narcorik.ru



САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 23


ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 23

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Конституция РФ
Раздел I
Глава 2 Права и свободы человека и гражданина
Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

2

Статья 23

1. Частная жизнь - это те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Это - своеобразный суверенитет личности, означающий неприкосновенность его среды обитания. Презюмируется, что тайна в данном случае вовсе не прикрывает какую-то антиобщественную или противоправную деятельность. Она отражает естественное стремление каждого человека иметь собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от чужих глаз. "Неприкосновенность" и "тайна" - два понятия, характеризующие природу данного института. Следует различать тайны исключительно личные (никому не доверенные) и тайны профессиональные (личные тайны, доверенные представителям различных профессий - врачам, адвокатам, нотариусам, священникам). Субъекты профессиональных тайн несут юридическую или иную (например, религиозную) ответственность за их разглашение. Не всякая личная тайна является семейной. Не все, что человек сообщает врачу, адвокату, нотариусу, является его тайной, однако эти лица обязаны не разглашать любые сообщенные им сведения (например, об обстоятельствах уголовного дела). Вынужденная необходимость разглашения личных и семейных тайн, сведений о частной жизни граждан возникает в трех основных сферах: 1) в области борьбы с преступностью; 2) при защите здоровья граждан;3) в условиях объявления чрезвычайного и военного положения.

2. Субъектом права на неприкосновенность частной жизни, охрану личных и семейных тайн является любой человек, в том числе несовершеннолетний и душевнобольной. Это право может быть на законных основаниях ограничено в отношении лиц, задержанных, арестованных и лишенных свободы, страдающих тяжкими инфекционными болезнями (при их обращении к врачу) и некоторых других категорий граждан. Члены семьи не несут юридическую ответственность за разглашение личных и семейных тайн. Такая ответственность возложена на государственных служащих и иных лиц, которым были доверены эти тайны. Эти лица не вправе разглашать личные и семейные тайны даже после смерти доверителя, за исключением случаев, указанных в законе, например при необходимости реабилитировать умершего.

3. В части 1 статьи 23 говорится о праве на защиту гражданином своей чести и своего доброго имени. В связи с введением понятия "доброе имя" следует отметить, что не каждый человек имеет добрую репутацию. Несмотря на это, наличие у него права на доброе имя презюмируется, пока в установленном законом порядке не будет доказано обратное. Право защиты чести может быть реализовано как отдельным человеком, так и группой людей, общественной организацией, юридическим лицом, честь которых пострадала в результате клеветы, оскорбления и распространения других позорящих сведений.

4. В ряде законодательных актов устанавливаются гарантии защиты этих прав: тайна усыновления (статья 139 Семейного кодекса РФ, статья 155 УК РФ); врачебная тайна (Основы законодательства об охране здоровья граждан); тайна исповеди (Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"); тайна денежных вкладов, тайна завещания и т.д.

5. Частная жизнь, личные и семейные тайны охраняются законом. УК РФ устанавливает уголовную ответственность за: разглашение тайны усыновления против воли усыновителя (статья 155); разглашение данных предварительного следствия и дознания, если соответствующий участник процесса был предупрежден об этом (статья 310 УК РФ); нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан (статья 138 УК РФ); нарушение неприкосновенности жилища - незаконный обыск, незаконное выселение и иные нарушения этого права (статья 139 УК РФ). Под статью 310 УК РФ подпадают и те случаи, когда дознаватель, следователь или прокурор предупредили участников процесса о недопустимости разглашения данных о частной жизни граждан (здесь содержанием следственной тайны становятся личные и семейные тайны). УПК ограничивает возможности следственных органов при вторжении в частную жизнь человека - все эти действия могут осуществляться в четко указанных случаях и только с санкции прокурора. Лица, проводящие следственные действия (в частности обыск) обязаны принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе этих действий обстоятельства частной жизни лиц, их личная или семейная тайна (часть 7 статьи 182 УПК). В качестве гарантии необходимо рассмотреть и возможность компенсации в случае нарушения данных прав - в таких случаях в соответствии с Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда проводятся восстановительно-компенсационные меры. Разглашение сведений о частной жизни, личных и семейных тайнах в ряде случаев наказуемо в административном или дисциплинарном порядке.

6. Наибольшие ограничения права на неприкосновенность частной жизни, сохранение личных и семейных тайн допущены при отбывании наказания в виде лишения свободы, а также в уголовном процессе и в оперативно-розыскной деятельности. В исправительно-трудовых учреждениях допускаются так называемые режимные, в том числе личные, обыски (для их проведения не нужны какие-либо конкретные основания), осуществляются цензура корреспонденции, досмотр посылок, бандеролей и передач, а также досмотр вещей и одежды лиц, входящих в исправительно-трудовое учреждение и выходящих из него. В уголовном процессе допускается разглашение сведений о частной жизни граждан при допросе свидетеля (в том числе врача) и потерпевшего, если эти сведения необходимы для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу (однако никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (см. комментарий к статье 21 Конституции). Обстоятельства частной жизни могут быть установлены экспертизой (например, импотенция), освидетельствованием (например, физические дефекты), личным обыском и выемкой в помещениях (дневников, личных бумаг и т.п.), осмотром и выемкой почтово-телеграфной корреспонденции.

7. Часть 2 статьи 23 указывает на недопустимость разглашения информации, которой обмениваются между собой люди. Вся эта информация не подлежит цензуре. Под информацией надо понимать не только переписку, но и телефонные переговоры, почтовые и телеграфные сообщения и всякие иные сведения, как то: сообщения, переданные по факсу, телексу, радио, через космическую (спутниковую) связь, с использованием других технических каналов связи. В ряде случаев информация, которой обмениваются граждане, не содержит никаких личных и семейных тайн. Тем не менее и она не подлежит разглашению. Гарантии неприкосновенности информации распространяются и на письма, адресованные частному лицу, но направленные по служебному адресу. Однако статья 23 Конституции РФ не имеет отношения к информации служебного характера, адресованной гражданину как должностному или иному официальному лицу (здесь действуют ведомственные правила). Должностные и иные официальные лица (работники почты, телеграфа, оперативные работники, следователи, прокуроры, специалисты и понятые, присутствовавшие при выемке корреспонденции, эксперты, переводчики и др.) несут ответственность за разглашение содержания почтово-телеграфной корреспонденции. Ответственность установлена и за разглашение иной, не прошедшей через почту и телеграф корреспонденции. Субъектом ответственности за это преступление является не только должностное, но и любое другое лицо, к которому попала корреспонденция, например лицо, занимающееся почтово-телеграфной деятельностью в частном порядке.

8. Не относятся к переписке, почтовым и иным сообщениям (часть 2 статьи 23) почтовые контейнеры, посылки и бандероли, если они представляют лишь материальную ценность. Но поскольку они все же могут содержать информацию о частной жизни граждан в ее вещном или письменном выражении, на них распространяется формулировка части 1 статьи 23 Конституции РФ. Конституция требует судебного решения для всякого ограничения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Это требование распространяется на лиц, ведущих дознание и предварительное следствие, оперативно-розыскную деятельность.

Они могут произвести осмотр и выемку почтово-телеграфной корреспонденции и прослушать телефонные переговоры не иначе как на основании судебного решения. Эта норма вступила в силу со дня опубликования новой российской Конституции.

9. Запрет разглашать сведения о частной жизни граждан установлен в статье 15 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", предусматривающей, что "осмотр и вскрытие почтовых отправлений, осмотр их вложений, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения".

0

3

Статья 23

1. Сфера личной жизни человека и те отношения, которые складываются в ней между людьми, лишь в незначительной степени регулируются нормами права (в частности, СК). В большей же мере поведение людей в этой сфере определяется особенностями их психологии и существующими в обществе нравственными нормами. Это обусловлено не только трудностями формализации в нормах права межличностных отношений, строящихся на чувствах дружбы, любви, уважения, презрения и др., но и тем, что по самой своей природе человек, помимо публично значимой деятельности (государственная служба, участие в политической жизни и т.п.), существует как индивид, нуждающийся в определенной независимости от общества, государства, других людей.

Одной из гарантий такой независимости как раз и является право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну.

Неприкосновенность частной жизни означает, что человек вправе строить свою жизнь в семье, в неформальном общении с друзьями и другими лицами таким образом, как он сам того желает. Он не может быть понужден к вступлению в брак или к его расторжению, к рождению ребенка, к общению с теми или иными людьми. Действующим правовым актам неизвестны существовавшие ранее ограничения возможностей контактов с гражданами иностранных государств, запрет на производство абортов или на сексуальные отношения между лицами одного пола. И в то же время законом устанавливается ответственность за насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК), понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК), действия сексуального характера с лицом, не достигшим 14-летнего возраста (ст. 134 УК), за разглашение тайны усыновления (удочерения; ст. 155 УК) и за некоторые другие антиобщественные проявления в сфере межличностных отношений людей, когда они способны затронуть права и законные интересы других граждан.

Конституция гарантирует право на неприкосновенность частной жизни каждому, независимо от его гражданства, пола, возраста, иных свойств личности. В то же время это право может подвергаться определенным ограничениям в отношении: 1) несовершеннолетних и лиц с психическими отклонениями (в частности, ст. 13, 14, 59, 60 СК; ст. 37, 39 Закона от 2 июля 1992 г. "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"//Ведомости РФ. 1992. N 33. ст. 1913); 2) лиц, страдающих тяжкими инфекционными заболеваниями (ВИЧ-инфекция, сифилис, туберкулез и т.д.); 3) лиц, проходящих срочную воинскую службу; 4) лиц, содержащихся под стражей, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы или находящихся после освобождения из исправительного учреждения под административным надзором (ст. 15, 16, 18 Закона от 15 июля 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"; гл. 2, 8, 10, разд. IV УИК; п. "д" ч. 2 ст. 12 Положения об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утв. Указом ПВС СССР от 26 июля 1966 г.//Ведомости СССР. 1966. N 30. ст. 597; с изм. и доп.). В отношении этих лиц могут быть установлены специальные правила, касающиеся использования ими своего свободного времени, свиданий с родственниками и другими лицами, переписки, ношения определенного вида одежды и т.д.

Некоторые ограничения в реализации права на свободу частной жизни могут быть обусловлены также необходимостью соблюдения определенных режимных правил, касающихся пребывания в стране иностранных граждан, проживания в общежитиях, жизни в условиях чрезвычайного положения.

Положения Конституции о недопустимости проникновения и вмешательства в частную жизнь человека находят свое развитие в гарантировании ею сохранности личной и семейной тайны.

Понятия личной и семейной тайны тесно связаны между собой и во многом совпадают. Различия же между ними усматриваются в одном: если личная тайна непосредственно касается интересов лишь конкретного индивидуума, то семейная тайна затрагивает интересы нескольких лиц, находящихся друг с другом в отношениях, регулируемых Семейным кодексом.

Предметом личной и семейной тайны могут быть сведения: 1) о фактах биографии лица; 2) о состоянии его здоровья; 3) об имущественном положении; 4) о роде занятий и совершенных поступках; 5) о взглядах, оценках, убеждениях; 6) об отношениях в семье или об отношениях человека с другими людьми лицом правонарушениях или иная касающаяся его информация, имеющая значение для решения вопроса об ответственности, не подлежат охране как личная или семейная тайна.

Сведения о совершенном лицом правонарушении или иная информация, имеющая значение для решения вопроса об ответственности, даже если они касаются сугубо межличностных отношений, расцениваются как имеющие публично-правовое значение и не подлежат охране как личная или семейная тайна. Однако при этом ни сам обладатель тайны, ни другие указанные в ст. 51 Конституции и в федеральных законах (см. комм. к ст. 51) лица не могут быть понуждаемы к ее раскрытию, а необходимые для правосудия сведения должны получаться путем использования имеющихся в распоряжении правоприменительных органов законных оперативно-разыскных и процессуальных возможностей.

Неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна гарантируются рядом норм Конституции и отраслевого законодательства. В первую очередь это конституционные положения о тайне переписки и иных сообщений (ч. 2 ст. 23), о недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24), о неприкосновенности жилища (ч. 1 ст. 25), о судебной защите прав и свобод (ст. 46), которые способствуют созданию такого правового режима, при котором нарушение неприкосновенности частной жизни оказывается затруднительным или невыгодным.

Значительная же часть гарантий рассматриваемых конституционных прав содержится в отраслевом законодательстве.

В нем, во-первых, устанавливаются конкретные основания, условия и порядок получения сведений, касающихся личной и семейной тайны, чем создаются препятствия для произвольного вмешательства в частную жизнь, прежде всего со стороны государственных органов. Так, органы милиции, ФСБ, иные правоохранительные структуры вправе тем или иным образом проникать в частную жизнь граждан лишь в связи с расследованием совершенных ими (или в отношении них) преступлений либо при наличии данных о совершающемся преступлении, о несчастном случае, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности (п. 3 ч. 1 ст. 73 УПК; ст. 11 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. "О милиции"; ст. 13 ФЗ от 3 апреля 1995 г. "О федеральной службе безопасности", с изм. и доп.).

Во-вторых, федеральное законодательство устанавливает запрет для лиц, которым конфиденциально были доверены сведения, касающиеся частной жизни и затрагивающие личную и семейную тайну, или которые в силу служебного или иного положения получили доступ к таким сведениям, предавать эти сведения огласке. В частности, согласно ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. (Ведомости РФ. 1993. N 33. ст. 1318) не допускается разглашение составляющей врачебную тайну информации о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении. Требование о необходимости хранить в тайне сведения, которые стали известны нотариусу в связи с осуществлением им его профессиональной деятельности, содержится в ст. 16 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. (Ведомости РФ. 1993. N 10. ст. 537). Сходные положения, предусматривающие необходимость хранения чужой тайны, ставшей известной лицу в связи с выполнением профессиональных обязанностей, содержатся также в ст. 9 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", ст. 8 ФЗ от 31 мая 2002 г. "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2002. N 23. ст. 2102), в ст. 15 и др. Семейного кодекса РФ, ст. 9, п. 3 ч. 6 ст. 56 УПК и в ряде других законов.

Правда, нужно заметить, что некоторые из вышеназванных законов все же допускают в исключительных случаях возможность предоставления другим лицам полученной в результате профессиональной деятельности информации о частной жизни граждан, если это необходимо, в частности, в связи с проводимым расследованием или судебным разбирательством (ч. 4 ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

Такого рода исключения, однако, могут иметь место лишь тогда, когда они прямо предусмотрены в законе. Если же закон не устанавливает каких-либо изъятий из правила о неразглашении доверительной информации, ее передача кому бы то ни было недопустима. Лицо, разгласившее эту информацию, может быть подвергнуто как дисциплинарной, так и уголовной ответственности (ст. 137, 155 УК).

С правом на неприкосновенность частной жизни тесно связано другое право человека - на защиту своей чести и доброго имени, т.е. таких элементов характеристики личности, которые, определяя право человека на почет, уважение, признание, являются основой его положения в обществе. Из того, что эти права указаны в одной статье, не следует делать вывод, будто бы Конституция гарантирует защиту чести и доброго имени человека лишь в связи с тайной его частной жизни. Защита чести и доброго имени предполагает недопущение: 1) распространения помимо воли человека сведений, касающихся его личной и семейной жизни, если эти сведения способны подорвать его репутацию в обществе; 2) тенденциозного освещения тех или иных черт личности, создающего о ней одностороннее представление; 3) сообщения о человеке, его личной, семейной, профессиональной, политической жизни сведений, не отвечающих действительности (следует заметить, что причинять вред доброму имени могут и такие ложные сведения, которые приписывают человеку несуществующие достоинства); 4) совершения в отношении человека неуважительных, оскорбляющих его действий; 5) присвоения другими дел и заслуг человека и т.д.

Нарушение этих требований может влечь как применение предусмотренных гражданским законодательством способов защиты гражданских прав, включая компенсацию морального вреда (ч. 1 ст. 12, ч. 2 ст. 1099 ГК), так и уголовную или иную ответственность (в частности, ст. 129, 130, 306 УК; ст. 51, 59 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации"//Ведомости РФ. 1992. N 7. ст. 300).

2. Предусмотренное в ч. 2 комментируемой статьи право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, являясь важной гарантией права на неприкосновенность частной жизни человека, его личную и семейную тайну, не может быть, однако, сведено к ней. Требование об обеспечении тайны сообщений выходит за рамки сугубо частной жизни и в значительной мере распространяется на сферу служебных и иных общественных отношений. Такой вывод подтверждается, в частности, содержанием ст. 15 ФЗ от 17 июля 1999 г. "О почтовой связи", гарантирующей тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, и допускающей выдачу информации об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также самих этих почтовых отправлений, переводимых денежных средств, телеграфных и иных сообщений только отправителям (адресатам) или их представителям. Осмотр и вскрытие почтовых отправлений, осмотр их вложений, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения (СЗ РФ. 1999. N 29. ст. 3697). Должностные и иные лица, работники организаций почтовой связи, допустившие нарушения указанных законоположений, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В других законодательных актах предусматриваются более широкие возможности ограничения права на тайну сообщений в отношении лиц, чья жизнь или деятельность связана с определенными режимными условиями (военнослужащие срочной службы; лица задержанные, арестованные, отбывающие наказание в местах лишения свободы и т.п.). УИК (ст. 82, 90-92), а также Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Минюста России N 205 от 3 ноября 2005 г. (БНА. 2005. N 47), Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные Приказом Минюста России N 189 от 14 октября 2005 г. (БНА. 2005. N 46), Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденные Приказом МВД России N 950 от 22 ноября 2005 г. (БНА. 2005. N 51), Правила внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденные Приказом МВД России от 6 июня 2000 г. N 605дсп (БНА. 2000. N 32), в частности, предусматривают возможность ограничения переписки между лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы и не являющимися родственниками, а также проверку администрацией соответствующего учреждения содержания корреспонденции, поступающей в адрес заключенного или арестованного либо отправляемой им (кроме писем, адресованных в органы прокуратуры и иные правоохранительные органы).

Положения Конституции, устанавливающие возможность ограничения права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, допускается только на основании судебного решения, в настоящее время получили закрепление и в федеральном законодательстве.

В ФЗ "О федеральной службе безопасности" прямо сказано лишь о том, что осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Что же касается иных видов деятельности этого органа (борьба с преступностью, разведывательная деятельность), то их регулирование осуществляется на основе бланкетных предписаний, адресующих правоприменителя к нормам ФЗ от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изм. и доп.).

Этот Закон не только предусматривает, что оперативно-разыскные мероприятия, ограничивающие закрепленные в ст. 23 Конституции права граждан, допускаются лишь на основании судебного решения, но и устанавливает условия, когда такое судебное решение может быть принято. Эти условия связаны с наличием информации: 1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; 2) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно; 3) о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ (ч. 2 ст. 8 Закона). При этом прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

При наличии этих условий в случаях, не терпящих отлагательства и создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности, проведение указанных оперативно-разыскных мероприятий допускается на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность (органы внутренних дел, ФСБ, служба наркоконтроля и др.), с обязательным последующим уведомлением судьи в течение 24 часов (48 часов - при наличии угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц с их письменного согласия). Если в течение 48 часов по получении такого уведомления судья не примет решение о разрешении соответствующего оперативно-разыскного мероприятия, его проведение должно быть прекращено.

Как отметил Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", результаты оперативно-разыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, могут быть использованы в качестве доказательств по делам лишь при условии, что они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (БВС. 1996. N 1. С. 4).

Статьей 186 УПК предусматривается возможность производства по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях таких следственных действий, как контроль и запись телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц, которые могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела. Эти действия могут проводиться либо по письменному заявлению потерпевшего, свидетеля, гражданского истца, их близких родственников или иных лиц (если имеется угроза совершения в отношении них насилия, вымогательства и других преступных действий) либо по судебному решению, вынесенному на основании соответствующего ходатайства следователя с согласия руководителя следственного органа. Осуществление контроля и записи телефонных и иных переговоров в порядке ст. 186 УПК может быть установлено на срок не более чем шесть месяцев. Фонограмма записи переговоров приобщается к уголовному делу и хранится в условиях, исключающих возможность ее прослушивания и тиражирования посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для прослушивания, в том числе в судебном заседании.

0

4

Статья 23

Неприкосновенность частной жизни граждан - один из важнейших элементов правового статуса человека и гражданина.

Отношения между людьми в сфере личной жизни регулируются в основном нормами нравственности. Поэтому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну состоит из целого ряда правомочий, обеспечивающих гражданину возможность находиться вне службы, вне производственной обстановки в состоянии известной независимости от государства и общества, а также юридических гарантий невмешательства в реализацию этого права. Право на частную жизнь выражается в свободе общения между людьми на неформальной основе в сферах семейной жизни, родственных и дружеских связей, интимных и других личных отношений. Образ мыслей, мировоззрение, увлечения и творчество также относятся к проявлениям частной жизни.

Право на неприкосновенность частной жизни - понятие многогранное. В современных условиях это право находит себя во многих жизненных проявлениях. Традиционны пространственная и вербально-чувственная формы выражения частной жизни. Пространственная включает в себя ограничение на вторжение в жилище, на рабочее место, свободу общения в общественных местах без наблюдения со стороны. Вербально-чувственная предполагает недопустимость вторжения в интимную жизнь, семейно-нравственные отношения.

Основные элементы института неприкосновенности частной жизни граждан получили отражение в ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой "никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств".

Под неприкосновенностью частной жизни Конституция РФ и федеральное законодательство подразумевают невмешательство в частную жизнь, неприкосновенность личной и семейной тайны (тайны частной жизни). От уровня гарантированности сохранения тайн личной жизни граждан зависят степень свободы личности в государстве, демократичность и гуманность существующего в нем политического режима.

Право на частную жизнь гарантируется такими конституционными и иными правовыми установлениями, как неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ), право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, ограничение которого допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ), право распоряжаться семейным бюджетом, личной собственностью и денежными вкладами, тайна которых гарантируется законом.

Неприкосновенность частной жизни означает запрет для государства, его органов и должностных лиц вмешиваться в личную жизнь граждан, наличие правовых механизмов и гарантий защиты от всех посягательств на личную жизнь, честь и репутацию.

В современный период с усилением роли информации в жизни каждого человека все больше исследователей специально выделяют информационную форму выражения частной жизни. Право на неприкосновенность частной жизни в информационном смысле означает неприкосновенность личной информации, любых конфиденциальных сведений о нем, которые человек предпочитает не предавать огласке.

Одной из конституционных гарантий неприкосновенности частной информационной жизни является конституционное положение о том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ). Право на неприкосновенность частной жизни предполагает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.

Европейский Суд по правам человека в одном из своих решений отметил, что хранение информации, относящейся к личной жизни лица, подпадает под действие п. 1 ст. 8 Конвенции. В этом отношении Суд подчеркивает, что термин "личная жизнь" не должен толковаться ограничительно. В частности, уважение личной жизни должно также включать в себя определенную степень соблюдения права вступать и развивать отношения с другими людьми. Такое расширительное толкование согласуется с толкованием Конвенции Совета Европы о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера (вступившей в силу 1 октября 1985 г.), цель которой - "гарантировать... каждому частному лицу... соблюдение его прав и основных свобод, и особенно его права на личную жизнь в аспекте автоматизированной обработки данных личного характера" (ст. 1). Определение таких личных данных содержится в ст. 2: это "любая информация, относящаяся к физическому лицу, идентифицированному или которое может быть идентифицировано"*(105). Практика Европейского Суда по правам человека указывает на то, что концепция частной жизни намного шире, она выходит за рамки общепринятого научного определения, данного исследователями, в соответствии с которым под неприкосновенностью частной жизни понимается право быть "оставленным в покое", защищенным от общественности.

2. В развитие положений ч. 2 ст. 23 Конституции РФ дополнительные гарантии неприкосновенности частной жизни, сохранения личных и профессиональных тайн человека устанавливают федеральные законы. Так, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений граждан является уголовным преступлением и наказывается исправительными работами на срок до шести месяцев или штрафом до одного минимального месячного размера оплаты труда (ст. 138 УК РФ).

Обыск, выемка, осмотр помещения у граждан, наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях могут производиться только на основаниях и в порядке, установленных уголовно-процессуальным законом. При этом следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при обыске и выемке обстоятельства интимной жизни лица, занимающего обыскиваемое помещение, или других лиц. Изъятие почтово-телеграфной корреспонденции производится в особом порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством. Выемка корреспонденции, согласно Конституции РФ, допускается только на основании судебного решения.

В гражданском судопроизводстве оглашение в суде переписки и телеграфных сообщений допустимо лишь с согласия лиц, между которыми эта переписка и телеграфные сообщения велись. Гласность судебного разбирательства в уголовном судопроизводстве может быть ограничена по делам о половых преступлениях, а также по другим делам с целью предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц (ст. 18 УПК РФ).

Одним из ограничений права на тайну телефонных переговоров является полномочие следственных органов при наличии достаточно обоснованных данных о том, что обвиняемый или подозреваемый в особо опасном преступлении ведет телефонные переговоры, в ходе которых могут быть сообщены сведения, имеющие значение для уголовного дела, вынести постановление о прослушивании этих переговоров.

0

5

Статья 23

     1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную
тайну, защиту своей чести и доброго имени.
     2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на
основании судебного решения.

     Комментарий к статье 23

     1. Сфера личной жизни человека и те отношения, которые складываются в
ней между людьми, лишь в незначительной степени регулируются нормами права
(см., например: Семейный кодекс РФ). В большей же мере поведение людей в этой
сфере определяется особенностями их психологии и существующими в обществе
нравственными нормами. Это обусловлено не только трудностями формализации
в нормах права межличностных отношений, строящихся на чувствах дружбы, любви,
уважения, презрения и др., но и тем, что по самой своей природе человек, помимо
публично значимой деятельности (государственная служба, участие в политической
жизни и т.п.), существует как индивид, нуждающийся в определенной независимости
от общества, государства, других людей.
     Одной из гарантий такой независимости как раз и является право на неприкосновенность
частной жизни, на личную и семейную тайну.
     Неприкосновенность частной жизни означает, что человек вправе строить
свою жизнь в семье, в неформальном общении с друзьями и другими лицами таким
образом, как он сам того желает. Он не может быть понужден к вступлению в
брак или к его расторжению, к рождению ребенка, к общению с теми или иными
людьми. Действующим правовым актам неизвестны существовавшие ранее ограничения
возможностей контактов с гражданами иностранных государств или запрет на производство
абортов. И в то же время законом устанавливается ответственность за понуждение
к вступлению в половую связь (ст. 118 УК), за принуждение женщины к вступлению
в брак или воспрепятствование вступлению в брак (ст. 233 УК) и за некоторые
другие формы вмешательства в личную жизнь человека.
     Конституция гарантирует право на неприкосновенность частной жизни каждому,
независимо от его гражданства, пола, возраста, иных свойств личности. В то
же время это право может подвергаться определенным ограничениям в отношении:
1) несовершеннолетних и лиц с психическими отклонениями (см., в частности:
ст. 13, 14, 59, 60 СК; ст. 37, 39 Закона от 2 июля 1992 г. "О психиатрической
помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". - ВВС РФ, 1992, N 33, ст.
1913); 2) лиц, страдающих тяжкими инфекционными заболеваниями (ВИЧ-инфекция,
сифилис, туберкулез и т.д.); 3) лиц, проходящих срочную воинскую службу; 4)
лиц, содержащихся под стражей, отбывающих наказание в местах лишения свободы
или находящихся после освобождения из ИТУ под административным надзором (ст.
15, 16, 18 Закона от 15 июля 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступлений; гл. 4 ИТК; п. "д" ч. 2 ст. 12 Положения
об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными
из мест лишения свободы, утвержденного Указом ПВС СССР от 26 июля 1966 г.
с изменениями от 12 июня 1970 г., 5 марта 1981 г., 22 сентября 1983 г. - ВВС
СССР, 1966, N 30, ст. 597; 1970, N 24, ст. 206; 1981, N 10, ст. 232; 1983,
N 39, ст. 584). В отношении этих лиц могут быть установлены специальные правила,
касающиеся использования ими своего свободного времени, свиданий с родственниками
и другими лицами, переписки, ношения определенного вида одежды и т.д.
     Некоторые ограничения в реализации права на свободу частной жизни могут
быть обусловлены также необходимостью соблюдения определенных режимных правил,
касающихся пребывания в стране иностранных граждан, проживания в общежитиях,
жизни в условиях чрезвычайного положения.
     Положения Конституции о недопустимости проникновения и вмешательства
в частную жизнь человека находят свое развитие в гарантировании ею сохранности
личной и семейной тайны.
     Понятия личной и семейной тайны тесно связаны между собой и во многом
совпадают. Различия же между ними усматриваются в одном: если личная тайна
непосредственно касается интересов лишь конкретного индивидуума, то семейная
тайна затрагивает интересы нескольких лиц, находящихся друг с другом в отношениях,
регулируемых Семейным кодексом.
     Предметом личной и семейной тайны могут быть сведения: 1) о фактах биографии
лица; 2) о состоянии его здоровья; 3) об имущественном положении; 4) о роде
занятий и совершенных поступках; 5) о взглядах, оценках, убеждениях; 6) об
отношениях в семье или об отношениях человека с другими людьми.
     Сведения о совершенных лицом правонарушениях или иная касающаяся его
информация, имеющая значение для решения вопроса об ответственности, не подлежат
охране как личная или семейная тайна. Однако при этом ни сам обладатель тайны,
ни другие указанные в ст. 51 Конституции и в федеральных законах (см. комментарий
к ст. 51) лица не могут быть понуждаемы к ее раскрытию, а необходимые для
правосудия сведения должны получаться путем использования имеющихся в распоряжении
правоохранительных и правоприменительных органов законных оперативно-розыскных
и процессуальных возможностей.
     Неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна гарантируются
рядом норм Конституции и отраслевого законодательства. В первую очередь это
конституционные положения о тайне переписки и иных сообщений (ч. 2 ст. 23),
о недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации
о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24), о неприкосновенности
жилища (ч. 1 ст. 25), о судебной защите прав и свобод (ст. 46), которые способствуют
созданию такого правового режима, при котором нарушение неприкосновенности
частной жизни оказывается затруднительным или невыгодным.
     Значительная же часть гарантий рассматриваемых конституционных прав содержится
в отраслевом законодательстве.
     В нем, во-первых, устанавливаются конкретные основания, условия и порядок
получения сведений, касающихся личной и семейной тайны, чем создаются препятствия
для произвольного вмешательства в частную жизнь, прежде всего со стороны государственных
органов. Так, органы милиции, ФСБ, иные правоохранительные структуры вправе
тем или иным образом проникать в частную жизнь граждан лишь в связи с расследованием
совершенных ими (или в отношении их) преступлений либо при наличии данных
о совершающемся преступлении, о несчастном случае, а также для обеспечения
личной безопасности граждан и общественной безопасности (см.: п. 3 ч. 1 ст.
68 УПК; ст. 11 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. "О милиции", ст. 11 Закона
Российской Федерации от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции";
ст. 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. "Об органах федеральной службы
безопасности в Российской Федерации").
     Во-вторых, федеральное законодательство устанавливает запрет для лиц,
которым конфиденциально были доверены сведения, касающиеся частной жизни,
затрагивающие личную и семейную тайну, предавать эти сведения огласке. В частности,
согласно ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья
граждан от 22 июля 1993 г. (ВВС РФ, 1993, N 33, ст. 1318) не допускается разглашение
составляющей врачебную тайну информации о факте обращения за медицинской помощью,
состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иных сведений, полученных
при его обследовании и лечении. Требование о необходимости хранить в тайне
сведения, которые стали известны нотариусу в связи с осуществлением им его
профессиональной деятельности, содержится в ст. 16 Основ законодательства
Российской Федерации "О нотариате" от 11 февраля 1993 г. (ВВС РФ, 1993, N
10, ст. 537). Сходные положения, предусматривающие необходимость хранения
чужой тайны, ставшей известной лицу в связи с выполнением профессиональных
обязанностей, содержатся также в ст. 9 Закона Российской Федерации "О психиатрической
помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", ст. 16 Положения об адвокатуре
РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г. (ВВС РСФСР, 1980,
N 48, ст. 1596), в ст. 110 КоБиС, ст. 19 УК, ст. 5, 72 УПК и ряде других законов.
     Правда, нужно заметить, что некоторые из вышеназванных законов все же
допускают в исключительных случаях возможность предоставления другим лицам
полученной в результате профессиональной деятельности информации о частной
жизни граждан, если это необходимо, в частности в связи с проводимым расследованием
или судебным разбирательством (ч. 4 ст. 61 Основ законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан).
     Такого рода исключения, однако, могут иметь место лишь тогда, когда они
прямо предусмотрены в законе. Если же закон не устанавливает каких-либо изъятий
из правила о неразглашении доверительной информации, ее передача кому бы то
ни было недопустима. Лицо, разгласившее эту информацию, может быть подвергнуто
как дисциплинарной, так и уголовной ответственности (ст. 124-1, 184 УК).
     С правом на неприкосновенность частной жизни тесно связано другое право
человека - на защиту своей чести и доброго имени, т.е. таких элементов характеристики
личности, которые, определяя право человека на почет, уважение, признание,
являются основой его положения в обществе.
     Из того обстоятельства, что оба вышеназванных права указаны в одной статье
Конституции, не следует делать вывод, будто бы Конституция гарантирует защиту
чести и доброго имени человека лишь в связи с тайной его частной жизни.
     Защита чести и доброго имени предполагает недопущение: 1) распространения
помимо воли человека сведений, касающихся его личной и семейной жизни, если
эти сведения способны подорвать его репутацию в обществе; 2) тенденциозного
освещения тех или иных черт личности, создающего о ней одностороннее представление;
3) сообщения о человеке, его личной, семейной жизни, профессиональной, политической
жизни сведений, не отвечающих действительности (следует заметить, что причинять
вред доброму имени могут и такие ложные сведения, которые приписывают человеку
несуществующие достоинства); 4) совершения в отношении человека неуважительных,
оскорбляющих его действий; 5) присвоения дел и заслуг человека и т.д.
     Нарушение этих требований может влечь как применение предусмотренных
гражданским законодательством способов защиты гражданских прав вплоть до компенсации
морального вреда (см. ч. 1 ст. 12 ГК, ч. 2 ст. 1099 ГК), так и уголовную,
административную или иную ответственность (см., в частности, ст. 130, 131,
180 УК; ст. 40-2 КоАП; ст. 51, 59 Закона Российской Федерации от 27 декабря
1991 г. "О средствах массовой информации". - ВВС РФ, 1992, N 7, ст. 300).

     2. Предусмотренное в ч. 2 комментируемой статьи право на тайну переписки,
телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, являясь важной
гарантией права на неприкосновенность частной жизни человека, его личную и
семейную тайну, не может быть, однако, сведено к ней. Требование об обеспечении
тайны сообщений выходит за рамки сугубо частной жизни и в значительной мере
распространяется на сферу служебных и иных общественных отношений. Такой вывод
подтверждается, в частности, содержанием ст. 22 Федерального закона от 9 августа
1995 г. "О почтовой связи", которая со ссылкой на рассматриваемую конституционную
норму гарантирует данное право любой категории отправителей и адресатов, предусматривая,
что "информация о почтовых отправлениях, телефонных переговорах, телеграфных
и иных сообщениях, а также сами эти отправления (сообщения) могут выдаваться
только отправителям и адресатам или их законным представителям".
     В названном Законе ничего не говорится о цензуре или ином контроле за
содержанием почтовых отправлений и иных сообщений. Вместе с тем другие законодательные
акты допускают возможность такого ограничения права на тайну сообщений в отношении
лиц, чья жизнь или деятельность связана с определенными режимными условиями
(военнослужащие срочной службы, лица, отбывающие наказание в местах лишения
свободы). ИТК РСФСР (ст. 26, 28, 30), а также Правила внутреннего распорядка
исправительно-трудовых учреждений, согласованные с заместителем Генерального
прокурора Российской Федерации и утвержденные Приказом МВД России N 421 от
23 ноября 1992 г., в частности, предусматривают возможность ограничения переписки
между лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы и не являющимися
родственниками, а также проверку администрацией ИТУ содержания корреспонденции,
поступающей в адрес заключенного или отправляемой им (кроме писем, адресованных
в органы прокуратуры и иные правоохранительные органы).
     Положения Конституции, согласно которым ограничение права на тайну переписки,
телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается
только на основании судебного решения, в настоящее время получили закрепление
и в федеральном законодательстве. Так, согласно ч. 3 ст. 22 Закона "О почтовой
связи" "задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции,
прослушивание телефонных переговоров и ознакомление с сообщениями электросвязи,
а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного
решения".
     В Федеральном законе "Об органах федеральной службы безопасности в Российской
Федерации" прямо сказано лишь о том, что осуществление контрразведывательной
деятельности, затрагивающей тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании судебного
решения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Что же касается иных видов деятельности этого органа (борьба с преступностью,
разведывательная деятельность), то их регулирование осуществляется на основе
бланкетных предписаний, адресующих правоприменителя к нормам Федерального
закона от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности".
     Этот закон не только предусматривает, что оперативно-розыскные мероприятия,
ограничивающие закрепленные в ст. 23 Конституции права граждан, допускаются
лишь на основании судебного решения, но и устанавливает условия, когда такое
судебное решение может быть принято. Эти условия связаны с наличием информации:
1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного
деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; 2)
о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние,
по которому производство предварительного следствия обязательно; 3) о событиях
или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или
экологической безопасности Российской Федерации (ч. 2 ст. 8 Закона).
     При наличии этих условий в случаях, не терпящих отлагательства и создающих
угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности,
проведение указанных оперативно-розыскных мероприятий допускается на основании
мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность (милиция, ФСБ, налоговая полиция), с обязательным
уведомлением судьи в течение 24 часов (48 часов - при наличии угрозы жизни,
здоровью, собственности отдельных лиц с их письменного согласия). Если в течение
48 часов по получении такого уведомления судья не примет решения о проведении
соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, его проведение должно
быть прекращено.
     Специальная процедура реализации положений ч. 2 ст. 23 Конституции и
соответствующих норм федерального законодательства в процессуальных законах
не предусмотрена. Однако Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении
от 24 декабря 1993 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением ст. 23
и 25 Конституции Российской Федерации" (БВС, 1994, N 3, с. 12) рекомендовал
всем судам принимать к своему производству материалы органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, об ограничении права граждан на тайну переписки,
телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и рассматривать
эти материалы незамедлительно. В постановлении же от 31 октября 1995 г. "О
некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при
осуществлении правосудия" Пленум Верховного Суда Российской Федерации обратил
внимание судов на то, что результаты оперативно-розыскных мероприятий, связанных
с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, могут быть использованы
в качестве доказательств по делам, лишь когда они получены по разрешению суда
на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии
с уголовно-процессуальным законодательством (БВС, 1996, N 1, с. 4).

0

6

Статья 23

     1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную
тайну, защиту своей чести и доброго имени.
     2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на
основании судебного решения.

     Комментарий к статье 23

     Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку
и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом
себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.
     Отношения между людьми в сфере личной жизни регулируются в основном нормами
нравственности. Право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную
тайну как юридическая категория состоит из ряда правомочий, обеспечивающих
гражданину возможность находиться вне службы, вне производственной обстановки
в состоянии известной независимости от государства и общества, а также юридических
гарантий невмешательства в реализацию этого права.
     Право на частную жизнь выражается в свободе общения между людьми на неформальной
основе в сферах семейной жизни, родственных и дружеских связей, интимных и
других личных отношений, привязанностей, симпатий и антипатий. Образ мыслей,
мировоззрение, увлечения и творчество также относятся к проявлениям частной
жизни.
     Право на частную жизнь гарантируется такими конституционными и иными
правовыми установлениями, как неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции),
возможность беспрепятственного общения с другими людьми посредством почты,
телеграфа, телефона и т. д., право распоряжаться семейным бюджетом, личной
собственностью и денежными вкладами, тайна которых гарантируется законом.
     Конституция гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания,
право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать
в соответствии с ними, т. е. отправлять обряды религиозных культов (ст. 28).
В связи с этим возникает необходимость оградить граждан от разглашения сведений
личного характера, доверенных священнослужителю на исповеди. Тайна исповеди
- гарантия неприкосновенности личной жизни верующих. Законом установлено,
что духовное лицо не подлежит уголовной ответственности за недонесение о преступлении,
ставшем ему известным из исповеди (ст. 19 УК). Уголовное дело не может быть
возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению в отношении священнослужителя
за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, известным ему из исповеди (п.
11 ч. 1 ст. 5 УПК).
     К профессиональным тайнам, обеспечивающим неприкосновенность частной
жизни, т. е. доверенным представителям определенных профессий для защиты прав
и законных интересов граждан, помимо тайны исповеди относятся медицинская
тайна, тайна судебной защиты, предварительного следствия, усыновления, нотариальных
действий и некоторых записей актов гражданского состояния.
     Работники нотариальных контор обязаны хранить в тайне сведения о личной
жизни граждан (содержании завещания, акта дарения имущества и т. п.). Не допускается
разглашение самого факта обращения гражданина к нотариусу. Выдача справок
о нотариальных действиях и документов допустимы лишь по требованию судьи,
прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными
и гражданскими делами. До возбуждения уголовного дела такие запросы недопустимы.
     Закон гарантирует гражданину конфиденциальность сведений, составляющих
врачебную тайну (п. 6 ч. 1 ст. 30, ст. 61 Основ законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан).
     Не подлежат разглашению и записи актов гражданского состояния. К сфере
личной жизни граждан относится тайна усыновления (ст. 110 КоБС). Ответственность
за ее разглашение предусмотрена уголовным законом (ст. 124-1 УК).
     Таким образом, право на неприкосновенность частной жизни складывается
из ряда норм различных отраслей права. Неприкосновенность частной жизни граждан
- один из элементов правового статуса гражданина.
     Основные черты института неприкосновенности частной жизни граждан получили
отражение в ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой "никто
не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную
жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну
его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право
на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств".
     Неприкосновенность частной жизни означает запрет для государства, его
органов и должностных лиц вмешиваться в личную жизнь граждан, право последних
на свои личные и семейные тайны, наличие правовых механизмов и гарантий защиты
своей чести и достоинства от всех посягательств на указанные социальные блага.
От уровня гарантированности сохранения тайн личной жизни граждан зависят степень
свободы личности в государстве, демократичность и гуманность существующего
в нем политического режима.
     К личным тайнам относится также тайна почтово-телеграфной корреспонденции
(переписки, иных почтовых отправлений, телефонных переговоров и иных сообщений).
Особенность здесь в том, что гражданин доверяет почте и телеграфу не само
содержание переговоров, а лишь пересылку корреспонденции или техническое обеспечение
телефонных переговоров.
     Гарантии сохранения личных и профессиональных тайн предусмотрены законом.
Так, обыск, выемка, осмотр помещения у граждан, наложение ареста на корреспонденцию
и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях могут производиться только на
основаниях и в порядке, установленных уголовно-процессуальным законом (ст.
12 УПК). При этом следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были
оглашены выявленные при обыске и выемке обстоятельства интимной жизни лица,
занимающего обыскиваемое помещение, или других лиц. Выемка почтово-телеграфной
корреспонденции производится в особом порядке (ст. 174, 176 УПК). Выемка корреспонденции
согласно Конституции допускается только на основании судебного решения.
     Одним из ограничений права на тайну телефонных переговоров является полномочие
следственных органов при наличии достаточно обоснованных данных о том, что
обвиняемый или подозреваемый в особо опасном преступлении ведет телефонные
переговоры, в ходе которых могут быть сообщены сведения, имеющие значение
для уголовного дела, вынести постановление о прослушивании этих переговоров.
При наличии указанных оснований, а также фактов телефонного хулиганства проведение
этого следственного действия допускается только по решению судьи. Пленум Верховного
Суда Российской Федерации в Постановлении о некоторых вопросах, связанных
с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации от 24 декабря
1993 г. <14> рекомендовал всем судам общей юрисдикции принимать к своему рассмотрению
материалы, подтверждающие необходимость ограничения права гражданина на тайну
переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Общие и военные суды не могут отказать в рассмотрении таких материалов в случае
представления их в эти суды. Указанные материалы представляются судье уполномоченными
на то органами и должностными лицами в соответствии с уголовно-процессуальным
законодательством и Законом РФ об оперативно-розыскной деятельности в Российской
Федерации от 13 марта 1992 г. <15>.
     По результатам рассмотрения материалов судьей выносится мотивированное
постановление о разрешении провести оперативно-розыскные или следственные
действия, связанные с ограничением права на тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений, либо об отказе в этом. Указанные материалы
рассматриваются судами незамедлительно. Если судья не дает разрешения на проведение
указанных действий, уполномоченные на то органы и должностные лица вправе
обратиться по тому же вопросу в вышестоящий суд.
     Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений
граждан является уголовным преступлением и наказывается исправительными работами
на срок до шести месяцев или штрафом до одного минимального месячного размера
оплаты труда (ст. 135 УК).
     В гражданском судопроизводстве оглашение в суде переписки и телеграфных
сообщений допустимо лишь с согласия лиц, между которыми эта переписка и телеграфные
сообщения велись. Гласность судебного разбирательства в уголовном судопроизводстве
может быть ограничена по делам о половых преступлениях, а также по другим
делам с целью предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни
участвующих в деле лиц (ст. 18 УПК).

0

7

На сегодняшний день не найдены дополнительные материалы к статье 23 Конституции Российской Федерации. При наличии дополнительных материалов к статье 23 Конституции РФ прошу регистрироваться на форуме сайта и предлагать материалы для размещения администратору форума. Таким образом есть шанс собрать наиболее полную и полезную каждому правовую базу по каждой статье Конституции РФ. Всем спасибо.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 23