narcorik.ru



САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 1. Основы конституционного строя. Статья 2


ГЛАВА 1. Основы конституционного строя. Статья 2

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Конституция РФ
Раздел I
Глава 1 Основы конституционного строя
Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

2

Статья 2

1. На современном этапе общественного развития основные права и свободы человека определяются как объективные условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых не может существовать сам человек. Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина - главный признак правового государства. Россия признает нерушимость этих прав и свобод.

2. В статье 2 впервые провозглашается обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права человека. Признание прав и свобод человека в России означает, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект бесконтрольной государственной деятельности, а как равноправный субъект, реализующий свои конституционные права. В Российской Федерации никто не может быть ограничен в правомерных средствах защиты своего человеческого достоинства и основанных на нем прав. Государство не только воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод, но и предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для их реализации.

3. Провозглашение защиты прав и свобод человека и гражданина означает также государственную обязанность создать специальные учреждения по охране прав и свобод. Это суды, органы охраны общественного правопорядка, прокуратуры, а также институт Уполномоченного по правам человека. Обязанность государства - конкретизировать посредством законов права и свободы человека и гражданина и защищать их - предусмотрена во всех главах Конституции.

0

3

Статья 2

Статья 2 раскрывает важнейшую сторону содержащейся в ст. 1 характеристики РФ как правового государства. Одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в этой статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая конституционная ценность; все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили и, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. Только в отдельных, специально оговоренных в Конституции РФ исключительных случаях, при особых, как правило временных, обстоятельствах отдельные права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены (например, ст. 55, 56).

Провозглашение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью явилось важным новшеством в конституционном праве и во всем законодательстве России. Ранее верховенство всегда принадлежало государственным интересам. В советское время они отождествлялись с "общественными" интересами, которым требовалось подчинять индивидуальные и коллективные личные права и интересы.

Подчеркивание прав и свобод человека как высшей ценности, признаваемой, соблюдаемой и защищаемой государством, не означает и не допускает какого-то принижения государства. Напротив, эта обязанность правового государства может значительно повысить его авторитет и значение в жизни общества, в организации социально-экономической и культурной жизни. Разумеется, при условии, если эти необходимые общественные функции государства будут полно и последовательно исполняться.

Статья 2 Конституции вводит в действие в нашей стране высшие правовые принципы, выработанные демократическими движениями и закрепленные конституционным опытом народов Западной Европы, США и многих других стран, осуществляет стремления либеральных и демократических движений России по крайней мере с начала XIX в. Этот мировой опыт обобщен рядом международно-правовых актов, в разное время признанных Россией и обязательных также для нее. Это Устав ООН 1945 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Устав Совета Европы, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.

Обладателями (субъектами) этих прав и свобод являются каждый человек (т.е. гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства), каждый гражданин РФ, а в точном определении, в осуществлении и защите прав и свобод участвует и государство - РФ.

Различие между человеком и гражданином как носителями прав и свобод ясно выражено в тексте Конституции. Права и свободы человека принадлежат и гражданину РФ, и лицу, не являющемуся российским гражданином. В этом смысле Конституция определяет круг носителей таких прав словами "все", "каждый", "лицо" ("...имеет право" и т.п.) или словом "никто" ("...не должен подвергаться..." и т.п.) (например, ст. 19-30, 34, 35, 37, 39-51, 53, 54 и др.).

В тех же многочисленных случаях, когда речь идет о правах и свободах, прежде всего политических, принадлежащих только гражданам РФ, статьи Конституции прямо указывают на это (например, ст. 31-33, 59-62). В отдельных случаях Конституция особо говорит о правах иностранных граждан и лиц без гражданства (например, ч. 1 ст. 63).

Представляется неосновательной теоретическая трактовка ст. 2 Конституции как только "декларативной нормы", не порождающей конкретных правоотношений и не являющейся основанием для защиты человеком своих прав и свобод в суде (см.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001. С. 11). Статья 2 не часть преамбулы, не содержащей прямых правовых предписаний. Напротив, это важнейшая основа конституционного строя, которой, как и другим положениям гл. 1, никакие другие положения Конституции РФ 1993 г. не могут противоречить; это означает, что другие положения Конституции должны прежде всего ей соответствовать, как и основанные на них законы и подзаконные акты. Устанавливая общую обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, Конституция тем самым требует от каждого органа государственной власти в пределах его компетенции принимать все необходимые меры (законодательные, исполнительные и судебные) по защите прав и свобод общего характера, а от каждого должностного лица этих органов в пределах его компетенции конкретно действовать в этом же смысле. Статья 2 предоставляет право всем гражданам, общественным объединениям, средствам массовой информации и т.д. предусмотренное Конституцией и законом право требовать информацию, обжаловать бездействие и незаконные действия органов государства и их должностных лиц. Статья 2 - конституционное основание для мобилизации всех правовых возможностей всех звеньев и работников государственного аппарата для полной и первоочередной защиты прав каждого человека и гражданина. Каждый орган государства и каждый чиновник в своей сфере имеют и должны строжайшим образом исполнять свои правозащитные обязанности. Их систематические грубые нарушения требуют принятия всех таких мер, а вовсе не отрицания высшей юридической силы ст. 2, как и всей Конституции РФ. Ведь многие важнейшие положения международного и конституционного права тоже нередко имеют весьма общий и абстрактный характер и конкретизируются многими другими правовыми положениями; но это не дает оснований отрицать принципиальное правовое значение таких положений.

Конституция 1993 г. впервые ограничила роль государства в установлении прав человека и гражданина. Конституция исходит из того, что государство не дарует, не предоставляет людям их основные, т.е. конституционные, права и свободы. Они принадлежат людям от рождения: как сказано далее в ст. 17, права и свободы человека неотчуждаемы, т.е. они не могут быть приобретены (даже от государства) и не могут быть никому переданы (ч. 2 ст. 17). Поэтому даже отказ от них недействителен. Точно так же права гражданина в полном объеме приобретаются в большинстве случаев с рождением (в некоторых случаях с принятием российского гражданства), достижением определенного возраста и являются столь же неотчуждаемыми.

Однако Конституция значительно повысила роль и ответственность государства в обеспечении полного соблюдения и защиты этих прав и свобод.

Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения.

Вместе с тем это вовсе не значит, что государство вовсе воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод граждан или во все их отношения, складывающиеся в гражданском обществе. Напротив, не вмешиваясь без объективной потребности в эти отношения, оно обязано не допускать злоупотребления правами и свободами, ибо их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17), в том числе их всеобщие законные интересы. Признавая конституционные права и свободы граждан, государство в своих законах конкретно определяет содержание, объем, пределы этих прав, гарантии их соблюдения, а также обязанности человека (например, уплата налогов, охрана окружающей среды) и гражданина (военная служба, возможность ее замены альтернативной гражданской службой и др.). Одни эти права и свободы иногда могут вступать с другими правами и свободами (например, с правом собственности, личными свободами) в некоторое противоречие, которое общество и государство должны разрешать в соответствии с конституционными правами и свободами. Они могут, а иногда и обязаны поощрять такое осуществление прав и свобод, которое в наибольшей степени соответствует их политическим, социальным, экономическим, экологическим, культурным задачам и функциям.

Соотношение понятий "право" и "свобода" характеризуется прежде всего тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое - субъективное право любого человека или только гражданина России.

Но иногда между ними проводится различие. Иногда "правом" называют юридическую возможность требовать чего-то от властей и других лиц, а "свободой" - возможность действовать без государственного вмешательства. Эта искусственная конструкция слишком резко отделает права от свобод. Нередко термином "свобода" обозначаются более широкие возможности индивидуального выбора без указания на его конкретный результат. Такое указание предоставляло бы уже "право". При этом "право" может самой Конституцией РФ быть включено в состав "свободы". Так, статьей 28 не только установлена "свобода совести, свобода вероисповедания", но в состав этой свободы включено "право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Нередко свободами называют только политические права или другие группы прав, признаваемые наиболее важными.

Следует уделить внимание и вопросу о соотношении и взаимосвязи прав и свобод с обязанностями, также устанавливаемыми Конституцией. В иерархии конституционных предписаний верховенство явно принадлежит правам и свободам; об этом говорит текст ст. 2 и заглавие гл. 2. В них об обязанностях человека и гражданина не упоминается вовсе, хотя в конце текста гл. 2 есть несколько статей о таких обязанностях. Это значит, что конституционные права и свободы сводят обязанности, в том числе перед государством, к необходимому минимуму, а обязанности могут в некоторой (определяемой Конституцией, а на ее основании - законом) степени ограничивать многие, хотя и не все права и свободы. В некоторых статьях Конституции также раздельно говорится об обязанностях человека, т.е. "каждого", которые, как правило, нуждаются в конкретизации законом применительно к отдельным группам их носителей.

Конституционная обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, статус которых определяется государством посредством закона. Статья 18, входящая в состав гл. 2 Конституции, устанавливает, что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием. Этой статье по ее смыслу, по-видимому, лучше было бы находиться в гл. 1 (вероятно, в составе ст. 2 в качестве ее части); это, в соответствии со ст. 16, увеличивало бы ее обязательность для всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, т.е. для гл. 2-8 Конституции. Для осуществления государством его обязанностей по защите прав и свобод человека и гражданина Конституция предусматривает широкий набор гарантий этих прав и соответствующих юридических процедур (см. комм. к ст. 33, 45-57, 59, 60, 82, ч. 1 п. "е", ст. 114, п. 4 ст. 125 и др.).

Особую роль в защите прав и свобод человека и гражданина от нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также другими лицами играют органы судебной власти. Предусмотрен Конституцией и орган, который занимается только данной проблемой, - Уполномоченный по правам человека. Однако довольно активная деятельность Уполномоченного по правам человека не исключает необходимости скорейшего полного исполнения конституционного положения о создании системы административного судопроизводства (ст. 118, ч. 2). Независимые и беспристрастные административные суды - необходимое средство для укрепления законности деятельности государственных органов текущего управления (главным образом аппарата исполнительной власти), должностные лица которых нередко в своих действиях и решениях проявляют бюрократические наклонности к произволу, беззаконию, волоките и даже коррупции. Нынешнее отнесение разрешения споров из административных отношений к сфере гражданского, а не административного судопроизводства и подчинение их его принципам в составе ГПК противоречит ст. 118 Конституции и недостаточно способствует преодолению пороков аппарата исполнительной власти, нетерпимость которых неоднократно отмечал Президент РФ В.В. Путин.

Остается настоятельной необходимость преодолеть различные проявления недооценки значения прав и свобод человека и гражданина, недостаточное их признание, неполное соблюдение, слабую защищенность, систематические нарушения, которые были неоднократно констатированы органами Совета Европы (СЕ), подготавливавшими вступление России в его состав. Вслед за принятием в феврале 1996 г. двух федеральных законов - о присоединении РФ к Уставу СЕ и о ее присоединении к ряду других документов СЕ - 28 февраля 1996 г. Россия подписала и вскоре ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Конвенция и ряд протоколов к ней стали частью российской правовой системы согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Парламентская ассамблея СЕ в сотрудничестве с Федеральным Собранием РФ продолжает осуществлять меры рекомендательного и контрольного характера, касающиеся совершенствования политических, правовых, социальных, административных и иных отношений, прежде всего в области охраны и защиты прав человека в России. Растущее число дел о нарушениях этих прав, ответчиком по которым выступает РФ, также подтверждает настоятельную необходимость значительно усилить работу всех звеньев государственного механизма по полному признанию, соблюдению и защите конституционных прав человека и гражданина, чего требует статья 2 Конституции РФ.

0

4

Статья 2

Данная статья олицетворяет собой яркое проявление либеральной концепции, положенной в основу действующей российской Конституции. Дело в том, что все политико-правовые режимы с точки зрения отношения к правам человека делятся на три большие группы:

авторитарные, при которых государство стоит над человеком; человек, его права и свободы подчинены интересам государства. Социалистический правовой режим является одной из разновидностей режимов данного типа, поскольку в нем формально провозглашаются принципы "социалистической" демократии и "социалистической" концепции прав человека, суть которой сводится к тому, что не человек, а социалистическое (общенародное) государство наделяется всей полнотой субъективных прав и свобод, которые оно "дарует" своим гражданам по мере "вызревания" социально-экономических и политических условий их реализации. Обжаловать недостаточность объема предоставленных ему прав и свобод человек не должен, поскольку наделяет ими родное (т.е. общенародное) государство. Реализация политических прав и свобод осуществляется в "интересах социализма", следовательно в тех пределах, которые позволяет социалистическая (коммунистическая) идеология.

демократические, при которых права человека и права государства, выступающего от имени общества, равны и реализуются во взаимных интересах, в условиях баланса личного и публичного интереса. Возникающие при этом конфликты интересов разрешаются независимым судом.

либеральные, при которых права человека ставятся выше интересов и прав государства, выступающего в роли "ночного сторожа". Такие политико-правовые режимы являются переходными от первого ко второму и не способны существовать продолжительное время.

Итак, Россия в соответствии с общемировым принципом циклического развития вступила в переходную стадию от авторитарного (в данном случае социалистического) политико-правового режима к демократическому, называемую либеральным режимом. Одной из атрибутивных (неотъемлемых) характеристик этого режима является приверженность к классической теории естественного права в том виде, в котором она сформировалась в XVII-XVIII вв., переходном периоде от абсолютных монархий к парламентским.

Суть данной концепции состоит в отказе от социалистических ценностей и приоритете прав человека над всеми остальными, превращении их в высшую ценность. В данной конструкции налицо перевес обязанностей в сторону государства. Последнее обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека без ответной обязанности человека признавать, соблюдать и защищать права государства и общества.

Рассмотрим подробнее каждое из названных правомочий.

Признание, т.е. отношение с уважением, исходя из данности того, что есть (закреплено в Конституции), и того, что будет закреплено в ней или иных (не в Конституции) нормативно-правовых актах (см. комментарий к ст. 55), - очевидна абсолютизация естественно-правовой теории права человека.

Соблюдение, т.е. исполнение тех прав человека, которые закреплены Конституцией и законом.

Защита, т.е. недопущение нарушения в будущем (превенция)*(10), пресечение длящегося правонарушения или наказание лица, в прошлом нарушившего данное право.

Необходимо отметить, что данная статья носит абсолютный, безальтернативный характер, не содержит бланкетных*(11) и отсылочных норм и подлежит непосредственному применению (см. комментарий к ст. 15).

С одной стороны, такая конструкция конституционной нормы юридически не позволяет ограничить порядок, сроки и условия ее действия какими-либо иными нормативно-правовыми актами. С другой стороны, Конституция не может исчерпывающим образом определить порядок реализации любого права человека, это задача конкретного закона. Поэтому такой подход к закреплению общей концепции защиты прав и свобод человека в Конституции страны представляется неэффективным. Тем не менее, думается, необходимо на базе современной либеральной концепции прав и свобод человека сформировать уважительное отношение к ним, а на следующем, демократическом, этапе конституционного развития реализовать иную, более устойчивую конституционную модель.

0

5

Статья 2

     Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение
и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

     Комментарий к статье 2

     Статья 2 раскрывает важнейшую сторону содержащейся в ст. 1 характеристики
Российской Федерации как правового государства. Одним из важнейших признаков
такого государства является выраженное в комментируемой статье провозглашение
человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность;
все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой
конституционной оценки не получили и, следовательно, располагаются по отношению
к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. Только в отдельных,
специально оговоренных в Конституции Российской Федерации исключительных случаях,
при особых, как правило, временных обстоятельствах отдельные права и свободы
человека и гражданина могут быть ограничены.
     Провозглашение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью является
важным новшеством в конституционном праве и во всем законодательстве России.
Ранее верховенство всегда принадлежало государственным интересам. В советское
время они отождествлялись с " общественными", которым требовалось подчинять
индивидуальные и коллективные личные интересы.
     Статья 2 Конституции вводит в действие в нашей стране высшие правовые
принципы, выработанные демократическими движениями и закрепленные конституционным
опытом Великобритании, США, Франции, Германии, Бразилии и многих других стран,
осуществляет стремление либеральных и демократических движений России по крайней
мере с начала XIX в. Этот мировой опыт увенчан и обобщен рядом международно-правовых
актов, признанных Россией, обязательных для нее. Это Устав ООН 1945 г., Всеобщая
декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических
правах, а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных
правах 1966 г., Устав Совета Европы, Европейская конвенция о защите прав человека
и основных свобод 1950 г. и др.
     Обладателями (субъектами) этих прав и свобод являются: каждый человек
(т.е. гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства), каждый
гражданин Российской Федерации, а в точном определении, в осуществлении и
защите прав и свобод участвует и государство - Российская Федерация.
     Различие между человеком и гражданином как носителями прав и свобод ясно
выражено в тексте Конституции. Права и свободы человека принадлежат и гражданину
Российской Федерации, и лицу, не являющемуся российским гражданином. В этом
смысле Конституция определяет круг носителей таких прав словами "все", "каждый",
"лицо" ("...имеет право" и т.п.) или словом "никто" ("...не должен подвергаться...")
(см., например, ст. 19-30, 34, 35, 37, 39-51, 53, 54 и др.).
     В тех же многочисленных случаях, когда речь идет о правах и свободах,
прежде всего политических, принадлежащих только гражданам Российской Федерации,
статьи Конституции прямо указывают на это (см., например, ст. 31-33, 59-62).
В отдельных случаях Конституция особо говорит о правах иностранных граждан
и лиц без гражданства (например, ст. 63 о правах убежища).
     Конституция Российской Федерации 1993 г. впервые ограничила роль государства
в установлении прав человека и гражданина, но значительно повысила роль и
ответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты этих прав и
свобод. Конституция исходит из того, что государство не дарует, не предоставляет
людям их основные, т.е. конституционные, права и свободы. Они принадлежат
людям от рождения: как сказано далее в ст. 17, права и свободы человека неотчуждаемы,
то есть они не могут быть приобретены (даже от государства), и не отчуждаемы,
т.е. не могут быть никому переданы (ч. 2 ст. 17). Поэтому даже отказ от них
недействителен. Точно так же права гражданина в полном объеме приобретаются
в большинстве случаев с рождением (в некоторых случаях - с принятием российского
гражданства) и являются столь же неотчуждаемыми.
     Даже в юридическом оформлении конституционных и иных прав граждан важную
роль играет международное сообщество народов в лице их государств, выработавшее
общепризнанные принципы международного права, действующие в России в соответствии
с ее Конституцией.
     Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать
и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного
вмешательства или ограничения. Эта идея, четко выраженная в комментируемой
статье, более подробно раскрывается в других статьях Конституции Российской
Федерации и в текущем законодательстве России.
     Вместе с тем это вовсе не значит, что государство вовсе воздерживается
от вмешательства в сферу прав и свобод граждан или во все отношения, складывающиеся
в гражданском обществе. Напротив, не вмешиваясь без объективной потребности
в эти отношения, оно обязано не допускать злоупотребления правами и свободами,
ибо их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17),
в том числе их всеобщие законные интересы. Признавая конституционные права
и свободы граждан, государство в своих законах конкретно определяет содержание,
объем, пределы этих прав, гарантии их соблюдения, а также обязанности человека
(например, уплата налогов, охрана окружающей среды) и гражданина (военная
служба и др.). Одни эти права и свободы иногда могут вступать в некоторое
противоречие с другими правами и свободами (например, правом собственности,
личными свободами), которое государство должно разрешать в соответствии с
конституционными правами и свободами. Оно может, а иногда обязано поощрять
такое осуществление прав и свобод, которое в наибольшей степени соответствует
его социальным, экономическим, экологическим, политическим задачам и функциям.
     Соотношение понятий "право" и "свобода" характеризуется прежде всего
тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое - субъективное право
любого человека или только гражданина Российской Федерации.
     Но иногда между ними проводится различие. Например, термином "свобода"
обозначаются более широкие возможности индивидуального выбора без указания
на его конкретный результат. Такое указание предоставляло бы уже "право".
При этом "право" может самой Конституцией Российской Федерации быть включено
в состав "свободы". Так, ст. 28 не только установлена "свобода совести, свобода
вероисповедания", но в состав этой свободы включено "право исповедовать индивидуально
или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно
выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать
в соответствии с ними". Нередко свободами называют только политические права
или другие группы прав, признаваемые наиболее важными.
     Следует уделить внимание и вопросу о соотношении и взаимосвязи этих прав
и свобод с обязанностями, также устанавливаемыми Конституцией Российской Федерации.
В иерархии конституционных предписаний верховенство явно принадлежит правам
и свободам; об этом говорит текст ст. 2 и заглавие гл. 2. В них об обязанностях
человека и гражданина не упоминается вовсе, хотя в конце текста гл. 2 есть
несколько статей об этих обязанностях. Это значит, что конституционные права
и свободы сводят обязанности, в том числе перед государством, к необходимому
минимуму, а обязанности могут в некоторой (определяемой Конституцией, а на
ее основании - законом) степени ограничивать многие, хотя и не все права и
свободы. В некоторых статьях Конституции Российской Федерации также раздельно
говорится об обязанностях человека, т.е. "каждого", например, платить законно
установленные налоги и сборы (ст. 57), охранять природу и окружающую среду
(ст. 58), а также об обязанностях гражданина, например, по защите Отечества
(ст. 59).
     Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и
свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации
и механизма их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека
и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов
местного самоуправления. Статья 18, входящая в состав гл. 2 Конституции, устанавливает,
что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют
смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной
власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Этой статье
6 по ее смыслу, по-видимому, лучше было бы находиться в гл. 1 (вероятно, в
составе ст. 2 в качестве ее части); это, в соответствии со ст. 16, увеличивало
бы ее обязательность для всех органов государственной власти и органов местного
самоуправления, т.е. для гл. 3 - 8 Конституции.
     Для осуществления государством его обязанностей по защите прав и свобод
человека и гражданина Конституция Российской Федерации предусматривает широкий
набор гарантий этих прав и соответствующих юридических процедур (см. комментарий
к ст. 33, 45 - 57, 59, 60, 82 ч. 1 п. "е", ст. 114, п. 4 ст. 125 и др.).
     Особую роль в защите прав и свобод человека и гражданина от нарушения
органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также
другими лицами играют органы судебной власти. Предусмотрен Конституцией и
орган, который занимался бы только данной проблемой, - Уполномоченный по правам
человека. Однако в течение долгого времени конституционный закон об этом Уполномоченном
так и не принят, бюджетные средства на создание и деятельность его аппарата
не выделены, а должность этого Уполномоченного после кратковременного пребывания
на ней выдающегося правозащитника С.А. Ковалева долго оставалась вакантной.
     В этом еще одно проявление той общей недооценки значения прав и свобод
человека и гражданина, их недостаточного признания, неполного соблюдения,
слабой защищенности, систематических нарушений, которые были констатированы
органами Совета Европы (СЕ), подготовлявшими вступление России в его состав.
Вслед за принятием в феврале 1996 г. двух федеральных законов - о присоединении
Российской Федерации к Уставу СЕ и о присоединении Российской Федерации к
ряду других документов СЕ - 28 февраля 1996 г. Россия подписала Европейскую
конвенцию о защите прав человека и основных свобод с условием ее ратификации
в течение года. Конвенция и протоколы СЕ после их ратификации станут частью
российской правовой системы согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.
Парламентская ассамблея СЕ решила разработать в сотрудничестве с Федеральным
Собранием Российской Федерации свою собственную программу рекомендательного
и контрольного характера, касающуюся совершенствования политических, правовых,
социальных, административных и иных отношений, прежде всего в области охраны
и защиты прав человека в Российской Федерации.

0

6

Статья 2

     Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение
и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

     Комментарий к статье 2

     Статья формулирует одну из фундаментальных основ конституционного строя
Российской Федерации. В Конституции понятие "высшая ценность" отнесено к человеку,
его правам и свободам. Характерно, что так не определяется никакая другая
основа конституционного строя.
     Конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей ценности
Российская Федерация признала требования демократического международного сообщества,
таких общепризнанных актов международного права, как Всеобщая декларация прав
человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных
и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах
от 19 декабря 1966 г. <3>
     Указанные международные акты и ст. 2 Конституции исходят из понимания,
что права и свободы человека возникают и существуют не по соизволению государства.
Основой прав и свобод является человеческое достоинство. Согласно преамбуле
Всеобщей декларации прав человека и Пактам о правах признание достоинства,
присущего всем членам человеческой семьи, их равных и неотъемлемых прав является
основой свободы, справедливости и всеобщего мира.
     В ст. 2 указанный правовой принцип формулируется в наиболее общем виде.
Конкретные права и свободы человека и гражданина перечислены в других статьях
в гл. 2 Конституции.
     Ст. 2 впервые устанавливает обязанность государства признавать, соблюдать
и защищать права и свободы человека. Это означает, что источник и основа этих
прав находятся вне государства. Права и свободы человека и гражданина неприкосновенны
и нерушимы. Вместе с тем государство не только воздерживается от вмешательства
в сферу прав и свобод: обязанность соблюдать их предусматривает активную деятельность
государства по созданию условий для их реализации.
     Провозглашение защиты прав и свобод человека и гражданина означает также
обязанность государства создать специальные учреждения по их охране. Это суды,
органы охраны общественного правопорядка, прокуратуры. Конституцией введена
должность Уполномоченного по правам человека (п. "д" ч. 1 ст. 103). Обязанность
государства защищать права и свободы человека и гражданина пронизывает все
содержание Конституции.

0

7

Комментарий к статье 2 Конституции Российской Федерации от ЛойерFM.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

8

На сегодняшний день не найдены дополнительные материалы к статье 2 Конституции Российской Федерации. При наличии дополнительных материалов к статье 2 Конституции РФ прошу регистрироваться на форуме сайта и предлагать материалы для размещения администратору форума. Таким образом есть шанс собрать наиболее полную и полезную каждому правовую базу по каждой статье Конституции РФ. Всем спасибо.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 1. Основы конституционного строя. Статья 2