narcorik.ru



САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 33


ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 33

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Конституция РФ
Раздел I
Глава 2 Права и свободы человека и гражданина
Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

2

Статья 33

1. Обращения граждан имеют значение как способ укрепления связей государственного аппарата с населением, источник информации, который необходим для решения вопросов общественной жизни. Конституционно закрепленное право граждан на коллективные обращения является важным средством защиты прав, свобод граждан. Впервые в Основном Законе это право было закреплено в Конституции СССР 1977 г., а также в Конституции РСФСР 1978 г.

2. На законодательном уровне это право закрепляется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации". Он предусматривает, что в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Также может быть оставлено без ответа обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

3. Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают по общественной направленности. Они различаются по своей юридической направленности и влекут разные правовые последствия. Термин "обращение" носит собирательный характер. В обращениях граждан могут содержаться жалоба в связи с тем или иным нарушением их прав, инициативное предложение, заявление и пр. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" дает определения понятий "жалоба", "предложение", "заявление". Предложение - это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

4. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" закреплено право граждан на коллективные обращения, когда затрагиваются законные интересы группы лиц. Данным законом предусмотрено право граждан осуществлять обращения в письменной и устной форме, а за соответствующими лицами закреплена обязанность эти обращения принимать в установленные порядки и сроки. Как уже было указано выше, заявления граждан решаются в срок до одного месяца со дня его поступления, однако в исключительных случаях возможно продление срока рассмотрения обращения, но не более чем на 30 дней и с обязательным уведомлением об этом гражданина, направившего обращение. Обращение направляется непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

5. В отличие от предложений жалобы подаются в инстанции, вышестоящие по отношению к тем, действия которых обжалуются. Закон запрещает направлять жалобы граждан тем органам, на действия которых направлена эта жалоба. В случае, если невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

6. Наряду с административным порядком рассмотрения жалоб на незаконные действия должностных лиц и органов государства существует судебный порядок обжалования таких действий. В частности, за гражданами РФ Закон закрепляет право непосредственного обращения в судебные органы на незаконные действия. Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы. Судебный порядок рассмотрения петиций регулируется Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

7. Что же касается действий, которые могут быть обжалованы в суд, то их перечень закреплен в статье 2 Закона 1993 г. К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых:

1) нарушены права и свободы гражданина;

2) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

3) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или

4) он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Если гражданин не согласен с решением суда, он может обжаловать его в вышестоящую инстанцию.

0

3

Статья 33

Закрепленное в настоящей статье право граждан Российской Федерации является важным средством осуществления и защиты конституционных и других прав и свобод граждан, укрепления связей государственного аппарата с населением, одной из форм участия граждан в управлении делами государства, существенным источником информации при решении вопросов государственного и социально-культурного строительства и иных вопросов деятельности государства и общества.

В праве на обращение проявляется возможность удовлетворения личных, государственных и общественных интересов. Обращения граждан способствуют усилению контроля народа за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, борьбе с бюрократизмом, волокитой и другими недостатками в их работе.

Праву граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления соответствует обязанность этих органов, а также должностных лиц, которым они направлены, внимательно, в установленном порядке и сроки рассмотреть обращения и принять по ним законные и обоснованные решения.

Раскрытие содержания правоотношений, связанных с предоставлением гражданину закрепленного за ним действующей Конституцией права на обращение, требовало принятия посвященного этому федерального закона. Однако его разработка затянулась на долгие годы, и на территории России продолжал действовать Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", в ред. от 4 марта 1980 г., от 2 февраля 1988 г. (Ведомости СССР. 1968. N 17. ст. 144; 1980. N 11. ст. 192; 1988. N 6. ст. 94) в той мере, в какой его положения не противоречили Конституции РФ.

2 мая 2006 г. принят ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который вступил в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования в "Российской газете" 5 мая 2006 г. (также СЗ РФ. 2006. N 19. ст. 2060).

Сферой регулирования данного ФЗ являются правоотношения, связанные с реализацией гражданином России конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан этими органами и должностными лицами. Порядок рассмотрения обращений граждан распространяется и на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором РФ или федеральным законом, что вполне соответствует принципу, закрепленному в ч. 3 ст. 62 Конституции, о правах и обязанностях иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Отметим также, что вопросу рассмотрения коллективных обращений граждан уделено внимание и в ФЗ от 19 июня 2004 г. "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". В его ст. 18 установлено, что органы государственной власти или органы местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия, обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством РФ, сообщить о принятых решениях организатору публичного мероприятия.

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. установил, что порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами или иными федеральными законами.

Законы и иные правовые акты субъектов РФ могут устанавливать положения, направленные на защиту прав граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные указанным ФЗ. Отсюда вытекает, что никакие ограничения в реализации права граждан на обращение субъекты Федерации устанавливать не вправе.

Что же касается иного порядка рассмотрения обращений, то он установлен рядом федеральных законов. Так, порядок подачи и рассмотрения жалоб и других видов обращений, связанных с осуществлением правосудия по гражданским, арбитражным и уголовным делам, определяется соответственно гражданским процессуальным, арбитражно-процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством. Особенности подачи и рассмотрения жалоб по делам об административных правонарушениях регламентированы КоАП.

Требования, предъявляемые к жалобе, направляемой в Конституционный Суд, определены в ч. 4 ст. 125 Конституции и ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ст. 3, 36-39, 96-97). Этим же ФКЗ установлен и порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных жалоб. С требованием проверить конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, могут обратиться отдельные граждане, группы граждан, общественные объединения по вопросам, затрагивающим интересы входящих в них членов.

Поскольку в соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений нарушающих права и свободы граждан" (в ред. ФЗ от 14 декабря 1995 г.) гражданин до обращения с жалобой в суд на действия (решения), нарушающие его права и свободы, вправе обратиться с такой жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему, возникает вопрос, распространяются ли положения ФЗ от 2 мая 2006 г. на данные обращения и в какой мере.

Представляется, что при учете особенностей Закона от 27 апреля 1993 г. на этот вопрос следует ответить положительно, так как в этом Законе в должной мере не урегулирован порядок подачи и рассмотрения жалоб. Сказано лишь, что вышестоящий в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок.

Между тем наличие точно определенного порядка подачи и рассмотрения жалоб непосредственно в законе бесспорно важно для обеспечения и защиты прав граждан не только в суде, но и в других властных структурах, решения возникших вопросов, не прибегая к помощи суда, что обременено дополнительными требованиями и большими временными затратами.

В ФЗ от 2 мая 2006 г. раскрывается содержание применяемых им основных терминов, а именно:

обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

В Законе указывается, что граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно, а рассмотрение обращений осуществляется бесплатно. Первое указывает на недопустимость манипулировать правом гражданина, а последнее существенным образом отличает такие обращения от, например, подаваемых исковых требований в суд. Ясно, что это является существенным обстоятельством, облегчающим устранение допущенных нарушений и восстановление прав граждан.

Право гражданина подавать жалобу не ограничивается возможностью направить ее в упомянутые органы либо должностному лицу и требовать своевременного рассмотрения. Закон наделяет гражданина определенными правами и при ее рассмотрении.

В числе этих прав: представление дополнительных документов и материалов либо обращение с просьбой об их истребовании; право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Под иной охраняемой федеральным законом тайной имеется, в частности, в виду коммерческая тайна, тайна усыновления (удочерения), запрет на разглашение которой установлен статьей 139 Семейного кодекса, что влечет уголовную ответственность по ст. 155 УК. Несомненно, и в данном случае охране подлежат и конституционные права на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, тайна переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции).

Гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; в то же время гражданину предоставлено право обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения. Предоставлено также право обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Закон содержит требования, предъявляемые к письменному обращению. В нем гражданин в обязательном порядке должен указать либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, и, конечно, должны быть изложены суть предложения, заявления или жалобы, обоснование. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим ФЗ.

Закон (ст. 6) устанавливает запрет преследования гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих или других лиц прав, свобод и законных интересов. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Ряд требований Закон предъявляет к направлению и регистрации письменного обращения (ст. 8). В ч. 3-5 ст. 8 есть указания, касающиеся неподведомственных обращений. Учитывая принципиальный характер этих норм, приводится их текст.

"Если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных органов или должностного лица, оно направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

В случае если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения".

Не вызывает сомнений, что принятие приведенных норм ФЗ имело целью помочь гражданину в решении без всяких проволочек поставленных в обращении вопросов. Это подчеркивается предоставлением органу или должностному лицу, направившим обращение в орган, компетентный рассмотреть его, права запрашивать о результатах рассмотрения обращения.

Вместе с тем категоричность требований настораживает и вызывает определенные сомнения. Учтено ли, что требования адресованы огромному количеству должностных лиц и других специалистов, работающих в многочисленных государственных органах и органах местного самоуправления? Знают ли и могут ли они знать подведомственность всех органов государства, которым придется направлять обращение? Известно, что даже опытные юристы нередко затрудняются разграничить полномочия судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Трудности в определении органа, которому подведомственна та или иная жалоба, связаны и с частыми изменениями полномочий различных органов.

Правильное решение данной проблемы требует по крайней мере оперативного изучения практики применения упомянутых норм ст. 8 Закона и на этой основе при необходимости внесения коррективов в упомянутые положения статьи. Кроме того, уже сейчас по возможности требуется как можно полнее информировать заинтересованные органы о полномочиях существующих государственных органов и органов местного самоуправления.

Что же касается права органа или должностного лица при переадресации обращения запрашивать в случае необходимости о результатах его рассмотрения, то это может быть фактором более внимательного отношения к обращению, а в ряде случаев представлять интерес и для деятельности органа, направившего обращение по подведомственности.

Закон запрещает направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Если направление такой жалобы органу или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов, невозможно, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие (бездействие) в суд.

Обращение, поступившее в орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости обращение может быть рассмотрено с выездом на место. Это, например, может быть вызвано просьбой заявителя проверить достоверность указанных им в жалобе фактов. При хорошей подготовке рассмотрения обращения с выездом на место это может быть полезно и с точки зрения воспитательного воздействия на присутствующих.

Значительное место в Законе занимают положения, непосредственно относящиеся к рассмотрению обращений, принятию мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан. В числе таких мер указывается на обязанность упомянутых органов и должностного лица обеспечивать объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение. Для этой цели могут быть, в частности, запрошены необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия. По направленному запросу в течение 15 дней должны быть предоставлены такие документы и материалы, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну или иную охраняемую законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

Если обращение поступило по информационным системам общего пользования, ответ дается по почтовому адресу, указанному в обращении.

Ряд положений Закона посвящен особым случаям, связанным с отдельными обращениями. Это касается, например, обращения, в котором обжалуется судебное решение. Такое обращение подлежит возвращению заявителю, но с обязательным разъяснением порядка обжалования данного судебного решения. Такое требование предполагает необходимость исключить формальный подход к обращениям граждан, помочь им в решении беспокоящего их вопроса.

Если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

Одной из новелл для российского законодательства является положение, содержащееся в ч. 5 ст. 11 Закона. Ее содержание таково:

"В случае если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение".

Судя по содержанию нормы, она направлена на борьбу с сутяжничеством и волокитой, т.е. с явлениями бесспорно негативными. Однако при конструировании упомянутой нормы законодатель без достаточных оснований исходит из презумпции компетентности и добросовестности должностного лица, рассмотревшего жалобу или другое обращение, и недобросовестности гражданина, направившего обращение. Представляется, что в приведенном случае решение о прекращении переписки с гражданином должен принимать не исполнитель, если он и должностное лицо, а вышестоящее должностное лицо либо руководитель органа государственной власти или органа местного самоуправления либо его заместитель. Естественно, что такому решению должно предшествовать тщательное изучение доводов и обстоятельств, приведенных в обращении, и сопоставление их с данными ответами.

В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений. Если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, и, естественно, его обращение должно быть рассмотрено в установленном законом порядке.

В Законе предусмотрен единый срок рассмотрения обращения для всех видов письменного обращения в государственные органы, органы местного самоуправления или к должностному лицу - 30 дней со дня регистрации обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса о высылке из других государственных органов, органов местного самоуправления или находящихся у должностных лиц документов и материалов срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение. Это право предоставлено руководителю государственного органа или органа местного самоуправления, должностному лицу и уполномоченному на то лицу.

Под исключительными случаями, о которых сказано выше, можно, например, понимать большой и разнообразный круг вопросов, поставленных в обращении, их сложность, множество законодательных и других нормативных актов, подлежащих изучению и анализу для дачи ответа, и другие подобные причины, которые могут быть учтены при принятии решения о продлении срока рассмотрения обращения.

Значительное место в Законе занимают положения, регулирующие личный прием граждан руководителями государственных органов, органов местного самоуправления и уполномоченными на то лицами. Закон требует, чтобы информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводилась до сведения граждан. Можно заметить, что в Законе некоторые положения о праве граждан обращаться лично в государственные органы и органы местного самоуправления реализуются в меньшей мере, чем те, которым были изложены в названном выше Указе Президиума Верховного Совета СССР. В нем руководителям государственных органов было предписано в обязательном порядке проводить личный прием граждан в удобное для них время, в необходимых случаях - в вечерние часы, по месту работы и жительства. В названном Законе такого категорического требования ведения приема граждан не высказано. Этот пробел может быть восполнен субъектами Федерации.

В то же время регламентация личного приема граждан в Законе довольно подробная, и ряд норм являются совершенно новыми. Это, например, указание на обязанность гражданина на личном приеме предъявить документ, удостоверяющий его личность, обязанность занесения на карточку личного приема гражданина содержания его устного обращения, дача заявителю письменного ответа на поставленные в обращении вопросы. Исключением из этого правила является случай, когда изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют проверки. Однако ограничиться устным ответом можно лишь при согласии гражданина.

Если в ходе личного приема принято письменное обращение, оно регистрируется и рассматривается в порядке, установленном Законом для рассмотрения таких обращений.

В случае если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в полномочия органа или должностного лица, гражданину разъясняется, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Прием граждан должен играть важную роль в исполнении лежащих на государственных органах, органах местного самоуправления и должностных лицах в пределах их компетенции обязанностей анализировать содержание поступающих обращений, выявлять и устранять причины нарушения прав, свобод и интересов граждан. В результате общения с гражданами на личном приеме такая работа может проводиться целенаправленно и особенно эффективно.

Совершенно новой нормой в российском законодательстве об обращениях граждан, включая его советский период, является имеющаяся в настоящем Законе норма о праве граждан на возмещение причиненных убытков и компенсацию морального вреда, причиненного незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения по решению суда (ст. 16).

Хотя это частный случай, подпадающий под действие общих норм гражданского законодательства (ст. 12, 151, 1099-1101 ГК), включение их в данный Закон имеет принципиальное значение с точки зрения обеспечения права граждан на обращение, повышения ответственности органов и должностных лиц, рассматривающих эти обращения.

В случае если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда. Этот случай является исключением из упомянутого выше правила о том, что рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Что касается действий (бездействия), повлекших негативные последствия для гражданина, подавшего обращение, то они могут проявляться во всех отраслях народного хозяйства и различных сферах жизни граждан. Незаконные действия могут заключаться в грубом нарушении сроков рассмотрения обращения, явно необоснованной пересылке обращения в другой орган при наличии полномочий рассмотреть его, применении нормативных актов, не регламентирующих решение поставленного вопроса, и др.

0

4

Статья 33

Закрепленное право является важным средством осуществления и защиты других прав и свобод граждан, укрепления связей населения с государственными и муниципальными органами, участия граждан в управлении делами государства. Обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления способствуют усилению контроля народа над их деятельностью, борьбе с бюрократизмом и коррупцией.

Праву граждан на личное обращение, направление индивидуальных и коллективных обращений соответствует обязанность органов и должностных лиц, которым они направлены, внимательно, в установленном порядке и в установленные сроки рассмотреть их и принять по ним законные и обоснованные решения.

Положения ст. 33 Конституции РФ конкретизируются в федеральном законодательстве. До принятия соответствующего федерального закона на территории Российской Федерации действуют не противоречащие Конституции РФ нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. (с изм. и доп. от 4 марта 1980 г. и 2 февраля 1988 г.) "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан"*(136).

В названном Указе рассматриваются вопросы, относящиеся к рассмотрению обращений граждан.

Указ выделяет три вида обращений: предложение, заявление и жалобу.

Предложение обычно не связано с конкретным нарушением прав граждан и содержит постановку вопроса о совершенствовании работы государственного аппарата, различных отраслей народного хозяйства, отдельных его участков, сфер деятельности, о путях решения конкретных проблем и задач. Такие предложения должны изучаться, анализироваться, обобщаться и при необходимости претворяться в жизнь. Сказанное в полной мере касается и предложений о совершенствовании законодательства и других нормативных актов.

Заявление - документ, в котором лицо обращается с просьбой к государственному органу, органу местного самоуправления, общественному объединению, должностным лицам, государственным служащим о реализации принадлежащего ему права, закрепленного в Конституции РФ, законодательстве, подзаконных нормативных или индивидуальных актах.

Жалоба - документ, в котором содержится требование устранить допущенное нарушение субъективных прав и свобод граждан в результате принятия решения или совершения действий (бездействия) государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными служащими, общественными объединениями. Жалоба - важное средство защиты и восстановления нарушенных прав и интересов.

Право направлять любое из указанных обращений имеют отдельные лица, группы лиц, имеющих общие интересы, общественные объединения - по вопросам, затрагивающим интересы входящих в них членов.

Обращения могут быть как письменными, так и устными. Однако, как правило, они подаются в письменной форме. При этом Указ требует, чтобы письменное обращение гражданина было им подписано с указанием фамилии, имени, отчества заявителя, а также данных о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

В отношении жалоб по делам, связанным с осуществлением правосудия по гражданским, арбитражным и уголовным делам, а также по делам, рассматриваемым по правилам конституционного судопроизводства, действует специальное законодательство. Так, особенности подачи и рассмотрения жалоб по делам об административных правонарушениях регламентированы в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Свои особенности имеет порядок разрешения жалоб, установленный в гражданском и уголовном процессуальном законодательстве. Конституционный Суд РФ рассматривает индивидуальные и коллективные жалобы в соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции РФ и п. 3 ч. 1 ст. 3, ст. 96-100 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

0

5

Статья 33

     Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы
местного самоуправления.

     Комментарий к статье 33

     Закрепленное в комментируемой норме право является важным средством осуществления
и защиты других прав и свобод граждан, укрепления связей населения с государственным
аппаратом, участия граждан в управлении делами государства. Обращения граждан
в государственные органы и органы местного самоуправления способствуют усилению
контроля народа за их деятельностью, борьбе с волокитой и бюрократизмом.
     Праву граждан на личное обращение, направление индивидуальных и коллективных
обращений соответствует обязанность органов и должностных лиц, которым они
направлены, внимательно, в установленном порядке и в установленные сроки рассмотреть
их и принять по ним законные и обоснованные решения.
     Положения комментируемой статьи должны быть конкретизированы в федеральном
и другом законодательстве. Однако пока это не сделано, и впредь до принятия
соответствующего федерального закона на территории Российской Федерации продолжают
действовать не противоречащие Конституции нормы Указа Президиума Верховного
Совета СССР от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений
и жалоб граждан" в редакции от 4 марта 1980 г. (ВВС СССР, 1980, N 11, ст.
192). В Указ 2 февраля 1988 года были внесены дополнения.
     В названном Указе рассматриваются вопросы, относящиеся как к приему граждан,
так и рассмотрению обращений.
     Применительно к приему граждан указывается, что руководители и другие
должностные лица государственных органов, предприятий, учреждений и организаций
обязаны проводить личный прием граждан, проводить его в установленные и доведенные
до сведения граждан дни и часы, в удобное для них время, в необходимых случаях
- в вечерние часы, по месту работы и жительства.
     В Указе выделяются 3 вида обращений: "предложение", "заявление" и "жалоба".
Предложения обычно не связаны с конкретным нарушением прав граждан и содержат
постановку вопроса о совершенствовании работы государственного аппарата, различных
отраслей народного хозяйства, отдельных его участков, сфер деятельности, о
путях решения конкретных проблем и задач. Такие предложения должны изучаться,
анализироваться, обобщаться и при необходимости претворяться в жизнь.
     Заявление - документ, в котором лицо обращается с просьбой к государственному
органу, органу местного самоуправления, общественному объединению, должностным
лицам, государственным служащим о реализации принадлежащего ему права, закрепленного
в Конституции, законодательстве, подзаконных нормативных или индивидуальных
актах.
     Жалоба - всегда документ, в котором содержится требование устранить допущенное
нарушение субъективных прав и свобод граждан в результате принятия решения
или совершения действий (бездействия) государственными органами, органами
местного самоуправления, должностными лицами, государственными служащими,
общественными объединениями. Жалоба - важное средство защиты и восстановления
нарушенных прав и интересов.
     Право направлять любое из указанных обращений имеют отдельные лица, группы
лиц, имеющих общие интересы, общественные объединения - по вопросам, затрагивающим
интересы входящих в них членов.
     Обращения могут быть как письменными, так и устными. Однако, как правило,
они подаются в письменной форме. И это естественно, ибо без письменно зафиксированных
требований заявителя, приведенных аргументов, соответствующих документов нередко
бывает сложно, а иногда и невозможно принять правильное решение, а затем проверить
обоснованность этого решения. При этом Указ требует, чтобы письменное обращение
гражданина было им подписано с указанием фамилии, имени, отчества заявителя,
а также данных о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее
этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
     Предложения и заявления подаются гражданами в те органы и тем должностным
лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса.
Жалобы на решения и действия подаются в те органы и тем должностным лицам,
которым непосредственно подчинены органы и лица, решения или действия которых
обжалуются. По выбору гражданина жалоба может быть подана в суд сразу же после
отказа в удовлетворении его требования органом или лицом, к которому он обратился,
либо после отказа ему в удовлетворении жалобы вышестоящим органом или должностным
лицом. Это правило содержится в Законе Российской Федерации от 27 апреля 1993
года "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы
граждан" (см. комментарий к ст. 46).
     Предложения граждан рассматриваются в срок до 1 месяца, за исключением
тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается
лицу, внесшему предложение. Заявления и жалобы разрешаются в срок до 1 месяца
со дня поступления в орган или лицу, обязанным разрешить их по существу, а
не требующие дополнительного изучения и проверки безотлагательно, но не позднее
15 дней.
     В тех случаях, когда для изучения заявления или жалобы необходимо проведение
специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие
других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения
продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа,
предприятия, учреждения и организации, но не более чем на 1 месяц с сообщением
об этом заявителю.
     В тех случаях, когда обращение не относится к полномочиям органов и лиц,
к которым оно поступило, оно направляется в 5-дневный срок по принадлежности
с извещением об этом заявителя, а при личном приеме ему должно быть разъяснено,
куда следует обратиться. Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения
в те органы или тем должностным лицам, решения и действия которых обжалуются.
     Наряду с нормами, относящимися к порядку рассмотрения обращений, Указ
от 12 апреля 1968 г. (в редакции от 4 марта 1980 г.), содержит требование
к государственным и общественным органам, предприятиям, учреждениям, организациям,
их руководителям, другим должностным лицам систематически анализировать и
обобщать предложения, заявления, жалобы, содержащиеся в них критические замечания
с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения
прав и охраняемых законом интересов граждан, совершенствования работы государственных
органов, предприятий, учреждений и организаций.
     В отношении жалоб по делам, связанным с осуществлением правосудия по
гражданским, арбитражным и уголовным делам, а также по делам, рассматриваемым
по правилам конституционного судопроизводства, действует специальное законодательство.
     Так, особенности подачи и рассмотрения жалоб по делам об административных
правонарушениях регламентированы в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях.
Свои особенности имеет порядок разрешения жалоб, установленный в гражданском
и уголовном процессуальном законодательстве. Конституционный Суд Российской
Федерации рассматривает индивидуальные и коллективные жалобы, как это установлено
ч. 4 ст. 125 Конституции и п. 3 ч. 1 ст. 3, ст. 96-100 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", на нарушение конституционных
прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном
деле. В этом Законе приводятся реквизиты жалобы, направляемой в Конституционный
Суд, перечень документов, которые должны быть к ней приложены (ст. 37-39,
96 Закона).
     Если жалоба принята к производству Конституционного Суда, заявитель может
на правах стороны участвовать в судебном разбирательстве.

0

6

Статья 33

     Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы
местного самоуправления.

     Комментарий к статье 33

     Право граждан обращаться лично или письменно от своего имени или коллективно
в государственные органы или органы местного самоуправления в силу своей важности
закреплено на конституционном уровне. Значение этого права состоит в возможности
для граждан продолжать воздействие на сформированные ими государственные органы
и органы местного самоуправления. Тем самым обеспечивается обратная связь
власти и граждан, возможность для власти оперативно реагировать на экономические,
социальные, политические потребности общественных объединений, коллективов
и отдельных граждан.
     Содержание обращений может касаться проблем как общих государственных,
так и местного самоуправления, интересов как личных, так и групповых. Возраст
граждан не может влиять на реализацию этого права, несовершеннолетние граждане
также имеют право обращения.
     Реализация рассматриваемого права требует индивидуальной подписи, причем
число подписей не подлежит ограничению. Обращаться могут трудовые коллективы,
организации граждан по партийному признаку, по месту жительства и т. д. Статья
указывает, что право обращений принадлежит гражданам. Вместе с тем в статье
нет запрета для иностранных граждан и лиц без гражданства использовать это
право. Распространенной разновидностью обращений граждан является жалоба.
Закон РФ о внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс
от 28 апреля 1993 г. <36> определил круг вопросов, подлежащих рассмотрению
в суде по жалобам граждан на действия государственных органов, должностных
лиц и общественных организаций. Согласно ст. 239-2 ГПК подлежат судебному
обжалованию действия государственных органов, общественных организаций и должностных
лиц, в результате которых: 1) нарушены права и свободы гражданина; 2) созданы
препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; 3) на гражданина
незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
     В ст. 239-3 ГПК определены основания, по которым не может быть подана
жалоба. Обжалованию не подлежат индивидуальные и нормативные акты, если: 1)
их проверка отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской
Федерации; 2) они касаются обеспечения обороны (оперативного управления войсками,
организации боевого дежурства, обеспечения боевой готовности) и государственной
безопасности Российской Федерации; 3) в отношении их законом предусмотрен
иной порядок обжалования.
     Согласно ст. 239-4 ГПК гражданин или коллектив граждан имеют возможность
выбора: защищать свое право в суде или обратиться в вышестоящий орган, которому
непосредственно подчиняется нарушитель их прав. Выбор второго варианта защиты
права не лишает гражданина или коллектив граждан возможности затем обратиться
в суд. Порядок подачи жалобы также определяется статьей 239-4.
     Реализация права, предусмотренная ст. 33 Конституции, является действенным
способом разрешения конфликтов между органами государственной власти и гражданами,
а также способствует проведению прогрессивных преобразований в обществе.

0

7

На сегодняшний день не найдены дополнительные материалы к статье 33 Конституции Российской Федерации. При наличии дополнительных материалов к статье 33 Конституции РФ прошу регистрироваться на форуме сайта и предлагать материалы для размещения администратору форума. Таким образом есть шанс собрать наиболее полную и полезную каждому правовую базу по каждой статье Конституции РФ. Всем спасибо.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 33