря ведению оленеводства и промыслового хозяйства; ввиду своей малочисленности
некоторые из них находятся на грани исчезновения.
     В российском законодательстве пока не выработаны критерии отнесения народов
к данной группе. В Конвенции 169 "О коренных народах и народах, ведущих племенной
образ жизни в независимых странах", принятой Генеральной конференцией Международной
организации труда 26 июня 1989 г., предлагается исходить из того, что коренными
народами являются те из них, которые издревле населяли соответствующую территорию
страны или географическую область; сохраняют некоторые или все свои социальные,
экономические, культурные и политические институты; самобытны и отличаются
от других групп национального сообщества; живут по собственным обычаям или
традициям или согласно нормам специального законодательства; считают себя
коренными народами.
     Коренные малочисленные народы обладают рядом черт, которые сближают их
с национальными меньшинствами. Однако в отличие от последних названные народы
не имеют государственных образований за пределами России или не имеют их вообще.
     Комментируемая норма - новелла в Конституции Российской Федерации. Ее
появление тесным образом связано с конституционной характеристикой Российского
государства как демократического, федеративного, правового и социального (ч.
1 ст. 1, ч. 1 ст. 7), где человек, его права и свободы являются высшей ценностью
(ст. 2). Включение же данной нормы в главу Конституции "Федеративное устройство"
подчеркивает, что вопросы, связанные с указанными народами, составляют важный
элемент национальной политики России. Такой подход соответствует требованиям
упомянутой Конвенции, которая гласит: "Правительства несут ответственность
за проведение, с участием соответствующих народов, согласованной и систематической
деятельности по защите прав этих народов и установлению гарантий уважения
их целостности" (ст. 2).
     Комментируемая статья закрепляет наиболее существенные моменты статуса
коренных малочисленных народов. Из нее следует, что эти народы официально
выделяются в специальную группу, именуемую "коренные малочисленные народы",
находящуюся в составе многонационального народа России; признается их своеобразие,
право на традиционный образ жизни, а также необходимость особого государственно-правового
подхода к ним; допускается наличие особых прав (статуса) данных народов, в
том числе - быть субъектом права; государство берет на себя постоянную обязанность
гарантировать их права; в решении указанного вопроса Российская Федерация
ориентируется на общепризнанные принципы и нормы международного права и международные
договоры России, намерена действовать в соответствии с ними (см. комментарий
к ч. 4 ст. 15).
     Приоритет в обеспечении прав коренных малочисленных народов принадлежит
федеральным органам государственной власти Российской Федерации. Это вытекает
из Конституции, которая относит к ведению Российской Федерации регулирование
и защиту прав и свобод человека и гражданина; регулирование и защиту прав
национальных меньшинств; установление основ федеральной политики и федеральные
программы в области государственного, экологического и национального развития
федерации (пп."в", "е" ст. 71).
     Вместе с тем Конституция включает в сферу совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов защиту прав и свобод человека и гражданина; защиту
прав национальных меньшинств; защиту исконной среды обитания и традиционного
образа жизни малочисленных этнических общностей (пп. "б", "м" ч. 1 ст. 72).
Данное положение означает их ответственность перед коренными малочисленными
народами, обязывает федеральные органы государственной власти и органы государственной
власти субъектов федерации принимать необходимые решения в рассматриваемой
сфере.
     Международно-правовым ориентиром в осуществлении государственной политики
в отношении коренных малочисленных народов России является упомянутая Конвенция
МОТ N 169. Обращая внимание на то, что эти народы беспрепятственно и без дискриминации
пользуются правами человека и основными свободами, Конвенция содержит положения
о специальных мерах охраны лиц, принадлежащих к коренным малочисленным народам,
с целью смягчения переживаемых ими трудностей. Декларируется право указанных
народов выбирать собственные приоритеты развития, а также право на традиционно
занимаемые земли, пользование и управление природными ресурсами, находящимися
на этих землях, получение компенсации за убытки и ущерб, наносимый в связи
с использованием данных земель. Правительствам предлагается вырабатывать специальные
меры, защищающие права и интересы коренных народов в области найма и условий
занятости, профессиональной подготовки, кустарных промыслов и сельских ремесел,
социального обеспечения и здравоохранения, образования и средств общения,
судебно-правовой защиты, где будут приниматься во внимание обычаи названных
народов и особенности их экономического, социального и культурного положения.
Подчеркивается, что при определении характера и масштаба мер, которые следует
предпринимать в целях применения настоящей Конвенции, проявляется гибкость
с учетом условий, характерных для каждой страны (ст. 34).
     Российская Федерация еще не ратифицировала эту Конвенцию. Однако ряд
норм Конституции, федерального и регионального законодательства свидетельствует
о фактическом восприятии ее положений. Конституция гарантирует коренным малочисленным
народам, как и любым другим членам общества, равенство прав и свобод человека
и гражданина, независимо от расы, национальности, языка (ст. 19); право свободно
определять и указывать свою национальную принадлежность, пользоваться родным
языком при общении, воспитании, обучении и творчестве, изучать и развивать
его (ст. 26, 68); не допускает пропаганду или агитацию, возбуждающее социальную,
расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещает пропаганду
социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства
(ст. 29).
     Права коренных малочисленных народов получили закрепление в Законе РСФСР
от 25 октября 1991 г. "О языках народов РСФСР", обеспечивающем развитие и
использование языков народов России в сфере общения, обучения, в деятельности
органов государственной власти (ВВС РСФСР, 1991, N 50, ст. 1740). Законом
Российской Федерации в редакции от 13 января 1996 г. "Об образовании" (СЗ
РФ, 1996, N 3, ст. 150) провозглашается "защита и развитие системой образования
национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей" (п.
2 ст. 2), допускается установление национально-региональных компонентов государственных
образовательных стандартов (п. 8 ст. 29). Основы законодательства Российской
Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. (ВВС РФ, 1992, N 46, ст. 2615) фиксируют
равное достоинство культур народов (ст. 6), право на сохранение и развитие
культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей (ст.
20), на культурно-национальную автономию (ст. 21).
     Земельный кодекс Российской Федерации (ВВС РФ, 1991, N 22, ст. 768) признает
возможным использование коренными малочисленными народами и этническими группами
в местах их проживания и хозяйственной деятельности земель природоохранного
назначения для выпаса оленей, а на землях природно-заповедного фонда ведение
ими традиционного экстенсивного природопользования; передачу в собственность,
владение или аренду земли для северного оленеводства и охотничьего промысла
(ст. 89, 90, 94). Только по согласованию с аборигенами могут выделяться земельные
участки в местах их проживания под объекты, не связанные с традиционной хозяйственной
деятельностью (ст. 28). От оплаты за землю полностью освобождаются предприятия,
граждане, занимающиеся традиционными промыслами и ремеслами в местах бытования
малочисленных народов и этнических групп (ст. 51).
     С целью сохранения и поддержания необходимых условий для жизни и осуществления
традиционной хозяйственной деятельности данных общностей на территориях их
проживания могут создаваться национальные природные парки (ст. 63 Закона Российской
Федерации от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды" - ВВС
РФ, 1992, N 10, ст. 457); устанавливаются границы территорий лесного фонда
с особым режимом ведения лесного хозяйства, лесоэксплуатации и лесопользования
(ст. 4, 51 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 6 марта
1993 г. - ВВС РФ, 1993, N 53, ст. 15); допускаются выделение в национальных
парках зон традиционного экстенсивного природопользования, а на территориях
государственных природных заказников - использование этими общностями природных
ресурсов (ст. 15, 23 Федерального закона от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых
природных территориях" - СЗ РФ, 1995, N 12, ст. 1024); признается индивидуальное
и коллективное право применять традиционные методы добывания продуктов жизнедеятельности,
а также право приоритетного пользования животным миром, которое включает в
себя первоочередной выбор промысловых угодий; льготы в отношении сроков и
районов добывания животных, их полового, возрастного состава и количества,
а также продуктов их жизнедеятельности; исключительное право на добывание
определенных объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности, иные
виды пользования животным миром - по согласованию со специально уполномоченными
государственными органами (ст. 48, 49 Федерального закона от 24 апреля 1995
г. "О животном мире" - СЗ РФ, 1995, N 17, ст. 1462). Законом от 3 марта 1995
г. "О недрах" в редакции от 3 марта 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 10, ст. 823) определено,
что при пользовании недрами в районах проживания малочисленных народов и этнических
групп часть платежей, поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации,
используется для социально-экономического развития этих народов и групп (ст.
42).
     Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля 1992 г. N 397 "О неотложных
мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных
народов Севера" (ВВС РФ, 1992, N 18, ст. 1009) обязывает исполнительные органы
субъектов Российской Федерации определить в местах проживания и хозяйственной
деятельности малочисленных народов Севера территории традиционного природопользования,
которые являются неотъемлемым достоянием этих народов и без их согласия не
подлежат отчуждению под промышленное или иное освоение, не связанное с традиционным
хозяйствованием; передавать бесплатно оленьи пастбища, охотничьи, рыболовные
и другие угодья для комплексного использования родовыми общинами и семьями
в пожизненное наследуемое владение либо в аренду; предоставить преимущественное
право заключения договоров и получения лицензий на использование возобновляемых
природных ресурсов родовым общинам, семьям, отдельным представителям народов
Севера в местах их традиционного природопользования; установить границы территорий
для традиционных видов хозяйственной деятельности названных народов (ВВС РФ,
1992, N 18, ст. 1009).
     Этот перечень прав и гарантий коренных малочисленных народов дополняется
и развивается на уровне субъектов Российской Федерации. Так, Конституция Республики
Саха (Якутия) возлагает на государство обязанность образовывать в составе
республиканского бюджета фонды защиты и развития малочисленных народов Севера,
оберегать их исконную среду обитания и традиционный образ жизни (ст. 38);
гарантирует права малочисленных народов на владение и пользование землей и
ресурсами, в том числе родовыми сельскохозяйственными охотничье-рыбопромысловыми
угодьями, защиту от любых форм ассимиляции, посягательств на этническую самобытность,
на исторические и священные места, памятники духовной и материальной культуры
(ст. 42); признает возможным создание национальных административно-территориальных
образований, действующих на основе принципов местного самоуправления (ст.
43); в местах компактного проживания народов Севера объявляет официальными
их языки, допускает формирование кочевых Советов (родовых общин) и избирательных
округов с меньшей численностью избирателей (ст. 46, 85, 112).
     Устав Ханты-Мансийского автономного округа, вступивший в силу 4 мая 1995
г., гарантирует народам ханты и манси права на территории традиционного природопользования,
самоуправление, развитие традиционных отраслей хозяйства, культуры, языка,
предусматривает налоговые льготы и выделение в окружном бюджете специальных
средств на их нужды, обеспечивает представительство в Думе автономного округа
в количестве 6 мест с образованием из числа избранных депутатов в составе
Думы Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера, наделенной
особыми полномочиями по защите интересов аборигенов (ст. 1, 3, 18, 41, 53,
56, 74, 87, 89, 102).
     Права коренных малочисленных народов защищаются не только путем их закрепления
в Конституции и законодательстве. Их права и интересы обязаны защищать Президент
Российской Федерации как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина
(ч. 2 ст. 80 Конституции), Уполномоченный по правам человека; Прокуратура
Российской Федерации, на которую возложены задачи по надзору за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного
самоуправления (ч. 2 ст. 1 Федерального Закона от 17 ноября 1995 г. "О Прокуратуре
Российской Федерации" - СЗ РФ, 1995, N 47, ст. 4472), суд (ст. 18, ч. 1 ст.
48 Конституции).
     Установление в России особого конституционно-правового статуса коренных
малочисленных народов соответствует не только международным принципам, но
и общепринятым стандартам, находящим отражение в практике тех стран, где проживают
подобные этнические общности (например, США, Канада, Норвегия).

0

6

Статья 69

     Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов
в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права
и международными договорами Российской Федерации.

     Комментарий к статье 69

     В этой статье содержатся новые положения, которых не было в ранее действовавших
конституциях Российской Федерации и Советского Союза. Впервые на конституционном
уровне установлены гарантии прав коренных малочисленных народов, населяющих
нашу страну. Коренными малочисленными народами современная наука признает
народы, считающие себя самостоятельными этносам и, проживающие на территории
традиционного расселения своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни
и традиционный способ хозяйствования.
     В настоящее время в Российской Федерации насчитывается свыше 60 малочисленных
народов, из которых почти 35 не имеют каких-либо национально-территориальных
образований. Среди них алеуты, ительмены, кеты, нганасаны, юкагиры и др.
     Российская Федерация, регулируя правовой статус коренных малочисленных
народов, обязалась исходить из принципов и норм, содержащихся в международном
праве, и заключенных ею международных договоров.
     В основе международно-правовых актов, регулирующих права народов, лежат
распространяющиеся и на коренные малочисленные народы принципы равноправия
и самоопределения народов, право каждого человека обладать всеми правами и
свободами без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета
кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального
или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
     Соответственно в Международных пактах о правах человека 1966 г. закрепляется
обязанность всех государств обеспечивать провозглашенные в них права всем
лицам без какой бы то ни было дискриминации в отношении расы, языка, религии
и т. д.
     Международная организация труда, учитывая, что коренные малочисленные
народы находятся в более трудном положении, чем другие народы, из-за промышленного
освоения их территорий без учета социальных, экономических, экологических
и культурных последствий, разработала и приняла в 1989 г. Конвенцию N 169
относительно коренного и племенного населения в независимых странах. Формально
она еще не вступила в силу, но изложенные в ней положения восприняты многими
странами (в том числе и Российской Федерацией) и нашли воплощение в их национальном
законодательстве.
     В Конвенции наиболее полно отражено все то, что необходимо для обеспечения
выживания коренных малочисленных народов, сохранения и развития их традиционного
образа жизни, культуры и языка. В ней гарантируются их права и устанавливаются
обязанности правительств по защите этих прав. В частности, таким народам в
соответствии с Конвенцией гарантируются: право выбирать собственные приоритеты
в процессе своего развития; право участвовать в подготовке, осуществлении
и оценке планов и программ, которые затрагивают их интересы; право на сохранение
собственных обычаев и институтов (при непротиворечии их правам, установленным
в национальном законодательстве и международных актах); право собственности
и владения на земли, которые они традиционно занимают; право на создание собственных
учебных заведений. На них также распространяются все другие политические,
экономические, социальные и культурные права, установленные в международно-правовых
актах.
     На правительства участвующих в Конвенции государств возлагаются обязанности
содействовать полному осуществлению социальных, экономических и культурных
прав коренных малочисленных народов, проводить с ними консультации (в частности,
через их представительные институты) в тех случаях, когда принимается законодательство,
затрагивающее их интересы; создавать условия для развития собственных учреждений;
совместно с ними осуществлять меры по защите и сохранению окружающей среды
территорий, которые они заселяют; обеспечивать этим народам должное медицинское
обслуживание или предоставлять им ресурсы для его осуществления; принимать
меры для сохранения и развития коренных языков соответствующих народов и др.
     В Российской Федерации пока еще нет комплексного акта, регулирующего
правовое положение коренных малочисленных народов, хотя отдельные аспекты
их статуса закреплены в ряде уже действующих законодательных актов, в частности
в Декларации о государственном суверенитете РСФСР и в Декларации о правах
человека и гражданина. Здесь следует также назвать и федеральные Законы о
языках народов РСФСР, об образовании, Основы законодательства о культуре,
регулирующие вопросы культурного развития коренных малочисленных народов.
     Наряду с федеральным законодательством в Российской Федерации действует
также законодательство субъектов Федерации, регламентирующее статус национальных
административно-территориальных единиц и статус родовых общин и родовых угодий
малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. Среди таких актов можно назвать
Закон Бурятской ССР о правовом статусе эвенкийских сельских (поселковых) Советов
народных депутатов на территории Бурятской ССР от 24 октября 1991 г., Закон
Республики Саха (Якутия) о кочевой родовой общине малочисленных народов Севера
от 23 декабря 1992 г., Положение о статусе родовых угодий в Ханты-Мансийском
автономном округе от 7 февраля 1992 г. и др.
     Однако многочисленность и разнообразие нормативных актов о правах коренных
малочисленных народов не исключает необходимости принятия единого акта, регулирующего
их всесторонне. Проект федерального закона о правовом статусе коренных малочисленных
народов разрабатывается. Такой акт создает основу для развития законодательства
о конкретных малочисленных народах. Законопроект должен полностью соответствовать
международно-правовым актам. В нем должны быть отражены общие проблемы коренных
малочисленных народов и закреплены их коллективные права как этнических общностей
в различных областях общественной жизни, а также установлены гарантии реализации
этих прав.

0

7

На сегодняшний день не найдены дополнительные материалы к статье 69 Конституции Российской Федерации. При наличии дополнительных материалов к статье 69 Конституции РФ прошу регистрироваться на форуме сайта и предлагать материалы для размещения администратору форума. Таким образом есть шанс собрать наиболее полную и полезную каждому правовую базу по каждой статье Конституции РФ. Всем спасибо.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»