narcorik.ru



САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 56


ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 56

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Конституция РФ
Раздел I
Глава 2 Права и свободы человека и гражданина
Статья 56

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

2

Статья 56

1. Федеральным законом, регулирующим чрезвычайное положение в РФ, является Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. "О чрезвычайном положении". Введение чрезвычайного положения сопровождается установлением особого правового режима, практическая реализация которого позволяет быстрее нормализовать обстановку, восстановить законность и правопорядок.

2. Правовой режим чрезвычайного положения заключается в расширении круга обязанностей и пределов компетенции существующих органов государственной власти и управления по охране общественного порядка и нормализации обстановки либо возложении этих обязанностей и предоставленных прав на специально создаваемые для этого органы, а также в усилении ответственности граждан и должностных лиц за неисполнение обязанностей, которые возлагаются на них с введением чрезвычайного положения. При этом отступления от существующего правового режима допускаются лишь в определенных рамках, не противоречащих международно-правовым актам, а также вытекающих из сущности и назначения чрезвычайного положения. Так, в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. введение чрезвычайного положения не может служить основанием для каких-либо отступлений от закрепленных в Пакте права на жизнь, запрета пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, запрета рабства, лишения человека свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство. Даже во время чрезвычайного положения в государстве никто не может быть признан виновным в совершении уголовного преступления, которое согласно действовавшему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или по международному праву не являлось уголовным преступлением. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности. Сохраняется право на свободу мысли, совести и религии.

3. Часть 3 статьи 56 закрепляет исчерпывающий перечень прав, которые не могут быть ограничены чрезвычайным положением, и статьи Конституции, в которых они закреплены.

0

3

Статья 56

1. В соответствии с содержанием ч. 1 комментируемой статьи целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации. Это корреспондирует закрепленной в ст. 2 Конституции норме о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и тому значению, которое Конституция придает защите конституционного строя.

В соответствии с требованиями ч. 1 анализируемой статьи 30 мая 2001 г. был принят ФКЗ "О чрезвычайном положении". В Законе подробно рассматриваются: цели, обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения; меры и ограничения, применяемые в этих условиях; силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения; особое управление территорией, на которой введено чрезвычайное положение; гарантии прав граждан; ответственность должностных лиц в условиях чрезвычайного положения и др.

Чрезвычайное положение означает временно вводимый в соответствии с Конституцией и названным ФКЗ на всей территории России или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Все ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия могут производиться лишь в соответствии с требованиями Конституции и федерального конституционного закона.

Статьей 3 названного ФКЗ предусмотрено, что чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю России и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

2. В соответствии со ст. 88 Конституции чрезвычайное положение на всей территории России или в ее отдельных местностях вводится указом Президента с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации.

В указе Президента о введении чрезвычайного положения должны быть определены:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

ж) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Указ Президента о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

После обнародования указа члены Совета Федерации обязаны прибыть к месту заседания Совета Федерации в возможно короткие сроки без специального вызова. Вопрос об утверждении указа рассматривается Советом Федерации в качестве первоочередного. Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.

Указ Президента о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население России или соответствующих отдельных ее местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток. По истечении указанного срока чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента с соблюдением требований, установленных настоящим ФКЗ для введения чрезвычайного положения.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее установленного в соответствии с настоящим ФКЗ срока Президент отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население Российской Федерации или соответствующих отдельных ее местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Указом Президента о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение мер и временных ограничений, в частности: полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта Федерации, а также органов местного самоуправления; ...установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства; установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций (ст. 11).

В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в п. "а" ст. 3 настоящего ФКЗ, в дополнение к указанным мерам и временным ограничениям на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения: введение комендантского часа, т.е. запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специальных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан; ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов; приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения; проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр их вещей, жилища и транспортных средств; продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на 3 месяца.

В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в п. "б" ст. 3 ФКЗ, в дополнение к указанным в его ст. 11 мерам и временным ограничениям, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены, в частности, следующие меры и временные ограничения: временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением стационарных или временных жилых помещений; введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий; отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

На территории, на которой введено чрезвычайное положение, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода действия чрезвычайного положения.

Президент вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента о введении на данной территории чрезвычайного положения.

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий. В исключительных случаях в дополнение к указанным силам и средствам для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы. Войска и органы пограничной службы привлекаются для обеспечения режима чрезвычайного положения только в целях охраны Государственной границы России. В Законе (ст. 17) указано, для выполнения каких задач привлекаются Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы.

Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, и определяются его полномочия. Комендант, в частности, издает в пределах своих полномочий приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, обязательные для исполнения на соответствующей территории всеми организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и должностными лицами указанных организаций, гражданами, а также начальниками (командирами) органов внутренних дел, органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, воинских формирований, расположенных (дислоцирующихся) на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и дополнительно привлекаемых для обеспечения режима чрезвычайного положения; устанавливает время и срок действия комендантского часа; определяет особый режим въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее.

Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, вправе принимать участие во всех заседаниях органов государственной власти и заседаниях органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и вносить предложения по вопросам, отнесенным настоящим ФКЗ и иными нормативными правовыми актами РФ к его компетенции. Деятельность комендатуры регулируется положением, утвержденным Президентом. Образование комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, не приостанавливает деятельность органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, действующих на указанной территории.

Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения. Объединенным оперативным штабом руководит комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.

При введении чрезвычайного положения на всей территории России все войска и воинские формирования передаются в оперативное подчинение федеральному органу исполнительной власти, определяемому Президентом.

На территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента может вводиться особое управление этой территорией путем создания: а) временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение; б) федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. Временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, действует на основании положения, утверждаемого Президентом.

В случае если на территории, на которой введено чрезвычайное положение, создание временного специального органа управления указанной территорией не обеспечило достижения целей введения чрезвычайного положения, может быть создан федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. При этом временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, прекращает свои полномочия.

3. В ч. 3 комментируемой статьи приводится перечень закрепленных в Конституции прав и свобод, которые не могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения. Этот перечень весьма обширный и включает, в частности, право на жизнь, охрану государством достоинства личности; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, вероисповедания.

Особенно необходимо отметить сохранение гарантии судебной защиты прав и свобод, права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, гарантии на получение квалифицированной юридической помощи, сохранение действия презумпции невиновности, о которой говорится в ст. 49 Конституции.

В ФКЗ "О чрезвычайном положении" приводятся нормативные положения, призванные обеспечить право на обращение в суд в условиях чрезвычайного положения и обязанность суда соблюдать установленные процессуальные правила.

В Законе (ст. 35) установлено, что правосудие на территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. На указанной территории действуют все суды, учрежденные в соответствии с гл. 7 Конституции. Учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускаются. В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено чрезвычайное положение, по решению Верховного Суда или Высшего Арбитражного Суда в соответствии с их компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.

Деятельность органов прокуратуры на территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. При введении чрезвычайного положения на территориях нескольких субъектов Федерации Генеральным прокурором РФ может быть создана межрегиональная прокуратура территории, на которой введено чрезвычайное положение.

В Законе содержится ряд норм, которые определяют полномочия, порядок и пределы действий различных органов и должностных лиц, что также имеет важное значение в обеспечении прав свобод граждан, недопущении их необоснованного ограничения.

Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение (ограничение) полномочий органов государственной власти и управления, установленных Конституцией, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения. Эти меры должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из ее международных договоров в области прав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.

Лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и оказывается необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством РФ.

Установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России порядок и условия применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники изменению в условиях чрезвычайного положения не подлежат.

Граждане, должностные лица и организации за нарушение требований режима чрезвычайного положения, установленных в соответствии с настоящим ФКЗ, несут ответственность в соответствии с российским законодательством.

Указы Президента и иные нормативные правовые акты РФ, нормативные правовые акты субъектов Федерации, принятые в целях обеспечения режима чрезвычайного положения и связанные с временным ограничением прав и свобод граждан, а также прав организаций, утрачивают силу одновременно с прекращением периода действия чрезвычайного положения без специального уведомления.

Прекращение периода действия чрезвычайного положения влечет за собой прекращение административного производства по делам о нарушении режима чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному задержанию или аресту по указанным основаниям.

Неправомерное применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, военнослужащих внутренних войск и Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также превышение должностными лицами сил, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, служебных полномочий, включая нарушение установленных настоящим ФКЗ гарантий прав и свобод человека и гражданина, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

0

4

Статья 56

1. В соответствии с Конституцией РФ отдельные ограничения прав и свобод могут вводиться с указанием пределов и сроков их действия в условиях чрезвычайного положения (см. комментарий к ст. 102 и 103 Конституции РФ).

Чрезвычайное положение может объявляться при наличии обстоятельств, представляющих собой реальную чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности*(263) граждан или основам конституционного строя России*(264), устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"*(265), чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ на всей территории России или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод. Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя России.

2. Чрезвычайное положение на всей территории России или в ее от дельных местностях вводится Указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом палатам Федерального Собрания РФ. Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

В Указе Президента РФ о введении чрезвычайного положения должны быть определены:

обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также официальному опубликованию, после чего члены совета Федерации Федерального Собрания РФ обязаны прибыть к месту заседания Совета Федерации в возможно более короткие сроки без специального вызова и незамедлительно (в течение 72 часов) рассмотреть вопрос об утверждении указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения, приняв соответствующее постановление.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории России, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток. По общему правилу по истечении указанного срока чрезвычайное положение считается прекращенным*(266).

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, Президент РФ отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население России или ее местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

3. В соответствии с ч. 3 ст. 56 Конституции РФ даже в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах права и свободы, предусмотренные в:

статье 20 - право на жизнь (см. комментарий к статье);

статье 21 - право на достоинство личности (см. комментарий к статье);

части 1 ст. 23 - право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (см. комментарий к статье);

статье 24 - право лица на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (см. комментарий к статье);

статье 28 - свобода совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой; право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (см. комментарий к статье);

части 1 ст. 34 - право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (см. комментарий к статье);

части 1 ст. 40 - право на жилище (см. комментарий к статье);

статье 46 - право на судебную защиту прав и свобод (см. комментарий к статье);

статье 47 - право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (см. комментарий к статье);

статье 48 - право на получение квалифицированной юридической помощи (см. комментарий к статье);

статье 49 - презумпция невиновности (см. комментарий к статье);

статье 50 - право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом; право просить о помиловании или смягчении наказания (см. комментарий к статье);

статье 51 - право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (см. комментарий к статье);

статье 52 - право на доступ потерпевших к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (см. комментарий к статье);

статье 53 - право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (см. комментарий к статье);

статье 54 - закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (см. комментарий к статье).

Комментируемая норма ч. 3 ст. 56 Конституции РФ на практике нередко нарушается, на что обращают внимание многие авторы. Приведем

высказывание на этот счет Л.А. Морозовой, касающееся ограничений права на тайну частной жизни, которые используются в оперативно-розыскной деятельности, хотя ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, где закреплено данное право, включено в перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению. Это так называемое легальное нарушение конституционных предписаний; но есть и нелегальные. Однако в судебной практике редки дела о привлечении к ответственности за подобные нарушения*(267).

В зарубежных странах ограничения прав и свобод человека находятся под контролем суда (США, Германия), прокурора или следователя (Италия, Франция), министра внутренних дел (Великобритания). В нашей стране эта контрольная функция выполняется Конституционным Судом РФ при рассмотрении конкретных дел правоприменительной практики. Конституционный контроль, по существу, является единственным средством проверки законности вводимых правовых ограничений.

0

5

Статья 56

     1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан
и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным
законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием
пределов и срока их действия.
     2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в
ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке,
установленных федеральным конституционным законом.

В настоящее время действует Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. N 1253-1 "О чрезвычайном
положении"

     3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями
20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции
Российской Федерации.

                         Комментарий к статье 56

     1. Часть 1 комментируемой статьи в качестве целей введения чрезвычайного
положения рассматривает обеспечение безопасности граждан и защиту конституционного
строя. Это корреспондирует закрепленной в ст. 2 Конституции норме о том, что
человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и тому значению, которое
Конституция придает защите конституционного строя.
     Чрезвычайное положение - это временно вводимый особый правовой режим
деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций,
допускающий предусмотренные законом отдельные ограничения прав и свобод граждан
и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
     Введение чрезвычайного положения призвано способствовать скорейшей нормализации
обстановки, восстановлению законности и правопорядка, устранению угрозы безопасности
граждан и оказанию им необходимой помощи.
     Введение чрезвычайного положения всегда связано с особой, экстраординарной
ситуацией, вызванной неправомерными действиями людей или природными явлениями,
чрезвычайными событиями. Имеются в виду попытки насильственного изменения
конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные
конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан
или нормальной деятельности государственных институтов. Речь идет также о
стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, ставящих под
угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных
и восстановительных работ.
     Введение чрезвычайного положения допустимо лишь в тех случаях, когда
создавшуюся ситуацию, нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей
невозможно устранить без применения специальных, ограничительных мер.
     Все ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия
могут производиться лишь в соответствии с требованиями Конституции Российской
Федерации и федерального конституционного закона.
     Федеральный конституционный закон, который должен урегулировать вопросы
введения чрезвычайного положения, еще не принят, и пока действует, в той мере,
в какой соответствует Конституции, Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. "О чрезвычайном
положении" (ВВС РСФСР, 1991, N 22, ст. 773).

     2. В соответствии со ст. 88 Конституции Российской Федерации Президент
Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным
конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных
ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом
Совету Федерации и Государственной Думе.
     Предложения Президенту о введении, продлении или отмене чрезвычайного
положения подготавливает Совет безопасности в соответствии с Законом Российской
Федерации от 5 марта 1992 г. "О безопасности" (ВВС, 1992, N 15, ст. 769).
Утверждение Указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного
положения входит в ведение Совета Федерации (п. "б" ст. 102 Конституции РФ).
     На основании Закона от 17 мая 1991 г. Президент Российской Федерации
вводил чрезвычайное положение на отдельных территориях. Указом от 29 мая 1993
г. было введено чрезвычайное положение на территориях Моздокского, Пригородного
районов и прилегающих к нему местностях Северной Осетии и Малгобекского и
Назрановского районов Ингушской Республики. Президентом утверждено также Положение
о временной администрации на территории указанных районов (см. САПП, 1993,
N 22, ст. 2027, 2028).
     В Законе от 17 мая 1991 г. содержатся требования, предъявляемые к Указу
Президента о введении чрезвычайного положения. В соответствии с ними в Указе
должны быть приведены:
     а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного
положения;
     б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;
     в) перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных
ограничений прав и свобод граждан;
     г) государственные органы, ответственные за осуществление мер чрезвычайного
положения, и точные пределы чрезвычайных полномочий этих органов;
     д) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
     е) время вступления в силу Указа, а также точный срок, на который вводится
чрезвычайное положение.
     Указ о введении чрезвычайного положения доводится до сведения населения
через средства массовой информации не менее чем за 6 часов до вступления его
в силу. Исключением являются случаи, когда обстоятельства требуют неотложных
мер по спасению населения, в связи с чем чрезвычайное положение может быть
введено немедленно и без предупреждения.
     Срок действия чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации
не может превышать 30 дней, а на части территории Федерации - не более 60
дней. По истечении этого срока оно отменяется или продлевается на тот же срок.
Если устранены обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного
положения, оно может быть отменено ранее указанного срока.
     На территории, где введено чрезвычайное положение, могут вводиться особые
формы управления в соответствии с Законом от 17 мая 1991 г. Государственные
органы, осуществляющие управление в условиях чрезвычайного положения, могут
наделяться чрезвычайными полномочиями для принятия мер, необходимых для скорейшей
нормализации обстановки, восстановления правопорядка и законности и ликвидации
угрозы безопасности граждан.
     Для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение
чрезвычайного положения, а также в случае ненадлежащего осуществления своих
функций органами государственной власти на территории, где введено чрезвычайное
положение, могут быть образованы специальные временные органы. Им могут быть
переданы полностью или частично распорядительные и исполнительные полномочия
территориальных органов государственной власти.
     Для обеспечения общественного порядка, охраны жизни, здоровья, безопасности,
прав и свобод и законных интересов граждан используются силы и средства органов
внутренних дел территории, на которой объявлено чрезвычайное положение.
     В исключительных случаях при введении чрезвычайного положения в связи
со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, крупными авариями Закон
от 17 мая 1991 г. допускает использование вооруженных сил.
     На период чрезвычайного положения могут устанавливаться следующие ограничительные
меры:
     особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения
по территории, на которой введено чрезвычайное положение; усиление охраны
общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;
запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций,
а также иных массовых мероприятий;
     запрещение забастовок; ограничение движения транспортных средств и их
досмотр.
     В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, связанным с
противоправной деятельностью, дополнительно могут вводиться, в частности,
следующие меры:
     комендантский час, т.е. запрет находиться на улицах и в иных общественных
местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность,
в установленное время суток;
     приостановление, после соответствующего предупреждения, деятельности
политических партий и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки;
     проверка документов в местах скопления граждан, а в исключительных случаях,
при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, - личный досмотр, досмотр
вещей, жилища и транспортных средств;
     ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных
напитков; в исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан
огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ,
а у предприятий, учреждений и организаций также учебной техники и радиоактивных
веществ.
     Названный Закон содержит также перечень дополнительных мер, применение
которых допускается в случае введения чрезвычайного положения в связи со стихийными
явлениями природы и катастрофами. Применение их возможно при учете того, что
в соответствии с п."з" ст. 72 Конституции Российской Федерации "осуществление
мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация
их последствий" находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации.
     Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой
изменение установленных законом полномочий органов государственной власти
и управления, прав общественных организаций, а также прав, свобод и обязанностей
граждан, должны осуществляться в тех пределах, в которых это требуется остротой
положения. Порядок и условия применения силы, специальных средств и оружия,
состоящих на вооружении органов внутренних дел, регулируются законами Российской
Федерации и не подлежат изменению в условиях чрезвычайного положения.
     Закон Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. "О внутренних войсках
Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ВВС РФ, 1992, N 42, ст.
2334) содержит ряд указаний, касающихся введения чрезвычайного положения.
Так, ст. 18 Закона содержит норму, в соответствии с которой на специальные
моторизованные воинские части, соединения и воинские части оперативного назначения
возложено оказание содействия органам внутренних дел в принятии неотложных
мер по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечении
охраны общественного порядка при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных
бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах, а также в обеспечении режима
чрезвычайного положения.
     В ст. 27 Закона от 17 мая 1991 г. установлено, что введение чрезвычайного
положения не может служить основанием для пыток, жестокого, бесчеловечного
или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, для каких-либо
ограничений права на жизнь, на свободу мысли, совести, религии в понимании
этих прав и свобод, принятом в Международном Пакте о гражданских и политических
правах и не противоречащих им законах Российской Федерации. Равным образом
недопустимо придание обратной силы уголовному закону, устанавливающему наказуемость
деяния или усиливающему наказание.
     Закон от 17 мая 1991 г. содержит также нормы об ответственности граждан
за нарушение требований режима чрезвычайного положения. Ряд вопросов, имеющих
значение для понимания проблем, касающихся режима чрезвычайного положения
и его отличия от других экстраординарных ситуаций, разрешен в постановлении
Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 г. по делу о проверке
конституционности ряда правовых актов, принятых в связи с урегулированием
вооруженного конфликта в Чеченской Республике (ВКС, 1995, N 5, с. 3-18).

     3. Часть 3 комментируемой статьи приводит большой перечень закрепленных
в Конституции Российской Федерации прав и свобод, которые не подлежат ограничению
и в условиях чрезвычайного положения. Этот перечень гораздо шире тех отдельных
прав, о которых говорится в Законе от 17 мая 1991 г. Приведенный в ст. 27
этого Закона перечень не содержит, например, указания на неприкосновенность
частной жизни, личной и семейной тайны, защиты своей чести и доброго имени,
недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации
о частной жизни без согласия лица, на право заниматься предпринимательской
и иной не запрещенной законом экономической деятельностью, право на жилище,
право на судебную защиту, получение квалифицированной юридической помощи и
др. Поэтому перечень, приведенный в ч. 3 ст. 56, должен применяться непосредственно.
     В то же время гарантии в отношении некоторых прав, упомянутых в комментируемой
норме, конкретизированы применительно к условиям чрезвычайного положения.
     Так, в ч. 3 комментируемой статьи указывается, что не подлежит ограничению
право на жизнь и что смертная казнь может применяться лишь за особо тяжкие
преступления против жизни. В ст. 36 Закона от 17 мая 1991 г. установлено,
что приговоры о применении смертной казни, вынесенные за преступления, совершенные
в период действия чрезвычайного положения, не приводятся в исполнение в течение
всего времени чрезвычайного положения и тридцати суток после его прекращения
или отмены. Это дает возможность осужденному воспользоваться установленными
ст. 50 Конституции правами на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке,
установленном федеральным законом, а также просить о помиловании или смягчении
наказания.
     В Законе от 17 мая 1991 г. содержится и ряд других гарантий от необоснованного
применения ограничений прав и свобод. Так, в нем указывается, что правосудие
на территории, где введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом.
Учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов запрещается. Все судопроизводство
во всех судах ведется в соответствии с действовавшими на момент введения чрезвычайного
положения законами Российской Федерации. Использование любых видов и форм
ускоренного или чрезвычайного судопроизводства запрещается.
     Точно так же прокуратура на территории, где введено чрезвычайное положение,
осуществляет свою деятельность в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
     В ст. 33 упомянутого Закона введено правило, в соответствии с которым
неправомерное применение силы сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими,
превышение служебных полномочий, включая нарушение гарантий прав граждан,
установленных этим Законом, влечет за собой ответственность согласно закону.

0

6

Статья 56

     1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан
и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным
законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием
пределов и срока их действия.
     2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в
ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке,
установленных федеральным конституционным законом.
     3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями
20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции
Российской Федерации.

     Комментарий к статье 56

     Чрезвычайное положение, вводимое в соответствии с федеральным конституционным
законом на всей либо на части территории Российской Федерации, означает особый
правовой режим деятельности органов государственной власти и органов местного
самоуправления, предприятий, учреждений и организаций.
     Во время чрезвычайного положения устанавливаются отдельные ограничения
прав и свобод граждан, иностранцев и лиц без гражданства, прав юридических
лиц и организаций, а также возлагаются на них дополнительные обязанности.
     Чрезвычайное положение является временной мерой и может вводиться для
скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка,
устранения угрозы безопасности граждан и оказания им необходимой помощи.
     Согласно ч. 2 статьи чрезвычайное положение может вводиться при наличии
обстоятельств, представляющих собой реальную чрезвычайную и неизбежную угрозу
безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, устранение
которой невозможно без применения чрезвычайных мер.
     В ч. 3 перечислены права и свободы, действие которых не приостанавливается
и в условиях чрезвычайного положения. Недопустимо вводить принудительный труд,
ограничивать свободу совести, свободу вероисповедания, отказывать в получении
юридической помощи, лишать права на судебную защиту, нарушать право каждого
на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или
бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, применять
пытки.
     В Российской Федерации уже действует федеральный Закон о чрезвычайном
положении от 17 мая 1991 г. <65>. Статья 4 Закона определила, что основаниями
введения чрезвычайного положения могут быть:
     а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые
беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада
отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной
деятельности государственных институтов;
     б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие
под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных
и восстановительных работ.
     Действие этого Закона необходимо оценивать в тесной связи с требованиями
ч. 2 раздела второго "Заключительные и переходные положения" и ст. 56, 71,
72, 88, 102 Конституции.
     Статья 9 Закона устанавливает, что в обстоятельствах, требующих неотложных
мер по спасению населения, чрезвычайное положение может быть введено немедленно
и без предупреждения.
     В указе о введении чрезвычайного положения должны быть приведены:
     а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного
положения;
     б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;
     в) перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных
ограничений прав и свобод граждан;
     г) государственные органы, ответственные за осуществление мер чрезвычайного
положения, и точные пределы чрезвычайных полномочий этих органов;
     д) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
     е) время вступления в силу указа, а также точный срок, на который вводится
чрезвычайное положение.
     Указ о введении чрезвычайного положения доводится до сведения населения
через средства массовой информации не позднее чем за 6 часов до вступления
его в силу, за исключением случаев, указанных в ст. 9 настоящего Закона.
     На период чрезвычайного положения могут устанавливаться следующие меры,
включая исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан:
     а) особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения
по территории, на которой введено чрезвычайное положение;
     б) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность
населения;
     в) запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций,
а также иных массовых мероприятий;
     г) запрещение забастовок;
     д) ограничение движения транспортных средств и их досмотр.
     В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в
п. "а" ст. 4 Закона и перечисленным выше, дополнительно могут вводиться следующие
меры:
     а) комендантский час, т. е. запрет находиться на улицах и в иных общественных
местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность,
в установленное время суток;
     б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем
введения предварительной цензуры; допускается временный арест печатной продукции
до отмены чрезвычайного положения, а также временное изъятие, звукоусиливающих
технических средств и множительной аппаратуры;
     в) приостановление, после соответствующего предупреждения, деятельности
политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих
нормализации обстановки;
     г) проверка документов в местах скопления граждан, а в исключительных
случаях - при имеющихся данных о наличии у граждан оружия - личный досмотр,
досмотр вещей, жилища и транспортных средств;
     д) ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных
напитков; в исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан
огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ,
а у предприятий, учреждений и организаций - также и учебной военной техники
и радиоактивных веществ;
     е) выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями
данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории,
на которой введено чрезвычайное положение, за их счет.
     Статья 13 Закона установила срок действия чрезвычайного положения. На
всей территории Российской Федерации оно может быть введено не более чем на
30 дней, на части территории Федерации - 60 дней. По истечении этого срока
чрезвычайное положение отменяется или продлевается на такой же срок.
     Для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение
чрезвычайного положения, а также в случае ненадлежащего осуществления своих
функций органами государственной власти и управления территории, на которой
введено чрезвычайное положение, могут быть образованы специальные временные
органы. Этим органам могут быть переданы полностью и частично распорядительные
и исполнительные полномочия органов государственной власти и управления.
     Закон от 17 мая 1991 г. устанавливает, что меры, применяемые в условиях
чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение установленных законом
полномочий органов государственной власти и управления, прав общественных
организаций, а также прав, свобод и обязанностей граждан, должны осуществляться
в тех пределах, в которых это обусловлено остротой создавшегося положения.
     В ст. 27 Закона говорится, что введение чрезвычайного положения не может
служить основанием для применения пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего
человеческое достоинство обращения или наказания, для каких-либо ограничений
права на жизнь, на свободу мысли, совести, религии, как это предусмотрено
в Международном пакте о гражданских и политических правах и российских законах.
Равным образом недопустимо применение обратной силы уголовного закона, устанавливающего
наказуемость деяния или усиливающего наказание.
     Неправомочное применение силы сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими,
превышение должностными лицами служебных полномочий, включая нарушение гарантий
прав граждан, установленных законом, влечет за собой ответственность согласно
действующему законодательству Российской Федерации.

0

7

На сегодняшний день не найдены дополнительные материалы к статье 56 Конституции Российской Федерации. При наличии дополнительных материалов к статье 56 Конституции РФ прошу регистрироваться на форуме сайта и предлагать материалы для размещения администратору форума. Таким образом есть шанс собрать наиболее полную и полезную каждому правовую базу по каждой статье Конституции РФ. Всем спасибо.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 56