narcorik.ru



САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 1. Основы конституционного строя. Статья 16


ГЛАВА 1. Основы конституционного строя. Статья 16

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Конституция РФ
Раздел I
Глава 1 Основы конституционного строя
Статья 16

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

2

Статья 16

1. Положения главы 1 Конституции признаны наиболее важными и поэтому нуждаются в особой юридической и процессуальной защите, в том числе от временных, текущих обстоятельств. Поэтому предусмотрен особый порядок изменения положений главы 1, установленный статьей 136 Конституции. Тем самым обеспечивается стабильность конституционного строя, необходимая для нормального развития общества.

2. Другие положения не должны противоречить основам конституционного строя, так как непосредственно вытекают из них. В данной главе содержатся так называемые нормы-принципы, многие из которых конкретизируются в последующих главах Конституции.

0

3

Статья 16

1. Из комментируемой части следует, что принципы и нормы, составляющие содержание гл. 1 Конституции РФ, имеют основополагающее значение для всего ее текста. Образуя основы конституционного строя России, эти принципы и нормы находятся, можно сказать, на вершине всей пирамиды правопорядка страны, являя собой ориентир для всей ее правовой системы и для всей правомерной политической и иной деятельности в обществе и государстве.

Поэтому разработчики текста Конституции стремились в максимально возможной степени гарантировать стабильность основ конституционного строя. На случай же, если в значительных слоях общества возникнет стремление к внесению любого рода изменений в систему принципов и норм, объединенных в гл. 1 Конституции, для осуществления таких изменений предусмотрен сверхжесткий порядок, требующий очень высокой степени согласия в обществе. В основных своих чертах этот порядок определен в ст. 135 Конституции, хотя в полной мере он еще не урегулирован (см. комм. к ст. 135).

2. Из нормы, содержащейся в комментируемой части, вытекает, что глава 1 представляет собой как бы конституцию в Конституции. Ее юридическая сила выше юридической силы остальных частей Конституции. Следовательно, в случае возникновения сомнений допустима проверка конституционности этих остальных частей - проверка на непротиворечие положениям гл. 1. То же можно сказать и об изменениях, которые, возможно, будут вноситься в преамбулу, гл. 2-9 и разд. второй Конституции.

В случае появления указанных выше сомнений возникает вопрос о том, кто вправе проверить, не противоречат ли новые или старые конституционные положения преамбулы, гл. 2-9 или разд. второго положениям гл. 1 Конституции. Сама Конституция этого не определяет, однако, кроме Конституционного Суда РФ, нет такого органа государственной власти, который мог бы компетентно решить эту задачу. Хотя сама Конституция и ФКЗ от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" (СЗ РФ. 1994. N 13. ст. 1447; с изм. и доп.) такое полномочие на Конституционный Суд не возлагают, оно естественным образом вытекает из его функции судебного органа конституционного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1 указанного ФКЗ).

Впрочем, следует иметь в виду, что при осуществлении любого нормоконтроля действует презумпция конституционности и законности оспариваемой нормы, т.е. заранее предполагается, что любая действующая норма соответствует вышестоящим нормам как по своему содержанию, так и по порядку принятия, а оспаривающая это сторона должна доказывать утверждаемое ею несоответствие. Применительно к Конституции предполагается, что она не содержит противоречий в своем тексте, из чего и следует исходить при толковании любых ее норм в их соотношении с положениями гл. 1. Многие специалисты по конституционному праву не без оснований считают, что конституционность положений конституции не может оспариваться по определению. Когда все нормы Конституции имеют равный статус, эта точка зрения представляется в основном бесспорной, но нормы ее гл. 1 имеют особый, более высокий статус по сравнению с остальными ее нормами, и это отличает российскую Конституцию от подавляющего большинства таких актов. И если сегодня мы еще можем исходить из презумпции непротиворечивости первоначальных норм Конституции (других пока что нет), то в будущем вполне возможны ситуации, когда, например, соответствие закона РФ о поправке к Конституции положениям ее гл. 1 окажется под сомнением. Представляется, что за Конституционным Судом следует признать компетенцию по проверке конституционности такого закона.

0

4

Статья 16

1. История конституционных и, особенно, антиконституционных преобразований, в нашей стране столь своеобразна, что авторы Основного закона сочли необходимым лишний раз подчеркнуть две важнейшие особенности первой главы Конституции. Во-первых, они указали на то, что положения этой главы составляют основы конституционного строя, т.е. выступают юридической базой не только всей правовой, политической, социальной и экономической систем государства и общества, но и самой Конституции страны. Во-вторых, частью первой комментируемой статьи специально определен порядок изменения этой главы, требующий отдельного пояснения.

Некоторые конституции государств формирующейся демократии содержат положения о незыблемости демократических, федеративных начал государственного устройства, разделения властей и иных основополагающих правовых институтов (например, Конституции Индии, Бразилии). Авторы российского Основного закона пошли по иному пути: они закрепили в содержании комментируемой статьи единственно возможный способ изменения содержания гл. 1. Хотя этот порядок до конца не определен (см. комментарий к ст. 135), тем не менее такая норма выступает юридической гарантией от произвольного изменения основ конституционного строя России.

2. Согласно традиционно принятой в российской и зарубежных правовых системах иерархии высшей юридической силой в них обладают конституции всего государства. Это означает, что все остальные нормативно-правовые акты, принятые в стране, должны соответствовать Конституции или, по крайней мере, не могут ей противоречить. При этом новеллой действующей Конституции России является установление внутренней иерархии самих конституционных норм. Впервые в отечественной истории основным законом установлен приоритет норм первой главы Конституции перед иными ее нормами. Это означает, что в случае внесения изменений в гл. 2-9, второй раздел и преамбулу Основного закона они не должны нарушать требования, содержащиеся в главе первой. Иными словами, Конституционное Собрание, создаваемое в соответствии со ст. 135 Конституции России, палаты парламента, граждане в ходе референдума не могут одобрить изменения, вносимые в перечисленные разделы Конституции, которые противоречат основам конституционного строя. Правда, Основной закон не определяет порядок выявления этих противоречий. Очевидно, что орган, который полномочен рассмотреть этот вопрос, - Конституционный Суд Российской Федерации. Однако не ясно, кто, какой орган государственной власти полномочен обратиться в него с подобным запросом. Этот вопрос, на наш взгляд, должен быть решен федеральным конституционным законом "О Конституционном Собрании Российской Федерации", который до сих пор не принят.

0

5

Статья 16

     1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного
строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном
настоящей Конституцией.
     2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить
основам конституционного строя Российской Федерации.

     Комментарий к статье 16

     1. Из комментируемой части следует, что принципы и нормы, составляющие
содержание гл. 1 Конституции, имеют основополагающее значение для всего ее
текста. Образуя основы конституционного строя России, эти принципы и нормы
находятся как бы на вершине всей пирамиды правопорядка страны, являя собой
ориентир для всей ее правовой системы и для всей правомерной политической
и иной деятельности в обществе и государстве.
     Поэтому разработчики текста Конституции стремились в максимально возможной
степени гарантировать стабильность основ конституционного строя. На случай
же, если в значительных слоях общества возникнет стремление к внесению любого
рода изменений в систему принципов и норм, объединенных в гл. 1 Конституции,
для осуществления таких изменений предусмотрен сверхжесткий порядок, требующий
очень высокой степени согласия в обществе. В основных своих чертах этот порядок
определен в ст. 135 Конституции, хотя в полной мере еще не урегулирован.
     2. Из нормы, содержащейся в комментируемой части, вытекает, что гл. 1
представляет собой как бы конституцию в Конституции. Ее юридическая сила выше,
чем юридическая сила остальных частей Конституции. Следовательно, в случае
возникновения сомнений допустима проверка конституционности этих остальных
частей - проверка на непротиворечие положениям гл. 1. То же можно сказать
и об изменениях, которые, возможно, будут вноситься в преамбулу, гл. 2-9 и
раздел второй Конституции.
     В случае появления указанных выше сомнений возникает вопрос о том, кто
вправе проверить, не противоречат ли новые или старые конституционные положения
преамбулы, гл. 2-9 или раздела второго положениям гл. 1 Конституции. Сама
Конституция этого не определяет, однако, кроме Конституционного Суда Российской
Федерации, нет такого государственного органа, который мог бы компетентно
решить эту задачу.

0

6

Статья 16

     1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного
строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном
настоящей Конституцией.
     2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить
основам конституционного строя Российской Федерации.

     Комментарий к статье 16

     Как уже отмечалось, в гл. 1 Конституции закрепляются конституционный
строй страны, основополагающие его начала, которые в последующих главах получают
свое развитие и конкретизацию. Глава "Основы конституционного строя" определяет
важнейшие черты государственного и общественного строя, характер отношений
власти, формы правления и политического режима, главные стороны правового
регулирования общественных отношений, а также порядок взаимодействия политической,
социальной и экономической систем общества. Все эти и другие положения главы
признаны особо важными. И потому они нуждаются в особой юридической и процессуальной
защите, в том числе защите от временных, текущих обстоятельств.
     Практика последних лет, когда происходил процесс подгонки высшего Закона
под принимаемые десятками новые законы, показала всю пагубность спешки, с
какой вносились изменения в конституционный текст. Правовой нигилизм усиливался
демонстрацией неуважения к Конституции как со стороны законодателя, с легкостью
латающего ее основополагающие предписания, так и со стороны исполнительной
власти, критикующей принятые поправки.
     Поэтому столь существенно закрепление в новой Конституции нормы о недопустимости
пересмотра парламентом положений данной главы. Если же предложения о пересмотре
положений будут поддержаны 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации
и депутатов Государственной Думы, то они могут быть рассмотрены в особом порядке,
который предусмотрен гл. 9. Тем самым обеспечивается стабильность конституционного
строя, необходимая для нормального развития общества.
     Подобный порядок не является чем-то исключительным, он характерен для
многих зарубежных конституций. Его назначение - установить особо усложненные
процедуры внесения каких-либо изменений и дополнений в положения, связанные
с основами конституционного строя. Так, предложения о частичном пересмотре
вводного раздела Конституции Испании 1978 г., аналогичного по содержанию гл.
1 российской Конституции, требуют одобрения 2/3 членов каждой палаты Генеральных
Кортесов, после чего последние распускаются. А вновь избранные палаты могут
утвердить решение и провести изучение нового конституционного текста, для
чего необходимо одобрение 2/3 членов каждой палаты.
     Основы конституционного строя представляют собой, как было сказано, систему
принципов, поэтому в известной степени гл. 1 можно назвать конституцией в
Конституции. И если Конституцию можно считать нормативным стандартом, которым
измеряют иные законодательные акты, то гл. 1 Конституции можно представить
нормой, по которой следует сверять все иные положения Конституции, т. е. они
должны полностью соответствовать положениям гл. 1.

0

7

На сегодняшний день не найдены дополнительные материалы к статье 16 Конституции Российской Федерации. При наличии дополнительных материалов к статье 16 Конституции РФ прошу регистрироваться на форуме сайта и предлагать материалы для размещения администратору форума. Таким образом есть шанс собрать наиболее полную и полезную каждому правовую базу по каждой статье Конституции РФ. Всем спасибо.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 1. Основы конституционного строя. Статья 16