narcorik.ru



САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 31


ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 31

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Конституция РФ
Раздел I
Глава 2 Права и свободы человека и гражданина
Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

2

Статья 31

1. Граждане вправе проводить собрания, демонстрации и митинги, шествия и пикетирование - как выражение своей социальной и политической активности - при условии, что эти движения будут проводиться мирно, без оружия. Данные мероприятия требуют санкционирования властей в отношении их проведения.

2. Свобода манифестаций как важный элемент правового статуса гражданина представляет собой взаимосвязанное с другими правами, свободами и обязанностями граждан субъективное право, имеющее целью воздействовать на государственные и общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и его выражения по разным вопросам общественной жизни, участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных вопросов повседневной жизни.

3. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании" устанавливает, что осуществление этих прав не должно нарушать права и свободы других лиц.

4. На период чрезвычайного положения может быть запрещено проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий в соответствии с ФКЗ от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".

0

3

Статья 31

Содержание рассматриваемой статьи соответствует положениям международных договоров. Так, в ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека установлено, что "каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций", а в ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах "признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц". Статья 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод содержит следующую норму: "Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов".

Закрепленные в ст. 31 Конституции мирные публичные мероприятия, каждое в отдельности или в сочетании друг с другом, предоставляют гражданам широкие возможности для свободного выражения своих мыслей, высказывания и формирования мнений и убеждений, выдвижения требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны. Это значит, что право на проведение публичных мероприятий, ценное само по себе, может в установленном порядке использоваться и фактически используется для обеспечения и защиты конституционных и иных прав и свобод, в частности для обеспечения нормальных условий труда, своевременной выплаты заработной платы, повышения размеров оплаты труда и пенсий, улучшения работы транспорта, коммунальных услуг, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, прекращения в армии неуставных отношений, улучшения работы судов и правоохранительных органов, усиления борьбы с коррупцией и другими подобными негативными явлениями.

Публичные акции дают гражданам возможность принять участие в дискуссиях по актуальным вопросам внутренней и внешней политики, высказать поддержку или, напротив, неприятие решений и действий других государств, различных международных и национальных организаций.

Положения Конституции и международных договоров получили развитие в законодательных и иных актах. Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования" было предусмотрено, что до урегулирования законом порядка организации и проведения митингов, шествий, демонстраций и пикетирования следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Указом Президента РФ предусматривалось также, что до принятия соответствующего закона нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. "О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР" на территории России применяются в части, не противоречащей упомянутой Декларации. В соответствии с этим Указом в Российской Федерации стал действовать уведомительный порядок реализации права на проведение публичных мероприятий, т.е. для их проведения не требовалось специального разрешения властей.

19 июня 2004 г. принят ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в котором, как и в упомянутом Указе Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г., сохранен уведомительный порядок. Сохранены также положения, соответствующие Конституции и нормам международных договоров. Некоторые положения, например определяющие понятия публичных мероприятий, уточнены. Даны нормы, касающиеся разграничения полномочий РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, подробно изложены положения о порядке организации и проведения публичного мероприятия, указаны права и обязанности организатора и участников публичного мероприятия и других органов и лиц, причастных к его проведению.

Установлено, что, кроме настоящего Закона, законодательство о собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях включает в себя иные законодательные акты РФ, относящиеся к обеспечению права на их проведение. Нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения указанных публичных мероприятий, могут издавать Президент, Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, но все они могут это делать лишь в случаях, предусмотренных ФЗ от 19 июня 2004 г.

Отдельно решается вопрос о проведении указанных публичных мероприятий в целях предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума.

В Законе также определено, что проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется ФЗ от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях".

В Законе введено общее понятие публичного мероприятия, а также определяются конкретные его виды:

- публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

- собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

- митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

- демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

- шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

- пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

В Закон включена норма о принципах проведения публичного мероприятия. В качестве таковых Закон рассматривает законность - соблюдение положений Конституции, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов РФ и добровольность участия в публичном мероприятии.

Значительное место в Законе уделено порядку организации и проведения публичного мероприятия. К организации публичного мероприятия, в частности, относятся: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о его проведении в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, а также проведение предварительной агитации. В ее целях могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные законодательством РФ формы агитации.

Уведомлением о проведении публичного мероприятия является документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта РФ или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим ФЗ, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или в орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта РФ.

Важной фигурой публичного мероприятия является организатор. Ими по Закону могут быть один или несколько граждан РФ, политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. В Законе (ст. 5) подробно изложены права и обязанности организатора публичного мероприятия, а также участников мероприятия, каковыми обозначены граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных и религиозных объединений, добровольно участвующих в нем.

Особые условия участия в публичных мероприятиях предусмотрены в отношении военнослужащих. ФЗ от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" (ст. 7) содержит норму, в соответствии с которой "военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части".

Участники публичного мероприятия имеют право обсуждать и принимать решения, участвовать в иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия; использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством РФ; принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные или религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.

Отдельная статья Закона (ст. 8) посвящена месту проведения публичного мероприятия, условиям допустимых ограничений в его проведении. В этой статье сказано, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ с учетом особенностей этих объектов и требований настоящего ФЗ. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника "Москва-Кремль", включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом РФ.

В Законе регламентированы обязанности органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, права и обязанности их уполномоченных представителей, а также уполномоченного представителя органа внутренних дел. Установлено, что орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан, в частности:

1) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении этого мероприятия (а при подаче менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения данного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий его проведения требованиям настоящего Федерального закона;

2) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения данного мероприятия;

3) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении этого мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;

В случае если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях или уголовным законодательством, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированно предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет административную ответственность по ст. 20.2 КоАП.

В указанном Законе (ст. 15) приведены основания и порядок приостановления публичного мероприятия. Принимаемые в этом случае решения зависят от характера нарушения. Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить соответствующее нарушение. В случае невыполнения этого требования уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может быть продолжено. Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается в порядке, предусмотренном статьей 17 названного Закона.

Основанием для прекращения публичного мероприятия является: создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц; совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований названного Закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.

Предусмотренный статьей 17 порядок прекращения публичного мероприятия предусматривает, что в случае принятия решения о его прекращении уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления: 1) дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручение организатору публичного мероприятия; 2) устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия. В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники милиции принимают необходимые меры по его прекращению, действуя при этом в соответствии с законодательством РФ.

Порядок прекращения публичного мероприятия, предусмотренный частью 1 ст. 17 Закона, не применяется в случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий. В этих случаях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

В гл. 3 Закона приведены гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия, одна из них - обеспечение условий для проведения публичного мероприятия. Это сводится к тому, чтобы не мешать проведению такого мероприятии, что адресовано организатору мероприятия должностным лицам и гражданам. Они не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия в выражении своих мнений способом, не нарушающим общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия.

В УК РФ (ст. 149) установлена уголовная ответственность за незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения.

Другое условие касается органа государственной власти или органа местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия. Они обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством РФ, и сообщить о принятых решениях организатору мероприятия.

Поддержание общественного порядка, регулирование дорожного движения, санитарное и медицинское обслуживание в целях обеспечения проведения публичного мероприятия осуществляются на безвозмездной основе.

Граждане, права которых на проведение публичного мероприятия нарушены решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественным объединением, должностным лицом, могут подать жалобу в суд в порядке, установленном законодательством РФ.

0

4

Статья 31

Конституция РФ закрепляет право граждан РФ на проведение публичных мероприятий.

Содержание данной конституционной статьи соответствует положениям международных договоров. Так, в ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека установлено, что "каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций". В статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах записано следующее: "Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц". Согласно ст. 11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, "каждый человек имеет право на свободу мирных собраний".

Закрепленное в Конституции РФ право предоставляет гражданам широкие возможности для выражения и обмена мнениями и убеждениями по самым разнообразным вопросам жизни государства и общества. Публичные мероприятия широко используются гражданами, партиями, общественными движениями, общественными организациями для решения различных проблем. Митинги и пикетирование активно используются профсоюзами и работниками различных отраслей народного хозяйства для предъявления органам государственной власти и местного самоуправления требований, в особенности касающихся улучшения жизненных условий, борьбы с преступностью и др. Публичные мероприятия имеют существенное значение при проведении предвыборных кампаний.

Положения Конституции РФ конкретизируются в текущем законодательстве. До принятия федерального закона порядок реализации права собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование определялся Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования", а также нормативно-правовыми актами субъектов РФ*(125). В Указе Президента РФ было предусмотрено, что до урегулирования законом РФ порядка организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Указом Президента РФ было также предписано, что до принятия соответствующего закона нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. "О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР" на территории России применяются в части, не противоречащей упомянутой Декларации.

В соответствии с Декларацией осуществление указанного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

Правила организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, действовавшие на основе Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г., устанавливали разрешительный порядок проведения публичных мероприятий. Разрешение выдавали исполнительные органы местной власти. Постепенно разрешительный порядок был заменен уведомительным. Указом Президента РФ от 24 мая 1993 г. было утверждено Временное положение о порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города. Данным Положением был установлен уведомительный порядок реализации права на проведение публичных мероприятий, означающий, что для их проведения теперь не требуется специального разрешения властей.

Правительством Москвы 26 января 1999 г. во исполнение Указа Президента РФ было принято постановление "О порядке организации и проведения в городе Москве митингов, демонстраций, уличных шествий, и пикетирования"*(126). В этом постановлении устанавливалось, в частности, что о массовой акции с числом участников свыше 5 тыс. чел. письменно уведомляется Мэр Москвы, до 5 тыс. - префект административного округа, до тысячи человек - глава районной управы. Постановления и распоряжения по уведомлениям принимаются соответственно Правительством Москвы, префектами административных округов и главами районных управ.

Единый уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации был установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"*(127).

Принятию данного Закона предшествовали острые дебаты относительно правовых пределов реализации права на проведение массовых публичных мероприятий. Первоначальный вариант проекта закона, внесенного в Государственную Думу Правительством РФ, с самого начала его рассмотрения вызвал много споров. В частности, представители всех российских партий, кроме "Единой России", выступили против прописанного в законопроекте запрета на проведение акций протеста и митингов рядом с правительственными зданиями и иностранными посольствами. Несмотря на множество замечаний к законопроекту, высказанных депутатами, Государственная Дума приняла его 31 марта 2004 г. в первом чтении. В ответ КПРФ, СПС и "Яблоко" организовали митинги и пикеты с требованием исключить из проекта спорные нормы. Акции протеста, получившие широкий общественный резонанс, прошли, в том числе, рядом с Государственной Думой. Митингующих поддержал Президент РФ В.В. Путин. В своем заключении по поводу законопроекта он отметил, что ряд норм закона нуждается в уточнении с учетом положений международных договоров, в частности ст. 11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и согласовании с нормами законодательства РФ. В результате перечень объектов, рядом с которыми нельзя проводить массовые акции, был сокращен: вместе с промышленными, военными и инфраструктурными объектами в нем остались только здания, прилегающие к резиденциям Президента РФ, и суды. Помимо прочего, в новом Законе подробно описаны правила организации и проведения публичных мероприятий, а также указаны основания, по которым они могут быть приостановлены властями.

0

5

Статья 31

     Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия,
проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

     Комментарий к статье 31

     Закрепленное в комментируемой статье право предоставляет гражданам широкие
возможности для обмена мнениями по самым разным вопросам жизни общества. Публичные
мероприятия широко используются партиями, общественными движениями, общественными
организациями для решения различных проблем. Митинги и пикетирование активно
используются профсоюзами и работниками различных отраслей народного хозяйства
для предъявления требований органам власти, в особенности касающихся улучшения
жизненных условий, борьбы с преступностью и др. Различные публичные мероприятия
имеют существенное значение для проведения предвыборных кампаний.
     Реализация права, закрепленного в комментируемой статье, является одной
из гарантий свободы мысли и слова, выражения мнений и убеждений, получения
и распространения информации, права на создание объединений, на участие в
управлении делами государства. Проведение публичных мероприятий - одно из
средств укрепления связи государственных органов с населением, изучения общественного
мнения.
     Содержание комментируемой статьи соответствует положениям международных
договоров. Так, в ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека установлено,
что "каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций",
а ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах "признается
право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям,
кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы
в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного
порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод
других лиц".
     Положения Конституции должны конкретизироваться в текущем законодательстве.
Однако закона пока нет, и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 25 мая 1992 г. "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий,
демонстраций и пикетирования" (ВВС, 1992, N 22, ст. 1216) предусмотрено, что
до урегулирования Законом Российской Федерации порядка организации и проведения
митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования следует исходить из
положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным
Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.
     В соответствии с этой Декларацией осуществление указанного права не должно
нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права
для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой,
национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.
     Указом предписано, что до принятия соответствующего закона нормы Указа
Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. "О порядке организации
и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР" на
территории Российской Федерации применяются в части, не противоречащей упомянутой
Декларации.
     В Российской Федерации действует уведомительный порядок реализации права
на проведение публичных мероприятий, т.е. для их проведения не требуется специального
разрешения властей. Приведенные термины различных публичных мероприятий означают:
"собрание" - совместное присутствие группы граждан в определенном месте и
в конкретно определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо
проблем или вопросов; "митинг" - массовое собрание граждан для публичного
выражения отношения к решениям и действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической
жизни; "уличное шествие" - организованное массовое движение людей по пешеходной
или проезжей части улицы, проспекта с целью привлечения внимания к каким-либо
проблемам; "демонстрация" - публичное выражение группой людей общественно-политических
настроений с использованием во время шествия плакатов, транспарантов и иных
наглядных средств; "пикетирование" - наглядная демонстрация группой граждан
своих настроений и взглядов без шествия и звукоусиления.
     Митинги, демонстрации, пикетирование нередко сопровождаются предъявлением
различного рода претензий, требований к властям.
     В названном выше Указе от 28 июля 1988 г. предусмотрено, что инициаторами
проведения публичных мероприятий могут быть граждане, достигшие 18-летнего
возраста, уполномоченные общественных организаций и других общественных объединений,
отдельные группы граждан.
     Уведомление в виде письменного заявления подается местной администрации
специально уполномоченным лицом не позднее чем за 10 дней до намеченной даты
проведения публичного мероприятия. В заявлении указываются цель, форма, место
проведения мероприятия или маршруты движения, время начала и окончания, предполагаемое
количество участников, фамилии, имена, отчества уполномоченных, организаторов,
места их жительства и работы, учебы, дата подачи заявления. Не позднее чем
за 5 дней до мероприятия администрация сообщает уполномоченному о принятом
решении.
     Публичное мероприятие должно проводиться в соответствии с целями, указанными
в заявлении, в определенные сроки и в указанном месте.
     При проведении мероприятия его организаторы и участники обязаны соблюдать
законы, общественный порядок. Запрещается иметь при себе оружие, специально
подготовленные предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья
людей и для причинения материального ущерба.
     Государственные органы, общественные объединения, должностные лица, а
также граждане не вправе препятствовать публичным мероприятиям, проводимым
в установленном порядке.
     Проведение публичного мероприятия может быть запрещено, если цель его
проведения противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям или
уставам ее субъектов, а мероприятие угрожает общественному порядку и безопасности
граждан.
     По требованию представителей органов власти публичное мероприятие может
быть прекращено в случаях, если не было подано заявление о его проведении;
если состоялось решение о его запрещении; если нарушен порядок его проведения;
если возникла опасность для жизни и здоровья людей; если нарушен общественный
порядок.
     Ответственность за нарушение порядка организации и проведения публичных
мероприятий наступает в зависимости от характера допущенного нарушения в административном
или уголовном порядке (ст. 166-1 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях
и ст. 200-1 УК РСФСР). Материальный ущерб, причиненный во время мероприятия,
подлежит возмещению в установленном законом порядке. Порядок проведения публичных
мероприятий, как это определено в самом Указе Президиума Верховного Совета
СССР от 28 июля 1988 г., не распространяется на собрания и митинги трудовых
коллективов и общественных объединений, проводимые в соответствии с законодательством,
их уставами и положениями.
     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1992
г. органы внутренних дел обязаны осуществлять мероприятия по охране общественного
порядка при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования,
по предупреждению и пресечению противоправных действий и привлечению виновных
к ответственности (ст. 3).
     Конституционное право граждан участвовать в проведении публичных мероприятий
конкретизируется в ряде нормативных актов, включая издаваемые субъектами Российской
Федерации и органами местного самоуправления. В них учитываются особенности
регионов, возможности тех или иных населенных пунктов в плане проведения массовых
мероприятий.

     Примечание

     Правительством Москвы было принято Постановление о порядке организации
и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования
на улицах, площадях и иных открытых общественных местах г. Москвы от 17 марта
1992 г. N 120 (Вестник мэрии Москвы, 1992, N 7, ст. 38).
     Уведомительный порядок, в соответствии с этим Положением, сопряжен с
выполнением определенных требований как со стороны организаторов массовой
акции, так и органа исполнительной власти.
     Уведомление о проведении митингов и других публичных мероприятий (в Положении
- "массовые акции") подается в органы исполнительной власти уполномоченными
(организаторами) массовых акций, трудовых коллективов предприятий, учреждений
и организаций, общественных организаций (объединений), организаций общественной
самодеятельности и отдельных групп граждан в срок не ранее чем за 15 дней
и не позднее чем за 10 дней до намеченной даты их проведения с представлением
выписки из протокола заседания, на котором принималось решение о проведении
данного мероприятия.
     О массовой акции с числом участников свыше 5 тыс. человек уведомляется
мэрия, до 5 тыс. - префектура административного округа, до 1 тыс. - супрефектура
муниципального округа г. Москвы.
     В Положении содержатся реквизиты уведомления, указывается, что его подписывают
не менее трех уполномоченных (организаторов). Орган исполнительной власти
принимает уведомление и на его копии письменно подтверждает дату и время получения.
     Положение приводит также перечень случаев, когда уведомление о проведении
массовой акции не принимается органом исполнительной власти. К их числу относятся,
в частности, такие случаи: в уведомлении отсутствуют обязательства уполномоченных
(организаторов) обеспечивать соблюдение общественного порядка; они сами или
уполномочившие их организации неоднократно не выполняли взятые обязательства
по ранее проводившимся массовым мероприятиям; акция создает реальную угрозу
нормальному функционированию предприятий, учреждений, организаций; создается
необходимость прекращения работы пассажирского и железнодорожного транспорта
из-за невозможности изменения маршрута его движения.
     Уполномоченные (организаторы) массовой акции не вправе ее проводить,
если уведомление не было подано в срок или не было принято, и обязаны прекратить
ее подготовку.
     Массовые акции проводятся в соответствии с целями, в сроки, указанные
в уведомлении, а также в обусловленных местах (маршрутах).

     Решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений, должностных лиц, ущемляющие право на проведение
публичных мероприятий, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке,
установленном Законом от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий
и решений, ущемляющих права и свободы граждан".
     Закон Российской Федерации "О чрезвычайном положении" от 17 мая 1991
г. (ст. 22) допускает запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий
и демонстраций, а также иных массовых мероприятий на период чрезвычайного
положения.
     Особые условия участия в публичных мероприятиях предусмотрены в отношении
военнослужащих, что соответствует их назначению и роли, которую они выполняют
в государстве. Закон Российской Федерации от 22 января 1993 г. "О статусе
военнослужащих" (ст. 7) содержит норму, в соответствии с которой военнослужащие
вправе во внеслужебное время участвовать в митингах, собраниях, уличных шествиях,
демонстрациях, пикетировании, не преследующих политических целей и не запрещенных
органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления.
В служебное время военнослужащие принимают участие в собраниях и общественных
мероприятиях в порядке, предусмотренном общевоинскими уставами Вооруженных
сил.

0

6

Статья 31

     Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия,
проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

     Комментарий к статье 31

     Право каждого гражданина на мирные публичные мероприятия и встречи является
особым проявлением фундаментального конституционного положения о свободе публичного
изъявления требований и интересов, мысли и слова, необходимой гарантией формирования
демократического гражданского общества. Государства, узурпирующие права граждан,
пытаются порой силой воздействовать на мирные собрания, повлиять на их содержание,
предотвратить, а то и разогнать их, если они посягают на привилегии должностных
лиц. Напротив, правовые государства стремятся гарантировать свободу мирных
собраний, обеспечить общественный порядок при проведении публичных массовых
мероприятий.
     В соответствии с ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека "каждый
человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций". Конкретизация
этого основополагающего положения дается в ст. 21 Международного пакта о гражданских
и политических правах: "Признается право на мирные собрания. Пользование этим
правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии
с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной
или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности
населения или защиты прав и свобод других лиц".
     Практика государств с развитыми институтами гражданского общества выработала
набор приемов и средств, с одной стороны, обеспечивающих свободу проведения
массовых публичных мероприятий как способ демонстрации своей воли и мнений,
а с другой стороны - не допускающих подрыва правовых устоев общества, посягательства
на стабильные, оправдавшие себя цивилизованные принципы развития и человеческого
общежития.
     Согласно Указу Президента РФ о порядке организации и проведения митингов,
уличных шествий, демонстраций и пикетирования от 25 мая 1992 г. N 524 <29>
для обеспечения права граждан на проведение указанных мероприятий надо исходить
из положения Декларации прав и свобод человека и гражданина о праве граждан
собираться свободно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации
и пикетирование при условии предварительного уведомления властей. В соответствии
с Декларацией осуществление указанного права не должно нарушать права и свободы
других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения
конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной
ненависти, пропаганды насилия и войны. До принятия соответствующего российского
закона действуют также нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР о порядке
организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций
в СССР от 28 июля 1988 г. <30> в части, не противоречащей Декларации прав
и свобод человека и гражданина.
     Применяемые нормы союзного законодательства кратко сводятся к следующему:
     - о проведении собрания, митинга, уличного шествия или демонстрации (мероприятия)
делается заявление исполнительной власти; с заявлением могут обращаться достигшие
восемнадцатилетнего возраста уполномоченные трудовых коллективов, органов
кооперативных и иных общественных организаций, органов общественной самодеятельности
и отдельных групп граждан;
     - заявление подается в письменной форме не позднее чем за десять дней
до намечаемой даты проведения мероприятия. В заявлении указываются цель, форма,
место проведения или маршруты движения, время начала и окончания, предполагаемое
количество участников, фамилии, имена, отчества уполномоченных, организаторов,
места их жительства и работы, учебы, дата подачи заявления;
     - исполнительный орган власти рассматривает заявление и сообщает о принятом
решении не позднее чем за пять дней до времени проведения мероприятия. Он
вправе предложить обратившимся с заявлением иные время и место проведения.
Решение может быть обжаловано в вышестоящий исполнительный и распорядительный
орган. Исполнительный орган обеспечивает необходимые условия для проведения
мероприятия;
     - мероприятие должно проводиться в соответствии с целями, указанными
в заявлении, а также в определенные сроки и в обусловленном месте. При проведении
мероприятия организаторы и иные участники обязаны соблюдать законы, общественный
порядок. Участникам запрещается иметь при себе оружие, специально подготовленные
или приспособленные предметы, которые могут быть использованы против жизни
и здоровья людей, для причинения материального ущерба;
     - государственные и общественные организации, должностные лица, граждане
не вправе препятствовать собраниям, митингам, уличным шествиям и демонстрациям,
проводимым с соблюдением установленного порядка;
     - исполнительный орган запрещает мероприятие, если цель его проведения
противоречит Конституции либо угрожает общественному порядку и безопасности
граждан. Мероприятие должно быть прекращено по требованию представителей органов
власти, если не было подано заявление либо состоялось решение о запрещении,
а также при нарушении порядка его проведения, возникновении опасности для
жизни и здоровья граждан, нарушении общественного порядка;
     - лица, нарушившие указанный порядок, привлекаются к административной
или уголовной ответственности. Материальный ущерб, причиненный во время проведения
мероприятия его участниками, подлежит возмещению. Представительные органы
субъектов Федерации и органы местного самоуправления могут дополнительно регламентировать
порядок проведения этих мероприятий с учетом местных условий. Этот порядок
не распространяется на собрания и митинги трудовых коллективов и общественных
объединений, проводимые в соответствии с законодательством, их уставами и
положениями.
     Право граждан мирно собираться конкретизируется в ряде нормативных актов.
Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 1993 г. утверждено Временное
положение о порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о
проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах,
площадях и в иных открытых общественных местах города <31>. Ранее на эту тему
было принято Постановление Правительства Москвы о порядке организации и проведения
митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях
и иных открытых общественных местах г. Москвы от 17 марта 1992 г. ГА 120 <32>.
     На период чрезвычайного положения может осуществляться запрещение проведения
собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых
мероприятий в соответствии со ст. 22 Закона РФ о чрезвычайном положении от
17 мая 1991 г. (см. комментарий к ст. 56) <33>.
     Сравнительно новым для нашего законодательства является понятие пикетирования,
хотя мировая практика освоила его как распространенную форму выражения мнения
небольшой группой людей. Пикетирование может осуществляться не только движущимися
людьми, но и стоящими без движения, держащими в руках и демонстрирующими лозунги,
плакаты, иные предметы, иллюстрирующие их идеи и взгляды. Пикетирование регулируется
в основном теми же нормами и правилами, что и другие указанные выше массовые
мероприятия граждан.

0

7

На сегодняшний день не найдены дополнительные материалы к статье 31 Конституции Российской Федерации. При наличии дополнительных материалов к статье 31 Конституции РФ прошу регистрироваться на форуме сайта и предлагать материалы для размещения администратору форума. Таким образом есть шанс собрать наиболее полную и полезную каждому правовую базу по каждой статье Конституции РФ. Всем спасибо.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 31