ФОРУМ ПРО АМНИСТИЮ, ТЮРЬМЫ, ЗОНЫ и ЗАКОНЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ ПРО АМНИСТИЮ, ТЮРЬМЫ, ЗОНЫ и ЗАКОНЫ » ФСИН России, ФСИН Томская область » СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР №2 (СИЗО-2 Колпашево)


СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР №2 (СИЗО-2 Колпашево)

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Информация СИЗО-2 Колпашево

Дежурная часть тел. (38254) 5-35-05

В Полиции, КАЗ, ИВС, СИЗО, ИК, КП, УИИ Томск. Бесплатная консультация юриста, адвоката по уголовному делу, аресту, мере пресечения, обжалованию приговора, УДО.

Прием посылок, передач: ежедневно с 09:00 до 18:00 перерыв с 13:00 до 14:00. Санитарный день 1 пн. месяца   

Режим работы комнат краткосрочных свиданий: ежедневно по графику с 09:00 до 18:00 перерыв с 13:00 до 14:00   

длительных свиданий: ежедневно по графику с 09:00 до 18:00 перерыв с 13:00 до 14:00  1 пн месяца - санитарный день     

Заявления на предоставление длительных, краткосрочных свиданий и прием посылок, передач

636460, Томская область, г. Колпашево, ул.Пушкина,5

СИЗО-2 Колпашево

0

2

Начальник следственного изолятора СИЗО-2 Колпашево
Боровских Павел Леонидович

Телефон: (38254) 5-31-15
Прием по личным вопросам:
пн. с 10:00 до 11:00

СИЗО-2 Колпашево

0

3

СИЗО-2 Колпашево

Лимит наполнения подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными составляет 205 человек. Приказом Управления народного комиссариата внутренних дел по Новосибирской области от 3 октября 1937 года № 1059/121 в г. Колпашево на базе старых зданий, принадлежавших педагогическому училищу, была открыта Тюрьма №7. Общежитие педучилища было переоборудовано в режимный корпус с лимитом наполнения 150 человек. Этапировали осужденных пешим ходом под милицейским конвоем из Колпашевского, Чаинского, Парабельского, Верхнекетского, Александровского, Пудино и Каргаска. В административном корпусе работало 60 сотрудников. Все здания были старые, одноэтажные, деревянные, с печным отоплением. В 1940 году отремонтировали корпус для осужденных, вместо нар поставили кровати, дали постельные принадлежности, оборудовали прогулочные дворики. Когда началась война, весь личный состав перешел на казарменное положение, многие ушли на фронт. Сотрудников охраны заменили женщины и инвалиды, прибывшие с фронта. Службу несли в две смены - одна дежурит, вторая - конвоирует осужденных в лес на заготовку дров - рубить талину на «тюремном острове», по меткому народному выражению. В 1942 году ликвидировали наряды на продукты для осужденных, поэтому необходимо было организовать подсобное хозяйство. В первый год войны на полях выкопали картофель. На раскорчеванных площадях построили загоны и развели скот. На территории тюрьмы построили склады и овощехранилище. В 1943 году осужденные полностью обеспечивали себя продуктами - молоком, овощами и мясом. Вскоре организовали хозяйственную зону, мастерские, спортзал, в котором проводились занятия по физподготовке. Впервые поставили электородвигатель. Свет горел от подъема до отбоя, а затем давали в камеры коптилки. В дежурной комнате поставили первый телефонный аппарат. В 1948 году задачу конвоирования в суд возложили на сотрудников тюрьмы. По районам конвой осуществляли райотделы. Сотрудники работали в две-три смены. Сложности возникли и с транспортом - пришлось закупать лошадей, строить конюшню, заготавливать сено. Этапирование в Томск осуществлялось пешим путем. Этап проходил через Новоильинку, Тискино, Даниловку, Касьяново, Абрамцево, Жуково, Высокий Яр, Канангино, Затон, Тегульдеево. В Томск приходили на одиннадцатый день. В деревнях останавливались на ночевки, выставляя по четыре-пять постов по два человека. Большие проблемы были с питанием и с организацией кормления лошадей. Конвою в сутки приходилось спать по два-три часа.
В 1950 году в хозяйственной зоне была построена пилорама, сданы в эксплуатацию мастерские. В это время администрация получила первую служебную машину, которая работала на чурочках.  В 1960 году Тюрьму №7 переименовали в Следственный изолятор №2. В это же время был построен кирпичный режимный корпус, кухня, котельная, гараж, двухэтажный административный корпус, где размещался и отряд по хозяйственному обслуживанию. В 1998 году был сдан в эксплуатацию новый режимный корпус с кабинетами психолога и медика, библиотекой, парикмахерской и душевыми. Камеры, где содержаться заключенные, оборудованы радиоточками.

В учреждении организовано обучение несовершеннолетних и осужденных отряда по хозяйственному обслуживанию. Для подростков, находящихся под следствием, проводятся киносеансы.

Работает филиал МСЧ №5 ФКУЗ МСЧ-70 ФСИН России, где квалифицированные врачи оказывают первую медицинскую помощь,  в том числе по психиатрии, хирургии, стоматологии.

В СИЗО-2 постоянно проводятся  спортивные и культурно-массовые мероприятия.

Отдел по воспитательной работе с осужденными взаимодействует с Русской Православной церковью. В учреждении открыта молельная комната.

СИЗО-2 Колпашево

0

4

СИЗО-2 Колпашево
За решеткой: один день из жизни начальника томского СИЗО
Медведь напал на лесоруба в Кожевниковском районе

31 октября сотрудники следственных изоляторов и тюрем отмечают свой профессиональный праздник. Как правило, наши знания о том, как проходят будни людей в погонах, основаны на фильмах. В преддверии праздника редакция сайта tvtomsk.ru решила выяснить, как проходит один день начальника томского СИЗО, подполковника внутренней службы Виктора Пастушенко.

В Томской области находятся всего два следственных изолятора – СИЗО №1 в Томске и СИЗО №2 в Колпашеве. В областном центре лимит наполнения составляет 1058 человек, а вот в Колпашеве значительно меньше – 205 человек. Главная задача изолятора - обеспечить надежную изоляцию арестованных на период следствия и суда. Виктор Пастушенко сразу после армии попал на службу в систему исполнения наказания. С 1995 года он прошел путь от младшего инспектора до заместителя начальника СИЗО в Колпашеве. А в 2012 году его перевели в Томск на должность начальника следственного изолятора.

Каждый день Виктор Николаевич встает в 6.00. Обязательно плотный завтрак. Так как он живет в шаговой доступности от работы, то много времени на дорогу не уходит. В 8.00 подполковник Пастушенко уже принимает доклад дежурного – утренний "ритуал" в СИЗО. За 15-20 минут подчиненные докладывают о прошедших событиях. Затем проходят стандартные мероприятия – инструктажи дежурных смен и личного состава.

Около 9.30 начинается планерное заседание, где начальники всех отделов подводят итоги за прошедшие сутки, здесь же происходит постановка задач на текущий день.

С 10.00 до 12.00 - прием граждан. В течение всего рабочего дня проходит работа с адвокатами и следователями. Обедают здесь также по расписанию.

Территория следственного изолятора включает в себя пять корпусов. И обход "владений" – еще одна из важнейших функций начальника СИЗО. Сегодня все камеры и помещения следственного изолятора оснащены системами видеонаблюдения. В режиме онлайн оператор наблюдает за заключенными и личным составом. И такие посты видеонаблюдения находятся в каждом корпусе.

Встреча со спецконтингентом также входит в обязанности начальника СИЗО. Любой подследственный может в письменной или устной форме обратиться с жалобой или просьбой к руководству изолятора. И задача начальника - по возможности решить их.

Это довольно сложно – создавать все необходимые условия для тех, кто обвиняется в том или ином преступлении, зачастую в тяжком или особо тяжком. По словам Виктора Пастушенко, на сегодняшний день большинство находящихся в СИЗО подозреваются  в преступлениях, связанных с оборотом наркотиков.

В одном из корпусов находится медсанчасть. В штат входят семь врачей: два фтизиатра, два психиатра, дерматолог, терапевт и главврач. Есть и приходящие консультанты - это два стоматолога, лор, инфекционист и хирург. Также здесь располагается стационар на 76 мест.

Как и любой руководитель, Виктор Пастушенко завален бумажной работой. Через него проходит вся входящая и исходящая корреспонденция, текущая  документация. Вечером обязательна еще одна "летучка", на которой решаются выполненные задачи, ставятся новые. Однако после совещания рабочий день руководителя не заканчивается. По словам Виктора Николаевича, с работы он уходит только тогда, когда завершит все дела. Это может быть и 19 часов, а может и 22. Кроме того, есть и суточные дежурства. Но, по словам Виктора Пастушенко, ненормированный график – не самое сложное в работе. Куда тяжелее работать с людьми.

"Сложно как со спецконтингентом, так и с личным составом. Главное - донести до человека то, что от него требуется по закону", - признается подполковник Пастушенко.

На территории изолятора находится мини-колония - это отряд осужденных по хозяйственному обслуживанию СИЗО. Они живут отдельно, занимаются уборкой помещений, готовят и разносят пищу, чистят снег. На данный момент в отряде осужденных числится 54 человека. Здесь, как и в обычной колонии, для заключенных работают кружки, осуществляется духовно-нравственное воспитание.

На сегодня максимальное количество людей в камере не превышает 4 человек.

Их разделяют по составу преступления.

В 2014 году на территории следственного изолятора построили новый корпус. На одном из этажей содержатся несовершеннолетние подследственные. Их обучением занимаются преподаватели ФКОУ СОШ УФСИН России по Томской области. В двух оборудованных классах проходят практически индивидуальные занятия. Некоторые за время следствия успевают окончить школу и получить аттестат. Как выяснилось, в нем не указывают, в какой именно школе обучался ребенок.

Чаще всего сюда попадают дети из неблагополучных семей. К сожалению, есть и те, которые возвращаются сюда несколько раз. Ребятам в качестве профилактики показывают документальные, антинаркотические фильмы. Проводится профилактическая работа, патриотическое, а также духовно-нравственное воспитание. Есть место и творчеству.

Как поделился с нами Виктор Пастушенко, его особо беспокоит ситуация с женщинами, которые рожают в СИЗО.

"Иногда случается так, что к нам поступает женщина, которая ждет ребенка. И очень больно от того, что ребенок, который ничего плохого в жизни не сделал, уже оказывается за решеткой",  - поделился Виктор Николаевич.

СИЗО работает без выходных. Суточное движение составляет порядка ста человек. Даже комната приема посылок и передач работают ежедневно. Максимальное количество продуктов, которое можно принести подследственному, не должно превышать 30 килограммов в месяц.

Попасть на службу в СИЗО не так-то просто. Для этого нужно иметь 100% здоровье и особую психологию, ведь уголовно-исполнительная система требует от своих сотрудников сконцентрированности и полной отдачи. Виктор Пастушенко считает, что тот, кто хочет связать свою жизнь с ФСИН, должен быть очень ответственным, трудолюбивым и терпеливым человеком, чтобы мог выслушать и разобраться в любой ситуации.

Прогулки подследственные совершают ежедневно согласно установленному графику. Для этого на территории оборудованы специальные прогулочные дворы.

После напряженной трудовой недели Виктор Николаевич любит проводить время с семьей на природе. Он женат, воспитывает двоих детей. Сын подрастает и хочет пойти по стопам отца.

"Люблю уехать подальше от цивилизации, отдохнуть. Семья меня полностью поддерживает в этом",  - поделился с нами начальник СИЗО №1.

Признаемся, мы были в СИЗО впервые. Как и у многих, все наши знания о содержании заключенных и подследственных базировались на том, что нам показывают по телевизору. Поэтому мы были приятно удивлены, увидев чистые и светлые коридоры и камеры. Оказалось, что и особых происшествий здесь не бывает. Это такая же работа с размеренным графиком и прописанным уставом. Для сотрудников томский следственный изолятор словно маленький город со своими особенностями.

СИЗО-2 Колпашево

0

5

СИЗО-2 Томская область Колпашево
СТУДЕНТЫ ИНСТИТУТА АКАДЕМИИ ВСТРЕТИЛИСЬ С НАЧАЛЬНИКОМ СИЗО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
03.04.2018

Встреча студентов 1 курса, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», с заместителем начальника СИЗО Томской области Вячеславом Николаевым была организована доцентом Верой Илюхиной.

Гость поделился личным опытом службы в пенитенциарных учреждениях. Рассказ сотрудника вызвал живой интерес аудитории – студентами было задано более десятка различного рода вопросов, касавшихся мотивации работы в органах ФСИН, трудностей прохождения службы, пенитенциарных традиций и интересных примеров из личного опыта.

Вячеслав Николаев отметил, что глаза ребят «горели», а в их вопросах звучал неподдельный интерес. В свою очередь, студенты поблагодарили гостя за интересный диалог, подчеркнув, что у них только усилилось желание посвятить свою жизнь работе в органах ФСИН.

Пресс-служба академии
Институт подготовки государственных и муниципальных служащих
СИЗО-2 Томская область Колпашево

0

6

Юристы ответили на вопросы томских осужденных о пенсиях и разводах
flickr.com

ТОМСК, 20 мар – РИА Томск. Осужденные из томских колоний получили консультации юристов и правозащитников в рамках видеомоста; в числе прочего, были затронуты темы пенсионного обеспечения, процедуры регистрации и расторжения браков, сообщается в пятницу на сайте областного управления федеральной службы исполнения наказания (УФСИН).
По данным ведомства, видеомост состоялся в рамках проекта "Юридическая клиника в местах лишения свободы".
"Юристы и правозащитники в режиме онлайн отвечали на вопросы осужденных исправительных колоний №4, №2 и СИЗО-2 Колпашево. Жилищные проблемы, порядок обжалования приговоров, пенсионное обеспечение, регистрация и расторжение брака, предоставление УДО (условно-досрочное освобождение) и социальных льгот после освобождения – эти и другие вопросы обсуждались по видеосвязи", - говорится в сообщении.
Уточняется, что подобные онлайн-консультации в УФСИН будут проходить регулярно. "Это поможет повысить юридическую грамотность осужденных и решить их проблемы", - отмечают в управлении.

0

7

Школа свободной жизни

Есть в Томске школы, о которых мало кто знает. Неудивительно: их выпускники не проходят парадным шествием по улицам города, не фотографируются с мэром в Лагерном саду. Учатся там не до 11-го, а до 12-го класса. «Дай списать» — такое не практикуется, школьники поясняют: это им неинтересно, хочется найти решение самостоятельно. Среди преподавателей — кандидаты наук. Введено раздельное обучение, как было практически во всех учебных заведениях Российской империи: мужские гимназии, женские пансионы... Такое есть и сейчас в некоторых особо элитных школах. Чуть ли не в каждом классе — дорогое интерактивное оборудование. Ученики — призеры различных конкурсов.

Не спешите искать эти уникальные школы, чтобы записать в них свое чадо. Людям, которые поступают туда, порой под 30 лет, а то и более. Некоторые из них к началу этой учебы даже основы из начальных классов не помнят. А вместо перемен там — перекуры. Эти школы находятся на территории СИЗО и колоний.

«Собственно, у нас тут не школа, а учебно-консультационный пункт — филиал школы, которая работает на базе ИК-4», — рассказывает по пути к учебному заведению замначальника ЛИУ-1.

Это колония строгого режима, но с особенностями: здесь созданы условия для тех, кто болен туберкулезом, поэтому сюда привозят осужденных, приговоренных к разным видам режимов. От провожатого же узнаю «историю и проблематику вопроса»: по закону, если осужденный на воле не окончил школу, он обязан получить аттестат в колонии. Однако есть два «но». Обязанность эта распространяется только на тех, кто моложе 30-ти. Как только пошел четвертый десяток — все, имеешь право от учебы отказаться, даже если уже начал ходить в «колониальную» школу. И еще — если по ту сторону «колючки» ты умудрился окончить менее пяти классов, здесь тебя — опять же, по закону — вряд ли посадят за парту. По той простой причине, что обучать таких школьников надо с нуля, а времени на это не хватит, как правило, они даже читать и писать не умеют. «Крестик» в качестве подписи — оказывается, такое до сих пор существует.

Вот сейчас, пока мы еще не пришли, необходимо небольшое лирическое отступление. Иначе может подуматься, что «граждане начальники» относятся к таким сидельцам-недоучкам с пренебрежением. Знаете, сколько раз я общалась с сотрудниками УФСИН, столько раз поражалась тому, насколько тактично они обращаются со своими «подопечными» и как защищают их права. Не всякий родитель так своего ребенка защищает. Ничего, кроме уважения, это не вызывает.

Но вот и школа — будем все же называть ее так. Уютное здание. Само оно относится к федеральной собственности, поскольку принадлежит колонии. А вот все, что внутри — это уже имущество муниципальное. Школами в томских колониях, как и обычными, ведает городской департамент образования.

Портреты классиков и плакаты с формулами на стенах. Шкафы с учебниками. Подхожу посмотреть — да, как в обычных школах. У меня ребенок по таким же занимается. Новые столы. Ну, во всяком случае, выглядят, как новые. Чистенькие, никаких рисунков на них.     

«В условиях отряда постоянно однообразная обстановка, она давит на психику. А когда наши ученики приходят в школу, особенно в 4-й колонии, где у нас и 3D-телевизоры, и художественное оформление классов хорошо поставлено — вы знаете, это воспитывает в людях культуру, им приятно находиться и заниматься в этой обстановке. Да вот вам простой житейский пример. Когда я начинал работать в конце 90-х годов, все парты у нас были изрисованы и исписаны. Сердца, кресты — чего там только не было. Вот недавно мы мебель обновили — вы знаете, хоть бы кто что написал. Это тоже показатель того, что осужденные — нормальные люди, они развиваются. Я их спрашиваю: «А почему вы на партах не рисуете ничего?». Они говорят: «На красивое рука не поднимается». Вот такой интересный психологический момент. Красота и порядок вокруг воспитывают в человеке культуру, а для осужденного это очень важно, чтобы он почувствовал себя настоящим человеком и нормальным гражданином. Ведь некоторые парни оказались в колонии в силу разных обстоятельств: трудное детство, в том числе, сказалось. Кто-то рос в неблагополучной семье, кто-то в детском доме. В колониях хотят дать им возможность почувствовать себя людьми. Учителя к ним по-человечески настроены, и они это чувствуют».

Это начал разговор директор средней вечерней школы № 4 Игорь Никонов.  С первых секунд общения становится ясно: человек на своем месте.

«Вот я сам как директор могу сказать: я не хочу смотреть на их статьи, я вижу перед собой людей, и я со своими коллегами должен помочь им стать хорошими гражданами. Я и педагогов наших этому учу: не надо создавать в себе неприязнь и неприятие этих учеников. Надо смотреть на них как на обычных парней, которые рядом с нами живут. Это общество в миниатюре, где, как известно, от сумы и от тюрьмы не стоит зарекаться».

Пока мы разговариваем, в класс заходят трое теперь уже бывших учеников, тихонько, чтобы не мешать, усаживаются за парту — сперва надо дать слово педагогам. Владимир, Сергей, Виктор недавно окончили 12-й класс — выпускники, со дня на день им вручат аттестаты. Этот торжественный момент в школах колонии наступает позже, чем в обычных, и не везде в один день. Например, в девичьей колонии, где живут и учатся девочки-подростки, выпускной уже состоялся.

«Наша школа находится на территории ВК-2, — рассказывает ее директор Марина Пушкарева. — На начало года учились у нас 62 девочки, на конец года — 60 (не потому, что две бросили школу, а потому что освободились или были переведены во взрослые колонии — прим.ред.). Еще у нас есть три учебно-консультационных пункта: в СИЗО-1, СИЗО-2 в Колпашево и в колонии-поселении ЛИУ-1. В целом численность по школе — порядка 120-ти человек. В этом году у нас в целом во всей школе 30 обучающихся получили аттестаты: 18 — о среднем общем и 12 — об основном общем образовании.

В нашей школе уже не один год обучающиеся сами делают выбор, как им сдавать выпускные экзамены — в форме государственного выпускного экзамена или в форме ЕГЭ. В этом году у нас численность по ЕГЭ как никогда превысила прошлые годы. Шесть девочек сдавали ЕГЭ: по математике — и базовый уровень, и профильный, а также по русскому языку. Сдали успешно. По математике (базовый уровень) одна девушка выполнила все задания на «пятерку», остальные тоже хорошо написали. Математика (профиль) тоже сдана неплохо: одна девочка набрала 68 баллов. А по русскому одна обучающаяся сдала ЕГЭ на 96 баллов! У всех этих девочек сразу было видно большое желание учиться. И мы, и они сами были уверены в результатах».

Серьезные успехи есть и у взрослых школьников. Причем, соревнуясь в познаниях, они соперничают не только друг с другом: участвуют в общегородских и областных конкурсах, наравне с обычными учениками. 

«У нас есть целый ряд настолько умных парней, которые занимают первые места в таких конкурсах и получают за это денежные призы, им на личные счета приходят деньги, — подхватывает тему замдиректора и заведующий филиалом 4-й муниципальной вечерней школы Вячеслав Щеголихин. — Представляете, приходит он в отряд и говорит: «А мне премия в семь тысяч рублей пришла за конкурс». Все, конечно, удивляются: о, как так? Такие моменты тоже повышают уровень учеников в глазах их товарищей».

Обеспечивать такой уровень образования помогает современное интерактивное оборудование. Два года назад школа № 4 вошла в число шести лучших инновационных школ по городу. В связи с этим ей было выделено дополнительное финансирование, и в школе, и ее филиалах появились не только новенькие парты, но и интерактивные доски, около 50-ти компьютеров, спутниковое телевидение с учебными программами, электронный журнал…

«Это такой телевизор, установленный в коридоре. Дневников у нас нет, а с помощью этого журнала ученик может посмотреть свои оценки. Мы в техническом плане оснащены великолепно — не хуже, а может даже и чуть лучше обычных городских школ», — продолжает Игорь Никонов.

Что до предметов, здесь есть дополнительные занятия по астрономии — это сейчас в тренде. Кроме того, помимо стандартных математики, русского языка, физики, химии и так далее в школе усиленно в каждом классе преподается право, чтобы осужденные знали, как жить на свободе, какие законы существуют, какие изменения в них вносятся. Еще есть такой курс как «Основы безопасности своего здоровья» — о том, как практически обеспечить себе здоровый образ жизни; какие проблемы могут окружать сегодняшних учеников после выхода на волю. Главная общая цель педагогического коллектива — не вручить аттестаты, а подготовить своих воспитанников к освобождению, чтобы там они почувствовали себя полноценными гражданами.

В работе учителям помогают сотрудники колоний. И наоборот: уже около 20-ти лет 4-я школа ведет эксперимент, согласованный с УФСИН еще в конце 90-х годов. За каждым отрядом колонии закреплен куратор-учитель — помощник от школы для начальника отряда. Постоянный контакт школы с начальниками отрядов помогает лучше узнать психологию осужденных, выработать к ним индивидуальный подход. 

«У нас смыкаются несколько задач, — объясняет директор. — Во-первых, школа действует как образовательный центр. Во-вторых — как культурный центр: здесь преподается целый комплекс соответствующих предметов. Есть, например, «Основы киноведения», «Психология жизни» — такие курсы даются в виде дополнительных занятий, кружков и факультативов. «Основы финансовой грамотности» ввели в этом году. И на «Основы компьютерной грамотности» ребята ходят, мы открыли компьютерный класс, он дал нам возможность такие занятия проводить. Что примечательно, большой интерес к английскому языку. Даже образовалась платная группа, департаментом образования у нас поощряются еще и платные образовательные услуги. Даже осужденные, которые не обучаются в школе, ходят заниматься английским. Также есть желающие ходить на курсы русского языка, у нас обучается много мусульман, для них мы такие курсы организовали. Они делают очень хорошие успехи и очень довольны. Ну и третья задача — подготовка к жизни на свободе. Вот эти три задачи проходят у нас через призму всех уроков, дополнительных занятий и прочих мероприятий, которые проводятся в отрядах».

Главный показатель эффективности работы таких школ тоже отличается от общепринятого. Количество призеров на конкурсах и олимпиадах, число поступивших в вузы — это все, конечно, важно и замечательно. Но в приоритете здесь другой критерий — процент рецидива. Те, кто закончили школу, пока отбывали наказание, совершают повторные преступления в 2,5-2,7 раза реже, чем другие осужденные. Эти цифры не с потолка взялись, педагоги проводили социологические исследования.   

Но, разумеется, дальнейшей учебе — после окончания школы — в колониях тоже особое внимание. Можно пойти получать как среднее профессиональное, так и высшее образование: идет сотрудничество по обучению осужденных с Современной гуманитарной академией — там учат на менеджеров и юристов, а также с Томским политехническим техникумом. В академии обучаются дистанционно, через интернет. С преподавателями техникума общаются во время их приездов в колонию, в рамках микросессий. Уже есть выпускники, которые сейчас, после двух лет обучения в техникуме на базе школы, успешно работают на севере на буровых установках и получают весьма неплохие зарплаты. Да и вообще — историй успеха бывших великовозрастных школяров много.

«Я иногда бываю в администрации Томска и вижу там предпринимателей, которые были нашими учениками, — рассказывает Игорь Никонов. — Мало кто знает, что они когда-то сидели, а сейчас это известные люди. Да и просто на улицах Томска я практически каждый день встречаю кого-то из бывших осужденных. Они все благожелательно настроены, и у них удачно сложилась судьба после выхода из колонии: хорошо устроились в бизнесе, обзавелись семьей, детьми. Они подходят сами и рассказывают о своих успехах. Основная масса наших учеников все-таки не возвращается на зону, и теперь они благодарят за то, что мы заставили их учиться в школе. Ведь поначалу многие сопротивляются этому, а потом втягиваются и даже, закончив школу, нам покоя не дают в хорошем смысле слова: хотят ходить на дополнительные занятия, курсы. Объясняют так: «Мне это интересно, без учебы я в отряде отупею».

Еще один показательный пример: был в 4-й школе ученик, который мог закончить срок по УДО. Но сказал, что подождет еще полгода, пока не закончит 12 классов и не получит аттестат. Этот мужчина, кстати, на сегодняшний день — самый возрастной выпускник данной школы. Закончил он ее, когда ему было уже 55 лет.

«Он нам говорил: «Я вернусь к себе на Родину (он то ли из Узбекистана был, то ли из Таджикистана), у меня там невестка работает в школе, и я тоже буду образованным человеком и стану за внуками приглядывать». Как он объяснил, у них там немногие люди его возраста и чуть помладше имеют полное школьное образование, так как начинали работать и помогать своим семьям в достаточно раннем возрасте», — вспоминают своего ученика педагоги.

В сравнении с ним одноклассники Владимир, Виктор и Сергей — мальчишки. Им от 31-го до 34-х лет. На воле окончили от семи до девяти классов. Причем, Сергей, например, до пятого класса был отличником. 

«Потом, — рассказывает, — связался с плохими компаниями, родители вовремя не доглядели — работали. Сел по малолетке. Во время того срока тоже в школу ходил, но срок был маленький — закончить учебу не успел, конечно, освободился. Потом сел еще раз. Здесь, когда был в 9-м классе, мне исполнилось 30 лет, но школу я не бросил, поставил цель закончить полный курс. Теперь планирую, если получится, поступить на высшее. В колонии работаю в пекарне, а поступать хочу на менеджмент, такая профессия везде пригодится. Может, потом удастся устроиться в «нефтянку»…

Разговор оживляется: будущие абитуриенты порой чуть ли не хором рассказывают про свои успехи и планы.

«Раньше молодые были, горячие, но сейчас остепенились. — Я даже женился здесь в колонии. — Конечно, пора остепениться, жить нормально. — Вот в 12-м классе изначально нас было 15, а дошли до экзаменов девять. Кто-то освободился, кто-то написал отказную после того, как исполнилось 30 лет. Но таких, кто бросил школу, мало. Если начал, зачем бросать? Тем более, время на учебу есть, на работе подменяют, если заниматься надо. Образование в жизни пригодится. — У тех, кто бросает учиться, просто нет цели. А надо поставить перед собой цель: вот, мне надо доучиться, и идти к ней несмотря ни на что. Те, кто к цели не идут — слабенькие они».

У Владимира это уже третья «ходка». «Три года в этот раз выпали из жизни», — комментирует он. На самом деле, не совсем выпали. Не факт, что оставаясь на свободе, он задумался бы об окончании школы и поступлении в вуз: 

«Я на IT-технологии собираюсь пойти, сейчас это пользуется спросом на рынке труда. До этого у меня были мысли на экономиста поступить, но пока учился, прогресс не стоял на месте, и я все же сделал выбор в пользу IT.  Cрока у меня осталось немного: один год и три месяца. Возможно, я начну здесь обучение, если найдется подходящее учебное заведение, а может, только после освобождения. Просто учеба в Современной гуманитарной академии, о которой говорил наш директор, предполагает, что человек, находящийся на свободе, должен ездить в Москву, чтобы сдавать заключительные экзамены, а это не просто. Находясь здесь, я, конечно же, мог бы их сдать дистанционно, но из-за маленького оставшегося срока не успею».

У Виктора на будущее тоже все продумано. Академия, а потом — работать в машиностроении. У него хорошо задались дела с математикой, хотя на воле таких талантов за собой не замечал.

«У меня есть тут знакомый, он первый семестр в академии уже закончил. Когда я посмотрел тесты, которые он выполнял, понял, что смогу там учиться. Я даже порой помогал ему. Все-таки, многое зависит от преподавателей. Здесь учителя реально заинтересовывают и объясняют все понятно. Возможно, были бы в обычной школе такие педагоги, так многие из нас тут не оказались бы».

«Вот я тоже обратил на это внимание, — сразу подтверждает Владимир. — Если вспомнить то время, когда я учился в школе на свободе, я на уроках химии вообще ничего не понимал. А здесь стал понимать хотя бы основы, разобрался, что к чему».

«Ну и потом, когда ты видишь, что у тебя что-то получается, тебе еще интереснее становится, и ты стараешься дальше продвинуться, — это уже Сергей добавляет. — Вот бывает, что зачеты мы сдаем на компьютерах. Я здесь компьютер в первый раз увидел. То есть, знал, что они есть, но ни разу не сталкивался. А тут научили обращаться, вроде, удается потихоньку».

Так трогательно: своим школьным удачам эти мужчины радуются, как дети.

«Порой, бывает, викторины проводят, за участие ручку, например, или блокнот, или кроссворды дарят. Приятно! — А я в прошлом году четыре грамоты получил. Вон одна моя висит, в этом кабинете».

Обладатель грамоты с гордостью показывает ее, улыбаясь, фотографируется рядом. Эти снимки останутся в архиве УФСИН: выставлять их на всеобщее обозрение без письменного согласия осужденного нельзя. Соглашаются на то, чтобы об их судимости узнали все подряд, немногие. Оно и правильно, им еще детей воспитывать и учить и самим тоже — учиться и учиться.

Ирина Костина

0


Вы здесь » ФОРУМ ПРО АМНИСТИЮ, ТЮРЬМЫ, ЗОНЫ и ЗАКОНЫ » ФСИН России, ФСИН Томская область » СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР №2 (СИЗО-2 Колпашево)