narcorik.ru



САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 61


ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 61

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Конституция РФ
Раздел I
Глава 2 Права и свободы человека и гражданина
Статья 61

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

2

Статья 61

1. Демократический принцип, провозглашенный в действующей Конституции, является своеобразной гарантией свободного использования российским гражданином его прав и свобод - "гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству". Хотя принудительная высылка российских граждан за пределы России как мера наказания не предусмотрена действующим Уголовным кодексом, в практике иногда наблюдались случаи принудительной высылки российских граждан за пределы России. Так, был выслан, например, писатель Александр Исаевич Солженицын. Отсутствие в ранее действовавшей Конституции прямого запрета высылки давало властям возможность действовать произвольно. Правило, прямо запрещающее высылку российских граждан за пределы России, полностью соответствует статье 13 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей право каждого человека покидать любую страну и возвращаться в свою страну (часть 2 статьи 27). Под выдачей (экстрадицией) понимается передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству в целях привлечения его там к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вынесенного там приговора. Вопрос о выдаче российского гражданина возникает обычно в случаях, когда такой гражданин, совершив преступление за границей, возвращается на родину. Ранее действовавшая Конституция тоже запрещала выдачу российских граждан, однако допускала исключение, если они установлены законом или международным договором, но в настоящей Конституции никаких исключений не предусматривается: российские граждане никогда не должны выдаваться другому государству. Закона, допускающего выдачу российских граждан, о котором упоминала ранее действовавшая Конституция, не было принято, и международные договоры, заключенные Россией, выдачу другому государству российских граждан не предусматривают. Так, все двусторонние договоры России о правовой помощи содержат правило о том, что выдача не имеет места, если человек, которого просят выдать, является гражданином запрашиваемого государства. Аналогичную норму содержит Конвенция стран СНГ о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.

2. Правило Конституции о запрещении выдачи российских граждан направлено на защиту прав, что, однако, не означает освобождение от уголовной ответственности. За совершенные за границей преступления российский гражданин будет отвечать в России по российским законам. Согласно договорам РФ о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступления на территории запрашивающего государства. Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступления, например, в Венгрии, Греции, Польше, Румынии, Финляндии.

3. Часть 2 статьи 61 закрепила принцип защиты и покровительства российских граждан за пределами РФ. Этот принцип имеет особое значение в связи с остро стоящей проблемой правового положения российских граждан, проживающих за границей. Это относится и к государствам - бывшим республикам СССР. Нуждаются в защите и российские граждане, выезжающие за границу на время - в командировки, по контрактам, по частным делам и т.п. Государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, их должностные лица обязаны: во-первых, содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями; во-вторых, защищать их права и охраняемые законом интересы; в-третьих, при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав российских граждан (статья 7 Закона от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации").

4. Функции дипломатических представительств РФ определяются Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., а функции консульских учреждений - Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Действует также Консульский устав 1976 г. Россией заключены и многочисленные двусторонние консульские договоры и конвенции.

К функциям дипломатического представительства относятся, в частности, защита интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом. Посольство может консультировать своих граждан по возникающим у них вопросам, делать запросы по поводу защиты интересов граждан, заявлять протесты и делать представления властям страны пребывания. Консул ведет учет постоянно и временно пребывающих в его консульском округе российских граждан, имеет право производить усыновление детей, состоящих в гражданстве России и проживающих вне ее пределов, принимает меры к установлению опеки и попечительства над находящимися в его округе несовершеннолетними российскими гражданами, к охране имущества, оставшегося после смерти российского гражданина, и т.д. Консул следит, чтобы в отношении арестованного по подозрению в совершении преступления или отбывающего наказание в виде лишения свободы российского гражданина соблюдались законы государства пребывания и международные договоры, заключенные Россией с этим государством; обязан посещать российских граждан, находящихся в местах заключения. Он вправе представлять российских граждан в судах и других учреждениях страны пребывания. Консул выдает российским гражданам заграничные паспорта, а также выдает, продлевает и погашает визы на выезд в Россию.

5. Если меры, принятые дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями, не приводят к положительным результатам, для защиты интересов своих граждан Российской Федерацией могут быть предприняты и иные вытекающие из международного права шаги.

0

3

Статья 61

1. Норма ч. 1 данной статьи о запрете выдачи российских граждан включает в текст Конституции один из элементов пакета закрепленного международным и национальным правом института правовой помощи по уголовным делам который, помимо выдачи лиц иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение включает, в частности, осуществление уголовного преследования собственных граждан по просьбе иностранного государства.

Закрепление в Конституции России данной нормы, по всей видимости, можно объяснить стремлением России как правового государства не допустить возобновления имевшей место в отечественной истории практики высылки инакомыслящих граждан за пределы Российского государства при полном отсутствии у правоприменительных органов соответствующих полномочий. Нетрудно заметить: комментируемая норма запрещает не только высылать, но и выдавать российских граждан иностранным государствам, хотя различия между названными терминами не проводится.

По смыслу российского уголовного законодательства, под выдачей понимается акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства, заключающегося в передаче преступника другому государству для суда над ним или для приведения в исполнение вынесенного приговора.

Названная процедура выдачи может применяться исключительно в отношении иностранных граждан, поскольку в отношении российских граждан действует правило невыдачи. Высылка иностранного гражданина допускается в случаях, когда его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка, когда это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов других лиц, а также в случае грубого нарушения им законодательства о правовом положении иностранных граждан, таможенного, валютного или иного законодательства.

Принятие решения и сам процесс высылки зависят полностью от усмотрения российских властей. Можно, например, сослаться на ст. 31 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (действует в ред. от 18 июля 2006 г.). Согласно данной статье, иностранный гражданин, вид на жительство которого аннулирован, обязан в течение 15 дней выехать из Российской Федерации. Иностранный гражданин подлежит депортации в случае неисполнения данного обязательства по решению федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел.

Предусмотренные Конституцией РФ и законом основания для высылки, а также выдачи иностранного гражданина полностью соответствуют Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (Резолюция 40/144 ГА ООН от 13 декабря 1985 г.). Согласно ее ст. 7, иностранец, на законном основании находящийся на территории этого государства, может быть выслан с территории этого государства только во исполнение решения, вынесенного в соответствии с законом. Наряду с этим запрещается индивидуальная и коллективная высылка иностранцев на основании расовой принадлежности, цвета кожи, религии, культуры, родового, национального или этнического происхождения.

Вместе с тем многосторонние конвенции, касающиеся преступлений международного характера, допускают альтернативного поведения договаривающихся сторон. Например, Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г. в ст. 7 устанавливает, что государство-участник, на территории которого оказывается предполагаемый преступник, в том числе если оно не выдает его, передает дело без каких-либо исключений и без необоснованной задержки своим компетентным органам для целей уголовного преследования с соблюдением процедур, установленных законами этого государства (см.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. ХХХIII. М., 1979. С. 90-94.)

Правовое содержание института выдачи формируется одновременно нормами международного права и национального законодательства. Взаимодействие двух правовых систем происходит в процессе реализации конкретных отношений между государствами по выдаче определенных законами лиц, разработки международно-правовых документов по вопросам выдачи.

При этом международные акты - это, как правило, специальные многосторонние либо двусторонние соглашения о выдаче или документы об оказании взаимной правовой помощи - устанавливают обязательства выдачи и порядок их исполнения, определяют виды правонарушений, которые могут повлечь за собой выдачу, формулируют основания для выдачи собственных граждан, равно как и императивные и факультативные основания для отказа в выдаче. Помимо этих принципиальных вопросов международные документы включают целый ряд детализирующих постановлений, направленных на уточнение порядка приведения их в действие.

Принципиальные нормы международного права, касающиеся выдачи, сконцентрированы в Типовом договоре о выдаче (принятого Резолюцией 45/116 ГА ООН от 14 декабря 1990 г.), в региональных соглашениях: Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г. (Бюллетень МД. 2000. N 9); Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г., Европейской конвенции о пресечении терроризма от 27 января 1997 г., Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (Бюллетень МД. 1995. N 2).

Нормы о невыдаче собственных граждан включены также в двусторонние договоры РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которые заключены практически со всеми странами СНГ.

По общему правилу, двусторонние договоры о выдаче устанавливают обязанность выдачи, содержат перечень преступлений, влекущих выдачу, обстоятельств, исключающих выдачу и возможность отказа в выдаче, определяют последствия невыдачи собственных граждан, регламентируют порядок заявления просьб о выдаче и процедур выдачи, закрепляют условия заключения под стражу и передачи лиц, подлежащих выдаче, и др.

Национальный режим выдачи устанавливается нормами УК и УПК РФ. Согласно ст. 13 УК ("Выдача лиц, совершивших преступление"), к таким лицам относятся иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ и находящиеся на ее территории. Они могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ.

Разнообразие терминологии характерно для международно-правовых актов. В одних случаях субъекты выдачи обозначаются как "виновные лица" (ст. III Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г.//Ведомости СССР. 1971. N 2 (1556). ст. 18), в других - "любое лицо" (ст. 1 Международной конвенции о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г.//Генеральная Ассамблея. Резолюция 34/146), "предполагаемый правонарушитель" (ст. 10 Конвенции о защите ядерного материала от 3 марта 1980 г. См.: Действующее международное право. М., 1997. Т. 3) как "лицо, обвиняемое в совершении преступления" (ст. 10 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г.//Ведомости СССР. 1987. N 45 (2431). ст. 747).

Конституционный запрет на выдачу собственных граждан не противоречит международно-правовым обязательствам России. Согласно ст. 6 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г., Договаривающаяся Сторона имеет право отказать в выдаче своих граждан. При этом такое государство может путем заявления, сделанного в момент подписания или сдачи на хранение ратификационной грамоты либо документа о присоединении, дать определение своего понимания термина "граждане" по смыслу настоящей Конвенции.

Более категоричной выглядит норма ст. 57 Конвенции СНГ 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: выдача не производится, если лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемой Договаривающейся Стороны.

Согласно УПК в соответствии с международным договором РФ и на основе взаимности, может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства. В данном случае условие о взаимности предполагает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу РФ будет произведена выдача.

Выдача производится для целей уголовного преследования или исполнения приговора. Выдача допускается при наличии деяния, которое является уголовно наказуемым по уголовному закону РФ и иностранного государства, которое обратилось с запросом о выдаче лица. Выдача обуславливается соблюдением протяженности сроков лишения свободы, наличия уверенности в соблюдении гарантий со стороны иностранного государства в том, что выдаваемое лицо будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе.

Важным следует признать нормы УПК, ограничивающие возможность выдачи лиц, в отношении которых поступил запрос иностранного государства о выдаче. Статья 464 УПК в дополнение к конституционным ограничениям санкционирует возможность отказа в выдаче лиц, которым предоставлено убежище в связи с возможностью преследований в запрашивающем государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям. Отказ в выдаче распространяется также на лицо, в отношении которого вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу. Выдача не допускается в случае, когда уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности либо по иному законному основанию, а также когда имеется вступившее в силу решение суда РФ о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международным договором РФ.

УПК отличает от института выдачи режим передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является. Статья 469 определяет основания и условия передачи лица. Основанием для передачи осужденного российским судом лица к лишению свободы для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, а равно для передачи гражданина РФ, осужденного судом иностранного государства к лишению свободы, для отбывания наказания в РФ является решение суда по результатам рассмотрения представления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний, либо обращения осужденного или его представителя, а также компетентных органов иностранного государства в соответствии с международным договором РФ либо письменным соглашением компетентных органов с компетентными органами иностранного государства на основе принципа взаимности.

К этому целесообразно добавить, что международное право содержит некоторые дополнительные условия передачи. Среди них можно упомянуть, например, весьма важное условие-выражение согласия на передачу самого осужденного (ст. 3 Конвенция о передаче осужденных лиц от 21 марта 1983 г.).

Необходимо обратить внимание на то, что положение ч. 2 ст. 63 Конституции допускает возможность выдачи другому государству лиц, обвиняемых в совершении преступления, на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации. Но это нисколько не противоречит ч. 1 ст. 61, запрещающей выдачу российских граждан, поскольку часть 2 ст. 63 говорит о выдаче не граждан, а лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации.

Одновременно правило о невыдаче, тем не менее, не подразумевает освобождения российских граждан от наказания за правонарушения, совершенные на территории иностранного государства.

2. Положение ч. 2 ст. 61, закрепляющее обязательство государства защищать и оказывать покровительство находящимся за границей своим гражданам, получило развитие и уточнение в ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (действует в ред. от 18 июля 2006 г.).

Согласно ст. 3 ФЗ Закона, граждане РФ и лица, имеющие двойное гражданство и проживающие за рубежом, относятся к числу соотечественников. Соответственно ФЗ определяет содержание и основы национальной политики в отношении названной категории граждан, которая представляет "собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых Президентом РФ, органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации" (ст. 5). Законом предусматривается поддержка соотечественников в области прав и основных свобод человека и гражданина, в социальной сфере, а также культуры, языка и образования, информации.

Однако основной объем работы по защите прав российских граждан выполняется Министерством иностранных дел РФ, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями в иностранных государствах. Загранпредставительства и их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ.

Одной из основных задач Министерства иностранных дел является защита прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом, для чего министерство участвует в разработке политики и конкретных мероприятий по обеспечению прав и свобод граждан РФ (Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации действует в ред. Указа Президента РФ от 26 января 2007 г.). В дополнение к этому Указом Президента РФ от 5 марта 2001 г. на МИД возлагается защита прав и интересов соотечественников в государствах-участниках СНГ (СЗ РФ. 1995. N 12. ст. 1033).

Положение о Посольстве РФ обязывает этот орган государства осуществлять защиту в государстве пребывания прав и интересов граждан и юридических лиц РФ с учетом законодательства государства пребывания (Указ Президента РФ от 28 октября 1996 г.//СЗ РФ. 1996. N 45. ст. 5090).

Дипломатические и консульские учреждения помимо этого обязаны защищать права и охраняемые законом интересы российских граждан, а при необходимости принимать меры для восстановления их нарушенных прав.

Оказание помощи и защита со стороны дипломатических представительств и консульских учреждений осуществляются в тех случаях, когда имеют место нарушения прав и интересов российских граждан властями страны пребывания. Защите подлежат права и интересы, которые определены законодательством иностранного государства, международными договорами РФ. В качестве примера международного договора, направленного на защиту прав российских граждан, можно привести Договор между РФ и Туркменистаном о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 18 мая 1995 г. (Бюллетень МД. 1997. N 11).

Выполнение перечисленных функций допускается и поощряется Венской конвенцией о дипломатических отношениях 1961 г. (Ведомости СССР. 1964. N 18. ст. 221), Венской конвенцией о консульских отношениях (Ведомости СССР. 1989. N 12. ст. 275. Приложение).

Конкретные формы, способы и меры защиты прав и интересов российских граждан в иностранных государствах устанавливаются консульскими конвенциями или другими соглашениями. Если усилия дипломатических представительств и консульских учреждений не достигают положительных результатов, РФ вправе прибегнуть к иным мерам защиты, допускаемым международным правом.

Со своей стороны Правительство РФ разработало развернутую программу политико-правовых, информационных, дипломатических, экономических, социальных, культурных мер и мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом. Документ уделяет первостепенное внимание созданию надлежащей правовой базы для обеспечения защиты прав российских граждан и использования действующих международных механизмов по защите прав человека и национальных меньшинств.

Российская Федерация намерена в случае необходимости ставить вопросы обеспечения прав соотечественников на обсуждение Генеральной Ассамблеи ООН, Комиссии ООН по правам человека и других органов этой всемирной организации, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) других международных организаций.

Кроме того, "Основные направления" и ФЗ, определяющий политику в отношении соотечественников, оставляют за РФ право использовать различные формы давления, применять экономические санкции против стран, где будут нарушаться права российских граждан. Более того, дискриминация граждан РФ, проживающих за рубежом, может быть основанием для пересмотра политики РФ в отношении иностранного государства, в котором такая дискриминация имеет место.

Предусмотренные внутренними нормативными актами меры по защите прав российских граждан, проживающих на территории иностранных государств, создают юридическую основу для обеспечения прав российской граждан, признаваемые нормами международного права.

0

4

Статья 61

1. В Российской Федерации закрепляется принцип недопустимости высылки гражданина Российской Федерации за пределы страны и выдачи гражданина России другому государству.

Согласно ст. 61 Конституции РФ и ст. 4, ч. 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", российский гражданин не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. Этот запрет учитывает и норма Уголовного кодекса РФ (ч. 1 ст. 13), в соответствии с которой граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдачи этому государству. Невыдача российских граждан не означает освобождение их от уголовной ответственности за совершение преступлений на территориях иностранных государств. Правоохранительные органы России обязаны возбудить уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в свершении преступлений на территории других государств и вернувшихся на территорию Российской Федерации. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам своей страны. В этом принципе выражается ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе.

Ранее действовавший Закон РФ о гражданстве (ст. 1, ч. 3) предусматривал возможность выдачи российского гражданина другому государству на основании закона или международного договора Российской Федерации.

Высылка (удаление) из пределов СССР в качестве самостоятельного и дополнительного уголовного наказания была предусмотрена в п. "е" ст. 13 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, введенных в действие в 1924 г.*(282)

Установленный комментируемым положением Конституции РФ запрет на выдачу российских граждан другому государству следует отнести к нормам, обеспечивающим защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина. Запрет на выдачу российских граждан, по существу, воспроизводит правило о невыдаче собственных граждан, закрепленное многосторонними международными договорами (п. 1 ст. 2 Типового договора. Резолюция 45/116 ГА ООН от 14 декабря 1990 г.); региональными соглашениями (ст. 6 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г., ст. 57 Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.); двусторонними соглашениями о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (в частности, России с Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Ираком, Кипром, КНДР, Кубой, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом); двусторонними соглашениями, посвященными непосредственно вопросам выдачи, в том числе, экстрадиции преступников (например, ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче от 26 июня 1995 г.). Нормы о невыдаче собственных граждан включены также в договоры Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам со странами - бывшими республиками СССР (с Литовской Республикой (ст. 62) от 21 июля 1992 г.; с Республикой Кыргызстан (ст. 62) от 14 сентября 1992 г.; с Азербайджанской Республикой (ст. 61) от 22 декабря 1992 г.; с Латвийской Республикой (ст. 62) от 3 февраля 1993 г.; с Республикой Молдова (ст. 61) от 25 февраля 1993 г. и др.).

Под выдачей понимается акт правовой помощи, содержание которого заключается в обязанности участников международного соглашения о выдаче осуществлять передачу лиц, обвиняемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства, для привлечения к уголовной ответственности. Такое понимание вытекает из содержания договоров о выдаче. По общему правилу договоры о выдаче устанавливают обязанность выдачи гражданина иностранного государства, содержат перечень преступлений, влекущих за собой выдачу, обстоятельств, исключающих выдачу, и возможного отказа в выдаче, определяют последствия невыдачи собственных граждан, регламентируют порядок заявления просьб о выдаче и процедур выдачи, закрепляют условия заключения под стражу и передачи лиц, подлежащих выдаче.

2. Российская Федерация гарантирует принцип защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ; ч. 1 cт. 7 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.

Наряду с Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" обязательство государства по защите и покровительству граждан получило свое развитие и уточнение в Федеральном законе от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"*(283). Согласно ст. 3 данного Закона, граждане России, проживающие за рубежом, относятся к числу соотечественников. Закон определяет содержание и основы политики Российской Федерации в отношении названной категории граждан. Содержание государственной политики представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых Президентом РФ, органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 5 Закона). Законом предусматривается поддержка соотечественников в области прав и основных свобод человека и гражданина, в социальной сфере, а также в области культуры, языка и образования, информации.

Основной объем работы по защите прав российских граждан выполняется Министерством иностранных дел РФ, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями России в иностранных государствах. Загранпредставительства и их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ.

0

5

Статья 61

     1. Гражданин Российской Федерация не может быть выслан за пределы Российской
Федерации или выдан другому государству.
     2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство
за ее пределами.

     Комментарий к статье 61

     1. Часть 1 комментируемой статьи содержит запрет на высылку российских
граждан за пределы государства. Этим ставится правовая преграда возврату к
практике, имевшейся в советский период, когда из страны произвольно выдворялись
отдельные граждане или создавались препятствия для их возврата на родину.
При этом высылка за пределы страны как самостоятельный или дополнительный
вид наказания действовавшим законодательством не предусматривалась. Согласно
ст. 26 УК РСФСР 1961 г. высылка применялась как основное или дополнительное
наказание за совершение некоторых преступлений и заключалась в удалении осужденного
из места его жительства с запретом проживания в определенных местностях, но
в пределах существовавшего тогда государства.
     Положения ч. 1 ст. 61 не ограничивают полномочия органов государственной
власти Российской Федерации по выдворению за пределы России иностранных граждан
и лиц без гражданства по основаниям ст. 31 Закона СССР от 24 июня 1981 г.
"О правовом положении иностранных граждан в СССР" (ВВС СССР, 1981, N 26, ст.
836).
     Помимо конституционного запрета на высылку комментируемая норма устанавливает
запрет на выдачу российских граждан другому государству. Под выдачей (экстрадикцией)
понимается выдача государствами друг другу лиц, находящихся на их территориях,
для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в
исполнение. При этом запрет установлен только на выдачу российских граждан,
следовательно, он не препятствует удовлетворению запросов иностранных государств
на выдачу других лиц, не являющихся российскими гражданами и находящихся на
территории России (за исключением случаев, предусмотренных ст. 63 Конституции).
     Несмотря на то что ч. 1 ст. 61 не предусматривает никаких исключений
из общего правила о запрете выдачи российских граждан, в Законе Российской
Федерации от 28 ноября 1991 г. "О гражданстве Российской Федерации" в редакции
от 18 января 1995 г. (ВВС РФ, 1992, N 6, ст. 243, СЗ РФ, 1995, N 7, ст. 496)
сохраняется норма, согласно которой гражданин Российской Федерации не может
быть выдан другому государству иначе, как на основании закона или международного
договора Российской Федерации. Эта норма перенесла в Закон о гражданстве содержание
ч. 3 ст. 27 Конституции РСФСР 1978 г. Но теперь она противоречит новой Конституции
Российской Федерации по крайней мере по двум обстоятельствам.
     Во-первых, согласно ч. 1 ст. 15 Конституция России имеет высшую юридическую
силу, и поэтому принимаемые законы и иные правовые акты не должны противоречить
ее положениям. Следовательно, закон не может устанавливать иного правила,
которое изменяло бы норму ч. 1 ст. 61.
     Во-вторых, иное правило не может быть введено и международным договором
Российской Федерации в силу того, что ч. 4 ст. 15 Конституции устанавливает
преимущественную силу иных правил международного договора по отношению к нормам
только законов, но не Конституции.
     В связи со сказанным необходимо обратить внимание на то, что положение
ч. 2 ст. 63 Конституции допускает возможность выдачи другому государству лиц,
обвиняемых в совершении преступления, на основе федерального закона или международного
договора Российской Федерации. Но это нисколько не противоречит ч. 1 ст. 61,
запрещающей выдачу российских граждан, поскольку ч. 2 ст. 63 говорит о выдаче
не граждан, а лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации.
     Если будет заключен договор, разрешающий выдачу российских граждан иностранному
государству, то согласно ст. 22 Закона "О международных договорах Российской
Федерации" от 15 июля 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 29, ст. 2757) он может быть
ратифицирован только после внесения соответствующих поправок в Конституцию
или пересмотра ее положений в установленном порядке.
     В этой связи следует обратить внимание, что конституционный запрет на
выдачу российских граждан не противоречит обязательствам Российской Федерации
по международным соглашениям, которые закрепляют норму о выдаче граждан договаривающихся
сторон. Норма о невыдаче собственных граждан включена в договоры Российской
Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным
и уголовным делам с Азербайджанской Республикой (ст. 61) от 22 декабря 1992
г. (БМД, 1995, N 5), с Литовской Республикой (ст. 62) от 21 июля 1992 г. (БМД,
1995, N 6), с Республикой Молдова (ст. 61) от 25 февраля 1993 г. (БМД, 1995,
N 6), с Республикой Кыргызстан (ст. 62) от 14 сентября 1992 г. (БМД, 1995,
N 3), с Латвийской Республикой (ст. 62) от 3 февраля 1993 г. (БМД, 1995, N
10), в Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным
и уголовным делам (ст. 57) от 22 января 1993 г. (БМД, 1995, N 2).
     Защищая права российских граждан, ч. 1 ст. 61 тем не менее не подразумевает
освобождения российских граждан от наказания за правонарушения на территориях
иностранных государств. Договоры о правовой помощи содержат положения, предусматривающие
обязательства сторон возбуждать в соответствии со своим законодательством
уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в совершении преступлений
на территории иностранного государства.

     2. Согласно ч. 2 ст. 61 Российское государство принимает на себя обязанность
защищать и оказывать покровительство своим гражданам, находящимся за границей.
Гарантии и покровительство распространяются на российских граждан, как постоянно
проживающих на территории иностранного государства, так и выехавших временно.
     Обязанности по оказанию помощи и осуществлению защиты прав и интересов
российских граждан за рубежом возлагаются ч. 2 ст. 5 Закона "О гражданстве
Российской Федерации" на все государственные органы. Однако основной объем
работы выполняется дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями
Российской Федерации в иностранных государствах; они и их должностные лица
обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена
возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством
государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации.
     Дипломатические и консульские учреждения, помимо этого, обязаны защищать
права и охраняемые законом интересы российских граждан, а при необходимости
принимать меры для восстановления их нарушенных прав.
     При выполнении своих функций дипломатические представительства и консульские
учреждения руководствуются нормами внутригосударственного и международного
права, в частности положениями Венской конвенции о дипломатических отношениях
1961 г. (ВВС СССР, 1964, N 18, ст. 221). Функции консульского учреждения по
защите прав и интересов граждан устанавливает Венская конвенция о консульских
отношениях (ВВС СССР, 1989, N 12, ст. 275 - приложение), а также продолжающий
действовать Консульский устав СССР от 25 июня 1976 г. (ВВС СССР, 1976, N 27,
ст. 404) в редакции от 11 февраля 1981 г. (ВВС СССР, 1981, N 7, ст. 156).
     Оказание помощи и защита со стороны дипломатических представительств
и консульских учреждений осуществляются в тех случаях, когда имеют место нарушения
прав и интересов российских граждан властями страны пребывания. Защите подлежат
права и интересы, которые определены законодательством иностранного государства,
международными договорами Российской Федерации.
     Конкретные формы, способы и меры защиты прав и интересов российских граждан
в иностранных государствах устанавливаются консульскими конвенциями или другими
соглашениями. Если усилия дипломатических представительств и консульских учреждений
не достигают положительных результатов, Российская Федерация вправе прибегнуть
к иным мерам защиты, допускаемым международным правом.
     "Основные направления государственной политики Российской Федерации в
отношении соотечественников, проживающих за рубежом", утвержденные постановлением
Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г. N 1064 (СЗ РФ, 1994,
N 21, ст. 2383), содержат развернутую программу политико-правовых, информационных,
дипломатических, экономических, социальных, культурных мер и мероприятий по
поддержке соотечественников за рубежом. Документ уделяет первостепенное внимание
созданию надлежащей правовой базы для обеспечения защиты прав российских граждан
и использования действующих международных механизмов по защите прав человека
и национальных меньшинств.
     Российская Федерация намерена в случае необходимости ставить вопросы
обеспечения прав соотечественников на обсуждение Генеральной Ассамблеи ООН,
Комиссии ООН по правам человека и других органов этой всемирной организации,
Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), на совещаниях
Совета государств Балтийского моря (СГБМ).
     Российская Федерация выступает за скорейшее создание регионального механизма
защиты прав человека в виде Комиссии по правам человека СНГ, образование которой
предусмотрено Уставом СНГ (БМД, 1994, N 1).
     Кроме того, "Основные направления" оставляют за Российской Федерацией
право использовать различные формы давления и экономические санкции против
стран, где будут нарушать права российских граждан.

0

6

Статья 61

     1. Гражданин Российской Федерация не может быть выслан за пределы Российской
Федерации или выдан другому государству.
     2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство
за ее пределами.

     Комментарий к статье 61

     Одной из гарантий свободного использования российским гражданином его
прав и свобод является запрещение высылки за пределы Российской Федерации
или выдачи другому государству.
     Хотя высылка российских граждан за пределы России как мера уголовного
наказания не предусмотрена в действующем УК, на практике даже в 70-х годах
были случаи принудительной высылки российских граждан за пределы России. Так
был выслан, например, писатель А.И. Солженицын. Отсутствие в ранее действовавшей
Конституции прямого запрета высылки давало властям возможность действовать
произвольно.
     Правило ч. 1 ст. 61, прямо запрещающее высылку российских граждан за
пределы России, полностью соответствует ст. 13 Всеобщей декларации прав человека,
провозглашающей право каждого человека покидать любую страну и возвращаться
в свою страну (см. комментарий к ч. 2 ст. 27 Конституции).
     Запрещение высылки российских граждан не относится к высылке иностранных
граждан, которую международная практика и российское законодательство в установленных
законом случаях допускают.
     Конституция запрещает и выдачу российских граждан другому государству.
Под выдачей (экстрадицией) понимается передача преступника государством, на
территории которого он находится, другому государству в целях привлечения
его там к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вынесенного
там приговора. Вопрос о выдаче российского гражданина возникает обычно в случае,
когда такой гражданин, совершив преступление за границей, возвращается на
родину.
     Ранее действовавшая Конституция (как и ч. 3 ст. 1 Закона РФ о гражданстве
Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. ) тоже запрещала выдачу российских
граждан, однако допускала исключения, если такие исключения установлены законом
или международным договором. Часть 1 ст. 61 никаких исключений не предусматривает:
российские граждане не должны выдаваться другому государству.
     Закон, допускающий выдачу российских граждан, о котором упоминала ранее
действовавшая Конституция, не был принят. И международные договоры, заключенные
Россией, выдачу другому государству российских граждан не предусматривают.
Так, все двусторонние договоры России о правовой помощи содержат правило о
том, что выдача не имеет места, если человек, которого просят выдать, является
гражданином запрашиваемого государства. Аналогичную норму содержит Конвенция
стран СНГ от 22 января 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по
гражданским, семейным и уголовным делам (пока не вступила в силу).
     Положение Конституции, запрещающее выдачу российских граждан, направлено
на защиту их прав, что, однако, не означает освобождения их от уголовной ответственности.
За совершенные за границей преступления российские граждане будут отвечать
в России по российским законам. Согласно договорам Российской Федерации о
правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию
другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством
уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в совершении преступления
на территории запрашивающего государства. Компетентные органы России, следовательно,
обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых
в совершении преступления, например, в Венгрии, Греции, Польше, Румынии, Финляндии.
     Правило ч. 2. ст. 61 о гарантировании Российским государством своим гражданам,
находящимся за границей, защиты и покровительства имеет особое значение в
связи с остро стоящей проблемой правового положения российских граждан, проживающих
за границей, в частности в государствах - бывших республиках СССР. Нуждаются
в защите и российские граждане, выезжающие за границу на время - в командировки,
по контрактам, по частным делам и т. п.
     Как следует из ч. 2 ст. 5 Закона о гражданстве, государственные органы,
дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации,
их должностные лица обязаны: во-первых, содействовать тому, чтобы российским
гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами,
установленными законодательством государства их пребывания, международными
договорами Российской Федерации. международными обычаями; во-вторых, защищать
их права и охраняемые законом интересы; в-третьих, при необходимости принимать
меры для восстановления нарушенных прав российских граждан.
     Функции дипломатических представительств Российской Федерации определяются
Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., а функции консульских
учреждений - Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Действует
также Консульский устав 1976 г. Россией заключены и многочисленные двусторонние
консульские договоры и конвенции.
     К функциям дипломатического представительства относится, в частности,
защита интересов представляемого им государства и его граждан в пределах,
допускаемых международным правом. Посольство может консультировать своих граждан
по отдельным возникающим у них вопросам, делать запросы по поводу защиты интересов
граждан, заявлять протесты и делать представления властям страны пребывания.
Консул ведет учет постоянно и временно пребывающих в его консульском округе
российских граждан, имеет право производить усыновление детей, состоящих в
гражданстве России и проживающих вне ее пределов, принимает меры к установлению
опеки и попечительства над находящимися в его округе несовершеннолетними российскими
гражданами, к охране имущества, оставшегося после смерти российского гражданина,
и т. д. Консул следит, чтобы в отношении арестованного по подозрению в совершении
преступления или отбывающего наказание в виде лишения свободы российского
гражданина соблюдались законы государства пребывания и международные договоры,
заключенные Россией с этим государством; обязан посещать российских граждан,
находящихся в местах заключения. Он вправе представлять российских граждан
в судах и других учреждениях юстиции страны пребывания. Консул выдает российским
гражданам заграничные паспорта, а также выдает, продлевает и погашает визы
на въезд в Россию. Он осуществляет и некоторые другие функции.
     Если меры, принятые дипломатическими представительствами или консульскими
учреждениями, оказались безрезультатными, Российской Федерацией для защиты
интересов граждан могут быть предприняты и иные вытекающие из международного
права шаги.

0

7

На сегодняшний день не найдены дополнительные материалы к статье 61 Конституции Российской Федерации. При наличии дополнительных материалов к статье 61 Конституции РФ прошу регистрироваться на форуме сайта и предлагать материалы для размещения администратору форума. Таким образом есть шанс собрать наиболее полную и полезную каждому правовую базу по каждой статье Конституции РФ. Всем спасибо.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 61