narcorik.ru



САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 1. Основы конституционного строя. Статья 1


ГЛАВА 1. Основы конституционного строя. Статья 1

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Конституция РФ
Раздел I
Глава 1 Основы конституционного строя
Статья 1

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

2

Глава 1. Основы конституционного строя

Конституция РФ состоит из 9 разделов, и первый из них посвящен конституционному строю. Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание главы 1 Конституции. Они имеют наивысшую юридическую силу. Принципы организации государства закрепляются здесь в самой общей форме, они создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последних главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др.). Нормы-принципы, включенные в главу "Основы конституционного строя", составляют определенную систему и раскрывают:

- основные характеристики российского государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим);

- экономические и политические основы конституционного строя.

Статья 1

1. Статья 1 устанавливает элементы формы российского государства. Россия по форме правления является республикой, по государственному территориальному устройству - федерацией и имеет демократический политический режим.

2. Республика - это форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам - парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Республики подразделяются на парламентские и президентские в зависимости от роли, которую эти высшие органы власти играют в государстве. Россия относится к республиканским формам правления, носящим смешанный характер, т.е. сочетает черты парламентской и президентской республики.

3. Форма государственного устройства - это способ территориального устройства государства, который вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональной, местной властей. Россия является федерацией, т.е. сложным государством, представляющим собой союз ряда государственных образований.

4. Россия провозглашается правовым государством - так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающего важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека, утверждение принципов политического плюрализма.

0

3

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Статья 1 имеет важнейшее значение, ибо она дает определение Российской Федерации, перечисляя ряд ее важнейших признаков, конкретизируемых в дальнейших статьях этой главы и во всей Конституции.

РФ - демократическое государство. Это видно из политических и иных прав граждан, о которых говорится в ст. 2 и 6, которые излагаются во многих статьях последующих глав, из перечня форм народовластия - непосредственного и представительного (ст. 3), осуществляемого на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления (ст. 12), из признания идеологического и политического плюрализма, многопартийности (ст. 13) и т.д. Демократизм государства выражается в том, что все его устройство и деятельность должны соответствовать воле народа, а государственные властные решения приниматься большинством народа (или его представителей) при уважении к воле меньшинства и правам человека и гражданина. Высказываемое в дискуссии о понятии "суверенная демократия" мнение о ней как о полновластии большинства без указания на то, что для него права меньшинства и каждого человека должны оставаться неприкосновенными, неприемлемо: при демократическом строе в результате последующих выборов большинство может стать меньшинством, а прежнее меньшинство большинством.

Россия есть федеративное государство, состоящее из ее субъектов, т.е. членов этого единого государства. Это конкретизируется затем в положениях о суверенитете РФ, верховенстве ее Конституции и законов на всей территории России и т.д. (ст. 4), о составе равноправных субъектов РФ и об основах ее федеративного устройства (ст. 5), о единстве гражданства РФ (ст. 6), об органах государственной власти РФ и ее субъектов, о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации (ст. 11), в ряде других глав Конституции (гл. 2, 3 и др.).

РФ - правовое государство. Эта характеристика, долгое время считавшаяся неприемлемой буржуазной выдумкой для обмана трудящихся при капитализме, теперь принята и у нас. Зато отвергнуто отождествление права с законом, открывавшее путь к подмене права, которое законодатель обязан соблюдать, законом, который законодатели нередко принимают произвольно. Правовое государство не есть просто государство, даже соблюдающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости, которая выражена в общепризнанных принципах и нормах международного права, в соответствующей им Конституции, в основанных на ней законах, а на их основе - в подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, обязанностей государства, принципов демократии, рыночного хозяйства и т.п. Идея господства права в жизни общества и государства гораздо более широка по объему, нежели идея государства, соблюдающего свои законы; правовое государство, служащее справедливым интересам человека и общества и являющееся не только одним из субъектов, но и важнейшим объектом правового регулирования, - это современный этап тысячелетних поисков сверхисточника для юридического нормотворчества. Этот источник видели то в божественной воле, то в "духе" народа, то в абсолютной власти монарха или правящего класса, то в экономическом базисе и т.п. Маркс считал государство не творцом норм, а только переводчиком объективных потребностей общества на язык права.

Идея господства права выражается в Конституции РФ в верховенстве Конституции, признающей общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы, а нормы, установленные ее международным договором, - обладающими большей юридической силой, нежели установленные законом (ст. 15, 17 и др.); в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им не от государства, а от рождения (ч. 2 ст. 17); в том, что оно обязано признавать и соблюдать их, защищать их носителя - человека, его права и свободы как высшую ценность (ст. 2). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст. 18). Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования над обществом в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их правовым контролем.

Республиканская форма правления характеризуется отсутствием монарха - обычно наследственного главы государства - и наличием власти у периодически переизбираемых народом органов. Исторический опыт России привел к тому, что у нас монархия нередко понимается как самодержавие, а "республика" долгое время имела характер тоталитарной или авторитарной диктатуры бессменного партийного "вождя", во многом подобной режимам в ряде "социалистических" стран, военным диктатурам в республиках Латинской Америки, клерикальным диктатурам первосвященников в ряде государств и т.п. С другой стороны, с уходом в прошлое многих подобных режимов и форм правления даже в большинстве современных демократических конституционных монархий все более явным образом развивается тип "республиканской монархии", как ее назвал М. Дюверже (Франция). При ней права человека и гражданина, избирательное право, общественный строй, парламентаризм, разделение властей и т.п. полностью или почти полностью те же, что и у республик, а монарх сохраняет только формальные и ритуальные функции, но не реальную власть.

Россия впервые была объявлена республикой 1 сентября 1917 г. Временным правительством, не имевшим для этого необходимых полномочий, а 25 октября 1917 г. она была вновь провозглашена республикой Советов, но, по справедливому мнению М.В. Баглая, легитимность и этого акта, как и других установлений Октябрьского переворота, "более чем сомнительна" (см.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001. С. 124). Вполне законно Россия была провозглашена республикой демократически избранным Учредительным собранием в первый же день его работы, но вслед за этим оно было разогнано большевиками. Окончательно республика в России учреждена всероссийскими референдумами 1990 и 1993 гг.

Укрепление подлинно республиканской формы правления с ее строгой законностью, периодической выборностью и законной ротацией состава органов власти, реальным общественным контролем за их деятельностью, с преодолением бюрократизма, коррупции, произвола чиновников необходимо в России, о чем настойчиво напоминает Президент РФ В.В. Путин.

Некоторые важнейшие характеристики РФ, которые, как и уже названные, еще предстоит полностью оправдать на деле, не "попали" в комментируемую статью. Прежде всего это определение Российской Федерации как социального государства: оно дано в ст. 7 (см. комм. к ней). РФ охарактеризована как светское государство в ст. 14 Конституции (см. комм. к ней). Многие демократические государства многосторонне охарактеризованы не в разных статьях, а в их единых главных конституционных определениях.

Определения России как социального и светского государства не были включены в текст ст. 1 Конституции РФ, так как во время подготовки ее проекта многие политики и ученые совершенно неосновательно усматривали в термине "социальное государство" остаток коммунистической идеологии, а не необходимый признак современного неолиберального и демократического государства. Термин "светское государство", вероятно, был сочтен не настолько важным, чтобы включить его в ст. 1. Но единая сводная конституционная характеристика России, конечно, охватывает все эти ее свойства.

В связи со сказанным следует отметить, что если фундаментальные основы конституционного строя России, названные в ст. 1, конкретизируются в ряде последующих статей, говорящих о содержании этих основ, то в ст. 7 и 14 не только кратко названы эти основы конституционного строя, но и дана их конкретизация - разумеется, на самом общем уровне, необходимом для их установления.

Однако мощный потенциал конституционных норм, характеризующий РФ как демократическое, правовое, социальное и т.д. государство, в значительной мере не используется. Эти положения в полной мере не осуществляются, нередко грубо нарушаются, сохраняя в значительной мере формальный характер. Они будут становиться все более действенными по мере достижения обществом значительных успехов в своем социально-экономическом, культурном и политическом развитии, в преодолении имеющихся недостатков и в полном осуществлении всех конституционных прав человека и гражданина в России (см.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2004. С. 140, 144, 152-153, 189 и др.).

2. В ч. 2 комментируемой статьи наименования "Российская Федерация" и "Россия" определены как равнозначные, т.е. как синонимы. В том же смысле в преамбуле и в ст. 59 употреблены слова "Отечество" и "Родина". Разумеется, вне конституционной терминологии эти слова могут иметь иные смысловые оттенки. Например, наша страна была Россией и до превращения в федерацию.

0

4

Глава 1. Основы конституционного строя

Действующая Конституция России не первая и не последняя в ее истории. Появление всякого нового Основного закона в большинстве случаев происходит не на пустом месте, этому предшествует длительная, в том числе правовая, история. У инициаторов конституционной реформы есть два пути - революционный и эволюционный. Революционный путь означает отмену всех предшествующих актов и начало формирования правовой системы страны, что называется "с чистого листа". Это наиболее эффективный с точки зрения выстраивания новой правовой системы путь, но наиболее губительный для части населения страны. Всякая революция, какие бы благие цели она ни преследовала, требует немалых жертв. Эволюционный путь предполагает инкорпорацию (включение в состав, встраивание) норм новой Конституции в существующую правовую систему. Авторы действующей Конституции России были поставлены в весьма сложные условия. С одной стороны, нельзя было дольше жить по нормам Конституции РСФСР 1978 г., которая, несмотря на многочисленные поправки 1989-1993 гг., в основе своей сохранила элементы социалистической политико-правовой системы. С другой стороны, коренная ломка всей правовой системы могла разрушить хрупкие ростки новой постсоциалистической демократии, созданной в эпоху так называемой "перестройки" (1985-1991 гг.). Поэтому был избран некий средний путь. Подготовлен принципиально новый текст, лишь структурно отчасти повторявший прошлый опыт конституционного строительства (подробнее см. комментарий к гл. 1 и 3), призванный стать неизменным на длительный исторический период. Он и составил содержание первого раздела Конституции. При этом были разработаны некие временные, переходные положения, объединенные во втором ее разделе (подробнее см. комментарий к разделу второму). Такой опыт имеется в ряде зарубежных государств, например в Бельгии.

Тем не менее Конституция России 1993 г. представляет собой единый кодифицированный текст, документ писаного права, выдержанный в традициях романо-германской (континентальной) семьи права, к которой традиционно относится Россия.

Говоря об исторической преемственности в конституционном строительстве, авторы комментария имели в виду прежде всего первую главу. В различных конституциях страны эта глава (раздел) называлась по разному: "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" (Конституция РСФСР 1918 г.), "Общие положения" (Конституция РСФСР 1925 г.), "Общее устройство" (Конституция РСФСР 1937 г.), "Основы общественного строя и политики РСФСР" (Конституция РСФСР 1978 г.). Но в одном эти разделы похожи: поскольку принятие новой Конституции знаменовало собой начало очередного этапа развития российского государства, они устанавливали (конституировали) новую конструкцию государственного и общественного устройства страны. Не исключение и комментируемая глава действующего Основного закона. Более того, по своей революционной (в хорошем смысле этого слова) направленности, количеству новых идей и подходов ее содержание можно сравнить только с аналогичным разделом первой российской Конституции 1918 г., которым были учреждены основы общественного устройства первого в мире социалистического государства.

Необходимо отметить, что подобная структура Основного закона широко распространена в основном в постсоциалистических государствах Восточной Европы и Центральной Азии (например, Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Болгария). В государствах, имеющих неизмеримо больший опыт демократического развития, конституции, как правило, не содержат подобного раздела. Даже в классической конституции первого поколения - конституции США, создававшей новое государство на Североамериканском континенте, подобный раздел отсутствует.

Итак, глава "Основы конституционного строя" закрепляет в нормах Основного закона страны самые общие нормы и принципы государственного и общественного устройства Российской Федерации.

Статья 1

1. Эта статья в наиболее общем виде закрепляет обобщенную характеристику российского государства и является ярким примером нормы-дефиниции (краткое определение, отражающее существенные признаки предмета), присущей отечественному конституционному праву, особенно первой главе Основного закона. Рассмотрим подробнее каждый из принципов, сформулированных в статье.

Демократическое государство. Как известно, демократия (от гр. demos - народ, kratos - власть) - это власть народа, т.е. политический режим, характеризующийся в первую очередь периодической сменяемостью избираемых населением органов публичной власти. Степень развития демократии зависит от количества избираемых органов власти и числа граждан, участвующих в выборах. В Российской Федерации к числу избираемых органов власти относятся Президент России, нижняя палата Федерального Собрания - Государственная Дума, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, большинство органов местного самоуправления. Выборы осуществляются периодически, на основе всеобщего равного в основном прямого избирательного права, выдвижение кандидатов на выборные должности осуществляется на альтернативной основе (см. комментарий к ст. 3 и 32). При выборах применяются в различных сочетаниях мажоритарная и пропорциональная избирательные системы. С этих формальных позиций Российская Федерация может считаться демократическим государством.

Вместе с тем отказ от избрания населением губернаторов (глав) субъектов Федерации, введение полностью пропорциональной избирательной системы и увеличения порогового числа голосов избирателей при прохождении списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы, отказ от непосредственного избрания населением субъектов Федерации членов верхней палаты Парламента (см. комментарий ко второму разделу Конституции) - свидетельство частичного отказа от ряда преимуществ демократического режима.

Помимо названных признаков, демократический политический режим характеризуется свободой печати, отказом от цензуры, приоритетом прав человека перед правами государства, его органов. С формально-юридической точки зрения все эти признаки демократии в России конституционно закреплены (см. комментарий к ст. 2 и 29), однако на практике не всегда соблюдаются и не получили должного закрепления в текущем законодательстве.

Федеративное государство. Как известно, все государства мира по своему политико-территориальному устройству делятся на федеративные (от лат. foederatio - союз, объединение), т.е. сложные по составу, включающие в себя относительно самостоятельные государственные образования, называемые субъектами федерации (штаты, кантоны, земли, и т.д.), и унитарные (от лат. unitas - единство), т.е. простые по составу, разделенные на несамостоятельные административно-территориальные единицы, подчиненные единому центру. Федеративных государств в мире меньшинство, не более 26. Однако их число растет, некоторые государства, например Италия, Испания, находятся на стадии перехода от унитарных к федеративным. Причина очевидна: федеративные государства в силу децентрализации и деконцентрации государственной власти становятся более демократичными.

При этом следует отметить, что в мировой практике отсутствует четкий набор факторов, определяющих тип политико-территориального устройства того или иного государства. Как правило, это набор субъективных, исторически сложившихся факторов и событий. Не является исключением в этом ряду и Россия. Исторически процесс формирования унитарных и федеративных государств по времени различен. Те европейские государства, в которых процесс формирования централизованного государства завершился в XVI-XVIII вв., оформились как унитарные (Франция, Великобритания, Россия). А те страны, где этот процесс пришелся на рубеж XVIII-XX столетий или подвергся некоторым внешним воздействиям, как, например, США, ФРГ или Швейцария, превратились в федеративные государства. Российская империя в силу набора объективных и субъективных причин, несмотря на огромную территорию, полинациональный состав и многоконфессиональность, сформировалась как жестко централизованное государство. Однако неудачный для России исход первой мировой войны, три сокрушительные социальные революции поставили ее на грань распада. Большевики нашли единственно возможный, с их точки зрения, способ сохранить целостность государства через спекуляцию на национальных чувствах угнетаемых царизмом народов, т.е. через гипертрофированное толкование принципа самоопределения наций.

В результате на развалинах Российской империи образовались самостоятельные государства: БССР, УССР, ЗСФСР, Бухарская и Хорезмская народные республики, Польша и Финляндия. А на территории центральной России сформировалась уникальное по своей организации государство - Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика*(6). Уникальность изначального федеративного устройства России состояла в том, что это была федерализация "сверху", осуществляемая по указанию центральной власти, путем так называемой автономизации. В составе РСФСР были сформированы шесть типов государствоподобных образований - автономные республики, автономные области, национальные (позже автономные) округа, трудовые коммуны (например, немецкая Трудовая коммуна, преобразованная в 1923 г. в АССР немцев Поволжья), края и области. Из всего перечня образований только автономные республики могли претендовать на статус субъектов Федерации, поскольку имели право на принятие собственной Конституции и автономное законодательство. Остальные территории страны находились в административном подчинении центру, - т.е. в положении административно-территориальных единиц, присущих унитарному государству. Тем не менее государство в целом получило название федеративного. Такая асимметрия могла существовать только в условиях жесткой административной, организационной и политической централизации.

Поэтому, когда в период так называемой перестройки началось бурное преобразование территориального устройства страны: республики были объявлены суверенными государствами в составе РФ, большинство автономных областей, за исключением Еврейской, были также преобразованы в республики, Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области, были образованы города федерального значения, Москва и Санкт-Петербург, остальные девять автономных округов, области и края потребовали равноправного статуса субъектов Федерации, - был заключен так называемый Федеративный договор (точнее, три договора; подробнее см. комментарий ко второму разделу Конституции), согласно которому каждая из групп субъектов Федерации (суверенные республики; области, края, города федерального значения; автономные округа) получала свою систему взаимоотношений с центральной властью.

Различия в этих отношениях были минимальные. Пожалуй, наиболее существенным отличием было признание центральной властью республик суверенными государствами в составе Российской Федерации. Это была вынужденная акция, предотвратившая возможный распад Российской Федерации, наметившийся вслед за распадом СССР, произошедшим в декабре 1991 г. Однако кризис федеративных отношений миновал, а Федеративный договор, согласно второму разделу Конституции, формально продолжает действовать (во всяком случае, ни одна сторона его не денонсировала)*(7). Поэтому перед авторами Конституции стояла трудная задача. С одной стороны, в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г. Россия объявлялась суверенным государством и эта норма в соответствии с общемировой практикой должна была получить закрепление именно в первой статье Конституции. С другой - объявление всех субъектов равноправными между собой и во взаимоотношениях с центральной властью (см. комментарий к ст. 5) требовало одностороннего отказа от суверенитета республик в составе Российской Федерации. Тогда авторы Конституции пошли по компромиссному пути взаимного "отказа" от суверенитета: России - в первой статье Конституции, а республик - в пятой. При этом, разумеется, Россия объявлялась суверенным государством, но косвенным образом, путем закрепления отдельных его признаков (см. комментарий к ст. 4).

Правовое государство. Это наиболее противоречивая характеристика российского государства, закрепленная действующей Конституцией. По определению В.А. Четвернина, разделяемому авторами настоящего комментария, правовое государство - это государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина, это либеральное государство, или "государство - ночной сторож"*(8).

На наш взгляд, российское государство не отвечает заявленным выше характеристикам. В лучшем случае его можно рассматривать в качестве полицейского государства, как в положительном, так и в отрицательном значении этого слова. Положительное заключается в том, что в нем издаются нормативно-правовые акты, предписаниям которых в основном следуют граждане и органы государственной власти, сохраняется институт выборов, выстроена вертикаль исполнительной власти, действует судебная власть. Отрицательное - в том, что далеко не все издаваемые в России нормативно-правовые акты отвечают требованиям максимального обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека и гражданина (см. комментарий к ст. 2), выборы не в полной мере отражают реальное волеизъявление избирателей, суды находятся в определенной зависимости от исполнительной власти, а последняя в значительной мере бюрократизирована и коррумпирована.

Возникает вопрос: насколько необходимо было закрепление характеристики России как правового государства в Основном законе? С одной стороны, существенное расхождение между юридической нормой и фактическим состоянием дел искажает сам смысл института правового государства, подрывает веру граждан в его смысл и возможность достижения. С другой стороны, поскольку только нормы Конституции носят программно-целевой характер, можно рассматривать формирование правового государства как отдаленную цель для общества и государства, предусмотренную Основным законом. Однако, думается, эту характеристику Российской Федерации можно было бы перенести в преамбулу, как это сделано в Конституции Республики Монголии.

Необходимо отметить, что в Конституции РСФСР (в ред. от 15 декабря 1990 г.) построение правового демократического государства было обозначено в преамбуле как цель деятельности Российского государства*(9).А через три года, в течение которых произошел распад СССР, попытка государственного переворота (ГКЧП) и сомнительный с юридической точки зрения роспуск Съезда и Верховного Совета, приостановление действия Конституции 1978 г. с последующими редакциями, мы достигли этой цели?

Республиканская форма правления. Республика (от лат. res - дело, publica - общее), в отличие от монархии, - это форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит выборному коллегиальному или единоличному органу государства. Применительно к России речь идет о Главе государства в лице Президента (см. комментарий к ст. 11 и гл. 4). Россия сформировалась как монархия, в которой главой государства пожизненно являлся монарх, получавший власть по наследству. Однако в результате отречения последнего российского императора Николая II от престола 28 февраля 1917 г. и последовавших за этим двух социальных революций монархическая форма правления в нашей стране оказалась невозможной. Россия превратилась в республику, неоднократно менявшую в ходе исторического развития свою сущность, представляющую собой сегодня республику смешанного (или полупрезидентского) типа (см. комментарий к ст. 11), к каковым относится большинство развитых государств мира.

2. Что касается равнозначности наименований Российская Федерация и Россия, то эта норма подчеркивает историческую преемственность Российской Федерации, каковой она стала именоваться с 1918 г., и России - государства, возникшего на части ее территории в IX в. нашей эры. Исторически возникшие двойные наименования присущи некоторым иностранным государствам, например Голландии - Нидерландам, Черногории - Монтенегро. Однако далеко не везде эта двойственность получает конституционное закрепление.

0

5

Раздел первый

                 Глава 1. Основы конституционного строя

                                Статья 1

     1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления.
     2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

     Комментарий к статье 1

     1. Статья 1 имеет важнейшее значение, ибо она дает определение Российской
Федерации, перечисляя ряд ее важнейших признаков, конкретизируемых в ряде
дальнейших статей этой главы и всей Конституции.
     Российская Федерация - демократическое государство. Это видно из общепризнанных
политических и иных прав граждан, о которых говорится в ст. 2 и 6, которые
излагаются во многих статьях последующих глав, из перечня форм народовластия
- непосредственного и представительного (ст. 3), а также местного самоуправления
(ст. 12), из признания идеологического и политического плюрализма, многопартийности
(ст. 13), из многих статей последующих глав.
     Российская Федерация есть федеративное государство. Это конкретизируется
затем в положениях о суверенитете Российской Федерации, верховенстве ее Конституции
и законов на всей территории России и т.д. (ст. 4), о составе равноправных
субъектов Российской Федерации и основах федеративного устройства (ст. 5),
о единстве гражданства Российской Федерации (ст. 6), органах государственной
власти Российской Федерации и ее субъектов, о разграничении предметов ведения
и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов
федерации (ст. 11).
     Российская Федерация есть правовое государство. Эта характеристика, долгое
время считавшаяся неприемлемой буржуазной выдумкой для обмана трудящихся при
современном капитализме, теперь принята и у нас. Зато отвергнуто отождествление
права с законом, открывавшее путь к подмене права, которое законодатель обязан
соблюдать, законом, который законодатели принимают произвольно. Правовое государство
не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство,
признающие право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся
меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах
и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства
и т.п. Идея господства права в жизни общества и государства - это современный
этап тысячелетних поисков сверхисточника для государственного нормотворчества.
Его видели то в божественной воле, то в воле народа, то в экономическом базисе
и т.п. Маркс считал государство не творцом норм, а только переводчиком объективных
потребностей на язык закона.
     Идея господства права выражается в гл. 1 Конституции Российской Федерации
в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы
и принадлежат им от рождения (ч. 2 ст. 17), а только признает их, соблюдает
и защищает их носителя - человека, его права и свободы как высшую ценность
(ст. 2). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание
законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются
правосудием (ст. 18). Государство, становясь правовым, превращается из аппарата
властвования прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую
их волю и действующую под их контролем.
     Республиканская форма правления характеризуется отсутствием монарха -
обычно наследственного главы государства - и наличием власти у избираемых
народом органов. Исторический опыт России привел к тому, что монархия нередко
понимается как самодержавие, абсолютизм. Но вопрос сложнее. Демократические
режимы многих современных парламентарных конституционных монархий (Великобритании,
Нидерландов, Бельгии, Швеции, Японии и др.) вряд ли предпочтительнее тоталитарных
политических режимов многих "республик" (Ирака, Сирии, в прошлом СССР, Румынии
и др.).
     Некоторые важнейшие характеристики Российской Федерации, которые, как
и уже названные, еще предстоит полностью оправдать на деле, не "попали" в
ст. 1 Конституции. Прежде всего это определение Российской Федерации как социального
государства - оно дано в ст. 7 (см. комментарий к ней). Российская Федерация
охарактеризована как светское государство в ст. 14 Конституции (см. комментарий
к ней). Многие демократические государства "многосторонне" охарактеризованы
не в разных статьях, а в их главных конституционных определениях. Так, Франция,
согласно ст. 2 ее Конституции, является "светской и социальной Республикой",
"ФРГ есть демократическое и социальное федеративное государство" (ст. 20 Основного
закона ФРГ). То же самое мы встречаем в конституциях земель ФРГ. Бавария является
государством свободным, т.е. республикой (ст. 1), народным (ст. 2), правовым,
культурным и социальным (ст. 3). Свободный ганзейский город Гамбург есть демократическое
и социальное правовое государство (ст. 3) и т.д.
     Определения России как социального и светского государства не были включены
в текст ст. 1 Конституции Российской Федерации, так как во время подготовки
ее проекта многие политики и ученые совершенно неосновательно усматривали
в термине "социальное государство" остаток коммунистической идеологии, а не
необходимый признак современного либерального и демократического государства.
Термин "светское государство", вероятно, был сочтен не настолько важным, чтобы
включить его в ст. 1. Но единая сводная конституционная характеристика российского
государства, конечно, охватывает все эти его свойства.
     2. В части 2 комментируемой статьи наименования Российская Федерация
и Россия определены как равнозначные, т.е. как синонимы. В том же смысле в
преамбуле и в ст. 59 употреблены слова "Отечество" и "Родина". Разумеется,
вне конституционной терминологии эти слова могут иметь иные смысловые оттенки.
Например, наша страна была Россией и до превращения в федерацию.

0

6

Раздел первый

                 Глава 1. Основы конституционного строя

     Комментарий к главе 1

     Глава закрепляет исходные принципы конституционного регулирования важнейших
сторон жизни современного российского общества, определяет сущность Российского
государства, правовое положение личности, принципы экономических отношений,
пользования землей и недрами, основы политической системы общества, взаимоотношений
государства и религии.
     Основы конституционного строя, закрепленные в гл. 1, составляют первичную
нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего
законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации. А
это означает, что другие главы Конституции содержат нормы, развивающие, конкретизирующие
исходные принципы, в частности устанавливающие компетенцию органов государственной
власти Российской Федерации, порядок принятия ими властных нормативно-правовых
и индивидуальных решений, права и обязанности граждан, иных субъектов права,
закрепляющие юридические и другие гарантии реализации основ конституционного
строя.
     В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где
она закреплена - в Конституции, законах Российской Федерации, указах Президента
или постановлениях Правительства, не может противоречить установленным в гл.
1 основам конституционного строя (в случае же несоответствия такие нормы признаются
неконституционными и утрачивают силу). Не могут также противоречить основам
конституционного строя действия и решения должностных лиц, государственных
органов, граждан и их объединений.
     Поэтому крайне важно основательно разобраться в положениях гл. 1 и глубоко
их усвоить. Во-первых, знание основ конституционного строя в значительной
степени облегчает понимание остальных положений Конституции. Во-вторых, гражданин
получает надежные критерии, благодаря которым он может давать верную оценку
законам, иным нормативно-правовым актам, действиям должностных лиц, отличать
произвол от правовых мер, проводимых в рамках Конституции и законности. В-третьих,
и это самое главное, в тех случаях, когда в действующих законах и иных нормативно-правовых
актах отсутствуют необходимые нормы или они противоречат Конституции, гражданин
вправе реализовывать свои права, руководствуясь положениями Конституции, и
в первую очередь - основами конституционного строя, ибо принцип прямого действия
Конституции непосредственно закреплен в ней (ст. 15).
     При изучении основ конституционного строя целесообразно не только уяснить
содержание отдельных статей этой главы, но и выявить их связи и зависимости,
ибо все нормы, все принципы основ конституционного строя органически связаны
друг с другом. Анализируя конституционные положения, важно установить прежде
всего связи трех групп норм: 1) регламентирующих деятельность государства
и его органов; 2) определяющих правовое положение личности в Российской Федерации;
3) закрепляющих юридическую силу Конституции и порядок ее изменения.
     Главное внимание в главе уделяется принципам организации и деятельности
государства, что объясняется его значимостью для современного общества, а
также необходимостью защиты личности, гражданского общества, их частных интересов
от необоснованного вмешательства государственных органов и должностных лиц.
     Основы конституционного строя закрепляют форму государственной власти
в Российской Федерации (ст. 1), устанавливают источник государственной власти
и способы осуществления народовластия (ст. 3), определяют пределы действия
суверенитета Российской Федерации (ст. 4). Формулируются также принципы федеративного
устройства России (ст. 5), закрепляется принцип разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную (ст. 10) и устанавливается круг органов, осуществляющих
государственную власть в Российской Федерации (ст. 11). Особо выделяется ст.
7, согласно которой социальная политика государства, направленная на обеспечение
достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимо от рода
его занятий и деятельности, возводится в ранг конституционной основы.
     В Конституции получила закрепление новая концепция власти, исходящая
из отказа от единой системы Советов народных депутатов как основы государственности.
Вместо Съезда народных депутатов и Верховного Совета на уровне федерального
законодательного органа теперь действует Федеральное Собрание - двухпалатный
парламент, работающий на профессиональной основе. Система представительных
органов субъектов Федерации определяется каждым субъектом самостоятельно.
Установлено реальное равноправие всех субъектов Федерации.
     Процессы реформирования государственной сферы последовательно распространяются
и на сферу взаимоотношений государства и личности, государства и гражданина.
При этом личность получает надежную конституционную защиту от любых посягательств
на признаваемые международными нормами права человека и гражданина (ст. 2
и 6).
     Примечательно, что в соотношении "государство - человек" поменялись акценты.
Если в условиях тоталитарных систем личность обязывалась согласовывать свои
интересы прежде всего с интересами государства, то в действующей Конституции
устанавливается иной принцип. Признание, соблюдение, а также защита прав и
свобод человека становятся конституционной обязанностью государства. Следовательно,
в любых ситуациях права и свободы личности не могут приноситься в жертву интересам
отдельных властных структур. Это, естественно, не означает, что допустима
вседозволенность, безответственность поведения личности в обществе. Соблюдение
закона, уважение прав и свобод других лиц - одна из основных конституционных
обязанностей каждого гражданина России.
     Следует обратить внимание и на тот факт, что приоритет прав личности
не ограничивается только политической сферой. В гл. "Основы конституционного
строя" признаны права личности и в экономической сфере. Сняты многие ограничения,
которые имели место на протяжении последних десятилетий и низводили экономический
интерес личности до заработной платы, как правило, на государственном предприятии
или в государственном учреждении, организации.
     Согласно действующей Конституции частная собственность на орудия и средства
производства признается и защищается в той же мере и теми же средствами, что
и государственная. Гражданин может иметь в частной собственности заводы, фабрики,
банки, станки и иное оборудование, транспортные средства, может стать землевладельцем.
Запрещаются любые формы государственного притеснения частнособственнических
интересов, создание каких-либо искусственных препятствий для осуществления
собственником правомочий владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Конституция допускает лишь добросовестную конкуренцию и гарантирует свободу
перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской
Федерации.
     Государство утрачивает свое безраздельное господство и в политической
системе общества. Основы конституционного строя закрепляют в Российской Федерации
идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Каждой партии
предоставляется возможность беспрепятственно действовать, разрабатывать собственную
идеологию, завоевывать симпатии и поддержку у населения, вовлекать его в свои
ряды. При этом государство обязуется соблюдать по отношению к партиям, их
деятельности нейтралитет: оно не может провозглашать какую-либо одну партию
ведущей, основной силой политической системы общества, создавать какие-либо
льготы и преимущества для деятельности каких-либо партий.
     Чтобы придать реформам основ конституционного строя необратимый характер
и полностью исключить возможность их свертывания с помощью текущего (неконституционного)
законодательства или иным способом, в гл. 1 закрепляются верховенство Конституции
в системе нормативно-правовых актов. Предусмотрен и особый порядок внесения
поправок (изменений и дополнений) в эту главу. Основы конституционного строя
могут быть отменены, изменены или дополнены только самим народом в ходе референдума
либо специально созываемым для этих целей Конституционным Собранием (ст. 135).

                                Статья 1

     1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления.
     2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

     Комментарий к статье 1

     Статья 1 имеет основополагающее значение. В ней устанавливаются форма
государственной власти в Российской Федерации и, соответственно, режим политической,
экономической и иной свободы личности в обществе. Однако понять содержание
этой статьи можно, лишь имея четкое представление о том, что такое государство,
из каких компонентов оно состоит и в каких формах может проявлять и проявляет
свою власть.
     В самом общем и популярном понимании государство представляет собой аппарат
управления делами общества и защиты прав личности от произвола со стороны
других лиц, органов и организаций. Современное государство имеет сложную структуру
и включает: 1) представительные (законодательные) органы власти; 2) главу
государства - президента; 3) правительство, министерства и иные органы управления;
4) правоохранительные органы: суд, прокуратуру, полицию; 5) армию и разведку;
6) исправительно-трудовые учреждения для лиц, отбывающих наказание.
     Государственные органы тем или иным образом взаимосвязаны и организованы
в единое целое. Способы организации государства и понимаются как его форма.
При этом в форме государства выделяют три основные стороны: форму правления,
форму государственного устройства и политический режим.
     Форма правления характеризуется способами образования высших органов
государственной власти, порядком распределения между ними полномочий. Различают
две основные формы правления: монархию и республику. При монархии высшая власть
в государстве принадлежит одному лицу - монарху, унаследовавшему престол или
избранному пожизненно. При республиканской форме правления высшую государственную
власть осуществляет выборный орган (парламент, сенат), избранный населением
на определенный срок, как правило, в ходе прямых и тайных выборов. Имеются
государства, в которых высшая власть одновременно принадлежит и монарху, и
представительному органу власти, избранному населением. Такие государства
называются ограниченной или конституционной монархией.
     Форма государственного устройства понимается как способ распределения
государственной власти между ее центральными органами и органами власти отдельных
территорий страны. Выделяются две формы государственного устройства: унитарная
и федеративная. В унитарных (единых) государствах, к числу которых относятся
Франция, Швеция, Финляндия, центральные органы государственной власти определяют
полномочия органов власти на местах. В федеративных государствах (США, Германия)
субъекты федерации имеют свои собственные полномочия, которые не могут быть
изменены центральной властью в одностороннем порядке.
     Способы осуществления государственной власти по отношению к гражданам,
их объединениям, формы и методы участия населения в делах государства охватываются
понятием политического режима. Многовековая история государства знает два
вида такого режима: демократический и авторитарный. Для демократического режима
характерны широкое участие населения в формировании органов государственной
власти и местного самоуправления, широкий спектр политических свобод граждан,
режим законности, охрана прав и законных интересов граждан и др.
     В противоположность демократии авторитарные режимы - неограниченная монархия,
фашизм - характеризуются бесправным положением граждан, их отстранением от
государственной деятельности, как правило, наличием единоличной власти. В
странах с таким режимом чаще всего царят произвол и беззаконие, самые грубые
формы нарушения прав человека.
     Конституционное закрепление Российской Федерации как федеративной демократической
республики означает следующее.
     1. В стране действует республиканская форма правления. Все граждане России
имеют право участвовать в формировании законодательной власти Российской Федерации
- Федерального Собрания, а также избирать главу государства - Президента Российской
Федерации (см. комментарии к ст. 81, 96 Конституции). Республиканская форма
правления предоставляет широкие возможности для реального воплощения принципа
народовластия, наиболее полного и последовательного отстаивания интересов
большинства россиян высшими органами власти, сформированными самим населением.
     2. Российское государство представляет собой федерацию, объединяющую
89 субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, два города федерального
значения, автономную область, 10 автономных округов. Представительные (законодательные)
органы субъекта Федерации в пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно
осуществляют полномочия по ряду важнейших направлений государственно-правовой
деятельности, принимают законы и иные нормативно-правовые акты. В то же время
значительную часть вопросов решают непосредственно федеральные органы государственной
власти: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации и Правительство.
     В таком многонациональном государстве, как Россия, федеративная форма
государственного устройства является наиболее оправданной, ибо федерация позволяет
органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с
интересами каждой нации и народности.
     3. Российская Федерация - демократическое государство. Россиянам предоставляются
все известные современной политико-правовой практике формы участия населения
в делах государства и формировании его органов, свобода слова, митингов, шествий
и демонстраций и иные политические права (см. об этом гл. 2 Конституции).
В стране принимаются меры к реальному осуществлению каждым гражданином предоставленных
ему прав и укреплению законности и правопорядка.
     В конечном счете закрепленные Конституцией формы государственной власти
соответствуют передовому опыту государственного строительства зарубежных стран,
учитывают исторические и национальные особенности России и создают оптимальный
режим для реализации политической, экономической и иных свобод россиян. Проведение
принципа разделения властей в системе федеральных органов государственной
власти придает устойчивый характер демократическим преобразованиям в Российской
Федерации, делает невозможным сосредоточение власти в руках одного лица и
введение авторитарного режима.
     Принципиально важным является конституирование государства Российской
Федерации в качестве правового. Далеко не все конституции развитых демократических
государств содержат подобные положения. Однако признание Российского государства
правовым на сегодняшний день надлежит рассматривать не как реальность, свершившийся
факт, а как одну из первостепенных задач, которые предстоит решить в ходе
реформирования России и создания процветающего общества.
     Положение статьи о равнозначности наименований "Российская Федерация"
и "Россия" следует понимать таким образом: оба понятия являются синонимами,
обозначают один и тот же предмет - государство россиян - и могут использоваться
в равной мере как в правовых актах, так и в иных источниках, хотя на практике
в официальных документах чаще встречается наименование "Российская Федерация".

0

7

Комментарий к статье 1 Конституции Российской Федерации от ЛойерFM

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

8

На сегодняшний день не найдены дополнительные материалы к статье 1 Конституции Российской Федерации. При наличии дополнительных материалов к статье 1 Конституции РФ прошу регистрироваться на форуме сайта и предлагать материалы для размещения администратору форума. Таким образом есть шанс собрать наиболее полную и полезную каждому правовую базу по каждой статье Конституции РФ. Всем спасибо.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 1. Основы конституционного строя. Статья 1