narcorik.ru



САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 62


ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 62

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Конституция РФ
Раздел I
Глава 2 Права и свободы человека и гражданина
Статья 62

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

2

Статья 62

1. Часть 1 статьи 62 предусматривает возможность граждан РФ иметь двойное гражданство. Случаи двойного гражданства возникают из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в результате усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна "следовать гражданству своего мужа". Российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства, но допускается это только в одном из следующих случаев:

- если такую возможность предусматривает федеральный закон;

- если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопросов двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор. Как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию - наличие международного договора - Закон о гражданстве других возможностей признания гражданства не допускает. Международный договор, о котором упоминается в части 1 статьи 62, должен прямо предусматривать права граждан договаривающихся государств иметь одновременно гражданство обоих этих государств.

2. Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве, не признается принадлежность к гражданству другого государства, продолжает действовать. Отсюда практически вытекает, что гражданин иностранного государства при приобретении российского гражданства может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, как это предписывалось в прежнем Законе о гражданстве, при приеме в российское гражданство не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством он будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним признано в России, лишь если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется на этот счет международный договор.

3. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться законам обоих. Это касается, например, военной службы. Факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако допускается, что федеральным законом или международным договором РФ может быть предусмотрено то или иное ограничение в правах или освобождение от обязанностей, вытекающих из факта двойного гражданства. Все это соответствует международной практике, и согласно Конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г., лицо, обладающее двумя гражданствами, может рассматриваться каждым из государств, гражданином которого он является, как его гражданин.

4. Двойное гражданство проверяется компетентными органами. В связи со скандалом вокруг назначения заместителем Секретаря Совета Безопасности РФ Б.А. Березовского и его двойного гражданства Государственная Дума Федерального Собрания РФ постановила поручить Министерству внутренних дел РФ проверить наличие двойного гражданства у граждан РФ, занимающих государственные должности; дать согласие на проверку наличия двойного гражданства у депутатов Государственной Думы, предложить Министерству внутренних дел РФ сообщить о результатах проверки в Государственную Думу до 1 апреля 1997 г.

5. Распоряжения о двойном гражданстве принимает Президент РФ, и если разрешение получено, то гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, не может быть на этом основании ограничен в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства РФ.

6. В части 3 статьи 62 Конституции определено правовое положение в России иностранных граждан и лиц без гражданства. Определение иностранных граждан дано в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в которой указано, что иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. К таким доказательствам относятся национальные паспорта или заменяющие их документы.

7. Лица без гражданства - это такие лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательства своей принадлежности и к гражданству другого государства. Исходя из статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей права каждого на гражданство, российское государство стремится к устранению и предотвращению случаев проживания на ее территории лиц без гражданства. В полном соответствии с общепризнанными нормами международного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т.е. устанавливает для этих лиц национальный режим. Этот режим предоставлялся им в нашей стране законодательством и ранее. Принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или международным договором РФ не установлено иное. Отклонения от национального режима в сторону ограничения прав или, наоборот, расширения по сравнению с правами российских граждан согласно Конституции могут быть установлены только федеральным законом или международным договором. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.

8. Иностранный гражданин, подчиняясь на территории РФ законам нашей страны, продолжает сохранять правовую связь и с собственным государством, имеет определенные права и обязанности как его гражданин. Поэтому на него не возлагаются некоторые обязанности российских граждан (например, обязанность несения военной службы) и не предоставляются отдельные права, принадлежащие в силу их характера исключительно российским гражданам (например, право быть избранным или назначенным на определенные должности - судьи, прокурора, нотариуса и т.д., право участвовать в референдумах и т.п.). Ряд специальных правил для иностранных граждан установлен в упомянутом Законе о правовом положении иностранных граждан, в частности в отношении их трудовой деятельности, социального обеспечения, пребывания на территории нашей страны, административной и уголовной ответственности.

9. Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов, пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов, членов экипажей иностранных кораблей и самолетов и т.п. Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности, он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы, а значит, и российские граждане. В то же время, если ограничения прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан, в отличие от других иностранцев, т.е. носят дискриминационный характер, Правительством Российской Федерации может быть установлен акт реторсии. Реторсия - ответное ограничение, устанавливаемое Правительством Российской Федерации в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц. Акт о реторсии принимается на определенный срок. Но также инициировать вопрос о применении реторсии может, если в процессе рассмотрения определенного дела выяснится о случаях дискриминации российских граждан. В то же время суд обязан, если принят акт о реторсии, отказывать в защите субъективных прав граждан, в отношении которых принят данный акт. Для того чтобы принять акт о реторсии, необходимо доказать факт причинения ущерба интересам государства в целом, а не конкретно взятым лицам. Применение реторсии возможно и на основании иного нормативно-правового акта - Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Согласно данному закону применение реторсии возможно в случае: принятия иностранным государством в отношении Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований или российских лиц, мер, нарушающих их экономические интересы, или в случае нарушения установленных международным договором обязательств. Но в этом случае ответные меры могут быть приняты только в сфере внешнеторговой деятельности.

0

3

Статья 62

1. Согласно ч. 1 настоящей статьи, каждому гражданину России предоставляется право на приобретение гражданства иностранного государства. Традиционное понимание двойного гражданства ограничивалось наличием у одного лица гражданства одновременно двух государств. Именно такое значение двойного гражданства закреплено данной конституционной нормой.

Между тем международная практика, касающаяся вопросов правового статуса граждан, толкует это понятие расширительным образом. Так, пункт "b" ст. 2 Европейской конвенции о гражданстве от 2 ноября 1997 г. вводит понятие "множественное гражданство", которое означает наличие у одного и того же лица одновременно гражданства двух или более государств.

Данное конституционное право может быть реализовано на условиях, определенных федеральным законом или в соответствии с порядком, установленным международным договором РФ. Представляется, что данная норма не исчерпывает всех случаев возникновения двойного гражданства у российских граждан. Согласно ст. 14 Конвенции о гражданстве, государству следует разрешать: а) детям, имеющим гражданство нескольких государств, приобретенное автоматически по рождению, сохранять это гражданство; b) своим гражданам иметь другое гражданство в случаях, когда это другое гражданство приобретается автоматически в силу вступления в брак.

Другая возможность возникновения двойного гражданства может быть предусмотрена международными соглашениями. Так, согласно ч. 1 ст. 4 Договора Российской Федерации с Республикой Таджикистан от 7 сентября 1995 г., дети, каждый из родителей которых на момент рождения ребенка состоял в гражданстве обеих сторон, приобретают гражданство обеих сторон.

Двойное гражданство вне рамок и условий международных договоров РФ может возникать у российских граждан вследствие коллизий законодательства, действующего в РФ, и законов иностранных государств. Так, ребенок российских граждан, родившийся на территории иностранного государства, регулирующего вопросы гражданства исходя из "права почвы", автоматически приобретает гражданство этого государства.

На данный момент в РФ не принят специальный федеральный закон, регулирующий порядок и условия приобретения российскими гражданами гражданства иностранных государств. Вместе с тем отдельные вопросы двойного гражданства затрагиваются ФЗ о гражданстве РФ (действует в ред. от 18 июля 2006 г.) Закон не препятствует приобретению гражданства иностранного государства и, соответственно, не влечет за собой прекращения гражданства РФ. Статья 14 Закона одновременно не препятствует приобретению российского гражданства иностранцами, при этом не требуя от них предварительного отказа от гражданства государства, в котором они проживают.

Международной практикой допускается приобретение двойного гражданства на основе международных договоров. В настоящее время действует международный договор об урегулировании вопросов двойного гражданства с Таджикистаном от 7 сентября 1995 г. (Бюллетень МД. 1995. N 10). Согласно договору, Договаривающиеся стороны признают за своими гражданами право приобрести, не утрачивая своего гражданства, гражданство другой Стороны.

Согласно ст. 3, лицо, состоящее в гражданстве обеих Сторон и постоянно проживающее на территории одной Стороны, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той Стороны, на территории которой оно постоянно проживает. При этом важно, что лица, состоящие в гражданстве обоих государств, не могут одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства обеих Сторон.

Соглашение также регламентирует вопросы социального обеспечения и прохождения обязательной военной службы и тем самым устраняет коллизии, которые неизбежно возникали бы в отсутствие соответствующего международного урегулирования. Так, в отношении военной службы установлено: лица, состоящие в гражданстве обеих Сторон, проходят обязательную военную службу в той Стороне, на территории которой они постоянно проживают на момент призыва. Лица, состоящие в гражданстве обеих Сторон и прошедшие обязательную военную службу в одной из них, освобождаются от призыва на военную службу в другой (п. 4 ст. 3 договора).

Лица с двойным гражданством по условиям соглашения вправе пользоваться защитой и покровительством каждой из Сторон, в том числе и в случае проживания на территории третьей страны.

Прекращение гражданства также осуществляется на основе свободного волеизъявления в соответствии с законодательством государства, гражданство которого прекращается.

Своеобразная форма двойного гражданства может возникнуть в случае объединения России и Белоруссии. Статья 2 Устава Союза Белоруссии и России устанавливает, что каждый гражданин Российской Федерации и каждый гражданин Республики Беларусь являются одновременно гражданами Союза (Бюллетень МД. 1997. N 9). В развитие этого положения Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. наделяет граждан обоих государств равными избирательными, гражданскими и другими правами и свободами (Бюллетень МД. 2000. N 2). Своеобразие данной формулы двойного гражданства состоит в том, что гражданство устанавливается применительно к государству; а в данном же случае речь идет о гражданстве союза, т.е. объединения, правовой статус которого не имеет очерченного юридического статуса.

В межгосударственных отношений России со странами СНГ развивается практика заключения соглашений, которые, не предусматривая получения двойного гражданства, регламентируют правовой статус граждан Договаривающихся Сторон при их нахождении на территориях участников договора.

Ходатайства российских граждан о предоставлении двойного гражданства рассматриваются Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ, Положение о которой утверждено Распоряжением Президента Российской Федерации от 23 июня 1992 г. N 313-рп (Ведомости РФ. 1992. N 26. ст. 1536).

2. Норма ч. 2 комментируемой статьи исходит из того, что приобретение российским гражданином гражданства иностранного государства не создает для него каких-либо дополнительных прав и привилегий, не влечет за собой какого-либо изменения объема прав и свобод, которыми он пользуется как российский гражданин. Одновременно лицо с двойным гражданством не освобождается от выполнения обязанностей, установленных российским законодательством.

Другим следствием этой нормы является то, что за гражданином Российской Федерации, проживающим на своей Родине, не признаются его права и обязанности, вытекающие из гражданства иностранного государства.

Наличие двойного гражданства не должно умалять, т.е. сужать, права и свободы российского гражданина. К этому следует добавить, что наличие двойного гражданства не должно и расширять права и свободы, предоставляемые российским законодательством. Умаление, равно как и расширение, прав и свобод лиц с двойным гражданством противоречило бы принципу единства и равенства российского гражданства, закрепленному в ст. 6 Конституции.

Следовательно, российские граждане, одновременно состоящие в гражданстве других государств, пользуются правами и несут обязанности как граждане РФ. Российский гражданин с двойным гражданством пользуется на территории государства, предоставившего ему второе гражданство, такими правами и несет такие обязанности, которые установлены для граждан этого государства.

В случаях, когда коллизионные вопросы, возникающие из двойного гражданства (в первую очередь выполнение воинской обязанности), не урегулированы в договорном порядке, каждое государство сохраняет за собой полномочие требовать от лица, имеющего его гражданство, выполнения предусмотренных национальным законодательством обязанностей.

3. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции на иностранных граждан распространяется национальный режим, т.е. режим, который предоставлен российским гражданам. В соответствии с этим иностранцы пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане Российской Федерации, за исключением некоторых ограничений, устанавливаемых федеральным законом или международным договором РФ. Вместе с тем следует заметить, что, согласно ст. 2, Закон определяет статус не всякого иностранца, а только тех иностранных граждан, которые на законных основаниях находятся на территории Российской Федерации.

Перечень прав и обязанностей иностранных граждан иностранных граждан, открывается подтверждением права (ст. 11 Закона) иностранцев на свободу передвижения по территории Российской Федерации в личных или деловых целях, признаваемое частью 1 ст. 27 Конституции РФ. Но реальное осуществление права на свободу передвижения фактически обусловливается получением соответствующих документов, которые выдаются и оформляются в соответствии с положениями настоящего Закона.

Однако временно проживающий иностранный гражданин не может по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого, ему разрешено временное проживание или изменять место проживания.

Затем для посещения территорий, организаций и объектов, установленных Правительством РФ, иностранцам требуется специальное разрешение. Затем правила пользования свободой передвижения по территории Российской Федерации для сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений, сотрудников международных организаций отличаются от порядка передвижения, предусмотренного для других иностранных граждан (ч. 3 ст. 11 Закона).

Между тем статья 11 Международного пакта о гражданских и политических правах и статья 5 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, исходят из того, что иностранцы, на законном основании находящиеся на территории государства, пользуются правом на свободное перемещение и свободу выбора места жительства в границах этого государства.

Статья 12 Закона, хотя и озаглавлена "Отношение иностранных граждан к избирательному праву", по существу устанавливает для иностранных граждан запрет на реализацию избирательных прав. Согласно статье иностранные граждане не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, а также принимать участие в федеральных и региональных референдумах. В принципе ограничение избирательных прав соответствует ч. 2 ст. 32 Конституции РФ, которая предоставляет право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления и участвовать в референдумах только гражданам России.

Но вместе с тем, иностранным гражданам, которые постоянно проживают в Российской Федерации, все же разрешается участвовать в выборах местных референдумах и баллотироваться в органы местного самоуправления. Участие в реализация избирательного права поставлено в зависимость от принятия соответствующего федерального закона, который определит случаи и порядок, когда участие в выборной компании иностранных граждан допускается. Так, согласно ст. 4 Закона от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иностранные граждане, постоянно проживающие на территории определенного муниципального образования, на основе международных договоров Российской Федерации и в порядке, определенным федеральным законом имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Не совсем ясно по какой причине право иностранных граждан на участие в муниципальных выборах и местных референдумах не распространено на лиц без гражданства.

Статья 13 Закона подтверждает конституционно закрепленное статьей 34 Конституции право каждого, и в том числе и иностранных граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Данная норма основывается на положении ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать деятельности и профессию. Иностранный гражданин может реализовать данное право при выполнении установленных Законом требований.

Так, иностранный гражданин получает право на трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. В свою очередь работодатель и заказчик работ имеет право привлечь и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Но указанный порядок не применяется в отношении ряда категорий иностранных граждан, среди которых значатся сотрудники дипломатических представительств, работники консульских учреждений, сотрудники международных организаций а также частных домашних сотрудников указанных лиц и др. (ч. 4 ст. 13). Кроме того, временно пребывающие и временно проживающие в стране иностранные граждане не вправе заниматься трудовой деятельностью вне пределов субъекта Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу.

Трудовая деятельность иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке не требующем получения визы, регламентируется специальными правилами, предусмотренные статьей 13.1 Закона.

Анализ содержания ст. 14 Закона показывает, что она не определяет отношения к перечисленным в ней видам трудовой профессиональной деятельности, как это указывается в ее названии, а на самом деле устанавливает запрет на занятие иностранными гражданами отдельных должностей и занятие определенными видами трудовой деятельности.

Иностранцам и, а, следовательно, и лицам без гражданства запрещается поступать на муниципальную службу, замещать должности в составе судовых экипажей, быть членом экипажа военного корабля или другого судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть командиром воздушного судна гражданской авиации, быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности, заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск к которым ограничен федеральным законом.

Надо заметить, что ограничение на занятие должности в составе экипажа торговых судов расходится с нормой Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Статья 56 Кодекса разрешает принимать в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, кроме граждан Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. В то же самое время они не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника, механика и радиоспециалиста.

Наконец, статья 15 исключает возможность призыва иностранных граждан, на военную и на альтернативную гражданскую службу. Однако возможность поступления на военную службу все же возможна на контрактной основе в соответствии с правилами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Дополнительно разрешается поступление на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, иные войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала.

Следует заметить, в Конституции РФ содержится ряд положений, касающихся прав и свобод человека и гражданина, которые на распространяют свое действие на иностранных граждан. Так, ст. 31 не предусматривает право иностранцев проводить собрания, организовывать митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; статья 32 не предполагает права иностранных граждан участвовать в управлении делами государства, участвовать в референдумах, выборах, избираться в органы государственной власти и самоуправления, состоять на государственной службе, участвовать в осуществлении правосудия.

Иностранные граждане не могут направлять обращения в государственного органы и органы местного самоуправления (ст. 33), в ст. 36 непосредственно не оговаривается право иностранных граждан приобретать в частную собственность землю.

На граждан иностранного государства не распространяются гарантии недопустимости высылки и выдачи иностранным государствам, предоставляемые российской гражданам (ст. 61).

В Законе содержится ряд норм, которые напрямую не касаются содержания прав и обязанностей иностранцев, а оговаривают порядок и устанавливают вспомогательные правила пользования правами и исполнения обязанностей.

В том случае, когда иностранному гражданину отказано в выдаче разрешения на временное проживание, он вправе повторно в установленном порядке подать заявления о выдаче ему указанного разрешения не ранее чем через один год со дня отклонения предыдущего обращения (п. 6 ст. 6).

Иностранный гражданин вправе в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований обратиться с заявлением о предоставлении ему вида на жительство (п. 1 ст. 8). Законом допускается заключение иностранным работником нового трудового договора с другим работодателем или заказчиком работ в случае аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также в случае прекращения деятельности работодателя или заказчика (п. 13 ст. 18).

В контексте соблюдения правил нахождения на российской территории пункт 2 ст. 5 Закона обязывает временно пребывающего иностранного гражданина выехать по истечении срока действия визы или срока, установленного настоящим Федеральным законом, если на момент истечения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо на временное проживание.

В том случае, когда срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, он обязан выехать из страны в течение трех дней. Если аннулируются разрешение на временное проживание или вид на жительство, то иностранный гражданин обязан выехать из страны в течение пятнадцати дней (п. 1 и 2 ст. 31).

Получение вида на жительство законодатель обусловливает обязанностью проживания в Российской Федерации в течение одного года на основании разрешения на временное проживание (п. 2 ст. 8).

Иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию, должен заполнить миграционную карту, а при выезде обязан сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля (п. 3 ст. 30).

В соответствии со ст. 20 прибывший в Россию иностранный гражданин обязан зарегистрироваться в течение трех дней со дня прибытия в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Этот же срок установлен для регистрации в случае перемены места пребывания. Кроме того, статья 21 обязывает иностранных граждан ежегодно проходить перерегистрацию в территориальном органе исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по месту жительства. В случае утраты иностранцем в период временного пребывания в стране документов, на основании которых он въехал Российскую Федерацию регистрация не производится. В данной ситуации иностранный гражданин обязан выехать не позднее чем через десять суток со дня получения им временного документа, выданного по его письменному заявлению об утрате документов.

Закон содержит специальный главу VI об ответственности за нарушение Закона. Непосредственно об ответственности иностранных граждан говорится в ст. 33. Статья констатирует, что иностранный гражданин, виновный в нарушении российского законодательства, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Статья 34 уполномочивает федеральный орган исполнительный, власти ведающий вопросами безопасности, осуществлять административное выдворение. При этом не уточняется какого рода правонарушение влечет применение такой меры административного воздействия. Другие положения статьи касаются процедур осуществления выдворения.

Наряду с административным выдворением упоминается депортация иностранных граждан. Депортация определяется как принудительная высылка иностранного гражданина в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. Депортация может быть применена в отношении иностранных граждан, которые не соблюдают установленные сроки выезда из страны (ст. 31).

Помимо иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ могут находиться лица, правовой статус которых обозначается термином "постоянный житель". Появление этой категории лиц связано с поисками РФ правовых форм защиты и покровительства прав и интересов российских граждан, проживающих в странах СНГ. По Договору Российской Федерации с Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 18 мая 1995 г. (ДВ. 1995. N 6) постоянными жителями называются граждане Туркменистана, которые на основании разрешения, выданного компетентными властями Российской Федерации, постоянно проживают на ее территории и при этом не являются лицами, постоянно проживающими на территории Туркменистана в соответствии с его законодательством (ст. 2).

Постоянные жители пользуются в Российской Федерации теми же правами и свободами, что и граждане Российской Федерации, за исключением прав избирать и быть избранным на высшие государственные должности и в высшие органы государственной власти; участвовать во всенародном референдуме, занимать должности руководителей в системе органов государственной власти, должности на дипломатической работе, в органах безопасности и внутренних дел, а также должности судьи и прокурора (ст. 5 Договора).

Российская Федерация и Туркменистан условились не распространять ограничения в правах и не устанавливать дополнительных обязанностей, которые установлены или могут быть установлены для других иностранных граждан (ст. 6 Договора).

Правовое положение других категорий иностранных граждан, находящихся на территории РФ, например, беженцев и вынужденных переселенцев регламентируется специальными федеральными законами и иными нормативными актами.

Для обеспечения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства и иных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации, важное значение имеет соблюдение конституционных положений о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами по данному вопросу. Этот вопрос возникает в связи с тем, что отдельные субъекты Федерации стремятся самостоятельно закреплять правовой статус иностранных граждан, проживающих на их территориях, что не соответствует установленному Конституцией РФ балансу полномочий по данному вопросу.

Часть 3 ст. 62 не связывает предоставление иностранным гражданам национального режима с требованием взаимности. Однако это не умаляет права Российской Федерации вводить соответствующие ограничения для граждан тех государств, которые устанавливают ограничения для российских граждан.

0

4

Статья 62

1. В Российской Федерации допускается двойное гражданство.

Двойное (множественное) гражданство - это особое политико-правовое состояние человека, при котором он одновременно обладает гражданством двух или более иностранных государств. На международном уровне понятие двойного гражданства закреплено в ст. 2 Европейской конвенции от 2 ноября 1997 г. "О гражданстве" и адекватно понятию "множественное гражданство", означающее наличие у одного лица гражданства двух и более государств. Данная Конвенция была ратифицирована в Российской Федерации 6 ноября 1997 г.

По данным переписи населения Российской Федерации, в 2002 г. из общей численности граждан России около 40 тыс. чел. имеют двойное гражданство*(284).

Двойное гражданство может возникнуть в силу различных причин. Например, у женщины при вступлении в брак с иностранцем, если законодательство страны супруга автоматически предоставляет ей гражданство мужа, а отечественное законодательство после этого не лишает его гражданства. Причиной двойного гражданства могут быть территориальные изменения, влекущие за собой изменение юрисдикции государств, миграцию населения и поток беженцев.

В законодательстве государств имеют место случаи натурализации без утраты предшествующего гражданства (например, Франция, Израиль), автоматическое предоставление гражданства супруге-иностранке в связи с заключением брака с гражданином страны (ряд стран Азии, Африки, Латинской Америки), предоставление гражданства ребенку, родившемуся в смешанном браке (Индия, Таиланд, Южная Корея) и другие случаи.

Конституция РФ 1993 г. четко зафиксировала возможность двойного гражданства для граждан страны и расширила условия его приобретения - не только на основании международного договора Российской Федерации, но и в соответствии с федеральным законом. Двойное гражданство может возникать в Российской Федерации по основаниям, предусмотренным в ст. 14 Европейской конвенции "О гражданстве", в которой предусмотрено приобретение двойного гражданства ребенком, уже имеющим гражданство нескольких государств, приобретенное им, и получающим двойное гражданство автоматически при рождении. Гражданин РФ может также получить двойное гражданство при вступлении в брак с иностранным гражданином и иными способами, предусмотренными Конституцией РФ и Законом о гражданстве.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет, что наличие двойного (множественного) гражданства не означает сужения или расширения прав и свобод человека. Лицо, состоящее в гражданстве Российской Федерации и другого государства, в полной мере осуществляет права и обязанности, вытекающие из гражданства России. Это правило соответствует практике большинства зарубежных демократических стран и международно-правовым стандартам. Всякое государство сохраняет за собой право требовать от лица, имеющего его гражданство, следовать национальному законодательству (выполнение обязанностей, несение ответственности, использование прав и свобод, средств их защиты) в полном объеме, без каких-либо исключений.

Иное, как указывает ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, может быть предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Практика свидетельствует о том, что решающим в этом являются не нормы федерального закона, а положения международного договора Российской Федерации.

Заключение международных договоров с иностранными государствами может служить эффективным средством устранения негативных последствий обладания двойным гражданством.

Правило ч. 2 ст. 62 соответствует международной практике. Так, согласно Конвенции 1930 г. о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, лицо, обладающее двумя гражданствами, может рассматриваться каждым из государств, гражданином которого оно является, как его гражданин.

3. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами - с другой, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в России и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, определяются Конституцией РФ и Федеральным за коном от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"*(285) (далее - Закон N 115-ФЗ), а также другими федеральными конституционными и федеральными законами.

Конституция РФ определяет лишь самые общие положения относительно статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Основным статусным законом для данной категории выступает Закон N 115-ФЗ, который комплексно регулирует порядок оформления приглашений на въезд в Россию, порядок регистрации иностранных граждан, въехавших на территорию РФ, порядок их передвижения в пределах страны, избирательное право, условия участия иностранцев в трудовых отношениях, порядок замещения ими государственных должностей, отношение к военной службе и другие вопросы.

До принятия данного Закона на территории Российской Федерации действовал Закон СССР от 24 июня 1981 г. "О правовом положении иностранных граждан в СССР" и постановление Верховного Совета СССР от 24 июня 1981 г. "О введении в действие Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР".

Под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 2 Закона N 115-ФЗ). В понятие "иностранный гражданин" федеральный законодатель включает и категорию "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства действуют специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Федеральный закон определяет три правовых режима пребывания иностранных граждан в нашей стране: временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание. Таким образом, в Российской Федерации выделяется три категории иностранных граждан: 1) временно пребывающие; 2) временно проживающие; 3) постоянно проживающие в Российской Федерации.

0

5

Статья 62

     1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного
государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или
международным договором Российской Федерации.
     2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного
государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей,
вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным
законом или международным договором Российской Федерации.
     3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской
Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации,
кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором
Российской Федерации.

     Комментарий к статье 62

     1. Двойное гражданство означает наличие у гражданина Российской Федерации
гражданства одновременно одного или более иностранных государств.
     Закрепленное Конституцией право на двойное гражданство может быть реализовано
в порядке, определяемом федеральным законом или международным договором Российской
Федерации. На данный момент в Российской Федерации не принят федеральный закон,
регулирующий порядок и условия приобретения гражданства иностранных государств.
Поэтому впредь до принятия такого закона вопросы двойного гражданства будут
решаться посредством заключения международных соглашений.
     Вместе с тем сохраняет силу ст. 3 Закона "О гражданстве Российской Федерации"
от 28 ноября 1991 г. (ВВС РСФСР, 1992, N 6, ст. 243) в редакции от 18 января
1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 7, ст. 496).
     Согласно ч. 1 ст. 3 названного закона за лицами, состоящими в гражданстве
Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства,
если иное не предусматривается международным договором Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 3 Закона гражданин Российской Федерации может по ходатайству
получить гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий
международный договор.
     Таким образом, ст. 3 Закона о гражданстве не устанавливает дополнительных
законодательных оснований для получения двойного гражданства, а только отсылает
к положениям международных договоров, которые действуют или будут заключены
по данному вопросу Российской Федерацией.
     Статья 3 Закона о гражданстве различает две категории международных договоров
Российской Федерации: международные договоры, предусматривающие иные правила
по сравнению с ее ч. 1, и "соответствующий международный договор" (ч. 2 ст.
3).
     К первой группе договоров могут быть отнесены те из них, которые иным
по сравнению с ч. 1 ст. 3 Закона о гражданстве способом регулируют отношения
по вопросам приобретения двойного гражданства. Это означает, что если названное
положение Закона не признает за лицом, состоящим в гражданстве Российской
Федерации, принадлежность к гражданству другого государства, то международный
договор может содержать условия об обратном, т.е. признавать право российского
гражданина на двойное гражданство и определять порядок его приобретения.
     Такой международный договор должен устанавливать для Российской Федерации
обязательство обеспечивать своим гражданам право приобретать гражданство другой
стороны договора (или сторон, если договор многосторонний). Для граждан России
такие договоры создают правовое основание для приобретения гражданства только
тех государств, с которым Российская Федерация их заключила.
     Приобретение гражданином гражданства другого государства не должно влечь
утраты гражданства России. Этому требованию отвечает Договор между Российской
Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании двойного гражданства
от 7 сентября 1995 г. (БМД, 1995, N 10). Что касается порядка приобретения
двойного гражданства, то ч. 2 ст. 1 указанного Договора устанавливает, что
приобретение гражданином одной стороны гражданства другой стороны осуществляется
на основании свободного волеизъявления гражданина на условиях и в порядке,
установленных законодательством стороны, гражданство которой приобретается.
     Ко второй группе международных договоров Российской Федерации следует
отнести "соответствующие международные договоры", как они именуются в ч. 2
ст. 3 Закона о гражданстве.
     В соответствии с условиями таких договоров гражданин Российской Федерации
не может приобрести двойное гражданство без разрешения компетентных органов
государственной власти. Данное положение Закона о гражданстве воспроизводит
нормы международных договоров, заключенных ранее СССР преимущественно с восточноевропейскими
государствами с целью сокращения случаев возникновения двойного гражданства,
которые сохраняют силу для Российской Федерации.
     По Конвенции между СССР и НРБ о предотвращении случаев возникновения
двойного гражданства от 6 июля 1966 г. (ВВС СССР, 1967, N 7, ст. 78) стороны
не принимают в свое гражданство лиц без согласия компетентных органов каждой
из сторон. Действующее российское законодательство не содержит требований,
препятствующих удовлетворению ходатайства российского гражданина о предоставлении
ему гражданства государства, с которым заключен договор.
     Вместе с тем ст. 5 Конвенции между Правительством СССР и Правительством
Польши от 31 марта 1965 г. (ВВС СССР, 1986, N 15, ст. 215) запрещает сторонам
принимать ходатайства о вступлении в свое гражданство от лиц, состоящих в
гражданстве другой стороны, без предварительного предоставления заинтересованным
лицам документа, выданного компетентным органом той стороны, в гражданстве
которой оно состоит, подтверждающих отсутствие препятствий к изменению гражданства.
     Ходатайства российских граждан о предоставлении двойного гражданства
рассматриваются Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской
Федерации, Положение о которой утверждено распоряжением Президента Российской
Федерации от 23 июня 1992 г. N 313-рп (ВВС РФ, 1992, N 26, ст. 1536).
     При осуществлении своих полномочий Комиссия должна, в частности, руководствоваться
ст. 7 Закона о гражданстве и не создавать препятствий для приобретения иного
гражданства.
     Положение ч. 1 ст. 62 не исчерпывает всех случаев приобретения гражданином
Российской Федерации гражданства иностранных государств. Двойное гражданство
вне рамок и условий международных договоров Российской Федерации может возникать
у российских граждан вследствие коллизий законодательства, действующего в
Российской Федерации, и законов иностранных государств. Так, ребенок российских
граждан, родившийся на территории иностранного государства, регулирующего
вопросы гражданства исходя из "права почвы", автоматически приобретает гражданство
этого государства.
     Возможность возникновения двойного гражданства вытекает и из международных
договоров Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 4 Договора России и Республикой
Таджикистан от 7 сентября 1995 г. дети, каждый из родителей которых на момент
рождения ребенка состоял в гражданстве обеих сторон, приобретают гражданство
обеих сторон.
     Вопросы приобретения двойного гражданства могут определяться и регламентироваться
другими правилами, если они предусмотрены международными договорами Российской
Федерации (ч. 2 ст. 9 Закона о гражданстве).

     2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи приобретение российским гражданином
гражданства иностранного государства не затрагивает его правового статуса,
не влечет за собой какого-либо изменения объема прав и свобод граждан Российской
Федерации и одновременно не освобождает от выполнения установленных обязанностей.
     Конституция говорит о том, что наличие двойного гражданства не должно
умалять, т.е. сужать права и свободы гражданина. К этому следует добавить,
что наличие двойного гражданства не должно и расширять эти права и свободы
внутри России. Умаление, равно как и расширение, прав и свобод гражданина
с двойным гражданством противоречило бы принципу единства и равенства российского
гражданства, закрепленному в ст. 6 Конституции.
     Следовательно, российские граждане, одновременно состоящие в гражданстве
другого государства, пользуются правами и несут обязанности как граждане Российской
Федерации. Российский гражданин с двойным гражданством пользуется на территории
государства, предоставившего ему второе гражданство, такими правами и несет
такие обязанности, которые предусмотрены законодательством этого государства.
Это, в частности, подтверждается правилом ч. 2 ст. 3 Договора между Российской
Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании двойного гражданства
от 7 сентября 1995 г. (ДВ, 1995, N 10), согласно которому лицо, состоящее
в гражданстве обеих сторон, не может одновременно осуществлять права и обязанности,
вытекающие из гражданства обеих сторон. Отсюда следует, что российский гражданин,
имеющий гражданство Таджикистана, постоянно проживающий на территории России,
пользуется в полном объеме правами и свободами и несет обязанности гражданина
Российской Федерации.
     Некоторые негативные последствия двойного гражданства, касающиеся дипломатической
защиты лиц с двойным гражданством, прохождения ими воинской службы, могут
быть устранены посредством двусторонних соглашений.
     Согласно ст. 6 Договора Российской Федерации с Республикой Таджикистан
лица, имеющие гражданство обеих государств, вправе пользоваться защитой и
покровительством любой стороны. Защита и покровительство для таких лиц в третьем
государстве предоставляется либо Россией, либо Таджикистаном в зависимости
от места их постоянного проживания. Наряду с этим лицо с двойным гражданством,
имеющее, например, постоянное местожительство в Таджикистане, может обратиться
с просьбой о предоставлении защиты и покровительства к властям России.
     Указанным договором урегулированы и вопросы выполнения воинского долга
лицами с двойным гражданством. Стороны согласились в том, что такие лица проходят
военную службу в соответствии с законодательством государства, на территории
которого они проживают на момент призыва.
     Лица, прошедшие службу в соответствии с законодательством России, не
подлежат призыву на военную службу в Таджикистане, и наоборот. Такие лица
считаются выполнившими свой долг в отношении обоих государств. Это же правило
распространяется и на выполнение обязанностей военнослужащего запаса.
     Представляется, что заключение международных договоров с иностранными
государствами, о которых упоминается в ч. 2 ст. 62 Конституции, может служить
эффективным инструментом устранения негативных последствий двойного гражданства.
     В случаях, когда коллизионные вопросы, возникающие из двойного гражданства
(в первую очередь выполнение воинской обязанности), не урегулированы в договорном
порядке, каждое государство сохраняет за собой полномочие требовать от лица,
имеющего его гражданство, выполнения предусмотренных национальным законодательством
обязанностей.

     3. Положения ч. 3 ст. 62 устанавливают конституционные основы правового
статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Иностранными гражданами считаются лица, обладающие гражданством иностранного
государства и не имеющие гражданства Российской Федерации.
     Документальным подтверждением гражданства иностранного государства может
служить согласно ст. 24 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан
в СССР" от 24 июня 1981 г. (ВВС СССР, 1981, N 26, ст. 836) действительный
заграничный паспорт или заменяющий его документ.
     Документом, удостоверяющим гражданство иностранца, может служить вид
на жительство, выдаваемый органами внутренних дел (ч. 1 ст. 5 названного закона).
     К лицам без гражданства относятся лица, не принадлежащие к гражданству
Российской Федерации и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству
другого государства.
     Определяя права и обязанности иностранных граждан, российское законодательство
исходит из того, что они равны перед законом независимо от происхождения,
официального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности,
пола, образования и т.д.
     Объем прав и обязанностей иностранных граждан зависит от того, проживают
ли они в Российской Федерации или находятся здесь временно.
     Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации на иностранных
граждан распространяется национальный режим, т.е. режим, который предоставлен
российским гражданам. В соответствии с этим иностранцы пользуются теми же
правами и несут те же обязанности, что и граждане Российской Федерации, за
исключением некоторых ограничений, устанавливаемых только федеральным законом
или международным договором Российской Федерации, а не какими-либо другими
нормативными актами. При этом ни Конституция, ни действующее законодательство
не проводят различия между иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Объем их прав и обязанностей одинаков.
     Статья 31 Конституции не предусматривает право иностранцев проводить
собрания, организовывать митинги и демонстрации. В силу ст. 32 иностранные
граждане не имеют права участвовать в управлении делами государства, участвовать
в референдумах, выборах, избираться в органы государственной власти и самоуправления,
состоять на государственной службе, участвовать в осуществлении правосудия.
     Иностранные граждане не могут направлять обращения в органы государственного
и местного самоуправления (ст. 33 Конституции). Согласно ст. 36 Конституции
иностранные граждане не вправе иметь в частной собственности землю.
     На граждан иностранного государства согласно ст. 59 Конституции не распространяется
обязанность несения воинской службы, а также положение ст. 60 Конституции
о достижении совершеннолетия. На них не распространяются нормы ст. 61 и 62
Конституции относительно высылки за пределы Российской Федерации и получения
двойного гражданства.
     Для Российской Федерации, продолжающей перестройку своей экономической
системы, заинтересованной в привлечении иностранных инвестиций, создании совместных
предприятий с участием иностранных граждан, важное значение приобретают проблемы
регулирования трудовых отношений. В связи с этим вопросы найма и увольнения,
формы и размера оплаты труда и др. могут решаться иным образом, чем это предусмотрено
российским законодательством. Регулирование труда иностранных граждан иным
образом допускается в силу межгосударственных соглашений с иностранными государствами
о создании совместных хозяйственных организаций и предприятий. Иные условия
регулирования трудовых отношений могут устанавливаться и учредительными документами,
определяющими деятельность совместных предприятий.
     Правовое положение специальных групп иностранных граждан, таких, как
дипломатические и консульские представители, члены экипажей иностранных военных
кораблей и самолетов, торговых судов и др., регулируется нормами российского
законодательства с учетом обязательств по международным договорам.
     Часть 3 ст. 62 не связывает предоставление иностранным гражданам национального
режима с требованием взаимности. Однако это не умаляет права Российской Федерации
вводить соответствующие ограничения для граждан тех государств, которые устанавливают
ограничения для российских граждан.
     Помимо иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской
Федерации могут находиться лица, правовой статус которых обозначается термином
"постоянный житель". Появление этой категории лиц связано с поисками Российской
Федерации правовых форм защиты и покровительства прав и интересов российских
граждан, проживающих в странах СНГ. По Договору Российской Федерации с Туркменистаном
о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на
территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на
территории Российской Федерации, от 18 мая 1995 г. (ДВ, 1995, N 6) постоянными
жителями называются граждане Туркменистана, которые на основании разрешения,
выданного компетентными властями Российской Федерации, постоянно проживают
на ее территории и при этом не являются лицами, постоянно проживающими на
территории Туркменистана в соответствии с его законодательством (ст. 2).
     Действие указанного Договора распространяется на граждан Туркменистана,
постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и на граждан Российской
Федерации - постоянных жителей Туркменистана. Положения Договора не распространяются
на лиц, имеющих гражданство обоих государств (ст. 1).
     Согласно ст. 3 Договора статус постоянного жителя удостоверяется документом,
выданным компетентным органом стороны проживания, или отметкой в документах,
удостоверяющих личность и гражданство постоянного жителя, а также в документах,
дающих право на пересечение границы.
     Постоянные жители пользуются в Российской Федерации теми же правами и
свободами, что и граждане Российской Федерации, за исключением прав избирать
и быть избранным на высшие государственные должности и в высшие органы государственной
власти стороны проживания; участвовать во всенародном референдуме, проводимом
стороной проживания; занимать должности руководителей в системе органов государственной
власти, должности на дипломатической работе, в органах безопасности и внутренних
дел, а также должности судьи и прокурора (ст. 5 Договора).
     Российская Федерация и Туркменистан условились не распространять ограничения
в правах и не устанавливать дополнительных обязанностей, которые установлены
или могут быть установлены для иностранных граждан (ст. 6 Договора).
     Для обеспечения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства
важное значение имеет соблюдение конституционных положений о разграничении
полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами по данному вопросу.
Этот вопрос возникает в связи с тем, что отдельные субъекты федерации нарушают
установленный Конституцией баланс полномочий по регулированию прав и обязанностей
иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, по ст. 23 Конституции Республики
Татарстан от 6 ноября 1992 г. с изменениями на 30 марта 1995 г. Республика
зарезервировала за собой право регулировать правовое положение иностранных
граждан и лиц без гражданства своими законами и международными договорами.
     Республика Северная Осетия-Алания устанавливает равенство прав и обязанностей
иностранных граждан с правами и обязанностями граждан Республики, кроме случаев,
установленных Конституцией и республиканскими законами (Конституция Республики
Северная Осетия-Алания от 12 ноября 1994 г., ст. 60).
     Согласно ч. 5 ст. 15 Конституции Республики Бурятия от 22 февраля 1994
г. Республика предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства
статус гражданина, кроме случаев, установленных законами и международными
договорами Российской Федерации.
     Приведенные положения республиканских конституций не соответствуют ч.
3 ст. 62 Конституции, которая приравнивает статус иностранных граждан к статусу
именно гражданина Российской Федерации, а не гражданина субъекта федерации.
Согласно комментируемому положению иностранный гражданин пользуется равными
правами и несет одинаковые обязанности в Российской Федерации, т.е. на территории
любого субъекта федерации.
     Определение статуса иностранных граждан нормативными актами субъектов
федерации может создать серьезные трудности для этой категории лиц, поскольку
их правовое положение в разных субъектах может оказаться неодинаковым.

0

6

Статья 62

     1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного
государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или
международным договором Российской Федерации.
     2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного
государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей,
вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным
законом или международным договором Российской Федерации.
     3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской
Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации,
кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором
Российской Федерации.

     Комментарий к статье 62

     Часть 1 ст. 62 регулирует случаи двойного гражданства. Такая ситуация
возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении
вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданство,
например, при различном гражданстве родителей или в результате усыновления
иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за иностранца, если по
законам его государства жена должна следовать гражданству своего мужа.
     До последнего времени российское законодательство стояло на позиции непризнания
за гражданами Российской Федерации двойного гражданства: в случаях, когда
российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного
государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство
рассматривало его только как российского гражданина. Отступление от этой позиции
наметилось в Законе о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г.
(ст. 3 "Двойное гражданство").
     Часть 1 ст. 62 определяет, что российский гражданин может одновременно
иметь и гражданство иностранного государства. Но допускается это только в
одном из следующих случаев: 1) если такую возможность предусматривает федеральный
закон; 2) если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
     Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопросов
двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Согласно
ст. 3 Закона о гражданстве российскому гражданину может быть разрешено по
его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым
имеется соответствующий международный договор. Как видно, к предусмотренному
Конституцией обязательному условию - наличию международного договора - Закон
о гражданстве других возможностей признания двойного гражданства не добавляет.
     Международный договор, о котором упоминается в ч. 1 ст. 62, должен прямо
предусматривать право граждан договаривающихся государств иметь одновременно
гражданство обоих этих государств.
     Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских
граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий
принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации,
не признается принадлежность к гражданству другого государства (ч. 1 ст. 3
Закона о гражданстве в редакции Закона от 17 июня 1993 г.), продолжает действовать.
     Отсюда практически вытекает, что гражданин иностранного государства при
приобретении российского гражданства может сохранить гражданство этой страны
(обязательного отказа от иностранного гражданства, как это предписывалось
в прежней редакции ст. 3 Закона о гражданстве, при приеме в российское гражданство
не требуется). Но в России он в соответствии с нашим законодательством будет
рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет
за ним признано в России, лишь если с иностранным государством, гражданином
которого он является, имеется соответствующий международный договор.
     Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства
может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств
оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться законам обоих.
Это касается, например, несения военной службы.
     Согласно ч. 2 ст. 62, факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод
российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из
российского законодательства. Однако ч. 2 ст. 62 допускает, что федеральным
законом или международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено
то или иное ограничение в правах или освобождение от обязанностей, вытекающее
из факта двойного гражданства.
     Правило ч. 2 ст. 62 соответствует международной практике. Так, согласно
Конвенции 1930 г. о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве,
лицо, обладающее двумя гражданствами, может рассматриваться каждым из государств,
гражданином которого оно является, как его гражданин.
     В ч. 3 ст. 62 определено правовое положение в России иностранных граждан
и лиц без гражданства.
     Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства
своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Определение иностранных
граждан как лиц, не являющихся российскими гражданами и имеющих доказательства
принадлежности к гражданству иностранного государства, которое дано в ст.
1 действующего в России Закона СССР о правовом положении иностранных граждан
в СССР от 24 июня 1981 г. <74>, не может действовать в полной мере в связи
с допущением Конституцией двойного гражданства. К таким доказательствам относятся
национальные паспорта или заменяющие их документы. Под категорию иностранных
граждан подпадают и лица, обладающие подданством иностранного государства
(понятие "подданство" сохранилось в некоторых странах с монархической формой
правления, хотя по содержанию оно фактически равнозначно понятию "гражданство").

     Лица без гражданства - это лица, которые, не являясь российскими гражданами,
не имеют доказательств своей принадлежности и к гражданству иностранного государства.
Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право
каждого на гражданство, Российское государство стремится к устранению и предотвращению
безгражданства проживающих на ее территории лиц. Согласно ст. 7 Закона о гражданстве
наше государство поощряет приобретение гражданства России лицами без гражданства
и не препятствует приобретению ими иного гражданства.
     В полном соответствии с общепризнанными нормами международного права
Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства
в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т. е. устанавливает
для этих лиц национальный режим. Этот режим предоставлялся им в нашей стране
законодательством и ранее. Существенно, что в ч. 3 ст. 62 Конституции национальный
режим установлен в качестве общего принципа российского законодательства.
     Согласно ч. 3 ст. 62 принцип приравнивания действует в полной мере, если
федеральным законом или международным договором Российской Федерации не установлено
иное. Отклонения от национального режима (в сторону ограничения прав или,
наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть
согласно Конституции установлены только федеральным законом или международным
договором. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других
актах неправомерно.
     Иностранный гражданин, подчиняясь на территории Российской Федерации
законам нашей страны, продолжает сохранять правовую связь и с собственным
государством, имеет определенные права и обязанности как его гражданин. Поэтому
на него не возлагаются некоторые обязанности российских граждан (например,
обязанность несения военной службы) и не предоставляются отдельные права,
принадлежащие в силу их характера исключительно российским гражданам (например,
право быть избранным или назначенным на определенные должности - судьи, прокурора,
нотариуса и т. д., право участвовать в референдуме и т. п.). Ряд специальных
правил для иностранных граждан установлен в Законе о правовом положении иностранных
граждан в СССР, в частности в отношении их трудовой деятельности, социального
обеспечения, пребывания на территории нашей страны, административной, уголовной
ответственности.
     Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных
групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов, пользующихся дипломатическим
иммунитетом, консулов, членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов
и т. п.
     Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального
режима с принципом взаимности: он предоставляется в России независимо от того,
пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы
(а значит, и российские граждане). В то же время, если ограничения прав и
свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие
от других иностранцев), т. е. носят дискриминационный характер, Правительством
России могут быть установлены в соответствии со ст. 3 Закона о правовом положении
иностранных граждан в СССР ответные ограничения (реторсии).

0

7

На сегодняшний день не найдены дополнительные материалы к статье 62 Конституции Российской Федерации. При наличии дополнительных материалов к статье 62 Конституции РФ прошу регистрироваться на форуме сайта и предлагать материалы для размещения администратору форума. Таким образом есть шанс собрать наиболее полную и полезную каждому правовую базу по каждой статье Конституции РФ. Всем спасибо.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 62