narcorik.ru



САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 58


ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 58

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Конституция РФ
Раздел I
Глава 2 Права и свободы человека и гражданина
Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

2

Статья 58

Конституционную обязанность граждан сохранять окружающую среду и природу, бережно относиться к природным богатствам можно рассматривать как моральную и правовую. Это положение конкретизировано в рамках землепользования (Земельный кодекс РФ 2001 г.), водопользования (Водный кодекс РФ 2006 г.), пользования лесным фондом (Лесной кодекс РФ 2006 г.), в Федеральном законе от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" и т.д.

0

3

Статья 58

Разрушительная деятельность людей в природной среде совершенно обоснованно вызывает тревогу и порождает ответную реакцию государства - не допустить гибели планетарной природы как среды обитания человечества и важнейшей предпосылки его выживания. Поэтому закрепленная в комментируемой статье юридическая обязанность одновременно предстает и как нравственное требование общества, через Конституцию обращенное ко всем без исключения гражданам государства. Это новое нравственное требование есть хорошо забытое старое: насадив райский сад, Господь заповедал Адаму возделывать и хранить его (Быт. 2:15).

Обязанность сохранять природу относится не только к гражданину, но и к юридическим лицам и общинам. Термин "сохранять" предполагает активные действия, направленные на сбережение человеческой среды обитания. Причем эти действия представлены в качестве двух разноплановых правовых обязанностей. Обязанность сохранять природу имеет на первый взгляд только нравственный аспект и не снабжена нормативной санкцией, поскольку трудно принудить к сохранению природы каждого, кому это прямо не предписано. И тем не менее право здесь присутствует. Это связано с тем, что Конституция - нормативный акт прямого действия, обязательный к применению непосредственно. Это означает, что конституционная норма, сформулированная как моральная установка, не только регулирует соответствующие отношения указанных в ней субъектов, но и является одновременно нормой для правоприменителя.

Сохранять природу и окружающую среду в контексте данной статьи означает по меньшей мере не допустить ухудшения существующего состояния природы, причинения ей ущерба как в целом, так и отдельным ее объектам в результате действия или бездействия.

Понятие "окружающая среда" представляет собой понятие природы, взятое применительно к конкретному субъекту - человечеству, отдельному человеку.

Деятельность человека, так или иначе связанная с воздействием на окружающую среду или с использованием природных ресурсов, оказывает влияние на планетарную природу. Проведение ядерных испытаний, работа атомных электростанций, строительство плотин и рытье каналов, запуск ракет и т.д., являясь на первый взгляд делом локальным, через окружающую среду данной территории оказывают отрицательное воздействие на природу планеты в целом. Появление "озоновых дыр" в атмосфере, загрязнение территорий радиоактивными отходами и выбросами АЭС, гибель части животного мира, а в итоге - уничтожение человечества суть наглядное подтверждение тому, что окружающая каждого среда является частью природы, и в правовом смысле их нельзя рассматривать раздельно.

Важно отметить, что правовая обязанность сохранять природу и окружающую среду корреспондирует праву каждого на благоприятную окружающую среду (соответственно природу), а также праву государства применять санкции за нарушение природоохранного законодательства или устанавливать льготы и компенсации людям, оказавшимся в условиях неблагоприятной окружающей среды (см. комм. к ст. 42).

Действующее законодательство об охране природы можно условно разделить на три группы.

Первая группа включает, например, ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" (СЗ РФ. 2002. N 2. ст. 133), относящий к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности земли, недра-почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство (ст. 4).

ФЗ от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях" (СЗ РФ. 1995. N 12. ст. 1024) определяет особо охраняемые природные территории как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Статья 2 Закона относит к ним: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки; государственные природные заказники, памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.

ФЗ от 30 ноября 1995 г. "О континентальном шельфе Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 49. ст. 4694) включает в континентальный шельф морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Внешняя граница подводной окраины материка простирается, как правило, на 200 морских миль (ст. 1).

Вторую группу составляют многочисленные нормативные акты, регулирующие охрану отдельных природных объектов, не привязанных к конкретным территориям. ФЗ от 24 апреля 1995 г. "О животном мире" (СЗ РФ. 1995. N 17. ст. 1462) определяет животный мир России как совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны России. Охраной животного мира признается деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира (ст. 1).

Водный кодекс от 3 июня 2006 г. (СЗ РФ. 2006. N 23. ст. 2381) исходит из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности (ст. 3).

Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред (ст. 68).

Лесной кодекс от 4 декабря 2006 г. (СЗ РФ. 2006. N 50. ст. 5278) указывает на то, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (ст. 5). Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов, за исключениями, установленными Кодексом (ст. 11). За нарушение лесного законодательства также установлена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность (ст. 99).

ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 г. (СЗ РФ. 1999. N 18. ст. 2222) выделил атмосферный воздух в качестве одного из основных жизненно важных элементов окружающей среды.

Закон запрещает внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха. Производство и использование на территории РФ технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов.

Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена. Лица, виновные в нарушении законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей природной среды за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха (ст. 32).

Законодательство об охране природы представлено также нормативными актами и отдельными нормами в комплексных законах, регулирующих деятельность граждан и организаций по использованию различных природных объектов или конкретных территорий.

ФЗ от 21 февраля 1992 г. "О недрах" (СЗ РФ. 1995. N 10. ст. 823) регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории России, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горно-добывающего производства и связанных с ним перерабатывающих производств.

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях национальной безопасности и охраны окружающей среды (ст. 8). Нарушения стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей среды, в том числе нарушения, ведущие к загрязнению недр и приводящие месторождение полезного ископаемого в состояние, непригодное для эксплуатации, влекут административную, уголовную или имущественную ответственность.

ФЗ от 10 января 1996 г. "О мелиорации земель" (СЗ РФ. 1996. N 3. ст. 142) устанавливает права и обязанности граждан и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих охрану мелиорированных земель. Статья 32 Закона предусматривает, что осуществление мелиоративных мероприятий не должно приводить к ухудшению состояния окружающей природной среды. За нарушение законодательства в области мелиорации земель наступает административная и иная ответственность (ст. 39).

ФЗ от 23 февраля 1995 г. "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (СЗ РФ. 1995. N 9, ст. 713) предусматривает, в частности, что технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей и т.п. должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств (п. 3 ст. 11).

Рассматривая вопрос о конституционности ст. 16 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Конституционный Суд указал, что содержащиеся в данной статье положения, как устанавливающие запрет на проживание на соответствующих территориях и тем самым направленные на сохранение уникальных природных объектов и территорий - народного достояния, имеющего повышенную публичную значимость в силу исключительности и невосполнимости, с учетом конституционно-значимой ценности здоровья как неотъемлемого и неотчуждаемого блага, принадлежащего человеку от рождения и охраняемого государством, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо конституционные права и свободы (Определение Конституционного Суда от 16 февраля 2006 г. N 49-О).

ФЗ от 30 декабря 1995 г. "О соглашениях о разделе продукции" (СЗ РФ. 1996. N 1. ст. 18) предусматривает, что деятельность инвесторов должна включать меры, "направленные на предотвращение вредного влияния: работ на окружающую природную среду, а также по ликвидации последствий такого влияния" (п. 2 ст. 7).

ФЗ от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе" (СЗ РФ. 1995. N 48. ст. 4556) имеет особую направленность на реализацию конституционного права граждан России на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и на обеспечение экологической безопасности. Исходя из принципа потенциальной экологической опасности любой хозяйственной и иной деятельности, Закон предусматривает обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта (ст. 3). Перечень таких объектов федерального уровня установлен в ст. 11. Виды и субъекты нарушения законодательства об экологической экспертизе указаны в ст. 30. Ответственность - административная, уголовная, материальная и гражданско-правовая - определяется по правилам соответствующего законодательства. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

ФЗ от 21 ноября 1995 г. "Об использовании атомной энергии" (СЗ РФ. 1995. N 48. ст. 4552) также направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды при использовании атомной энергии. Законом регулируются отношения, связанные с эксплуатацией ядерных объектов, транспортировкой, хранением и переработкой ядерных материалов, их захоронением (ст. 44-48). Предусмотрена ответственность за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием юридическим и физическим лицам, здоровью граждан (ст. 53-60).

Термин "природные богатства" можно применять в отношении каждого из объектов природы, связанного с разумной и волевой деятельностью человека. Природа сама по себе богатство. Однако в контексте статьи имеются в виду богатства недр, флоры, фауны и других природных объектов, которые используют люди для удовлетворения своих потребностей.

0

4

Статья 58

Обязанность, предусмотренная комментируемой статьей, распространяется и на граждан РФ, и на находящихся на территории России иностранцев и лиц без гражданства. Она связана с тем, что высокий уровень антропогенного воздействия на окружающую среду и вызванное им ухудшение экологической обстановки начиная с прошлого века стали важнейшими глобальными проблемами человечества. В силу этого обязанность, предусмотренную комментируемой статьей, следует распространить также на коллективных субъектов права - юридические лица, объединения физических лиц, не имеющих статуса юридического лица, органы государственной власти и местного самоуправления. Все они как при издании правовых актов, так и при осуществлении какой-либо (в том числе, хозяйственной) деятельности должны учитывать положения комментируемой статьи.

В конституционной норме можно выделить три логические части - обязанность:

сохранять (т.е. оберегать от разрушения, повреждения) природу;

сохранять окружающую среду;

бережно относиться к природным богатствам.

При этом природа представляет собой совокупность:

компонентов природной среды: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни;

природных объектов: естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

природно-антропогенных объектов: природных объектов, измененных в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объектов, созданных человеком, обладающих свойствами природного объекта и имеющих рекреационное и защитное значение.

Окружающая среда - более широкое понятие. Помимо перечисленных элементов природы, она включает антропогенные объекты, созданные человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающие свойствами природных объектов*(272).

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. от 14 июля 2008 г.) устанавливает, что в первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания и т.д.

Охрану окружающей среды Федеральный закон "Об охране окружающей среды" определяет как деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими охрану окружающей среды и использование природных богатств, являются Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"*(273), Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"*(274), законы об отдельных видах природных ресурсов - Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (в ред. от 18 июля 2008 г.)*(275), Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ*(276), Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (в ред. от 22 июля 2008 г.)*(277), Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"*(278) и др.

Законодательство России сочетает административные и экономические меры охраны природы и окружающей среды. Административные меры сводятся к установлению обязательных требований экологического характера, предъявляемых к антропогенной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, проведение обязательной экологической экспертизы проектов строительства и иных подобных мероприятий. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда такой деятельности.

0

5

Статья 58

     Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться
к природным богатствам.

     Комментарий к статье 58

     Разрушительная деятельность людей в природной среде совершенно обоснованно
вызывает тревогу и порождает ответную реакцию государства - не допустить гибели
планетарной природы как среды обитания человечества и важнейшей предпосылки
его выживания. Поэтому закрепленная в комментируемой статье юридическая обязанность
одновременно предстает и как нравственное требование общества, через Конституцию
обращенное ко всем без исключения гражданам государства. Это новое нравственное
требование есть хорошо забытое старое: насадив райский сад, Господь заповедовал
Адаму возделывать и хранить его (Библия, Бытие, 2.15).
     Обязанность сохранять природу относится не только к гражданину, но и
к юридическим лицам и общинам. Термин "сохранять" предполагает активные действия,
направленные на сбережение человеческой среды обитания. Причем эти действия
представлены в качестве двух разноплановых правовых обязанностей. Обязанность
сохранять природу имеет, на первый взгляд, только нравственный аспект и не
снабжена нормативной санкцией, поскольку трудно принудить к сохранению природы
каждого, кому это прямо не предписано. И тем не менее право здесь присутствует.
Это связано с тем, что Конституция - нормативный акт прямого действия, обязательный
к применению непосредственно. Это означает, что конституционная норма, сформулированная
как моральная установка, не только регулирует соответствующие отношения указанных
в ней субъектов, но и является одновременно нормой для правоприменителя.
     Сохранять природу и окружающую среду в контексте данной статьи означает
по меньшей мере не допустить ухудшения существующего состояния природы, причинения
ей ущерба как в целом, так и отдельным ее объектам в результате действий или
бездействия.
     Понятие "окружающая среда" представляет собой понятие природы, взятое
применительно к конкретному субъекту - человечеству, отдельному человеку.
     Деятельность человека, так или иначе связанная с воздействием на окружающую
среду или с использованием природных ресурсов, неизбежно оказывает влияние
на планетарную природу. Проведение ядерных испытаний, работа атомных электростанций,
строительство плотин и рытье каналов, запуск ракет и т.д., являясь на первый
взгляд делом локальным, через окружающую среду данной территории оказывают
отрицательное воздействие на природу планеты в целом. Появление "озоновых
дыр" в атмосфере, загрязнение огромных территорий радиоактивными отходами
и выбросами с АЭС, гибель части животного мира, а в итоге уничтожение человечества
есть наглядное подтверждение тому, что окружающая каждого среда является частью
природы и в правовом смысле их нельзя рассматривать раздельно.
     Важно отметить, что правовая обязанность сохранять природу и окружающую
среду корреспондирует праву каждого на благоприятную окружающую среду (соответственно
- природу), а также праву государства применять санкции за нарушение природоохранного
законодательства или устанавливать льготы и компенсации людям, оказавшимся
в условиях неблагоприятной окружающей среды (см. комментарий к ст. 42).
     Действующее законодательство об охране природы можно условно разделить
на три группы.
     Первая группа включает, например, Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об
охране окружающей природной среды" (ВВС РФ, 1992, N 10, ст. 457), выделяющий
среди объектов охраны окружающей природной среды естественные экологические
системы, государственные природные заповедники, природные заказники, национальные
природные парки, памятники природы (ст. 4).
     Федеральный закон от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных
территориях" (СЗ РФ, 1995, N 12, ст. 1024) определяет особо охраняемые природные
территории как части земли, водной поверхности и воздушного пространства над
ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное,
научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
Ст. 2 этого Закона относит к ним: государственные природные заповедники, в
том числе биосферные, национальные парки; государственные природные заказники,
памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные
местности и курорты.
     Федеральный закон от 25 октября 1995 г. "О континентальном шельфе Российской
Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 49, ст. 4694) включает в континентальный шельф
морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального
моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее
сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Внешняя
граница подводной окраины материка простирается, как правило, на расстоянии
200 морских миль (ст. 1).
     Вторую группу составляют многочисленные нормативные акты, регулирующие
охрану отдельных природных объектов, не привязанных к конкретным территориям.
Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. "О животном мире" (СЗ РФ, 1995, N 17,
ст. 1462) определяет животный мир в России как совокупность живых организмов
всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской
Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся
к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической
зоны Российской Федерации. Охраной животного мира признается деятельность,
направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого
существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого
использования и воспроизводства объектов животного мира (ст. 1).
     Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. (СЗ РФ, 1995,
N 47, ст. 4471) выделяет воды как важнейший компонент окружающей природной
среды, а охрану водных объектов рассматривает в качестве деятельности, направленной
на сохранение и восстановление водных объектов (ст. 1). За нарушение водного
законодательства установлена административная, имущественная и уголовная ответственность
(ст. 130, 131).
     Основы лесного законодательства Российской Федерации от 6 марта 1993
г. (ВВС РФ, 1993, N 15, ст. 523) определяют лес как совокупность земли, древесной,
кустарниковой и травянистой растительности, микроорганизмов и других компонентов
окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на
друга в своем развитии (ст. 1). Обязанность охранять леса как объект природной
среды определена для лесопользователей в ст. 35 Основ, а для всех остальных
граждан административным, гражданским, уголовным и иным законодательством
(ст. 79-83).
     Закон РСФСР от 14 июля 1982 г. "Об охране атмосферного воздуха" (ВВС
РСФСР, 1982, N 29, ст. 1027) выделил атмосферный воздух в качестве одного
из основных жизненно важных элементов окружающей природной среды. Статьей
55 Закона установлена ответственность за следующие нарушения законодательства
об охране атмосферного воздуха:
     - превышение нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ
в атмосферный воздух;
     - превышение нормативов предельно допустимых вредных физических воздействий
на атмосферный воздух;
     - выброс загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных
на то государственных органов;
     - нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование установленных
сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки и контроля выбросов в атмосферу;
     - ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений
и других объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха;
     - производство и эксплуатацию автомобилей, самолетов, судов и других
передвижных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ
в выбросах превышает установленные нормативы;
     - внедрение открытий, изобретений, рационализаторских предложений, новых
технических систем, веществ и минералов, а также закупку в зарубежных странах
технологического оборудования и других объектов, не удовлетворяющих установленным
в СССР требованиям по охране атмосферного воздуха и не обеспеченных техническими
средствами контроля за выбросами в атмосферу;
     - нарушение правил складирования промышленных и бытовых отходов, транспортировки,
хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных
удобрений и других препаратов, повлекшее или могущее повлечь загрязнение атмосферного
воздуха;
     - невыполнение предписаний органов, осуществляющих государственный контроль
за охраной атмосферного воздуха.

В настоящее время действует Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ

     Кроме того, законодательство об охране природы представлено нормативными
актами и отдельными нормами в комплексных законах, регулирующих деятельность
граждан и организаций по использованию различных природных объектов или конкретных
территорий.
     Федеральный закон "О недрах", изложенный в редакции от 3 марта 1995 г.
(СЗ РФ, 1995, N 10, ст. 823), регулирует отношения, возникающие в связи с
геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской
Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов
горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
     Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено
в целях национальной безопасности и охраны окружающей природной среды (ст.
8). Нарушения стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных
с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том
числе нарушения, ведущие к загрязнению недр и приводящие месторождение полезного
ископаемого в состояние, непригодное для эксплуатации, влечет административную,
уголовную или имущественную ответственность.
     Федеральный закон от 10 января 1996 г. "О мелиорации земель" (СЗ РФ,
1996, N 3, ст. 142) устанавливает права и обязанности граждан и юридических
лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих
охрану мелиорированных земель. Статья 32 Закона предусматривает, что осуществление
мелиоративных мероприятий не должно приводить к ухудшению окружающей природной
среды. За нарушение законодательства в области мелиорации земель наступает
административная и иная ответственность (ст. 39).
     Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. "О природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (СЗ РФ, 1995, N 9, ст. 713)
предусматривает, в частности, что технология добычи, подготовки и использования
минеральных вод, лечебных грязей... должна гарантировать защиту месторождений
от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от
утраты лечебных свойств (п. 3, ст. 11).
     Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. "О соглашениях о разделе продукции"
(СЗ РФ, 1996, N 1, ст. 18) предусматривает, что деятельность инвесторов должна
включать меры, "направленные на предотвращение вредного влияния... работ на
окружающую природную среду, а также по ликвидации последствий такого влияния"
(п. 2 ст. 7).
     Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе"
(СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4556) имеет особую направленность на реализацию конституционного
права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством
предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на
окружающую природную среду и на обеспечение экологической безопасности.
     Исходя из принципа потенциальной экологической опасности любой хозяйственной
и иной деятельности, Закон предусматривает обязательность проведения государственной
экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта (ст. 3).
Перечень таких объектов федерального уровня установлен ст. 11 Закона. Виды
и субъекты нарушения законодательства об экологической экспертизе указаны
в ст. 30. Ответственность административная, уголовная, материальная и гражданско-правовая
- определяется по правилам УК, КоАП, КЗоТ и ГК. Моральный вред, причиненный
гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит
компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
     Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" от 20 октября 1995
г. (СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4552) также направлен на защиту здоровья и жизни
людей, охрану окружающей среды при использовании атомной энергии. Законом
регулируются отношения, связанные с эксплуатацией ядерных объектов, транспортировкой,
хранением и переработкой ядерных материалов, их захоронением (ст. 44-48).
Предусмотрена ответственность за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием
юридическим и физическим лицам, здоровью граждан (ст. 53-60).
     Термин "природные богатства" может быть рассмотрен в отношении каждого
из объектов природы, связанного с разумной и волевой деятельностью человека.
Природа сама по себе - богатство. Однако в контексте статьи имеются в виду
богатства недр, флоры, фауны и других природных объектов, которые используются
людьми для удовлетворения своих потребностей.

0

6

Статья 58

     Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться
к природным богатствам.

     Комментарий к статье 58

     С развитием научно-технического прогресса увеличилось отрицательное воздействие
на окружающую природную среду, вследствие чего загрязняются атмосферный воздух,
вода, земля. В результате катастроф и стихийных бедствий деградируют земли.
От пожаров, загрязнения воздуха и подземных вод гибнут леса. Все это отрицательно
сказывается на здоровье людей. Ученые утверждают, что в настоящее время перед
Россией стоит задача экологического выживания. Необходимо прекратить дальнейшее
разрушение природы.
     Конституционная обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду,
бережно относиться к природным богатствам конкретизируется в нескольких законах.
Прежде всего это предусмотрено в Законе РФ об охране окружающей природной
среды от 19 декабря 1991 г. <68>.
     Согласно ст. 12 этого Закона граждане обязаны принимать участие в охране
окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранного законодательства
и установленные нормативы качества окружающей природной среды, своим личным
трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень
своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому
воспитанию подрастающего поколения.
     Участвовать в охране окружающей природной среды возможно не только непосредственно
добровольно выполняя работы по охране природы, но и внося средства во внебюджетные
государственные экологические фонды и в общественные фонды охраны окружающей
среды. Указанные фонды расходуются исключительно на охрану природы. Граждане
могут участвовать в общественном экологическом контроле и общественной экологической
экспертизе.
     Для установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую
природную среду, гарантирующих безопасность населения, Законом закреплено
нормирование качества окружающей природной среды. В связи с этим очень важно
соблюдение производителями сельскохозяйственной продукции предельно допустимых
норм применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов
роста и других агрохимикатов.
     Выполнение экологических обязанностей во многом зависит от уровня сознательности
человека, чему способствует экологическое воспитание, которое должно начинаться
с младенческого возраста. Оно дополняется экологическим образованием. В связи
с этим в ст. 7 Закона об охране окружающей природной среды предусмотрено,
что в целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки
специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного
экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного,
школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов
в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации, а также
средства массовой информации.
     Значительная часть обязанностей граждан по охране природы и рациональному
использованию ее ресурсов установлена в законодательстве о земле, ее недрах,
водном, лесном законодательстве и др. Так, в Земельном кодексе Российской
Федерации (ст. 101) предусмотрено, что собственники земли, землепользователи
и арендаторы осуществляют рациональную организацию территории; восстановление
и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли; защиту
земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного
засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими
и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения.
     К охране земель также относятся защита от заражения сельскохозяйственных
угодий и других земель карантинными вредителями и болезнями растений, от зарастания
сорняками, кустарником и мелколесьем, других процессов ухудшения культуртехнического
состояния земель; рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия
и других полезных свойств и своевременное вовлечение в хозяйственный оборот;
снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении
работ, связанных с нарушением земель.
     За рациональное использование и охрану земель возможно экономическое
стимулирование собственников земли, землепользователей и арендаторов, например
поощрение граждан, ведущих крестьянское хозяйство, за улучшение качества земель,
повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда, установление
повышенных цен на экологически чистую продукцию.
     Законодатель не уточняет формы возможного поощрения, оставляя их на усмотрение
государственных органов - исполнителей закона. Это могут быть льготы по платежам
за землю, принятие за счет бюджета всех или части расходов пользователя земли,
необходимых для поддержания результатов проделанных работ, и др.
     За нарушение земельного законодательства установлена имущественная, административная
и уголовная ответственность. Применение уголовной ответственности к земельным
правонарушениям возможно лишь в случаях, если такие составы нашли отражение
в действующем уголовном законодательстве.
     Проблемы охраны окружающей среды нашли свое отражение и в Основах лесного
законодательства Российской Федерации 1993 г., предусматривающих обязанности
граждан по охране лесов в нескольких статьях (ст. 35 "Обязанности лесопользователей",
ст. 57 "Обязанности лесопользователей по соблюдению требований по сохранению
благоприятных условий для восстановления лесов", ст. 58 "Обязанности владельцев
лесного фонда по повышению продуктивности и качества лесов", ст. 59 "Цели
и задачи охраны и защиты лесов", ст. 60 "Порядок осуществления мероприятий
по охране и защите лесов", ст. 65 "Участие граждан и общественных объединений
в сфере лесных отношений").

0

7

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 февраля 2006 г. N 49-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА ПОКРОВСКОГО ВЛАДИМИРА ВИКТОРОВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ
СТАТЬИ 16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ
РЕСУРСАХ, ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЯХ И КУРОРТАХ",
СТАТЕЙ 30, 154, 155, 192 ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
КОДЕКСА РСФСР И СТАТЕЙ 35, 164, 165 ГРАЖДАНСКОГО
ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина В.В. Покровского вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 21 апреля 1997 года ордер на жилое помещение, выданный гражданину В.В. Покровскому, признан недействительным, в удовлетворении его иска о признании права на жилое помещение и понуждении к даче согласия на приватизацию квартиры отказано.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.В. Покровский оспаривает конституционность статьи 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 года "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", регламентирующей организацию санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
По мнению заявителя, применением этой статьи было затронуто его право на приватизацию занимаемого им жилого помещения. Заявитель также полагает, что примененные в его деле нормы статей 30, 154, 155, 192 ГПК РСФСР и статей 35, 164, 165 ГПК Российской Федерации, касающиеся процедуры судебного разбирательства, нарушили его право на объективное, справедливое и всестороннее рассмотрение дела.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял заявителя о том, что его жалоба не соответствует требованиям названного Федерального конституционного закона.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные гражданином В.В. Покровским материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
2.1. Согласно статье 9 (часть 1) Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В развитие этого конституционного положения законодатель в Федеральном законе "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" указал, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите (преамбула).
Для сохранения этих уникальных природных объектов и территорий в целях неоднократного их использования по назначению неограниченным кругом лиц на основании названного Федерального закона устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемые природные территории с определяемым в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительных местностей от загрязнения и преждевременного истощения. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон; на территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий (статья 16).
Содержащиеся в данной статье Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" положения, как устанавливающие запрет на проживание на соответствующих территориях и тем самым направленные на сохранение уникальных природных объектов и территорий - народного достояния, имеющего повышенную публичную значимость в силу исключительности и невосполнимости, с учетом конституционно-значимой ценности здоровья как неотъемлемого и неотчуждаемого блага, принадлежащего человеку от рождения и охраняемого государством, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо конституционные права и свободы заявителя.
2.2. Приватизация жилья представляет собой бесплатную передачу в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Согласно Жилищному кодексу РСФСР, действовавшему в период рассмотрения спора с участием заявителя, единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер, на основании которого заключался договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда (статьи 47 и 51). Признание судом общей юрисдикции ордера на жилое помещение, выданного В.В. Покровскому, недействительным свидетельствует о том, что его право пользования этим жилым помещением поставлено под сомнение, имеет спорный характер, что препятствует реализации им права на приватизацию жилого помещения.
Требуя проверки конституционности перечисленных в жалобе статей гражданских процессуальных кодексов, а также Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", заявитель фактически выражает несогласие с вынесенным судебным решением по делу с его участием.
Между тем проверка законности и обоснованности судебного решения - как в части установления правомерности признания выданного ордера на жилое помещение недействительным, распространения действия Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" на спорные правоотношения, так и в части установления и оценки фактических обстоятельств дела, связанных с наличием (или отсутствием) специального правового режима спорного жилого помещения, обусловленного его целевым назначением, - относится к компетенции вышестоящих судов общей юрисдикции и Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственна.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Покровского Владимира Викторовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, а также поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 58